ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЛОГИСТИКИ РОССИИ

В.Ф.Горшенин, О.С.Рафикова

Логистический аутсорсинг в России является относительно новой сферой деятельности, развитие которой в стране сдерживается традиционными механизмами хозяйственных связей и слабой инфраструктурной поддержкой потоковых процессов. В статье рассмотрены перспективы развития потенциала российских логистических операторов на принципах аутсорсинга, позволяющего формировать компании с широким комплексом предоставления услуг на основе четкой структуризации грузооборота.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистический аутсорсинг, единый технологический процесс, логистический оператор, индекс эффективности логистики.

 

Аутсорсинг имеет очень древние корни. Одними из первых аутсорсеров бизнес-процессов стали юридические и бухгалтерские фирмы в странах, законодательство которых основано на прецедентном праве. Расширяя перечень услуг, со временем они превратились в консалтинговые фирмы, а затем — в аутсорсинговые [1].

В современной экономике аутсорсинг бухгалтерских, юридических, программных и других услуг применяется с высокой эффективностью и не является чем-то новым и сложным для восприятия, чего не скажешь о логистическом аутсорсинге.

Логистический аутсорсинг, или аутсорсинг логистических бизнес процессов, — это предоставление предприятиям, осуществляющим процедуры управления потоковыми процессами, полного спектра логистических услуг сторонней организацией. Такой подход стал развиваться в 1990-х гг, когда компании, обладающие хорошей транспортной системой, в дополнение к которой присоединялось несколько арендованных складских или распределительных центров, начали предоставлять полный спектр услуг по управлению «внешней логистикой». [2]

В подобных схемах управления потоковыми процессами участвуют три стороны: производитель — логистический оператор — потребитель, вследствие чего схема получила наименование «Third Party Logistics» (3PL). Логистический оператор осуществляет предоставление логистических услуг или комплекса услуг — от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров). В оказании услуг участвуют сетевые торговые операторы, службы экспресс-доставки, небольшие и средние компании, в которых есть возможность разделения цепочки внутренней и внешней логистики. Для предприятий же с большими объемами производства и широким рынком сбыта подобные услуги сокращают затраты на обслуживание материального потока.

В российской практике таких логистических операторов немного. По оценке маркетингого агентства РБК [5] к 3РЬ-провайдерам, способным оказывать комплексные услуги, можно отнести порядка ста двадцати компаний, восемьдесят из которых являются российскими, а сорок западными. Валовая выручка же компаний, предоставляющих комплексные логистические услуги, не превышает 8 % оборота российского рынка транспортно-логистических услуг. Аналогичный показатель для стран Евросоюза составляет 19 %.

Существует ряд компаний, осуществляющих экспресс-доставку, курьерские услуги и другие транспортные услуги по всей территории России, что, по их мнению, позволяет им называть себя 3РЬ-провайдерами. Хотя 3РЬ-провайдер не только берет на себя задачу организации перевозок, но и заботится об управлении запасами продукции, их учете, складском хранении, обработке груза, подготовке необходимых документов, доставке товара потребителю [4].

В условиях острой конкурентной борьбы логистические операторы третьего порядка, которые существуют на рынке долгое время и имеют большую и устойчивою сеть логистических операций в определенном регионе, расширяют сферу и качество услуги, забирая под свое управление все больше логистического функционала производителей и потребителей. Так, в 1996 г. консалтинговая фирма Andersen Consulting, ныне Accenture, зарегистрировала термин 4PL как торговый знак со следующим толкованием: «Логистический провайдер четвертого уровня является менеджером цепочки поставок, который сводит ресурсы, мощности и технологию свой организации с ресурсами, мощностями и технологией другого логистического предприятия и управляет им с целью предложить клиентам наиболее полное решение задач в цепочке поставок». [3]

Подобная компания выступает интегратором всех логистических бизнес процессов клиента. Полный пакет логистических сервисов, который должна реализовать компания, претендующая на статус 4PL-провайдера в развитых странах, по мнению А. В. Дементьева [3], включает в себя следующие элементы:
1) прямая транспортировка, консолидация отправок и экспедирование;
2) управление складированием в соответствии с современными требованиями, управление запасами, формирование и распределение заказов;
3) оформление платежей за перевозки, сопровождение грузов, услуги таможенного брокера, управление автотранспортом обеспечение частями;
4) транспортировка, когда перевозчик несет ответственность за всю перевозку, даже если эта транспортировка производится разными видами транспорта;
5) внедрение Автоматизированных систем управления технологических процессов и Автоматизированных систем контроля учета ресурсов;
6) выбор информационного обеспечения, проектирование и обеспечение функционирования информационных систем, консультационные услуги;
7) управление выполнением заказов, контрактное производство, консолидация отправок.

В мире многие транснациональные корпорации пользуются услугами логистических операторов четвертого уровня, например: SONY, TOSHIBA, автомобильные концерны FORD, DAIMLER CHRYSLER, что подтверждает востребованность этого уровня услуг [4].

Согласно опубликованному в 2016 г. докладу Группы Всемирного банка, темпы повышения эффективности логистики в наименее развитых странах мира замедлились впервые с 2007 г., в то время как страны с развивающейся экономикой, реализующие комплексные инициативы, продолжают повышать эффективность логистики. Исследование развития логистического сервиса в разных странах с помощью индекса эффективности поставило Россию в рейтинге на девяносто девятое место из ста шестидесяти стран, отметив неравномерность рынка транспортно-логисти- ческих услуг в стране [6]. Причина отсутствия в России логистических интеграторов 4 уровня заключается в низком уровне инфраструктуры логистики и слабых организации логистических потоках внутри страны. Так на крупных российских предприятиях логистика очень запутана, и основная часть управления материальными потоками остается в ведении предприятий, делая их деятельность более затратной.

Аутсорсинговое направление в логистике является одним из оптимальных для развития и наращивания грузопотока в нашей стране. Логистика операторов четвертого уровня напоминает практику СССР в области построения кольцевых маршрутов, когда с конца 1939 г. работники академии СССР во главе с академиком АН СССР В.Н. Образцовым предложили ЕТП (единый технологический процесс).

Это были перевозки массовых грузов, которые по существу и определяли финансовое положение дорог и отрасли в целом, что на сто процентов оправдывало себя. Заключение трехсторонних договоров происходило между отправителями, перевозчиком и получателями. В договоре устанавливался размер груза, пропорциональность, время отгрузки и срок доставки. Соблюдение таковых договоров позволяло получить хорошие результаты:
• твердые графики движения грузовых поездов и оборотов локомотивов;
• единые технологические процессы работы подъездных путей клиентуры и портовых терминалов. [9]

Но такая технология работала только в условиях плановой экономики, а в условиях рыночной экономики данный опыт оказался невостребованным и не получил должного внимания. Можно предположить, что восстановление советской практики по организации кольцевых маршрутов между несколькими предприятиями даст экономический эффект, сопоставимый с результативностью деятельности 4PL-операторов.

При рассмотрении перспектив перехода российских логистических операторов третьего уровня к четвертому уровню необходимо в первую очередь уяснить структуру грузовых перевозок России. По данным информационно-аналитического издания «ПРОВЭД» [7] грузооборот в Российской федерации в большей степени является сырьевым (табл. 1).

Лидирующее положение, безусловно, занимает трубопроводный транспорт, но там процесс транспортировки как правило контролируется вертикально интегрированными нефтяными и газовыми компаниями, т. е. по сути является внутренней логистикой компании, к которой сторонние организации имеют ограниченный доступ.

Иное дело железнодорожный транспорт. Он, как и прежде, занимает существенную часть грузоперевозок. Но за последние четверть века в управлении железнодорожными перевозками прошли существенные изменения. Произошло разукрупнение железнодорожной отрасли. Появилось много компаний, контролирующих те или иные сферы железнодорожных перевозок. Это связано с разнообразием номенклатуры перевозимых грузов, обширной сетью дорог, спецификой технологии перевозки и т. д.

Таблица 1
Структура грузооборота России в первом квартале 2015 и 2016 гг. млрд. т.

Такая диверсификация деятельности позволяет железнодорожным компаниям предлагать широкий спектр услуг на уровне логистических операторов 4PL.

В настоящее время в России с ее особенностями грузоперевозок справиться с материальными потоками крупных компаний можно только с использованием железнодорожного потенциала, поэтому необходимо в первую очередь рассмотреть компании, предоставляющие услуги логистического аутсорсинга на уровне 4PL при помощи железнодорожного транспорта.

Сейчас существуют подобные компании, которые занимаются календарным планированием, обеспечением завоза сырья, диспетчерским контролем, разработкой схем погрузки, погру- зочно-разгрузочными работами, оформлением перевозочных документов, оплатой сборов и ж.-д. тарифа, обеспечением вывоза готовой продукции и доставкой конечному потребителю (железнодорожный транспорт и другие виды транспорта) [8].

При увеличении спектра услуг подобных компании, а также исследовании и создании устойчивых и доверительных связей с крупными предприятиями, входящими в определенную логистическую цепь, по нашему предположению возможно восстановление известной практики кольцевых маршрутов между крупными промышленными предприятиями.

В результате вышеизложенного можем сделать вывод, что в России потенциал развития логистического аутсорсинга высокий. Приоритетным направлением развития перевозок является железнодорожный транспорт, причинной этого являются организационные, технологические и географические условия России. Одним из инструментов повышения эффективности логистических услуг оператора может стать ЕТП (единый технологический процесс).

Список литературы

1. Шабанов, А. Как развивался аутсорсинг? История вопроса [Электронный ресурс] / А. Шабанов // UCMSGroupRussia. — URL: http://www.ucmsgroup.ru.
2. Селинский, М. Е. Что такое услуга 3PL / М. Е.Селинский // Школа Жизни. — 2014. — № 10 (77). — Апр.
3. Дементьев, А. В. Контрактная логистика : учебник / А. В. Дементьев. — СПб. : Кн. дом, 2013. — 146 с.
4. Рафикова, О. С. Состояние рынка логистического аутсорсинга в Южно-Уральском регионе / О. С. Рафикова // Сборник научных трудов IX региональной научно-практической конференции «Проблемы управления социально-экономическими системами в условиях инновационного развития» и XXXIX студенческой научной конференции «Студент и научно-технический прогресс». — Челябинск : Энциклопедия, 2015. — 432 с.
5. Обзор рынка транспортно-логистических услуг [Электронный ресурс] // РБК. — 2016. — URL: http: //marketing.rbc. ru.
6. Индекс эффективности логистики [Электронный ресурс] // Всемирный банк. — 2016. — URL: http://www.worldbank.org/ru/about.
7. Быркова, Е. Грузоперевозки в первом квартале 2015 года: статистика и тенденции [Электронный ресурс] / Е. Быркова // ПРОВЭД : информац.-аналит. сетевое изд. — URL: http://провэд.рф.
8. Логистический аутсорсинг [Электронный ресурс] // РЖД. — URL: http://www.rzdlog.ru.
9. Базы взаимодействия [Электронный ресурс] // Дом Книг. — URL: http://textbook.news.

Научный журнал “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета”
2017. № 1

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 24

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code