СТУДЕНТ В МОБИЛЬНОМ МИРЕ

О.В.Терещенко, профессор кафедры социальной коммуникации, Белорусский государственный университет

Аннотация. Стремительное распространение мобильного Интернета коренным образом меняет жизнь молодого поколения, которое учится и работает, оставаясь при этом «на связи». Немедленный ответ на приходящие сообщения без отрыва от других занятий не просто считается «хорошим тоном», но демонстрирует высочайшую ценность непрерывного общения, более высокую, чем, например, необходимость следить за материалом лекции или отвечать на претензии клиента. В данной работе делается попытка оценить изменения, которые несут в жизнь студента информационно-коммуникационные технологии.

Ключевые слова: студент, мобильный Интернет, изменения, учебная деятельность, работа, досуг.

 

Введение. За последние пять лет, с появлением, а затем и широким распространением портативных устройств, обеспечивающих доступ к Интернету, с приемлемыми стоимостью, весом и размером, жизнь существенно изменилась. Завершилась имплозия («взрывное сжатие») пространства и времени, отмеченная М. Маклюеном еще в середине ХХ в. [1] и получившая от экономиста Ричарда О’Брайена метафорическое название «конца географии» [4]: благодаря мобильному Интернету из любой географической точки в режиме онлайн может быть установлена связь с любым человеком (обладающим аналогичным устройством), где бы он ни находился, и получен доступ к информации, хранящейся на интернет-ресурсах, облачных платформах, в блогосфере или социальных сетях.

Не будет преувеличением сказать, что в наибольшей степени меняется жизнь студентов, которые уже на грани XX-XXI вв. стали наиболее проницаемой для Интернета аудиторией: по данным социологических исследований, в 2000 г. Интернетом пользовались 12 % студентов, в настоящее время 100 % студентов являются пользователями Интернета. Для сравнения: в 2000 г. Интернетом пользовались 7 % всего взрослого населения Беларуси, в настоящее время – 63 %! (рис. 1).

Как показало исследование Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь (далее – данные ИАЦ) «Место и роль Интернета в повседневной жизни студенческой молодежи г. Минска»2, уже в апреле 2013 г. 79 % студентов в момент социологического опроса имели при себе устройство для выхода в Интернет, причем 77 % студентов пользовались для этого телефоном (51 % мобильным телефоном, 26 % смартфоном) и / или планшетным компьютером (11 %). Из приведенных данных следует, что только 2 % студентов пользовались с этой целью ноутбуком (нетбуком), и 9 % (почти каждый десятый) имели при себе два устройства, специально предназначенных для выхода в Интернет. По данным опроса студентов Белорусского государственного университета (далее – данные БГУ), уже через год (в апреле 2014 г.)3 количество смартфонов у студентов возросло в 3 раза, количество планшетных компьютеров – более чем в 2 раза (рис. 2).

Проводной интернет (технологии Dial-up, ADSL) достаточно эффективно вытесняется беспроводным (Wi-Fi) и мобильным (3G, 4G). Согласно данным БГУ, весной 2014 г. беспроводным Интернетом пользовались 86 % студентов, мобильным 77 %, проводным Интернетом (дома, по месту учебы) – только 45 %. На вопрос: «Где Вы пользуетесь Интернетом?» – половина всех опрошенных студентов (49 %) ответила: «В любом месте, где нахожусь». Можно не сомневаться, что на момент написания данной статьи (весна 2015 г.) число таких студентов, с учетом наличия у них смартфонов и планшетных компьютеров, вплотную приближается к 100 %. Круглосуточный доступ к Интернету из любого места порождает новые возможности и новые практики. Рассмотрим изменения, произошедшие в важнейших областях студенческой жизни: учебе, работе, досуге.

Рис. 1. Количество пользователей Интернета по данным НИСЭПИ, %

Рис. 2. Количество студентов, использующих смартфоны и планшетные компьютеры для выхода в Интернет в 2013 г. по данным ИАЦ и 2014 г. по данным БГУ, %

Учебная деятельность. Прежде всего отметим, что при подготовке к занятиям Интернет обошел по популярности не только учебники и другую учебную и научную литературу, но также конспект (рис. 3), который уже несколько десятилетий ценится студентами выше, чем учебник. Но если учебные и научные издания проходят рецензирование, а ценность конспекта определяется квалификацией преподавателя и добросовестностью студента, качество интернет-источников может оценить только компетентный читатель, каким студент, особенно на младших курсах, является не всегда. Конечно, через Интернет можно получить доступ ко многим научным и учебным источникам (что намного быстрее и удобнее, чем поехать в библиотеку), однако студенты используют не только книги и научные журналы, представленные в Интернете, коллекции статей на профессиональных сайтах, но также материалы Википедии, коллекции студенческих рефератов и «практические рекомендации» безымянных «консультантов» из серии «как стать богатым / успешным / известным за три дня, не прилагая усилий».

Рис. 3. Использование студентами источников информации при подготовке к занятиям по данным ИАЦ, %

При использовании интернет-источников, в том числе лучших книг наиболее компетентных авторов, у «среднего» студента возникает трудно преодолимое желание применить метод «копипаст» (от англ. copy & paste – копировать и вставлять). Даже лучшие студенты, читающие рекомендованную литературу (посредством Интернета), используют этот метод при цитировании первоисточников, что не способствует усвоению излагаемого материала. Проблема эта не нова: многие преподаватели и бывшие студенты еще помнят, как в конце 1980-х гг., с появлением первых персональных компьютеров, многие вузы категорически запрещали студентам печатать курсовые и дипломные работы на компьютере. Главный аргумент состоял в том, что если он «спишет» (авторучкой) работу, то хотя бы прочитает ее (и, возможно, что-то поймет и запомнит), в то время как копирование и распечатывание чужого файла таких положительных последствий не имеет. Заметим, что широкое использование копипаста и простое «скачивание» рефератов породило новое административное требование к преподавателям: обеспечить проверку не только содержания студенческих работ и соответствия их предъявляемым требованиям, но также отсутствия в них плагиата, что существенно увеличило учебную нагрузку, особенно с учетом того, что количество студентов на одного преподавателя для большинства специальностей было несколько лет назад увеличено в полтора-два раза. Что касается студентов, сегодня их наиболее частый вопрос к научным руководителям: «Сколько процентов плагиата допускается в курсовой работе?» Боящиеся попасться на плагиате студенты тратят немалое время не на чтение источников и самостоятельное написание текста, а на маскировку плагиата: меняют шрифты, форматы рисунков, раскраску графиков, переставляют предложения и отдельные слова внутри предложений и т. п.

Второе, что обращает на себя внимание, это стремительное падение уровня знания изучаемой терминологии у студентов. Если два года назад у автора данной статьи терминологический диктант писали на положительную оценку с первого раза 70-80 % студентов, то осенью 2014 г. – только 25 % студентов; примерно столько же со второго раза. Беседы с хорошо успевающими студентами позволили понять, что они не считают необходимым запоминание терминов, поскольку любое определение может быть получено из Интернета в любом месте за считанные секунды. И соответственно требование преподавателя знать терминологию, при всем уважении, рассматривается ими как «блажь». Однако отсутствие активного владения терминологией не позволяет установить логические связи между понятиями, и студенты фактически теряют профессиональный язык, а вместе с ним системное понимание предмета.

Изменился также формат коллективной подготовки к занятиям. Если бабушки и дедушки нынешних студентов в свое время для решения задач собирались вместе, а родители часами могли решать задачи «по телефону», современная студенческая группа «собирается» в социальной сети не только для обсуждения официальной и неофициальной информации, но также для обмена файлами с выполненными заданиями. И если совместное решение задач, очно или по телефону, требовало хотя бы минимального понимания материала, а «списывание», как отмечалось выше, позволяло что-то запомнить, изменение фамилии на титульном листе домашнего задания не несет и такой образовательной нагрузки. Поэтому коллективная подготовка к занятиям сейчас более всего напоминает широко распространенный в 1920-х гг. на рабфаках «бригадный» метод обучения, когда «бригадир» отвечал на вопрос, а оценку (одинаковую) получали все члены «бригады». Заметим, что и теперь находятся «бригадиры», которые не только с энтузиазмом учатся самостоятельно, но и охотно «помогают» своим товарищам.

Работа. Большинство современных студентов работает, и Интернет для некоторых из них является не только важным каналом поиска работы и приобретения опыта трудоустройства, но и рабочим местом. Только 11 % опрошенных студентов не пытались найти работу через Интернет. В то же время попытки найти работу увенчались успехом у 58 %, причем 40 % нашли работу в «обычных» организациях, а 18 % – дистанционную работу, фриланс (рис. 4)4.

Рис. 4. Результаты поиска работы в Интернете по данным БГУ, %

При поиске работы использовались такие возможности, как поиск информации о вакансиях на сайтах организаций (77 %); размещение своих профессиональных резюме (43 %); использование информации о вакансиях, рассылаемой в социальных сетях (31 %); создание персональной страницы в профессиональных социальных сетях Профессионалы.ги, LinkedIn и др. (17 %); обращение к базам данных государственных и частных структур, специализирующихся на решении проблем трудоустройства (13 %). Только одним из перечисленных способов поиска работы воспользовались 36 % студентов, двумя – 26 %, тремя – 21%, четырьмя – 6 %, всеми пятью – 2 %. Анализ данных также показал, что настойчивость в поиске работы приносит желаемый результат: на рисунке 5 можно видеть, что чем больше способов поиска работы испробовано, тем выше вероятность трудоустройства.

Рисунок 6 показывает, что рассмотренные выше способы поиска работы имеют разную эффективность. Наиболее эффективным оказалось размещение в Интернете собственных профессиональных резюме: 55 % студентов, разместивших свои резюме (в совокупности с другими способами поиска работы), нашли работу в обычных организациях и еще 28 % – дистанционную работу.

В качестве преимуществ поиска работы через Интернет студенты отмечают следующие (табл. 1).
На первое место, как видим, студенты поставили экономию ресурсов (85 %), что свидетельствует о высокой степени прагматизма. Самотестирование на соответствие требованиям вакантной должности (27 %) в данном списке занимает последнее место, это говорит о том, что большинство студентов не задумываются, соответствует ли их квалификация предъявляемым требованиям.

Досуг. Мы рассмотрим здесь виды проведения свободного времени, на которые информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) оказывают максимальное влияние: общение (межличностное и групповое); потребление культуры (чтение, просмотр телепередач, прослушивание радио и музыки и др.); развлечения и игры.

Рис. 5. Вероятность трудоустройства в обычной организации и получения дистанционной работы в зависимости от количества использованных способов поисков работы по данным БГУ, %

Рис. 6. Эффективность способов поиска работы в Интернете по данным БГУ, %

Таблица 1

Преимущества поиски работы через Интернет

Общение может быть межличностным или групповым. Основным вкладом ИКТ в сферу общения является то, что личные встречи двух или нескольких человек с целью обмена информацией и даже поддержания отношений перестали быть необходимыми. Особое значение ИКТ приобрели для общения людей, длительное время находящихся на значительном расстоянии друг от друга.

Основными преимуществами ИКТ, по сравнению с предшествующими технологиями – почтой, телеграфом, телефонией, – являются практически бесплатное предоставление аудиовизуальных услуг связи (в рамках абонентской платы за доступ к Интернету) и мгновенный обмен не только короткими текстовыми сообщениями, но и файлами практически неограниченного объема.
Для межличностного общения электронную почту используют 96 % студентов, обмен тестовыми сообщениями в режиме онлайн – 76 %, видеосвязь – 72 %, голосовую связь – 48 %. По функциональному наполнению эти услуги мало отличаются от предшествующих.

Платформы группового общения в Интернете – социальные сети, форумы, блоги – обладают принципиальной функциональной новизной. Модель «многие ко многим», предложенная В. Кросби для группового общения в Интернете [3], позволяет понять ее отличие от моделей межличностной («один к одному») и массовой («один ко многим») коммуникации. Основной платформой группового общения для студентов являются социальные сети (91 %). Студенты также общаются на форумах (33 %) и блогах (20 %). При этом каждый четвертый студент (23 %) отмечает, что участвует в «социальных сообществах» – устойчивых группах пользователей, связанных личными отношениями и / или общими интересами.

Популярность социальных сетей, по сравнению с форматами, отличающимися более узкой тематикой, говорит о стремлении студентов скорее общаться на произвольные темы с хорошо знакомыми людьми («друзьями»), нежели на конкретные темы с малознакомой аудиторией.

Наиболее удобный формат для общения виртуальной студенческой группы предоставляет, по-видимому, социальная сеть «ВКонтакте»: практически все студенческие группы (94 %) имеют свои сообщества именно в этой сети. Большинство студентов используют не одну социальную сеть, но чаще две-три, в том числе YouTube (65 %), Facebook (48 %), Twitter (40 %), Instagram (31 %), I.TUT.BY (31 %). Однако эти сети чаще используются для общения с друзьями по вопросам, не связанным с учебой.

Социальные сети удовлетворяют потребности в общении большинства студентов: 57 % используют только социальные сети, 37 % студентов кроме социальных сетей используют еще одну платформу групповой коммуникации (блоги или форумы), и только 6 % используют все три платформы. При этом 47 % студентов практикуют регулярное обновление своей странички в социальной сети и 17 % более или менее регулярно ведут собственный блог.

Потребление культуры может осуществляться публично (посещение театральных постановок, кинофильмов, концертов, спортивных соревнований, музеев, выставок и др.) и индивидуально (чтение, просмотр телепередач, кинофильмов, репортажей о спортивных мероприятиях, прослушивание радио и музыки и т. п.). Доступ через Интернет к произведениям как массовой, так и элитарной культуры, безусловно, увеличил ее индивидуальное потребление. Электронными библиотеками для скачивания и последующего чтения книг пользуются 61 % студентов, фильмотеками – 66 %, фонотеками – 42 %; при этом не более 5 % платят за скачивание соответствующих произведений.

Важной составляющей проведения досуга является знакомство с публикациями СМИ. На рисунке 7 представлены основные источники, из которых студенты получают информацию об общественно-политической и экономической жизни. Важнейшим источником новостной информации для них, безусловно, является Интернет, причем не только новостные сайты Интернета (интернет-СМИ), но и социальные сети, в которых информация представляется не профессиональными корреспондентами, а случайными свидетелями, и только в редких случаях подвергается цензуре.

Интернет-СМИ постепенно вытесняют традиционные СМИ. Студенты предпочитают получать новости не из газет и журналов, а из их электронных аналогов – с новостных сайтов Интернета и из социальных сетей. Аналогичные процессы происходят с теле- и радиовещанием. Из 75 % студентов, которые регулярно или иногда обращаются за новостями к телевизионным передачам, 32 % получают их по интернет-телевидению. Для новостей, передаваемых по радио, соответствующие цифры составляют 39 % и 19 %, то есть половина всех студентов, слушающих новости по радио, используют для этого интернет- радио. Всего интернет-телевидение смотрят 39 % студентов, интернет-радио слушают 33 % студентов. Главной причиной перехода на интернет-СМИ представляется их мобильность: любые передачи интернет-телевидения и радио можно смотреть и слушать в любое время и в любом месте, а не только тогда, когда это предусмотрено программой, и не только там, где имеется приемник и принимается соответствующий канал.

Еще одним новым трендом является массовый интерес к любительским фотографиям и видеороликам: 38 % студентов регулярно просматривают и то, и другое; только фотографиями увлекаются еще 8 %, только видеороликами – 11 %. Таким образом, суммарная аудитория любительского видеоконтента составляет более половины (57 %) всех студентов – пользователей Интернета, что значительно превышает аудитории интернет-телевидения (39 %) и интернет- радио (33 %).

Расширение и интенсификация индивидуального потребления культуры, тем не менее, не снижает ее публичного потребления, за исключением разве что кинофильмов, о чем косвенно свидетельствует уменьшившееся за последние двадцать лет количество кинотеатров. В то же время количество театров, концертных площадок, выставочных залов, сооружений для спортивных соревнований и их вместимость заметно увеличиваются. Информация в Интернете о культурных мероприятиях привлекает 90 % студентов; театральные сайты – 49 %; сайты музеев – 21 %. Данная информация используется для выбора мероприятий (концертов, спектаклей, выставок, зрелищ и т. п.), которые студенты намереваются посетить.

Потребление культуры не всегда легко отличить от развлечений. В частности, к развлечениям можно отнести посещение культурных и спортивных мероприятий. На базе ИКТ появились также новые виды развлечений, такие как участие в интерактивных телевизионных программах (например, финал Евровидения), оценки и комментарии к материалам интернет-СМИ и любительскому контенту (текстам, фотографиям, видео), компьютерные игры.

Рис. 7. Использование студентами источников информации об общественно-политической и экономической жизни по данным БГУ, %

Компьютерные игры специалисты нередко рассматривают как современный этап развития давно существующих настольных игр. В качестве непосредственно предшествующего этапа их развития обычно приводят появление в 1970-х гг. видеоигр [2] с использованием игровых приставок и экрана бытового телевизора. Современные компьютерные игры могут базироваться непосредственно на пользовательском компьютере, телефоне или интернет-ресурсе. В последнем случае речь идет об интернет- или онлайн-играх, которые могут быть однопользовательскими или многопользовательскими. Студенты проявляют значительный интерес к данному виду развлечений. В интернет-игры играет каждый третий студент (36 %), причем 8 % предпочитают однопользовательские игры, 10 % – многопользовательские, 9 % играют и в те, и в другие.

Интенсификация времяпрепровождения в интернет-пространстве в значительной мере стала возможной благодаря развитию и распространению портативных устройств доступа к Интернету. Студент везде: на занятиях, работе, в клубе и транспорте – имеет возможность ответить на письмо по электронной почте, сделать ход в компьютерной игре, просмотреть новости, скачать и прослушать понравившуюся мелодию, прокомментировать видеоролик, разослать друзьям ссылку на понравившуюся фотографию.

Сэкономить время для учебы, работы и досуга позволяет также развитие интернет- услуг (табл. 2).

Мобильный и интернет-банкинг, приобретение через Интернет билетов и заказ услуг освобождают от визитов в офис и ожидания в очередях. Особое место среди интернет-услуг занимает возможность совершения покупок в интернет-магазинах. Из таблицы 3 следует, что через Интернет приобретаются главным образом товары длительного пользования, выбор которых в магазинах требует значительных временных затрат. Обращает на себя внимание большой «отрыв» телефонов и средств связи от других товаров, приобретаемых через Интернет. Практически все студенты, совершавшие покупки в Интернете (62 %), приобретали телефоны, средства связи или аксессуары (60 %). С учетом того, что студенты относительно недавно вступили в возраст, позволяющий самостоятельно совершать покупки, можно говорить о чрезвычайной важности данного вида техники в их жизни.

Заключение. Информационные технологии коренным образом изменяют ритм и стиль жизни. Поиск в интернете научных, литературных и информационных источников, доступ к ним, нахождение в тексте нужного фрагмента и извлечение «цитат» для вставки в письменную работу осуществляется сейчас во много раз быстрее, чем 20 лет назад. Сэкономленным временем студент может распорядиться по-разному, например, потратить его на более глубокое изучение предмета или получение дополнительного (формального или неформального) образования; работу, совмещаемую с учебой; общение и развлечения.

Таблица 2
Использование студентами интернет-услуг

Таблица 3
Товары, приобретаемые студентами через Интернет

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Данные НИСЭПИ. URL: http://www.iiseps.org.
2 Медиасфера Беларуси: социологический аспект / под общ. ред. В. О. Дашкевича. Минск : Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2014. URL: http://iac.gov.by/sbornik/Mediasfera_Belarusi.pdf.
3 Опрос 265 студентов Белорусского государственного университета в рамках темы НИР «Состояние, тенденции и перспективы развития информационного общества в Республике Беларусь», ГПНИ 2011-2015 гг. «История, культура, общество, государство».
4 Здесь и далее используются данные Белорусского государственного университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маклюен, М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюен ; пер. с англ. В. Николаева. – М. : КАНОН-пресс-Ц : Кучково поле, 2003. – 464 с.
2. Сергеева, О. В. Игры компьютерные и видео / О. В. Сергеева // Новые медиа: социальная теория и методология исследований : словарь-справочник. – СПб. : Алетейя, 2015.
3. Crosbie, V. What is New Media? / V Crosbie. – Electronic text data. – Mode of access: http:// www.sociology.org.uk/as4mm3a.pdf. – Title from screen.
4. O’Brien, R. Global financial integration: The end of geography / R. O’Brien. – London, 1992.

Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32)

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...

Просмотров: 43

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code