РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ

Е.М.Колмакова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятиях строительства и землеустройства Южно-Уральского государственного университета (НИУ)

И.Д.Колмакова, доктор экономических наук, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета

Н.А.Дегтярева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета

Рассматрено участие государственных органов власти и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовой сферы, их роль в подготовке и заключении соглашений в рамках социального партнерства. Подчеркнуто возрастание вероятности возникновения социально-трудовых конфликтов в экономике РФ и необходимость усиления роли органов власти в их разрешении.

Ключевые слова: социально-трудовая сфера, социально-трудовые отношения, государственные и муниципальные органы власти, социальное партнерство, региональные, отраслевые соглашения.

 

Возрастание роли работника в новых условиях, характеризующихся ростом информационного общества, базирующегося на увеличивающейся роли знаний и основанного на необходимости процесса модернизации экономики, актуализирует потребность в исследовании особенностей развития социально-трудовой сферы региона и роли государственных и муниципальных органов власти в этом процессе.

Государственные и муниципальные органы власти являются одним из субъектов системы социального партнерства и в этом качестве участвуют в регулировании социально-трудовых отношений. Целью такого участия является согласование интересов работников (их объединений), работодателей (их объединений) и государственных и муниципальных органов власти по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.

Ст. 35. Трудового Кодекса предусматривает создание на равноправной основе комиссий из представителей сторон социального партнерства, наделенных необходимыми полномочиями. Основной задачей комиссий является обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также организация контроля за их выполнением на всех уровнях.

В 2016 г. в экономике РФ действовало около 60 отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, и около 80 региональных соглашений. С 1992 г. по настоящее время при участии Правительства Российской Федерации было заключено 12 генеральных соглашений, являющихся правовым актом, устанавливающим общие принципы согласованного проведения сторонами социально-экономической политики в следующих областях: установление общегосударственных минимальных социальных нормативов и гарантий для работников предприятий всех форм собственности, позволяющих удовлетворять жизненно важные потребности, рост доходов населения; сдерживание безработицы и создание возможностей для производительной занятости, улучшение условий труда и его охраны, обеспечение экологической безопасности.

В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2016 гг. (продлено на 2017 г. с целью увязать новое Генеральное соглашение с комплексным планом действий Правительства на период до 2025 г. и со стратегией развития страны). В феврале 2017 г. исполнилось 25 лет со дня образования согласно Указа Президента РФ Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Создание трехсторонней комиссии положило начало основам социального партнерства работодателей, профсоюзов и Правительства. Основными направлениями работы Российской трехсторонней комиссии на I полугодие 2017 г. по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014—2017 гг. являются:

• ситуация на рынке труда;

• мониторинг принимаемых органами исполнительной власти мер по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в субъектах Российской Федерации;

• прогноз баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности;

• в ходе реализации плана мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, подготовке предложений по его совершенствованию, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению достижения показателей увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;

• выполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения и др. [1].

Роль Российской трехсторонней комиссии (РТК) на федеральном уровне и комиссий, создаваемых на региональном и отраслевом уровнях, в регулировании социально-трудовых отношений постоянно усиливается. Координаторы сторон РТК приглашаются для участия в заседаниях Правительства и участвуют в других мероприятиях. По мнению Е. А. Колесник, «для нынешней России характерен принцип формирования социальной политики “сверху вниз”. Роль федеральных органов исполнительной и законодательной власти является ключевой для нижестоящих уровней управления. Формируемая и реализуемая ими государственная социальная политика является основой для разработки аналогичной политики на уровне субъектов РФ и отдельных муниципальных образований» [2. С. 44]. В социально-трудовой сфере проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Инициатива в принятии того или иного акта в сфере труда может исходить как от государственных органов, органов местного самоуправления, так и от сторон или органов социального партнерства — профсоюзов (их объединений), объединений работодателей, комиссии по регулированию социально-трудовых отношений [3. С. 92].

В современных условиях возрастает вероятность возникновения социально-трудовых конфликтов. Инновационный тип развития экономики предполагает переход к обществу, которое способно динамично изменяться, создавать стимулы для разработки, освоения и внедрения инноваций, используя соответствующие формы организации трудовых и социально-трудовых отношений [4. С. 10]. Однако ухудшение условий хозяйственной деятельности, нестабильность экономической ситуации в связи с экономическим кризисом, усугубляющимся экономическими санкциями против России, приводят к сокращению объемов производства в отраслях реального сектора экономики; росту количества сокращаемых работников, высвобождаемых без гарантии дальнейшего трудоустройства; увеличению числа работников, занятых неполную рабочую неделю; увеличению численности работников, находящихся в вынужденных отпусках; резкому увеличению объема задолженности по заработной плате.

Противоречие современного этапа развития экономики, базирующегося на увеличивающейся роли знаний и основанного на необходимости процесса модернизации экономики, заключается, как подчеркивает Ю. Н. Старцев [5. С. 114], в отставании траектории развития персонала от траектории развития техники и технологии. Все это порождает общественные отношения в рамках системы социального партнерства, основанные на противоречиях и ведущие к возникновению и развитию коллективных трудовых споров, которые могут носить как локальный (в рамках одного предприятия), так и отраслевой характер. Эти противоречия не позволяют институту социального партнерства достигать желаемых результатов. Социально-трудовые конфликты (СТК) по количеству и интенсивности пропорциональны состоянию экономики.

Количество трудовых споров в экономике РФ за период с 2005 по 2015 г. имело разнонаправленную динамику: сначала снижалось, но в кризисный 2009 г. увеличилось, затем опять снижалось (рис. 1).

Напряженность социально-трудовых отношений за последние два года вновь возросла: в 2015 г. было зарегистрировано социально-трудовых конфликтов на 11 % больше чем в 2014 г. и на 23 % больше, чем в 2013; в 2016 г. — на 52 % больше, чем в 2013 г. (рассчитано по данным [6]).

Масштабы нашей страны, стратегическая значимость России не позволяют допускать такого обострения конфликтов, которые привели бы к забастовкам и другим крайним проявлениям протестных действий. Усиливается роль государственных и муниципальных органов власти в наработке и распространении опыта непротестного разрешения трудовых конфликтов.

Органы государственной и муниципальной власти в 2016 г. участвовали в урегулировании
136 социально-трудовыхконфликгов, чтосостав- ляет 1 % от общего количества СТК:
• органы государственной власти федерального уровня участвовали в урегулировании 51СУК (30% отобщегоиолвгаесева СТК);
• органы государственной власти субъектов РФ — вуреиукироваыбн 7РУКВ(46% ОТ общего количества СТК);
• органы местного самоуправления — 47 СТК (28 % от общего количества СТК) [6].

Государственные и муниципальные органы власти должны осуществлять регулярный сбор и анализ данных о состоянии социально-трудовой сферы региона в режиме мониторинга для своевременного выявления и системного анализа происходящих в социально-трудовой сфере области изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере и определения индикативных проФатглек разоиттиоитенцкыласоциально- трудовой сферы региона [7. С. 782; 8].

Проведение мониторинга позволит осуществлять систематическую оценку состояния трудовых и социально-трудовых отношений на разных уровнях социально-трудовой сферы в целях о беспечения региональных и муниципальных органов власти аналитическими материалами, необходимыми для принятия наиболее целесообразных управленческих решений в данной сфере. В процессе мониторинга на локальном, муниципальном и региональном уровнях выявляются положительные и негативные тенденции, способствующие или сдерживающие развитие инновационного компонента потенциала СТС региона.

Рис. 1 Количество социально-трудовых конфликтов в экономике РФ

Реализация перечисленных мероприятий позволит привести в соответствие социально-трудовую сферу регионов требованиям их инновационного развития в целях обеспечения повышения уровня и качества жизни населения региона.

Список литературы

1. Единый план первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на I полугодие 2017 года [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/info/26451/.
2. Колесник, Е. А. Современные тенденции в управлении отдельными отраслями социальной сферы Российской Федерации / Е. А. Колесник // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 6 (388). — С. 44—50.
3. Колмакова, И. Д. Роль государственных и муниципальных органов власти в сфере труда / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2012. — № 3 (257). — С. 92—97.
4. Особенности развития социального партнерства в условиях становления инновационной экономики / И.Д. Колмакова, А. А. Алабугин, Е. М. Колмакова, А. С. Микрюкова // Вестн. Челяб. гос. унта. — 2014. — № 5 (334). — С. 10—14.
5. Старцев, Ю. Н. Конкурентоспособность предприятия как сфера противоречий между техникой и персоналом / Ю. Н. Старцев // Мир в эпоху модернизации и глобализации: политические, экономические и социокультурные аспекты : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — М., 2014. — С. 112—114.

6. Бюллетень проекта «Социально-трудовые конфликты» [Электронный ресурс]. — URL: www. industrialconflicts.ru.
7. Labour and social relations as the economical category and the efficiency of the regional system of labour and social relations / I. D.Kolmakova T. A. Shindina, E. M. Kolmakovа et al. // Journal of Applied Economic Sciences. — 2016. — Т. 11, № 4. — С. 782—785.
8. Колмакова, И. Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России / И. Д. Кол- макова // Экономика региона. — 2006. — № 1. — С. 56—66.

Научный журнал “Вестник факультета управления Челябинского государственного университета”
2017. № 1

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code