КОНЦЕПЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ОТНОШЕНИИ УСЫНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

С.Е.Вавильченкова

Аннотация. В современном обществе по вопросу усыновления детей и деятельности в сфере опеки и попечительства принимает участие Русская православная церковь. В современных условиях православная церковь допускает усыновление детей. Русская православная церковь в своей доктрине отражает многовековой культурный и исторический опыт России.

Ключевые слова: социальные сироты, усыновление детей, основы учения русской православной церкви, усыновитель, национальное законодательство.

 

Государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей и детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. в тех случаях, когда родители в силу жизненных обстоятельств и по иным причинам не в силах справиться со своими обязанностями в отношении детей, либо уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей.

Составной частью социальной политики Российской Федерации является семейная политика, включающая в себя социальную и государственно-правовую защиту семьи и детства. Направленную на создание соответствующих социальных, правовых и экономических условий для сохранения семьи как стабильного института, обеспечивающего безопасность и заботу своим членам семьи на основе любви и уважения.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия .

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

В современной общественной дискуссии по вопросу усыновления детей и деятельности в сфере опеки и попечительства принимает участие Русская православная церковь. В Основах социальной концепции Русской православной церкви, принятых на Архиерейском Соборе в 2000 г., выражен приоритет семейного воспитания детей (X. 4) : «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства сравнительно с успехами мужчин и женщин в профессиональной области приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза; оно также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, – свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка».

При этом церковь допускает возможность усыновления детей: «Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов» (XII. 4) .

Однако практика показывает, что современные христиане очень редко пользуются практикой усыновления детей. В православной литературе указывается, что Бог не дает детей, чтобы супруги полюбили детей всего мира как своих. Следует также помнить о святом примере Иоакима и Анны – родителей Пречистой .

В «Основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятых на Архиерейском Соборе в 2008 г., говорится о возможности осуществления церковью правозащитной деятельности (разд. V), где указаны такие направления, как забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей и поддержка семьи в ее традиционном понимании отцовства, материнства и детства .

Во исполнении данного положения был создан Правозащитный центр Всемирного Русского Народного Собора, который занимается реализацией указанных направлений правозащитной деятельности Русской православной церкви.

Для социальных и реальных сирот Русская православная церковь организует православные приюты. Православные приюты зарекомендовали себя как органы опеки над православными сиротами, работа в которых строится на трех составляющих: обеспечение жизнедеятельности, образование и воспитание, ориентированное на базовые духовные ценности и дух национального достоинства .

При этом церковь отрицает возможность усыновления детей со стороны однополых пар (XII. 9) : «Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как «норму», а тем более как предмет гордости и пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодежи, а также занимать начальственное положение в армии и исправительных учреждениях».

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Правовые нормы национального законодательства предусматривают жесткие меры, такие как лишение родителей прав на ребенка, но нет службы помощи в восстановлении таких прав. Не существует в России комплексная система социальной защиты семьи. В сложных современных условиях многие российские семьи находятся в сложной ситуации и без помощи государства не могут решать создавшиеся проблемы. Для стабилизации семьи должны быть определенные условия, создать которые необходимо государством. В настоящее время не существует условий для стабилизации ситуации в семье.

В Российской Федерации не гарантируется государством, а скорее декларируется право ребенка воспитываться в семье. Малоэффективной оказалась Федеральная программа «Дети России» 2007-2010 гг. Справедливости ради отметим, что в нее введено положение о проблемах безнадзорности детей, о социально-реабилитационных центрах и др.

Права детей на устройство их в семью расширены Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» (2008 г.), но проблемы еще остаются. Для развития гражданского общества в современной России институты опеки, попечительства, патроната должны совершенствоваться.

Складывается устойчивая тенденция по ухудшению в Российском государстве социальной обстановки, которая проявилась в большом количестве случаев лишения родительских прав, а в отдельных случаях их ограничения. Возросло и количество отказов от ребенка родителями. Необходимо создать в первую очередь материальные условия для укрепления семьи, для обеспечения необходимых потребностей детей, а также определить комплекс проблем, мешающих укреплению семьи и ее авторитета как социального института государства.

Экономические проблемы многодетных семей и семей, требующих дополнительно социальной и материальной помощи, можно решить путем введения в Российской Федерации налога на бездетность.
Российское государство уделяет внимание, чтобы сокращалось количество детей-сирот, но количество находящихся в интернатах не уменьшается, но придавая при этом особое значение воспитанию детей в семье. Отметим, что Президент РФ объявил 2008 г. Годом семьи и обратил внимание на важность института семьи и необходимость оказания помощи и поддержки семьям. Семейный кодекс РФ, Президентская программа «Дети России» и ее Федеральная целевая программа «Дети-сироты», а также Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье», утвердившее Положение о приемной семье, являются важным доказательством заботы государства о семье, детях и материнстве. Проблема состоит в том, что на территории Российской Федерации не создан механизм обеспечения выполнения положений нормативных правовых актов.

Действующая система регулирования, охраны и защиты государством правового положения человека и гражданина в РФ, в том числе в сфере семьи и брака, в рыночных условиях обустройства общества является ненадлежащей и недостаточно эффективной и требует углубленного, комплексного исследования и развития. Определяющим фактором, регулирующим сферу защиты семьи и брака, служит обязательное и взаимоувязанное исполнение государством своих правоустанавливающих и правоохранительных функций, представляющих собой важнейшее и принципиальное положение в современной теории права.

В современной общественной дискуссии по вопросам реализации государственной политики в области усыновления детей, деятельности органов опеки и попечительства участвует Русская православная церковь. Позиция церкви по данным вопросам, отраженная в ее официальных документах и социальной доктрине, должна быть учтена законодателем при совершенствовании государственной политики и
правового регулирования в данных сферах, поскольку религиозные нормы, отражающие многовековой культурный и исторический опыт России, являются универсальным ориентиром для политики и права.

Библиографический список

1. Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исследовательского проекта // В.В. Елизаров, Е.Н. Феоктистов, Г.И. Климантова и др. – М.: Просвещение, 2013.
2. Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека [Официальный сайт Московского Патриархата] http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html (дата обращения: 17.09.2016).
3. Зайкова О.Н. Усыновление в России: история и современность // Вестник ЮурГУ. 2006. № 17. Сер. Социально-гуманитарные науки. Вып. 7.
4. Радина Н.К., Павлычева Т.Н. Зарубежный и отечественный опыт реализации технологий семейного устройства и воспитания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание семей и детей: Научно-методический сборник. 2016. № 7.
5. Основы социальной концепции Русской православной церкви [Официальный сайт Московского Патриархата] http://www. patriarchia.ru/db/text/141422 (дата обращения: 17.09.2016).

Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (64) 2018

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code