ВЛИЯНИЕ СМИ НА ОЦЕНКУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

О.В.Зуева, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, Волгоградская академия МВД России
Н.Н.Демидов, кандидат философских наук, профессор кафедры философии, Волгоградская академия МВД России

Аннотация. В статье рассмотрена проблема влияния СМИ на формирование общественного мнения о деятельности полиции. Авторы обращают внимание на наметившуюся тенденцию снижения уровня доверия к традиционным видам СМИ. В современном обществе люди стали больше подвергать сомнению поступающую информацию из официальных СМИ. Отмечены значительные изменения в предпочтениях населения Волгограда в отношении источников информации. Сравнительный анализ социологических исследований, проведенных при непосредственном участии авторов статьи, позволяет говорить, что население стало предпочитать Интернет и социальные сети, а телевидение уступило им свои позиции.

Представления граждан о работе полиции неразрывно связаны с вопросами личной безопасности. Авторы утверждают, что СМИ являются одним из главных факторов, на основе которого у граждан складывается оценка эффективности деятельности полиции по обеспечению личной безопасности. В ходе анализа эмпирических данных обнаружена корреляционная связь между ощущением личной безопасности респондентами и источниками получения информации о деятельности полиции. Респонденты, в основном получающие информацию о деятельности правоохранительных органов из СМИ, <м ощущают более высокий уровень защищенности, нежели те, кто делает суждения на К основе личного опыта.

В заключении авторами подчеркивается позитивная динамика в оценке населением деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению личной безопасности граждан, которая зависит не столько от улучшения работы полиции, сколько от характера подаваемой информации гражданам, которая формирует определенные и установки и стереотипы.

Ключевые слова: средства массовой информации, личная безопасность, удовлетворенность деятельностью полиции, доверие полиции, общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

 

Современное российское общество испытывает сильнейшее информационное воздействие со стороны СМИ. В последние два года усилилась пропагандистская составляющая теле- и радиопередач государственных и находящихся под контролем государства каналов информации.

Радио и телевидение стремятся оказывать влияние на сознание рядовых граждан, формируя их представление о деятельности государственных институтов власти. Вместе с тем следует отметить, что наряду с традиционными источниками информации все большую роль в информационном обеспечении многообразных потребностей и интересов личности, а также широких социальных групп играет Интернет, в частности – социальные сети. В настоящее время сложилась ситуация, когда средства массовой информации стали важнейшим инструментом формирования общественного мнения о различных аспектах деятельности правоохранительных органов, в том числе и полиции.

Социологическая группа по изучению общественного мнения о деятельности органов внутренних дел ВА МВД России проводит опросы населения с 1994 г. по настоящее время, изучая различные аспекты общественного мнения о деятельности полиции и других правоохранительных органов, в том числе влияние СМИ на оценку деятельности различных государственных институтов. Исследования проводятся ежегодно силами кафедры философии ВА МВД. Объем выборки в среднем составляет 500 человек. Респондентами являются жители г. Волгограда разных социально-демографических групп. Опрос носит выборочный характер и проводится методом формализованного интервью.

Результаты социологических исследований, проведенных социологической группой на протяжении последних лет, показывают, что «значительная часть городского населения черпает информацию о деятельности правоохранительных органов, прежде всего, из различных массмедиа. Данная информация в той или иной степени формирует представление о деятельности органов внутренних дел» [3, с. 179]. В ходе последнего социологического опроса (май-июнь 2015 г.) изучались факторы, влияющие на формирование общественного мнения о деятельности полиции, источники получения информации о деятельности органов внутренних дел, степень распространенности различных видов СМИ среди населения, а также степень их влияния на представления населения о полиции и оценку ее деятельности.

Для определения наиболее значимых для населения видов информационных источников, из которых они узнают о ситуации в России и мире, респондентам было предложено по пятибалльной шкале оценить такие виды, как радио, телевидение, журналы, газеты, семья и друзья, интернет-сайты, социальные сети, мобильные приложения-мессенжеры. Следует отметить, что подобный вопрос предлагался в исследовании, проведенном социологической группой ВА МВД России в 2009 г., что позволило сравнить результаты двух исследований.

Анализ социологических данных показал довольно значительные изменения в предпочтениях населения города в отношении источников информации за последние годы. Если в 2009 г. респонденты называли основным источником информации телевидение, то исследование 2015 г. показало, что население стало предпочитать интернет-сайты и социальные сети, а телевидение уступило им свои позиции. Достаточно популярным источником информации становятся мобильные приложения-мессенжеры (их отметило 10,0 % респондентов). Если анализировать, как оценивают информационные источники различные возрастные группы, то обнаруживается различие в предпочтениях молодежи и зрелой части населения. Если молодежь указывает прежде всего на Интернет, то респонденты возрастной группы от 50 лет и старше отдают предпочтение телевидению. Аналогичным образом распределились мнения респондентов относительно источников, из которых они получают информацию на правовую тему. Так, если в 2009 г. наиболее популярным источником было телевидение, а наименее популярным – журналы, то в 2015 г. самым популярным источником информации становится Интернет, а телевидение занимает третью позицию.

О деятельности российской полиции респонденты, как и в предыдущие годы, узнают в основном из СМИ, причем на первом месте остаются телевидение и радио. На эти источники указали 25,2 % опрошенных в 2015 г. и 31,0 % – в опросе 2009 года. На основе личного опыта общения с полицией оценивают ее деятельность 22,8 % респондентов (2015 г.), причем доля респондентов, оценивающих работу полиции на основе личного опыта, постоянно уменьшается. Так, в 2009 г. таких респондентов было 38,0 %. Вместе с тем среди различных возрастных групп обнаружено довольно существенное расхождение в предпочтениях видов СМИ. Так, например, 21,0 % представителей возрастной группы 25-29 лет получают информацию о деятельности полиции из Интернета, а среди респондентов, входящих в возрастную группу старше 50 лет, таковых 12,0 %.

Можно сделать вывод, что структура источников информации о деятельности полиции претерпела определенные изменения. Если сравнить результаты анализируемых опросов, то обнаруживается также увеличение количества респондентов, которые получают информацию о полиции из Интернета (2009 г. – 5,0 %, 2015 г. – 15,0 %).

Следует отметить, что результаты опроса в Волгоградском регионе совпадают с общероссийскими исследованиями, которые показывают увеличение доли респондентов, обращающихся к интернет-источникам. По данным НИИ МВД России, в 2009 г. доля россиян, получающих информацию из Интернета, составляла 6,0 %, а в 2014 г. была уже
15.0 %. В исследовании НИИ МВД России также отмечается, что при оценке деятельности полиции большинство россиян опираются на информацию, полученную из СМИ. «Беседы с друзьями, знакомыми, в кругу семьи» являются для респондентов вторыми по уровню значимости, и лишь третье место занимает «личный опыт» [4].

Для оценки влияния СМИ на мнения населения о деятельности полиции перед респондентами были поставлены вопросы о доверии к информации, получаемой из СМИ и об объективности освещения работы органов внутренних дел в СМИ. Анализ ответов респондентов показал, что средствам массовой информации доверяют 37,0 % опрошенных и не доверяют 34,0 %. Респондентов, считающих, что СМИ распространяет объективную информацию о деятельности полиции, – 41.1 %, уверенных, что СМИ приукрашивают работу полиции, – 38,9 % и 11,7 % респондентов убеждены, что в СМИ работа полиции очерняется. Эти данные показывают, что мнения респондентов практически разделились на равные доли доверяющих и не доверяющих СМИ, что свидетельствует о довольно противоречивых отношениях к информации, получаемой населением из различных видов СМИ. Вместе с тем анализ данных говорит о достаточно существенной роли СМИ в формировании отношения к органам внутренних дел. Так, среди тех, кто оценивает информацию, полученную из СМИ как объективную, уровень доверия полиции значительно выше, чем в среднем по выборке. 70,0 % опрошенных данной категории доверяют полиции, и лишь 17,0 % не доверяют (в среднем по выборке уровень доверия полиции – 57,1 %, уровень недоверия – 26,4 %).

Результаты общероссийского исследования, проведенного НИИ МВД России, также свидетельствуют о роли СМИ в формировании позитивного имиджа полиции. В частности утверждается, что негативную информацию о полиции распространяют такие каналы коммуникации, как круг знакомых, друзей (22,0 % опрошенных) и слухи, случайные беседы в общественных местах (23,0 %), но никак не СМИ.

Как было отмечено выше, отношение населения к полиции зависит от тех каналов, из которых они получают информацию о деятельности органов внутренних дел. Обнаружена корреляционная связь между уровнем доверия СМИ и уровнем доверия полиции. Данное суждение подтверждается результатами социологического исследования в Волгоградском регионе, в ходе которого выяснялся уровень доверия к различным социальным институтам и, прежде всего, к правоохранительным органам. Данные опроса показали, что более половины, а точнее 57,1 % респондентов, так или иначе доверяют местной полиции, 26,4 % – в той или иной степени не доверяют полиции, затруднились с ответом – 16,4 %.

Анализируя данные исследования, мы пришли к выводу, что среди респондентов, получающих в основном информацию о деятельности полиции из средств массовой информации, уровень доверия несколько выше, чем в среднем по выборке. Если в среднем по выборке ОВД доверяют 57,1 % респондентов, то среди получающих информацию о деятельности ОВД в основном из СМИ полиции доверяет 61,0 % и не доверяет 20,0 % респондентов. Кроме того, 66,0 % респондентов, доверяющих СМИ, высказали доверие и к полиции.

Респонденты, имеющие личный опыт общения с сотрудниками полиции, дают более низкую оценку деятельности ОВД. Так, среди тех, у кого представление о полиции сложилось на основе личного опыта, доверяют полиции 50,0 %, и не доверяют 33,0 %. Результаты общероссийского социологического исследования, проведенного НИИ МВД России, также показали, что «респонденты, имеющие личный опыт общения с сотрудниками полиции, ее деятельность оценивают более пессимистично». Недоверяющих полиции больше не только среди тех, кто имеет опыт личного общения с сотрудниками органов внутренних дел, но и среди тех, кто черпает информацию о полиции из Интернета (30,0 %) [4].

Изучая различные факторы, влияющие на формирование общественного мнения о деятельности полиции, в ходе исследования было обращено внимание на роль СМИ в оценивании населением эффективности работы ОВД по обеспечению личной безопасности граждан. «Представления граждан о работе полиции неразрывно связаны с вопросами личной безопасности» [2, с. 55]. Для того, чтобы понять, насколько проблема личной безопасности беспокоит жителей Волгоградского региона и какие факторы влияют на ее оценку, в ходе социологического опроса респондентам был задан вопрос о степени их уверенности в защищенности личных и имущественных интересов.

Анализ результатов исследования показал, что 67,6 % респондентов в той или иной степени уверены в защищенности своих интересов, а 25,8 % не испытывают уверенности. Причем по сравнению с опросом 2014 г. количество уверенных в защите своих интересов увеличилось на 8 %. И это несмотря на то, что, по данным исследования, уровень вик- тимности в 2015 г. увеличился почти на 6 %. Если в 2014 г. 16,3 % респондентов заявили о том, что были жертвами преступных посягательств, то в 2015 г. жертвами преступлений, по словам опрошенных, стали 22,0 %.

Результаты исследований общественного мнения о деятельности полиции в 85 субъектах Российской Федерации также демонстрируют повышение уровня виктимизации населения на 3,0 %. Однако, несмотря на это, наблюдается позитивная динамика показателя доверия граждан полиции. Доля респондентов, доверяющих полиции в обеспечении личной и имущественной безопасности, выросла, по данным НИИ МВД России, с 52,0 % (2010 г.) до 66,0% (2014 г.).

Ответы на вопросы, касающиеся изменений у респондентов ощущений личной безопасности в последние годы, позволяют говорить о том, что граждане стали ощущать себя более защищенными. Отвечая на вопрос: «Изменилось ли у вас за последние годы ощущение личной безопасности?», 39,1 % респондентов выбрали вариант ответа «стали ощущать себя более защищенными», 41,3 % опрошенных ответили, что они «не ощутили изменения по поводу личной безопасности», и «менее защищенными» ощущают себя 10,4 % граждан. Причинами роста уверенности в защищенности личных и имущественных интересов респондентами указаны следующие обстоятельства: улучшение работы полиции – 39,0 %, усиление бдительности сотрудников охраны в общественных местах – 28,9 %, установка видеокамер в публичных местах – 17,4 %. В ходе опроса был задан вопрос о мерах, которые респонденты готовы принять для обеспечения собственной безопасности. Значительная часть опрошенных (33,8 %) указали на установку средств видеонаблюдения и охранных сигнализаций, 30,4 % респондентов считают, что необходимо приобретение средств индивидуальной защиты, на взаимодействие с полицией рассчитывают только 18,9 % граждан, на взаимодействие с соседями – 13,1 %, и только 2,0 % опрошенных считают, что необходимо участие в деятельности добровольных народных дружин.

Таким образом, значительная часть опрошенных в большей степени надеются на меры, связанные с личными усилиями по обеспечению своей безопасности, чем на помощь полиции.

В ходе исследования предполагалось выяснить, как СМИ влияют на мнение респондентов об эффективности деятельности полиции по обеспечению личной безопасности граждан.

Анализируя результаты социологического опроса, обнаружена корреляционная связь между ощущением личной безопасности респондентами и источниками получения информации о деятельности полиции. Так, респонденты, получающие информацию о деятельности полиции в основном из СМИ, ощущают более высокий уровень защищенности (70,0 % опрошенных), нежели те, кто делает суждения на основе личного опыта (64,0 %).

Таким образом, результаты социологических исследований показывают, что, несмотря на увеличение числа преступлений, совершенных в общественных местах, наблюдается позитивная динамика в оценке населением деятельности полиции по обеспечению личной безопасности граждан [1, с. 46; 5, p. 162]. Такое положение связано не столько с улучшением работы полиции в целом, сколько с характером подаваемой информации гражданам, которая, так или иначе, формирует определенные установки и стереотипы. Россияне привыкли доверять СМИ и не берут во внимание тот факт, что они получают не вполне объективные данные. Информация может быть подана таким образом, чтобы сформировать у аудитории «предпочтительное мнение» относительно тех или иных событий. Человек, не желающий анализировать полученную информацию, превращается в удобную мишень информационного воздействия. То есть СМИ осуществляют не только передачу информации о деятельности полиции, но и становятся рычагом участия в социальном управлении, оказывая воздействие на общественное мнение и формируя определенную оценку эффективности деятельности полиции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидов, Н. Н. К вопросу об особенностях взаимодействия современной российской полиции с населением и средствами массовой информации / Н. Н. Демидов, А. Н. Тюменцев // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2014. – №4 (31).- С. 42-47.
2. Зуева, О. В. Общественное мнение о деятельности полиции: практика исследования / О. В. Зуева, Е. Н. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2014. – № 1 (21). – С. 52-57.
3. Зуева, О. В. Реформирование ОВД в России глазами населения г. Волгограда (по материалам регионального социологического исследования) / О. В. Зуева, Н. Н. Демидов // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2013. – № 4 (27). – С. 177-181.
4. Основные результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2014 году // Официальный сайт ВНИИ МВД России. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.vnii- mvd.ru/node/2902 (дата обращения: 23.04.2016). – Загл. с экрана.
5. Reynolds K. M. A Longitudinal analysis of public satisfaction with the police in the Volgograd region of Russia 1998-2005 / K. M. Reynolds, O. B. Semukhina, N. N. Demidov // International Criminal Justice Review. – 2008. – Vol. 18, № 2. – Р. 158-189.

Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 3 (33)

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 54

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code