ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В КООРДИНАТАХ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ

Н.Н.Киселева, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора, Северо-Кавказский институт – филиал РАНХиГС
А.А.Орлянская, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт – филиал РАНХиГС
Н.В.Боровикова, Северо-Кавказский институт – филиал РАНХиГС

Аннотация. В статье дан краткий обзор влияния геоэкономических ограничений на экономику и промышленную политику Российской Федерации. Приведен перечень компаний с указанием отраслевой принадлежности, в отношении которых были применены экономические ограничения. Дана характеристика масштабов импортозависимости в ключевых отраслях российской экономики. Показан механизм влияния геоэкономических ограничений на экономическую и социальную ситуацию в России на примере продовольственного рынка. Обосновано, что агропромышленный комплекс не смог восполнить возникший дефицит на внутреннем продовольственном рынке. Выделены сильные и слабые стороны политики импортозамещения в экономике и социальной сфере национальной экономики. Конкретизированы основные направления политики им- портозамещения в Российской Федерации с указанием нормативно-правовых документов, в которых они закреплены. Проведен сопоставительный анализ планов импортозамещения регионов Северо-Кавказского федерального округа: отраслевых приоритетов, учета сложившейся отраслевой структуры экономики, сильных и слабых сторон. С точки зрения авторов, наиболее проработаны, учитывают отраслевую структуру и способствуют региональному росту планы импортозамещения Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики. В данных документах обоснованы направления дальнейшего углубления региональной специализации выхода на рынки других регионов России. Отмечено наличие используемых в течение последних десятилетий и не доказавших свою эффективность мер региональной политики. Обоснован вывод о недостаточной инновационности региональных планов импорто- замещения в Северо-Кавказском федеральном округе, препятствующей преодолению догоняющего развития и поиску ниши каждого из регионов в системе национального и международного разделения труда.

Ключевые слова: регион, промышленность, импортозамещение, промышленная политика, отраслевые приоритеты.

 

Геополитические и геоэкономические вызовы, с которыми сталкивается российская экономика и общество в последние годы, существенно обострили те противоречия, которые были заложены в предшествующие десятилетия экономической эволюции Российской Федерации.

Экономические ограничения в связи с реакцией ряда государств на присоединение Крыма к России коснулись конкретных физических лиц и ведущих компаний российской экономики (см. табл. 1).

В дальнейшем вплоть до настоящего времени список российских компаний, подпавших под экономические ограничения, видоизменялся и расширялся. В результате санкций оказалась нарушенной выстроенная в течение последних двух десятилетий схема участия российской экономики в международном разделении труда.

На рисунке 1 видны масштабы зависимости экономики России от импорта в стратегических отраслях экономики.

Разумеется, сложившаяся экономическая ситуация может крайне негативно сказаться на экономической безопасности и конкурентоспособности нашей страны. В ответ на действия стран мира в августе 2014 г. властями России было введено эмбарго на импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели ограничения против Российской Федерации. В основном это касалось стран Европейского союза, многие из которых до этого поставляли значительные объемы сельхозпродуктов в нашу страну. Экономические последствия продовольственного эмбарго для российского рынка были частично сглажены за счет переориентации на поставки из стран Таможенного союза, Азии и Латинской Америки. Еще до конца 2014 г. был увеличен объем поставок из Бразилии, Аргентины и Ирана. В июне 2016 г. В. Путин продлил ответное продуктовое эмбарго России до 1 января 2018 г. [8].

По мнению специального докладчика ООН И. Джазаири, финансовые потери стран, вводивших антироссийские санкции, в два раза превышают убытки России. По его словам, антироссийские санкции обошлись различным государствам в более чем 100 млрд долларов. Сумму потерь России представитель ООН оценил в 52-55 млрд долларов [6].

Таблица 1
Российские компании, в отношении которых применены санкции в 2014 г.

Примечание. Составлено авторами по: [1].

Рис. 1. Степень импортозависимости отраслей российской экономики

Примечание. Составлено авторами по: [7].

Меры ограничительного характера на ввоз продовольствия из ряда государств, несмотря на усилия Правительства России по переориентации в сотрудничестве на другие страны, привели к дефициту на рынке (рис. 2).

В этой ситуации агропромышленный комплекс нашей страны оказался не в состоянии заместить импорт по ряду категорий товаров. Объемы выпуска по отраслям, по сути, остались прежними. Возникший дефицит на рынке мяса был немного компенсирован за счет увеличения объемов производства свинины.

Сложившаяся классическая ситуация дефицита не могла не привести к росту цен. На рисунке 3 представлено сравнение цен на продовольственном рынке в декабре 2013 и декабре 2014 годов.
Обращает на себя внимание рост цен на молоко и молочную продукцию. Проведенный анализ подтверждает актуальность и необходимость ускоренного развития агропромышленного комплекса России для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке и эффективного использования природных ресурсов нашей страны.

Объемы импорта по итогам первых четырех месяцев 2015 г. сократились примерно на 36-38 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Наиболее сильное сокращение импорта наблюдалось в отрасли пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия.

В сложившейся ситуации логичным было объявление правительством курса на импортозамещение. Политика импортозамещающей индустриализации не нова в мировой практике. К ней прибегли власти стран Латинской Америки, Мексики, Индии, Аргентины, Турции и других государств. Они получили как положительные, так и отрицательные примеры влияния политики импортозамещения на экономику [2-4]. Иногда вследствие государственной поддержки отмечалось искажение инвестиционных стимулов. Частным предприятиям становилось выгодно производство, стоимость факторов которого превосходила стоимость продукции, которую они производили. Подобная ситуация отмечалась, в частности, в советской и российской нефтепереработке.

Рис. 2. Объемы импорта отдельных продовольственных товаров в натуральном выражении в 2014 г., % к объемам 2013 г.

Рис. 3. Сравнение цен на отдельные группы продовольственных товаров в декабре 2013 г. и декабре 2014 г. в России, в % к уровню 2013 г.

Примечание. Составлено авторами по: [5].

Политика импортозамещающей индустриализации вследствие наращивания фискального и внешнего дисбалансов приводила к кризисам внешнего долга при резком прекращении потока капитала [9]. Так произошло в ряде стран Латинской Америки.

Кроме того, в качестве негативного последствия политики импортозамещения экономисты отмечают потери общественного благосостояния вследствие недостаточной интеграции в международное разделение труда.

Сторонники политики импортозамещения указывают на то, что при ее использовании отмечается ускоренный рост производительности в целевых отраслях, рост экономики в целом, рост занятости. Это приводит к выводу о том, что при принятии решения о реализации политики импортозамещения необходимо выработать модель, приемлемую для конкретной страны, и это позволит достичь определенных экономических результатов [10].

В качестве приоритетных отраслей для импортозамещения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 2014-2015 гг. выделены: нефтегазовое машиностроение, химическая промышленность, легкая промышленность, автомобильная промышленность, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности, станкоинструментальная промышленность, цветная металлургия, черная металлургия, энергетическое машиностроение, кабельная и электротехническая промышленность, тяжелое машиностроение, медицинская промышленность, фармацевтическая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники, сельскохозяйственное и лесное машиностроение, транспортное машиностроение, судостроение, радиоэлектронная промышленность, авиационная промышленность. По каждому из данных направлений в 2015 г. приказами Минп- ромторга утверждены соответствующие планы действий.

Были также утверждены «План мероприятий (“дорожная карта”) по снижению зависимости от импорта в сфере обеспечения катализаторами предприятий нефтепереработки и нефтехимии», «План мероприятий (“дорожная карта”) по содействию импорто- замещению в сельском хозяйстве на 20142015 гг.», «Отраслевой план мероприятий по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности Российской Федерации».

Аналитики отмечают, что данные документы ориентированы на краткосрочные горизонты развития. Кроме того, важно, чтобы в результате импортозамещения отрасль стала конкурентоспособной на мировом рынке, а не просто могла заменить импорт в условиях административных ограничений на ввоз.

Согласно поручению Правительства Российской Федерации в контексте приоритетов федеральной политики регионы Северо-Кавказского федерального округа разработали и приняли к реализации свои планы по обеспечению импортозамещения (см. табл. 2). Обобщенно они включают следующие разделы:
– мероприятия общеорганизационного и нормативного характера;
– мероприятия по содействию реализации инвестиционных проектов;
– меры, направленные на реализацию механизма контроля за выполнением регионального плана по импортозамещению;
– контрольные показатели реализации регионального плана по импортозамещению.

Слабой стороной практически всех региональных планов импортозамещения в регионах Северо-Кавказского федерального округа является недостаточная проработка конкретных мер по привлечению иногда достаточно масштабных инвестиционных вложений. Размыта ответственность должностных лиц за реализацию планов. Нередко в качестве ответственных по отдельным позициям плана указаны хозяйствующие субъекты, которым предполагается оказывать государственную поддержку. Не до конца понятен механизм возложения на них ответственности за реализацию отдельных направлений региональной политики.

Таблица 2
Анализ содержания и качества планов импортозамещения в регионах Северо-Кавказского федерального округа

Примечание. Составлено авторами.

Большинство предлагаемых в планах импортозамещения мер региональной политики традиционны на протяжении не одного десятилетия [2; 3]. Многие не демонстрировали ранее высокой эффективности. Также в большинстве случаев традиционны предлагаемые направления региональной экономики.

Планы по импортозамещению на 20162020 гг. приняты отдельным документом в Ставропольском крае, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия – Алания, Карачаево- Черкесской Республике, Чеченской Республике [4].

В Республике Дагестан план импорто- замещения в промышленности и агропромышленном комплексе принят в составе комплекса первоочередных мер по обеспечению опережающего развития экономики и социальной стабильности Республики Дагестан.

На наш взгляд, одним из самых проработанных региональных планов импортозамещения является документ, подготовленный органами исполнительной власти Республики Дагестан. Он направлен на решение проблемы импортозамещения в стране в отраслях, которые пострадали от экономических ограничений. Отдельная часть документа посвящена совершенствованию институциональной среды региональной политики импортозамещения. В частности, предлагается создать Межведомственную рабочую группу по мониторингу развития ситуации в социально- экономической сфере и реализации Плана действий Правительства Республики Дагестан, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Республики Дагестан на 2015-2017 гг., Планов мероприятий по содействию импортозамещению, а также создать Экспертный совет по импортозамещению в промышленности и АПК Республики Дагестан и утвердить его состав.

Проработаны меры по развитию агропромышленного комплекса: восстановление племенной базы, диверсификация растениеводства и животноводства. Предлагаемые в плане импортозамещения проекты рассредоточены по всей территории республики.

Интересна идея властей Республики Северная Осетия – Алания, включивших в план импортозамещения проекты, предложенные вузами. Они касаются сферы IT, переработки отходов, промышленности строительных материалов.

При обосновании инвестиционных проектов в плане импортозамещения Карачаево- Черкесской Республики особое внимание уделено связи этих проектов со специализацией экономики региона, также описанию потенциальных рынков сбыта производимой продукции.

В достаточной мере проработан и будет способствовать диверсификации экономики региона план импортозамещения в промышленности Чеченской Республики.

Общим недостатком всех планов импортозамещения северокавказских регионов является их невысокая инновационность. Преодоление догоняющего развития и занятие собственной ниши в системе российского и международного разделения труда невозможно без ориентации на самые передовые разработки и решения в промышленности.

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-32-00024.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодрунов, С. Д. Грядущее. Новое индустриальное общество: перезагрузка / С. Д. Бодрунов. – М. : Культурная революция, 2016. – 349 с.
2. Галушкин, В. И. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе современной России: от традиционализма к модернизации / В. И. Галушкин, И. В. Митрофанова, Л. В. Объед- кова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 1. – С. 10-19.
3. Липина, С. А. Приоритеты развития Республик Северного Кавказа / С. А. Липина // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 16. – С. 3-9.
4. Митрофанова, И. В. Модернизация АПК Юга России в новых геополитических и геоэкономических условиях / И. В. Митрофанова, Н. П. Иванов, И. А. Митрофанова // Экономическое стратегирование в новых реалиях: механизмы, инструменты, технологии : монография / под общ. ред. проф. Л. Г. Матвеевой, О. А. Черновой. – Таганрог : Изд-во ЮФУ 2016. – С. 89-94.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.09.2017). – Загл. с экрана.
6. Потери России и мира от санкционных войн оценили в три ВВП Эфиопии. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://lenta.ru/news/ 2017/04/28/losses/ (дата обращения: 23.09.2017). – Загл. с экрана.
7. Приложение 3 к Плану содействия импортозамещению в промышленности / Министерство промышленности и торговли РФ. – 2015. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www. sovel.org/files/News/Prilozhenie_3.pdf (дата обращения: 12.09.2017). – Загл. с экрана.
8. Путин продлил эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада до 2018 года. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://ria.ru/politics/ 20160629/1454435636.html (дата обращения: 01.10.2017). – Загл. с экрана.
9. Helpman, E. The Mystery of Economic Growth / E. Helpman. – Cambridge : Harvard University Press, 2004. – 240 р.
10. Rodrik, D. Industrial Policy for the twenty- first century. (November 2004) / D. Rodrik // CEPR Discussion Paper. – N° 4767. – Electronic text data. – Mode of access: http://ssrn.com/abstract=666808 (date of access: 11.09.2017). – Title from screen.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. “Экономика. Экология. 2017. № 3 (40)

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 38

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code