К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ (СТАНДАРТОВ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В.Сотникова

Подробно рассматриваются особенности формирования и применения норм и положений современных образовательных и профессиональных стандартов, которые приняло Министерство образования РФ. Уделяется внимание дискуссионным вопросам, которые возникают при формировании требований высших учебных заведений к обучающимся.

Ключевые слова: стандарт, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, образовательная деятельность

 

Российский трудовой рынок находится в преддверии существенных изменений, связанных с принятием и введением в действие профессиональных стандартов (ПС). Это неизбежно окажет влияние и на систему подготовки профессиональных кадров. Представляется, что цели принятия ПС можно весьма условно разделить на ближайшую и конечную.

Ближайшей целью является унификация, упорядочение видов деятельности и требований, предъявляемых к работникам, что делает данную сферу понятной прежде всего для сторон трудового договора — работника и работодателя. Отдаленной же, или конечной целью является увеличение числа высококвалифицированных работников1.

На сегодня уже принято 859 ПС, а с 1 июля 2016 г. их применение стало обязательным.

Развернувшаяся в научно-практической литературе дискуссия об обязательности или необязательности применения данных документов для тех или иных участников трудовых отношений, с моей точки зрения, не имеет смысла, так как ПС утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты РФ, а значит, является подзаконным нормативным актом. Следовательно, его применение обязательно для всех, кто подпадает под действие акта.

Тема применения профессиональных стандартов неразрывно связана с вопросами формирования образовательных программ профессионального образования. Тем не менее анализ сайтов высших учебных заведений показывает, что ПС не указаны в перечне нормативных документов, на основе и в соответствии с которыми вузы осуществляют свою деятельность, хотя именно ПС должны стать основой для разработки образовательных программ, учебных планов и т. п.

1 Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 19. Ст. 2334.

Кроме того, исследование уже принятых ПС и сравнение их с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) позволило выявить следующие проблемы.

Во-первых, образовательное законодательство и акты трудового права по-разному понимают термин «квалификация». В системе образования речь идет о квалификации выпускника, под которой понимается уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих подготовленность к выполнению определенного рода профессиональной деятельности (ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» ). Трудовое законодательство закрепляет понятие квалификации работника, которая включает в себя уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы (ст. 195.1 Трудового кодекса (ТК) РФ ). Отсюда опыт работы, по ПС, является одним из определяющих моментов квалификации, что затруднительно для обучающихся по очной форме.

Во-вторых, виды деятельности, к которым готовится выпускник по ФГОС, и виды деятельности, которые осуществляет работник по ПС, не всегда совпадают. Например, сравним ФГОС по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура» и ПС, принятые в данной области профессиональной деятельности:
1. Виды деятельности по ФГОС: проектная; научно-исследовательская; коммуника
тивная; организационно-управленческая; критическая и экспертная; педагогическая.
2. Деятельность по ПС в соответствии с Приказом Минтруда России от 17 марта 2016 г. № 110н «Об утверждении профессионального стандарта “Градостроитель”»1): разработка документов сферы устойчивого развития территорий (в том числе городов и иных поселений).
3. Деятельность по ПС в соответствии с Приказом Минтруда России от 28 декабря 2015 г. № 1167н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности”»2 — в области инженерно- технического проектирования для градостроительной индустрии.

В-третьих, среди авторов ПС и ФГОС наблюдается разное понимание компетенции как обязательной составляющей профессионального образования. Так, ПС вообще не применяет термин «компетенция», употребляя понятия «трудовая функция», «необходимые знания» и «необходимые умения». Видимо, умения и компетенция рассматриваются разработчиками ПС как синонимы, что не оправданно, так как противоречит ФГОС, в соответствии с которыми вузы обязаны вести подготовку профессиональных кадров.

В-четвертых, в ряде ПС разработчики в качестве «других характеристик» включают оценочные понятия, для которых невозможно выработать критерии. Так, например, специалист по организации страховых взносов должен быть аккуратен, организован, ответственен и целе- устремлен3. Почему данные требования установлены именно для этой категории работников? Каким образом работодатель будет оценивать их наличие или отсутствие? Причем данных характеристик нет ни для банковских работников, ни для медиаторов, ни для бухгалтеров и т. д. А специалист по платежным системам должен иметь творческое мышление.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 марта 2016 г. № 110н «Об утверждении профессионального стандарта “Градостроитель”» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru
2 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1167н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области инженерно-технического проектирования для градостроительной деятельности”» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo. gov.ru
3 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 788н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по организации администрирования страховых взносов”» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru

Что понимается под ним нормативно, вообще не определить. Тогда зачем вводить данное требование в качестве «другой характеристики»? А главное, должны ли учебные заведения предусматривать данные характеристики при разработке образовательных программ и формировании учебного плана или достаточно, чтобы выпускники осознавали значимость своей будущей профессии, владели навыками ведения здорового образа жизни и нетерпимо относились к проявлениям коррупции?

Если же рассмотреть ближайшую цель внедрения ПС — точно определить трудовую функцию работника, то этот стандарт, по большому счету, не решает проблемы лиц, фактически выполняющих функционал, относимый к разным должностям, в части увеличения размера оплаты труда. Вопросы определения трудовой функции и заработной платы решаются сторонами при заключении трудового договора, и если стороны пришли к соглашению, то оснований у работника требовать увеличения заработной платы нет. Аналогичные разъяснения даются Министерством труда и социальной защиты РФ, по этому же пути идет судебная практика.

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться еще на одном понятии, введенном в легальный оборот в сфере регулирования профессиональной деятельности. Речь идет о стандартах профессиональной деятельности. Так, ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» посвящена стандартам и правилам профессиональной деятельности, которые устанавливаются профессиональным объединением страховщиков.

Аналогичные правила есть и у аудиторов , арбитражных управляющих и т. д. Возникает закономерный вопрос о соотношении данных документов с профессиональными стандартами, принимаемыми государством в этой же области деятельности.

Профессиональный стандарт — это принимаемый Министерством труда и социальной защиты РФ нормативный правовой акт, в котором установлены требования к квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).

Ввиду нормативной природы ПС его требования обязательны для исполнения всеми субъектами рынка труда. В то же время правила (стандарты) профессиональной деятельности есть результат нормотворчества, осуществляемого самими субъектами профессиональной сферы. Данное правотворчество осуществляется саморегулируемыми организациями. Так, например, 11 января 2016 г. введен в действие Федеральный закон № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» , целью которого является создание единой системы саморегулирования организаций в сфере финансового рынка, включая осуществление нормотворческой деятельности по выработке стандартов профессиональной деятельности, контроль и координацию субъектов финансового рынка [1].

Таким образом правила (стандарты) профессиональной деятельности можно отнести к актам локального правотворчества, устанавливающим порядок осуществления профессиональной деятельности и требования к результатам, которые должны быть достигнуты. Данные правила обязательны только для участников саморегулируемых организаций.

Таким образом, несмотря на «схожесть» формулировок, у профессиональных стандартов и правил (стандартов) профессиональной деятельности абсолютно разная правовая природа, и данные акты не должны отождествляться.

Список литературы

1. Шамсутдинов, И. М. Ассоциированное членство: понятие и перспективы применения / И. М. Шамсутдинов // Конкурент. право. — 2016. — № 3. — С. 36 — 40.

Библиографическое описание: Сотникова, Л. В. К вопросу о взаимосвязи федеральных образовательных стандартов, профессиональных стандартов и правил (стандартов) профессиональной деятельности / Л. В. Сотникова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 1. — С. 23 — 26.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code