ИНТЕГРАЦИЯ БИЗНЕСА, ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

И.Р.Ляпина, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры маркетинга, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
О.А.Строева, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и экономической безопасности, Среднерусский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Сложившаяся в мире ситуация показывает, что следующим за постиндустриальным этапом развития экономик всех развитых мировых держав является создание новой парадигмы развития, базирующейся на экономике знаний, достижениях науки, инновациях, глобальных информационно-коммуникационных системах и ведущей к построению инновационной экономики.

В условиях формирования национальной инновационной экономики в Российской Федерации создаются предпосылки для интеграции усилий представителей бизнеса, науки и образования по разработке, производству и реализации высокотехнологических продуктов, обладающих значительным экономическим или социальным потенциалом. И это не только задача, озвученная Правительством России, но и естественный процесс в экономике страны, способствующий повышению эффективности деятельности всех участников интеграции. В результате интегрированного взаимодействия образования, науки и бизнеса возникает синергический эффект за счет формирования интерактивной модели взаимодействия, предполагающий активное использование объединенных знаний, идей, технологий и прочих ресурсов при реализации инновационных проектов.

При этом интеграционные процессы многообразны, сложны и протекают в каждом случае с учетом специфики деятельности интегрирующихся сторон. В этой связи целью исследования является характеристика воздействия процесса интеграции образования, науки и бизнеса на реализацию национальной технологической инициативы в целом по стране и изучение опыта интеграции указанных субъектов на региональном уровне.

В ходе исследования были изучены этапы процесса формирования национальной инновационной экономики России; охарактеризована роль образования, науки и бизнеса в реализации Национальной технологической инициативы; доказано, что образовательные учреждения являются ключевым звеном в интеграционном процессе по цепочке «образование – наука – бизнес»; изучен опыт интеграции образования, науки и бизнеса по регионам России.

В итоге проведенного исследования подчеркивается необходимость предпочтения мягких форм интеграции образования, науки и бизнеса на региональном уровне, поскольку именно они позволяют сохранять гибкость интегрированных структур и допускают внесение необходимых корректив в состав участников и реализуемые инновационные проекты в целях решения насущных задач Национальной технологической инициативы.

Ключевые слова: интеграция; национальная инновационная экономика; национальная технологическая инициатива; интеграция образования, науки и бизнеса; формы интеграции.

 

Особенности интеграции образования, науки и бизнеса при реализации Национальной технологической инициативы

Процесс формирования национальной инновационной экономики России в своем развитии прошел ряд этапов (см. рис. 1) и в настоящее время нацелен на реализацию комплексной программы «Национальная технологическая инициатива».

Данная программа включает системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений в области норм и правил, работающих мер финансового и кадрового развития, механизмов вовлечения и вознаграждения носителей необходимых компетенций [11]. Она предполагает скоординированную работу всех заинтересованных лиц (ведущих научных и образовательных организаций, крупных и средних производственных предприятий, субъектов малого предпринимательства, общественных объединений) в целях обеспечения глобального технологического паритета России и стран – технологических лидеров, а также подготовки национальных компаний к работе на принципиально новых отраслевых рынках, составляющих будущую основу мировой экономики (см. табл. 1).

В этой связи успех мероприятий в рамках НТИ во многом зависит от качества координации усилий в этой области образования, науки и бизнеса. Чаще всего необходимость согласования действий побуждает образовательные учреждения, науку и бизнес не просто обсуждать варианты совместных действий, а интегрировать свою деятельность.

Рис. 1. Этапы процесса формирования национальной инновационной экономики России

Примечание. Составлено авторами.

Таблица 1
Роль образования, науки и бизнеса в реализации НТИ

Примечание. Составлено по: [1; 11; 16].

Центральным звеном интеграционных процессов между образованием, наукой и бизнесом чаще всего являются образовательные учреждения в лице университетов. Дело в том, что в последнее время именно образование стало доминирующим фактором социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Причин этому несколько [1; 6; 9]:

1. Роль и место знаний в развитии экономики существенно возросли. Без них на данный момент невозможна организация ни одного высокотехнологического производственного процесса.

2. Образование позволяет организовать более быстрый процесс включения новых знаний в хозяйственную практику.

3. Вузы становятся все чаще генераторами инновационных процессов. Другие же субъекты экономики (государства и бизнес- сообщество) выступают преимущественно в роли заказчиков, потребителей и соинвесторами инновационных проектов.

4. Современные инновации формируются на базе нескольких десятков научных достижений, часто относящихся к различным областям знаний. И именно в стенах образовательных учреждений специалисты разных научных профилей получают возможность координировать свои действия.

Особенности интеграции образования, науки и бизнеса на региональном уровне

На региональном уровне интеграционные процессы в цепочке «образование – наука – бизнес» протекают по разному, принимая разные формы и масштабы (см. табл. 2).

Их анализ свидетельствует о том, что интеграционные процессы в цепочке «образование – наука – бизнес» представляют собой длительный исторически сложившийся процесс, в значительной мере обусловленный неформальными институтами и представлениями о наиболее рациональных методах решения поставленных задач лицами, принимающими решения в рамках конкретных образовательных организаций. Именно представление менеджмента организаций о региональных особенностях является движущим началом интеграции.
Применение конкретных институтов (технопарков, малых инновационных предприятий и прочих форм интеграции) обусловлено уровнем развития институционального поля интеграционного процесса и в значительной мере «модой» на тот или иной институт. В свою очередь, «мода» формировалась государством, так как была связана с возможностью участия в определенных государственных программах и получением дополнительного финансирования. По мере того как «мода» приходила или уходила, конкретные сложившиеся практики либо институциализи- ровались в виде общепринятых форм и разрабатываемых внутренних документов, с ними связанных, либо ликвидировались.

Независимо от используемой формы интеграции она впоследствии вызывала ряд позитивных сдвигов:
– существенно расширяется информационная база, позволяющая обеспечить студентов актуальной информацией о рынке труда и организовать им практико-ориентированное обучение;
– увеличивается количество совместных научно-исследовательских проектов и упрощается их финансирование;
– бизнес получает доступ к управлению образовательными учреждениями через участие в разработке образовательных программ, осуществление оценки соответствия выпускников профессиональным стандартам, мониторинг деятельности образовательного учреждения и т. д.

Заключение
Если рассматривать интеграцию образования, науки и бизнеса на региональном уровне, то следует отметить следующее:

1. В экономике большинства регионов отсутствует явно выраженная доминирующая отрасль. Поэтому в процессе интеграции подбор участников целесообразно осуществлять таким образом, чтобы сформированное объединение позволило обеспечить максимальное соответствие спроса и предложения рабочих кадров и специалистов требованиям регионального рынка труда и перспективам его социально-экономического развития в рамках НТИ.

2. Выбор форм интеграции образования, науки и бизнеса зависит:
– от лиц, принимающих решения (определяется системой взглядов менеджмента организаций на региональные особенности);
– «моды» на ту или иную форму интеграции;
– возможности участия в специальных государственных программах, предполагающих дополнительное финансирование.

3. При выборе форм интеграции целесообразно отдавать предпочтение «мягким» формам (стратегические альянсы и т. п.). Они позволяют вести совместную деятельность при сохранении участниками интеграционных процессов юридической и хозяйственной самостоятельности. В результате формируемая структура становится гибкой и допускает возможность изменения качественного и количественного состава участников в целях реализации насущных задач НТИ.

Таблица 2
Примеры интеграционных процессов в цепочке «образование – наука – бизнес» по регионам России

ПРИМЕЧАНИЕ
1 Данное исследование выполнено при финансовой поддержке Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байкова, О. М. Интеграция образования, науки и бизнеса как условие эффективного разви
тия экономики России / О. М. Байкова, М. А. Сухомлинова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2010. – № 23. – С. 1-7.
2. Взаимодействие с промышленностью региона – важнейшая задача деятельности УНИК многопрофильного технического вуза / Д. В. Пузанков [и др.] // Инновации. – 2001. – № 1-2.
3. Гантмахер, В. Е. Создание мощного университета – одна из приоритетных задач на пути инновационного развития региона / В. Е. Гантмахер // Инновации. – 2001. – № 1-2. – С. 35-38.
4. Дмитриенко, В. П. Развитие инновационной инфраструктуры вуза и коммерциализация научных разработок на примере ТПУ начальник управления по инновационной и производственной деятельности, 2015 / В. П. Дмитриенко, В. В. Негруль. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www. manotom-tmz.ru/media/konferen/prezentachii/8.pdf. – Загл. с экрана.
5. Досужева, Е. Е. О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 1) / Е. Е. Досужева, О. Л. Лямзин // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 1. – С. 383-387.
6. Есина, Ю. Л. Формы и механизмы интеграции науки, образования и бизнес-сообщества в условиях инновационного обновления региональной экономики / Ю. Л. Есина, Н. М. Степаненкова, Е. Е. Агафонова // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9, № 12. – С. 1491-1508.
7. Заровняев, Б. Н. Проблемы активизации инновационной деятельности вузов региона / Б. Н. Заровняев, Г. С. Ковров, Н. Е. Егоров // Инновации. – 2001. – № 1-2. – С. 65.
8. Коссович, Л. Ю. Направления развития научной и инновационной деятельности в Саратовском государственном университете / Л. Ю. Коссович, Д. А. Усанов // Инновации. – 2005. – № 6. – С. 61-63.
9. Кузнецов, П. М. Интеграция науки, образования и бизнеса как элементов национальной инновационной системы РФ / П. М. Кузнецов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12 (140). – С. 91-94.
10. Лукашевич, Е. В. Проблемы и перспективы инновационного предпринимательства в вузах на примере ФГБОУ ВПО Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» / Е. В. Лукашевич, А. Л. Храмцов // Инновации. – 2013. – № 10 (180). – С. 6-9.
11. Национальная технологическая инициатива : офиц. сайт. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://asi.ru/nti/. – Загл. с экрана.
12. Основные этапы развития Технопарка Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» / А. Д. Викторов [и др.] // Инновации. – 2005. – № 6 (83). – С. 57-61.
13. Программа развития инновационной инфраструктуры НГУ, 2010. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://inno.nsu.ru /center/2010- 09-30.htm. – Загл. с экрана.
14. Роль учебно-научно-инновационных комплексов в активизации региональной инновационной деятельности / Э. С. Бука [и др.] // Инновации. – 2001. – № 1-2. – С. 61.
15. Рыгалин, Д. Б. Опыт формирования высокотехнологичных отраслевых кластеров / Д. Б. Ры- галин // Инновационный вестник Регион. – 2006. – № 6. – С. 50-59.
16. Сагдатуллин, А. М. Интеграция науки, образования, производства и бизнеса как основа повышения эффективности региональной системы профессионального образования / А. М. Сагдатуллин // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – Вып. 1 (132). – С. 46-51.
17. Стронгин, Р. Г. Интеграция как путь повышения качества и востребованности высшего образования / Р. Г. Стронгин, С. Н. Курбатов, А. В. Петров. – Н. Новгород : Изд-во Нижггор. гос. ун-та, 2006. – 24 с.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. “Экономика. Экология. 2017. № 3 (40)

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 41

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code