ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

А.Г.Строкаль, В.Ф.Горшенин

На основе системного и комплексного анализа уточнено содержание понятия «трансакционные издержки», рассмотрена структура издержек в логистической деятельности, затронуты вопросы соотношения логистических издержек и выгод от их реализации.

Ключевые слова: трансакция, трансакционные издержки, логистический процесс, материальный поток, выгоды.

 

Несмотря на популярность данного вопроса, на сегодняшний день не имеется построенной научной теории трансакционных издержек в логистике. В новейшей науке нет единства по поводу природы трансакционных издержек. Одни авторы определяют трансакционные издержки как затраты, возникающие, когда индивиды обмениваются правами собственности на активы и поддерживают свои исключительные права, другие — как затраты на управление материальными потоками. Очевидно, что в условиях движения материальных потоков особенно важными инструментами управления выступают анализ, информационное отражение и оценка затрат, т. е. материальный и информационные потоки логистических процессов.

Трансакционные издержки возникают в различных видах логистической деятельности, оказывая влияние на материальный поток и сопутствующие ему финансовые и информационные потоки, в связи с чем их информационное отражение и оценка — важные задачи для предприятия.
Р. Коуз, отталкиваясь от понятия трансакции, ввел понятие «трансакционные издержки» для оценки стоимости затрат в логистике на трансакционные операции [2. С. 6]. Также Р. Коуз отмечал, что «без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной логистике, невозможно понять, как работает эта система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки практических рекомендаций» [2. С. 7].

Анализ работ Дж. Уоллиса и Д. Норта показывает наличие различных источников увеличения трансакционного сектора, что характерно и для логистики. Трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Издержки трансакции суть издержек, обусловленных характером производственных отношений [3. С. 45].

Е. А. Бренделева, определяя трансакционные издержки, не отделяет их от процесса производства. Изучение же с позиций логистики вскрывает новые виды трансакционных издержек, которые не всегда будут зависеть от производственного процесса [1. С. 43].

Большинством исследователей трансакционные издержки понимаются как издержки функционирования системы. Однако общепринятой классификации этих издержек не сложилось, каждый исследователь обращает внимание на наиболее интересные для него элементы.

В настоящее время трансакционные издержки подавляющим большинством ученых воспринимаются интегрально, как совокупные издержки функционирования системы. Наиболее общее определение трансакционных издержек — это затраты ресурсов для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятыми индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.

Существует множество определений трансакций, но до сих пор исследователи так и не сошлись во мнениях.

Так Дж. Стиглер выделяет «информационные издержки», О. Уильямсон — «издержки оппортунистического поведения», а М. Дженсен и У. Меклинг рассматривают их как «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения». Й. Барцель предлагает определять их в виде «издержек измерения», П. Милгром и Дж. Робертс — «издержек влияния», Г. Хансманн — «издержек коллективного принятия решений».

Н. И. Бузак под трансакционными издержками понимает объединение нескольких последовательных стадий производственного цикла, на которых оценка по затратам является менее дорогостоящим способом измерения; где предельные издержки измерения по затратам равны предельным издержкам измерения по выпуску [1. С. 3].

По определению Н. К. Моисеевой, трансакци- онные издержки — издержки экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами [2. С. 65].

Н. В. Андрианова дает следующее определение: трансакционные издержки — это ценность ресурсов, затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе [1. С. 12].

Различная природа трансакционных издержек и сжатые сроки, в которых предприятию приходится с ними встречаться приводят к отвлечению на эти издержки не только финансовых, но и интеллектуальных и организационных ресурсов.

Учитывая высокой уровень чувствительности бизнеса к росту любых видов издержек, транс- акционные издержки в развитии бизнеса играют особо важную роль, а проблему их анализа и оптимизации — достаточно актуальной на сегодняшний момент.

Неизбежность возникновения трансакционных издержек связана с тем, что ни одна фирма не может существовать изолированно от внешней среды. Организация при любом раскладе вынуждена взаимодействовать с другими субъектами логистики: приобретать сырье, материалы, основные средства, услуги, нанимать персонал, продавать свою продукцию, работы, услуги и т. д. В этом и заключается объективный характер рассматриваемых издержек в данной статье.

Следует отметить, что рынок и фирму можно представить как совокупность управленческих решений, но только с тем отличием, что на рынке осуществляется рыночная координация (через механизмы спроса и предложения и других рыночных институтов), результатом которой являются транс- акционные издержки, помогающие продвигать материальные ресурсы по логистической цепи.

Внутри фирмы осуществляется внутрифирменная координация (посредством административного и управленческого воздействия, норм и правил) материальных и информационных потоков, которые составляют часть трансформационных издержек. Следовательно, включая или, наоборот, исключая определенные управленческие решения, можно влиять на уровень трансакционных и трансформационных издержек. Этим обуславливается субъективная составляющая трансакци- онных издержек.

Следует также отметить, что трансакционные издержки не всегда принимают денежную форму и их величину в некоторых случаях невозможно привести к стоимостному измерителю. Так, например, на сбор и обработку информации при выборе контрагентов требуется время. В этом случае затраты времени можно измерить заработной платой работников, занятых обработкой информации, однако по истечении некоторого времени альтернативы могут быть уже недоступны, а возможности упущены.

Таким образом формируется картина сущности трансакционных издержек, которую можно представить в виде структурной схемы (рис.1).

Очевидно, что трансакционные издержки проявляются при реализации логистических процессов и имеют свою конкретную специфику, отметим, что эту специфику необходимо учитывать при определении степени значимости данного вида издержек на логистические процессы в организации и за ее пределами. Следовательно, менеджерам рекомендуется обратить на это положение особое внимание при принятии управленческих решений.

Также хочется отметить, что мнения ученых носят слишком общий, описательный характер, базирующий на незавершенном теоретическом фундаменте, что очень затрудняет проведение конкретных исследований, поскольку их результаты почти неизбежно окажутся условными и относительными, требующими многочисленных комментариев и объяснений.

Обобщая вышесказанное и подводя итог анализу различных подходов к определению понятия трансакционных издержек, предлагается четко специфицировать трансакционные издержки, подразделяя их в первом случае на издержки, связанные с регистрацией фирм и т. п., во втором случае — с движением прав собственности, в третьем — с заключением и защитой контрактов, в четвертом — с действием внутрифирменного механизма принятия решений.

По нашему мнению, представление о трансакционных издержках как о чистом вычете из экономического роста является не совсем справедливым. Конечно, было бы совсем неплохо получать все выгоды от трансакций, не затрачивая на них никаких ресурсов, но едва ли это возможно. Задача состоит скорее не столько в том, чтобы снизить общий уровень трансакционных издержек, сколько в том, чтобы усовершенствовать их структуру, увеличить долю полезных трансакционных издержек, тем самым улучшит степень управления логистическими процессами на предприятии.

Изучая трансакционные издержки, авторы ограничиваются, как правило, такими понятиями, как затраты, расходы, потери. Создается впечатление, что речь идет о какой-то совершенно новой, и ранее не изученной области менеджмента, где есть потери, но нет выгод. Ведь никто не говорит о трансакционных доходах, выгодах, выигрыше. Но такой подход противоречит самому образу типичного мышления управленцев, во главе которого стоит очевидное сопоставление выгод и потерь.Следуя такой крайне нетипичной для анализа логике, для оценки логистических явлений, как на микро,так инамакроуровнепредлагается использовать критерий минимизации трансакци- онных издержек. Минимизируя трансакционные издержки, мы неизбежно уменьшаем и выгоды, которые приносит осуществление трансакций.

Возможно,былобыболеевернымиспользовать в отношении трансакций не только термин «издержки», но и понятия «доходы» и «прибыль». Использование данных понятий позволило бы оценивать институциональную структуру с несколько иной позиции, нежели просто минимизация трансакционных издержек.

Рис.1. Структура трансакционных издержек в деловой среде

Наиболее продуктивный путь для менеджеров состоит в оптимизации соотношения между трансакционными издержками и трансакцион- ными выгодами, подобно тому, как в неоклассике находится оптимальное соотношение между предельными трансформационными доходами и издержками. В данном случае можно говорить об оптимизации менеджерами соотношения выгод и потерь от трансакций.

Список литературы

1. Архипова, Н. И. Кадровая политика как фактор стратегического развития университета / Н. И. Архипова, И. М. Поморцева, О. Л. Седова // Вестн. Рос. гос. гуманитар. ун-та, 2013. — № 6 (107). — С. 43—44.
2. Андрианова, Н. В. Роль логистики и маркетинга при управлении трансакционными издержками в закупках / Н. В. Андрианова, П. А. Нечаева // Науч. обозрение. — 2015. — № 22. — С. 12—16.
3. Бренделева, Е. А. Неоинституциональная экономическая теория : учебник / Е. А. Бренделева. — М. : Дело и Сервис, 2016. — 352 с.
4. Бузак, Н. И. Учетно-аналитическое обеспечение управления трансакционными издержками: проблемы и перспективы / Н. И. Бузак, В. В. Эйнзель // Вопр. экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 3—6.
5. Коуз, Р. Фирма, рынок и право : учебник / Р. Коуз. — М. : Дело, 1993. — 210 с.
6. Меклинг, У. Экономика организаций : учебник / У. Меклинг, М. Дженсен. — М. : ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
7. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики : учебник / Н. К. Моисеева. — М. : ИНФРА-М, 2008. — 528 с.

Научный журнал “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета”
2017. № 1

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code