ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО СОЦИАЛЬНОГО ИМИДЖА ВОЛГОГРАДСКИХ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В.А.Сагайдак

Аннотация. Формирование информационного общества обусловливает усиление внимания к непрофильным областям деятельности компаний. Внутренний социальный имидж формирует имидж компании во внутренней среде, влияя на восприятие компании ее сотрудниками и, следовательно, на их лояльность, вовлеченность в рабочие процессы, производительность труда.
В работе проанализированы инструменты формирования внутреннего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда.

Методология исследования основывается на принципах системного и компаративного анализа, детерминации. Реализация исследовательских задач была достигнута с применением количественного метода социологического исследования – анкетирования, проведенного в марте – августе 2015 г. среди руководителей бизнес-организаций Волгограда (N = 550, тип выборки – многоступенчатая случайная).

Рассмотрено содержание понятия «внутренний социальный имидж организации». Выделены региональные особенности и наиболее эффективные инструменты формирования внутреннего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда.

К наиболее эффективным инструментам формирования внутреннего социального имиджа бизнес-организаций Волгограда относятся программы поощрения сотрудников, внутренние СМИ, профессиональные тренинги и неформальные корпоративные мероприятия для персонала. Наименее эффективными инструментами являются социальная политика компании и организация личных встреч с ее сотрудниками.

Ключевые слова: бизнес-организация, внутренний социальный имидж, инструменты, программы поощрения сотрудников, СМИ, корпоративные мероприятия, социальная политика, эффективность.

 

Внутренний социальный имидж бизнес-организации является той частью имиджа компании, которая оказывает влияние на восприятие компании ее сотрудниками и, следовательно, на их лояльность, вовлеченность в рабочие процессы и производительность труда. В связи с этим возникает необходимость проведения научных исследований социологического профиля, связанных с выявлением наиболее эффективных инструментов формирования внутреннего социального имиджа региональных бизнес-организаций.

Внутренний социальный имидж – это, с одной стороны, целенаправленно сформированный информационно-образный конструкт, целостно характеризующий организацию и адресованный ее персоналу с целью эмоционально-психологического воздействия на него. С другой стороны, это субъективно воспринимаемый персоналом образ, содержащий сущностные характеристики организации и выражаемый в оценках, суждениях, представлениях персонала о своем предприятии, об отношении компании к труду и отдыху, в представлении компании во внутренних СМИ. Внутренний социальный имидж современных российских бизнес-организаций изучался нами на основе данных социологического исследования, проведенного автором с применением метода анкетирования в марте – августе 2015 г. среди руководителей бизнес-организаций Волгограда (N = 550, тип выборки – многоступенчатая случайная). Исследования на подобную тему в других регионах ранее не проводились, поэтому сравнение данных не представляется возможным.

Участникам исследования был задан ряд вопросов о том, какие инструменты формирования внутреннего социального имиджа они применяют на практике в своей бизнес-деятельности. Так, в 37,9 % компаний проводятся неформальные внутрифирменные мероприятия (корпоративные праздники, профессиональные и спортивные соревнования и прочее). При этом чем меньше штат организации, тем реже применяется данный инструмент: если абсолютно все компании с численностью штата более 500 человек реализуют в своей практике неформальные корпоративные мероприятия, то лишь каждая вторая организация с штатом в 101-500 человек применяет данный инструмент, а в компаниях с численностью сотрудников менее 100 человек такая практика наблюдается в одном из трех случаев (табл. 1). Данная тенденция может быть обусловлена наличием проблемы сплоченности коллектива в организациях с большой численностью сотрудников и необходимостью реализовывать помимо формальных неформальные корпоративные мероприятия, способствующие командообразованию. Что же касается периодичности проведения подобных мероприятий, то в практике каждой пятой компании их проводят 1 раз в полгода, большинство же руководителей (77,8 %) склоняются к варианту 1 раз в год.

Помимо этого, респондентам было предложено выступить в роли экспертов и оценить эффективность неформальных внутрифирменных мероприятий как инструмента формирования внутреннего социального имиджа бизнес-организации в целом. На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты применяют на практике данный инструмент, исходя из собственных представлений о его эффективности. Так, абсолютно все руководители компаний с численностью штата более 500 человек признают эффективность неформальных корпоративных мероприятий в формировании социального имиджа, в то время как 38,9 % респондентов, штат компаний которых варьируется в пределах 101500 человек, и каждая вторая организация с численностью сотрудников менее 100 человек считают подобную практику неэффективной (см. табл. 2).

Таблица 1
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Проводятся ли в вашей компании неформальные внутрифирменные мероприятия (корпоративные праздники, профессиональные соревнования)?» с учетом численности сотрудников, %

Анализ полученной информации позволил выявить существенные различия в использовании такого инструмента формирования внутреннего социального имиджа, как внутренние СМИ, среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса (табл. 3). Респонденты, чей бизнес имеет малый масштаб, отдают предпочтение листовкам, что вероятнее всего обусловлено низкой стоимостью данного СМИ. Иначе выглядит выбор внутренних СМИ в компаниях среднего бизнеса: первую позицию занимают информационные стенды, на втором месте – группы в социальных сетях, на третьем – сайт компании и лишь четвертыми в выборе СМИ значатся листовки.

Совершенно иначе расставили акценты крупные бизнесмены, отдающие предпочтение информационным стендам, затем – сайту компании, в меньшей степени – группам в социальных сетях и корпоративному чату. В практике волгоградских компаний практически не задействовано использование таких внутренних СМИ, как корпоративная газета и корпоративное радио, что может быть обусловлено высокой стоимостью данного способа распространения информации и формирования внутреннего социального имиджа организации.

В ответах на вопрос о восприятии эффективности видов внутренних СМИ в формировании позитивного внутреннего социального имиджа обнаружилась дифференциация, детерминированная таким фактором, как численность сотрудников компании. Определяя эффективность внутренних СМИ, респонденты, чьи компании имеют штатную численность до 100 человек, на первое место поставили информационные стенды, на второе – группы в социальных сетях, на третье – листовки. Иначе выглядит система представлений об эффективности внутренних СМИ в компаниях с численностью сотрудников от 101 до 500 человек: если первая и вторая позиции по своему содержанию совпадают с распределением ответов предыдущей группы респондентов, то на третьем месте оказался еще один интернет-ресурс – сайт компании. Иначе расставили акценты руководители организаций с численностью штата более 500 человек, для которых в топ наиболее эффективных внутренних СМИ входят лишь веб-ресурсы – сайт компании и группы в социальных сетях. Отдельно отметим, что все респонденты признали одинаково неэффективными в формировании внутреннего социального имиджа такие внутренние СМИ, как корпоративная газета и корпоративное радио. Самую большую сложность в оценке эффективности у всех опрошенных вызвал такой инструмент, как корпоративный чат: каждый второй респондент затруднился ответить на данный вопрос.

Таблица 2
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Оцените эффективность инструментов формирования внутреннего социального имиджа компании: организация неформальных корпоративных мероприятий» с учетом численности сотрудников, %

Таблица 3
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие внутренние СМИ используются в вашей организации для формирования внутреннего социального имиджа?» с учетом масштаба бизнеса, %

Участникам исследования был задан вопрос о том, практикуют ли они в своей деятельности личные встречи с сотрудниками. 74 % опрошенных не используют такой инструмент формирования внутреннего социального имиджа. Отдельно отметим, что в малом бизнесе подобная практика вообще отсутствует, в крупном представлена в 5,4 % случаев, среди опрошенных представителей среднего уровня 36,5 % проводят личные встречи с сотрудниками компании. Подчеркнем, что респонденты, задействованные в малом бизнесе, единогласно признали данный инструмент формирования внутреннего социального имиджа эффективным, что не нашло отражения в их бизнес-практике (табл. 4). Каждый пятый руководитель среднего бизнеса признает эффективность личных встреч со своими сотрудниками, что отразилось и в их фактической деятельности.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие материальные инструменты социальной политики реализуются в вашей компании?» в разрезе масштаба бизнеса показывает наличие определенных различий в применении данного инструмента формирования внутреннего социального имиджа среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса. Опрошенные, занимающиеся бизнес- деятельностью, масштабы которой невелики, не применяют в своей практике материальные инструменты социальной политики. Данные, полученные в результате изучения мнения среднего бизнеса по этому вопросу, отразили следующие основные материальные инструменты социальной политики: 27,5 % работодателей компенсируют транспортные расходы сотрудников, 14,4 % – затраты на мобильную связь, подключенную по корпоративному тарифу, 13,1 % респондентов указали, что предоставляют сотрудникам денежное вознаграждение в связи с личными торжествами, круглыми датами трудовой деятельности или праздниками. Представители крупного бизнеса основное внимание уделяют оплате проезда к месту работы и по городу (39,2 %), предоставляют денежные премии по случаю личных и профессиональных торжеств сотрудников (35,2 %), а также поощряют длительный стаж работы персонала в компании, предоставляя прогрессивные выплаты за выслугу лет (18,7 %).

Основными нематериальными инструментами социальной политики крупного бизнеса являются: пользование домами отдыха, детскими оздоровительными лагерями по льготным путевкам, предоставление в пользование служебного автомобиля и оплата учебных отпусков лицам, совмещающим работу с обучением (см. табл. 5). Руководители компаний среднего уровня в качестве таковых инструментов используют предоставление в пользование служебного автомобиля и возможность приобретения продукции или услуг, производимых организацией, по себестоимости их изготовления и производства. Опрошенные, занимающиеся бизнес-деятельностью, масштабы которой невелики, не применяют в своей практике нематериальные инструменты социальной политики.

Таблица 4
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Оцените эффективность инструментов формирования внутреннего социального имиджа компании: организация личных встреч руководства фирмы со своими сотрудниками»

Выбор применяемых на практике нематериальных инструментов социальной политики обусловлен их стоимостью. Если представитель крупного бизнеса может позволить выделить существенную часть бюджета компании не только на оплату проезда, телефонной связи и питания во время рабочего дня, но и на отдых и обучение своих сотрудников, то руководители организаций, имеющих средний масштаб бизнеса, могут позволить себе удовлетворить лишь основные социальные потребности сотрудников. В отличие от двух предыдущих групп, бюджет компаний, представляющих малый бизнес, не предполагает расходов на удовлетворение потребностей сотрудников за пределами организации основного рабочего процесса.

Участникам исследования было предложено оценить эффективность инструментов формирования внутреннего социального имиджа компании. Больше половины респондентов признали наиболее эффективным такой инструмент развития внутреннего социального имиджа, как программы поощрения сотрудников. Вторым по степени эффективности инструментом являются внутренние СМИ (44,1 %). Каждый третий из опрошенных считает одинаково эффективными профессиональные тренинги и организацию неформальных корпоративных мероприятий для сотрудников. Менее эффективными считаются социальная политика компании (24,1 %) и организация личных встреч руководства со своими сотрудниками (21,9 %).

В использовании программ поощрения сотрудников обнаружились определенные различия между представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Если в группе участников опроса, задействованных в крупном бизнесе, количество тех, кто использует данный инструмент формирования внутреннего социального имиджа, составило 65,1 %, то в группе опрошенных, занятых в среднем бизнесе, реализующих подобную практику оказалось 59,7 %, а в компаниях малого уровня программы поощрения сотрудников не предусмотрены (см. табл. 6).

Отметим, что все руководители малого бизнеса, участвовавшие в исследовании, считают использование программ поощрения сотрудников эффективным инструментом формирования внутреннего социального имиджа компании. В группе респондентов среднего и крупного бизнеса согласились с такой точкой зрения более половины опрошенных.

Таблица 5
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие нематериальные инструменты социальной политики реализуются в вашей компании?» с учетом масштаба бизнеса, %

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы об эффективности инструментов формирования внутреннего социального имиджа бизнес- организаций Волгограда. На первом месте, по мнению респондентов, находятся программы поощрения сотрудников. Распространенными формами поощрения традиционно являются денежные подарки, товары, подарочные карты, почетные значки и сертификаты. Расходы на такие программы незначительны – около 2 % от фонда оплаты труда, и могут быть заблаговременно запланированы и заложены в годовом бюджете, что обуславливает выбор бизнесменов в пользу данного инструмента формирования внутреннего социального имиджа. Вторую позицию занимают внутренние СМИ.

Таблица 6

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Предусмотрены ли в вашей компании программы поощрения сотрудников?» с учетом масштаба бизнеса, %

Информационные стенды – привычный для многих компаний канал вербальных формальных и неформальных коммуникаций с широким охватом целевой аудитории. Помимо этого используются современные технологии – социальные сети, корпоративные порталы – чтобы сделать коммуникации и поощрение регулярными, систематическими, устойчивыми и заметными для всей компании. Подобные практики появились в российском бизнесе относительно недавно, поэтому эффективность этого инструмента формирования внутреннего социального имиджа может возрасти в ближайшем будущем. Наконец, третье место занимают неформальные корпоративные мероприятия для персонала. В отличие от предыдущих инструментов формирования внутреннего социального имиджа организации подобные мероприятия проводятся с низкой периодичностью и подразумевают наличие весомой статьи расходов в бюджете, что обуславливает их меньшую эффективность.

Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 2 (32)

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 39

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code