НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ю.С.Новикова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Института права Челябинского государственного университета

Анализируется нормативная основа процедуры государственной итоговой аттестации в организациях высшего образования. Определяется роль локальных нормативных актов организаций высшего образования в регулировании данного рода образовательных отношений. Приводятся некоторые результаты мониторинга официальных сайтов российских вузов, отмечаются выявленные недостатки локального регулирования. Высказываются предложения по совершенствованию законодательства, а также локального регулирования.

Ключевые слова: законодательство в сфере высшего образования, локальный нормативный акт организации высшего образования, эффективность локального регулирования в сфере высшего образования, правовой мониторинг локальных актов организаций высшего образования, оценка эффективности локальных актов организаций высшего образования.

 

Государственная итоговая аттестация обучающихся по программам высшего образования — неотъемлемая часть образовательного процесса, целью которой является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач, а также требований образовательного стандарта. Правовое регулирование процедуры и порядка государственной итоговой аттестации осуществляется, в первую очередь, на федеральном уровне, поскольку в соответствии с п. 5 ст. 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 формы государственной итоговой аттестации и порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если законом не установлено иное.

Согласно п. 58 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант.ру : информ.-правовой портал. — URL: http:// base.garant.ru/70291362/ образовательным программам высшего образования — по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 декабря 2013 г. № 1367 , контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся. При этом данный нормативный акт не предусматривает для организации высшего образования обязательность принятия локального акта, регламентирующего в ней порядок государственной итоговой аттестации.

В соответствии со ст. 29 и 30 Закона «Об образовании в РФ» организации высшего образования принимают локальные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. В соответствии с п. 3 ст. 59 закона итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ. Как представляется, положение о государственной итоговой аттестации выпускников относится к разряду обязательных локальных актов и, следовательно, подлежит обязательному размещению на официальном сайте организации высшего образования.

Согласно подп. «д» п. 2 ст. 29 Закона «Об образовании в РФ» и п. 3 «Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 5821, образовательная организация обеспечивает открытость и доступность копий локальных актов посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет.

В соответствии с подп. 3.3 п. 3 «Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации», утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 7852, а также согласно «Методическим рекомендациям представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)», содержащимся в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-6753 официальный сайт организации высшего образования должен иметь подраздел «Документы», где помещаются копии локальных актов образовательной организации, регламентирующих образовательный процесс.

1 Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/ media/files/41d4780be1a98976656d.pdf.
2 Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и формату представления на нем информации» (с изменениями и дополнениями) // Рос. газ. 2014. 21 авг.
3 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 марта 2015 г. № 07-675 «О направлении для использования в деятельности образовательной организации Методических рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)» [Электронный ресурс]. — URL: http:// fgou-vunmc.ru/normativ_ron/files/07-675_25.03.2015.doc

Это должны быть документы, сформированные посредством текстового редактора, с подписями и печатями, отсканированные и сохраненные в формате .pdf, с максимальным размером не более 15 Мб (либо поделенные на части), читаемые, с возможностью повторного использования без предварительного изменения человеком.

Кроме того, наличие на официальном сайте организации высшего образования копии локального акта, регламентирующего порядок государственной итоговой аттестации обучающихся, должно стать одним из обязательных показателей мониторинга системы высшего образования.

Таким образом, положение о государственной итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом, принятие которого обязательно в организации высшего образования. Данный вывод позволяют сделать положения, установленные «Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ 29 июня 2015 г. № 63 6 , с изменениями и дополнениями от 9 февраля 2016 г. и 28 апреля 2016 г. , в частности следующие из них:
1) конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями с учетом требований, установленных стандартом (п. 10 «Порядка…»);
2) государственный экзамен проводится устно или письменно (п. 11);
3) вид выпускной квалификационной работы, требования к ней, порядок ее выполнения и критерии ее оценки устанавливаются организацией самостоятельно (п. 13);
4) объем (в зачетных единицах) государственной итоговой аттестации, ее структура и содержание устанавливаются организацией в соответствии с настоящим «Порядком…» (п. 14);
5) срок проведения государственной итоговой аттестации устанавливается организацией самостоятельно (п. 15);
6) особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации (п. 19).

Анализ официальных сайтов российских вузов путем свободной выборки позволил сделать вывод, что достаточно небольшой процент организаций высшего образования имеют соответствующую действующему законодательству редакцию «Положения о государственной итоговой аттестации выпускников». Достаточно высокий процент вузов не имеют такого документа, размещенного на официальном сайте. Значительное количество организаций высшего образования не актуализировали и локальные акты в соответствии с изменениями, внесенными в порядок государственной итоговой аттестации Министерством образования РФ. Кроме того, следует отметить, что в ряде вузов локальные акты о государственной итоговой аттестации противоречат действующему законодательству.
Среди путей совершенствования практики применения законодательства РФ в части регламентации на

локальном уровне порядка государственной итоговой аттестации обучающихся в организациях высшего образования можно отметить следующие:
1. Устранение грубого нарушения законодательства об образовании в части отсутствия локального акта на официальном сайте организации высшего образования возможно только путем принятия локальных актов, регламентирующих порядок государственной итоговой аттестации обучающихся, и размещения их на официальных сайтах организаций высшего образования с целью обеспечения открытости и доступности данной информации и устранения нарушений законных прав обучающихся и других
участников данного образовательного процесса.
2. Устранение грубых нарушений в части противоречия норм локальных актов положениям законодательства об образовании возможно только путем внесения изменений в действующие локальные акты.
3. Устранение недостатков локальных актов (пробелов, неточностей, нарушений правил юридической техники и т. п.) представляется возможным в процессе их внутреннего мониторинга организациями высшего образования с целью своевременного их выявления и устранения путем внесения соответствующих изменений и дополнений в локальные акты.

Приоритетными направлениями совершенствования содержания локальных актов следует признать следующие:
1) совершенствование юридической техники локальных актов должно происходить путем участия правовых отделов организаций высшего образования в процедуре согласования данных актов, а также путем повышения квалификации лиц, участвующих в разработке локальных актов;
2) анализ содержания локальных актов должен стать одной из составляющих внутреннего мониторинга (самообследования) организаций высшего образования. Целью такого самообследования должна стать проверка обеспеченности учебного процесса локальными актами, актуализированными в соответствии с действующим законодательством;
3) разработка и принятие положений о локальных актах организациями высшего образования позволит регламентировать не только вопросы разработки содержания локальных актов, но и процедурные особенности их принятия, утверждения и согласования;
4) разработка и принятие организациями, осуществляющими образовательную деятельность, локального акта, регламентирующего порядок мониторинга (самообследования) действующих локальных актов;
5) мониторинг локальных актов со стороны государственного органа, осуществляющего функции контроля и надзора в сфере образования, позволит принимать во внимание обеспеченность образовательного процесса как один из показателей эффективности деятельности организации высшего образования.

Реализация данных мероприятий становится возможной при условии соответствующей нормативной регламентации на законодательном уровне. В связи с этим представляется возможным сформулировать также некоторые предложения по совершенствованию законодательства в сфере высшего образования, касающегося практики применения норм, регламентирующих порядок государственной итоговой аттестации обучающихся в организациях высшего образования:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» должен содержать нормы, устанавливающие возможность независимой оценки качества локальных актов организаций, осуществляющих образовательную деятельность (по аналогии с положениями о независимой оценке качества подготовки обучающихся и независимой оценке качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
2. Необходимым условием мониторинга локальных актов должна стать разработанная и утвержденная соответствующим органом государственной власти методика оценки качества локального акта, регламентирующего порядок государственной итоговой аттестации обучающихся в организациях высшего образования.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования должен закреплять положение, согласно которому организация высшего образования в обязательном порядке должна принимать локальный акт, регламентирующий порядок государственной итоговой аттестации обучающихся в данной организации.
4. Процедура самообследования образовательной организации должна включать в том числе оценку обеспеченности учебного процесса локальными актами, принятыми и актуализированными в соответствии с действующим законодательством.
5. Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, должен содержать положение, согласно которому в перечень сведений о развитии высшего образования, подлежащих мониторингу, включается обеспеченность образовательного процесса локальными актами, принятыми в соответствии и во исполнение законодательства об образовании.
6. Показателем мониторинга системы образования должно стать наличие на сайте копий локальных нормативных актов, в том числе регламентирующих порядок государственной итоговой аттестации обучающихся.
7. Перечень обязательной документации для размещения в подразделе «Документы» официального сайта организации высшего образования должен войти локальный нормативный акт, регламентирующий порядок государственной итоговой аттестации обучающихся.

Библиографическое описание: Новикова, Ю. С. Некоторые проблемы локального регулирования процедуры государственной итоговой аттестации в организациях высшего образования / Ю. С. Новикова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2017. — Т. 2, вып. 1. — С. 12 — 16.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code