ПРЕДПОСЫЛКИ, ЦЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Н.А.Чапкина, доцент кафедры экономики факультета менеджмента, экономики и финансов СВГУ; кандидат экономических наук, доцент

Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, учреждена Договором о ЕАЭС, подписанным главами государств Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 г. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Договор о ЕАЭС, принципы международного интеграционного сотрудничества, Таможенный союз, Единое экономическое пространство.

 

Впервые идею формирования Евразийского союза государств выдвинул Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев 29 марта 1994 г. в процессе выступления в МГУ им. М.В. Ломоносова. В основе ее лежал разработанный Н. Назарбаевым проект интеграции новых независимых государств на качественно новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе.

Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств (СНГ), создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали, согласно проекту, более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах [1, с. 10].

Следует отметить, что инициатива Н. Назарбаева была воспринята и поддержана не сразу, так как с одной стороны, задачи укрепления национальной независимости и суверенитета, а с другой стороны, развития экономического сотрудничества на тот момент фактически противопоставлялись.

Интеграция способствовала новому качеству стабильности, ожиданию конкретных взаимных выгод от экономической интеграции, что сформировало у глав государств мощную политическую волю к сближению. Новые лидеры России и Беларуси В. Путин и А. Лукашенко активно поддержали инициативу создания евразийского союза Н. Назарбаевым, который успешно и последовательно реализуется благодаря совместным усилиям.

Таким образом, датой подписания договора о Евразийском экономическом союзе (Союз, ЕАЭС) считается 29 мая 2014 г., согласно которому учрежден ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза. Договор о ЕАЭС содержит положения, предусматривающие сокращения изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств-членов. В основе Договора о ЕАЭС лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, нормы которой были актуализированы и приведены в соответствие с правилами ВТО [1, с. 26]. Договор о ЕАЭС состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей, а также 33 приложений.

ЕАЭС, созданный 29 марта 2014 г., связал «таможенную тройку» общими целями сотрудничества, стремлением к построению единого экономического пространства и справедливого гражданского общества в каждом из них в условиях обеспечения добрососедства, безопасности интеграционного сотрудничества на принципах уважения государственного суверенитета и прав человека.

Как отмечает Н.В. Ступаков [4, с. 8], созданный тремя государствами на экономическом пространстве СНГ ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Укажем этапы создания евразийской интеграции:
1) январь 1995 г. – Соглашение о Таможенном союзе;
2) март 1996 г. – Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях;
3) февраль 1999 г. – Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве;
4) октябрь 2000 г. – Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества;
5) сентябрь 2003 г. – Соглашение о формировании Единого экономического пространства;
6) октябрь 2007 г. – Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза; Договор о Комиссии таможенного союза;
7) январь 2010 г. – начало функционирования Таможенного союза Республик Беларуси, Казахстана и РФ. Введены в действие Единый таможенный тариф Таможенного союза и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. На внутренних границах Таможенного союза отменены таможенное оформление и таможенный контроль;
8) ноябрь 2011 г. – Договор о Евразийской экономической комиссии; Декларация о евразийской экономической интеграции;
9) январь 2012 г. – начало функционирования Единого экономического пространства Республик Беларуси, Казахстана и РФ; февраль 2012 г. – начало деятельности Евразийской экономической комиссии;
10) май 2014 г. – Договор о Евразийском экономическом союзе;
11) январь 2015 г. – начало функционирования ЕАЭС [1, с. 16-17].

Рассмотрим несколько подробно предпосылки создания ЕАЭС. Процесс сближения евразийских государств начался в 1995 г. с подписанием Соглашения о Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России. Именно тогда уже сформировалось «интеграционное ядро» государств, которые на протяжении последующих 20 лет двигались к созданию Единого экономического пространства и ЕАЭС. Вскоре к договоренностям «таможенной тройки» присоединились Таджикистан и Кыргызстан.

В 2000 г. была создана новая интеграционная структура – Евразийское экономическое сообщество, целью которой было сотрудничество на основе унификации нормативной базы и согласования процессов структурной перестройки экономики. В этот же период активизировалась и совместная работа по формированию правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП).

С 2003 г. в процесс была подключена Украина, но в конечном итоге ее вовлеченность в евразийские интеграционные процессы вскоре пошла на спад. С августа 2006 г. работа по формированию Таможенного союза и ЕЭП сконцентрировалась в рамках таких государств как Россия, Беларусь, и Казахстан. По мере своей готовности Таджикистан и Кыргызстан также заявили о желании подключиться к сотрудничеству. В этот период была сформирована правовая и институциональная база интеграции, а также определились приоритеты и конкретные направления экономического развития. С октября 2007 г. начался второй этап интеграции, способствующий подписанию Договора о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и учреждению Комиссии Таможенного союза как единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. стал катализатором евразийской интеграции. В тот период отмечалось повсеместное снижение рынков и производства, в связи с чем необходимо было искать новые эффективные форматы сотрудничества, что обеспечило бы устойчивость экономического роста, а также разработку моделей минимизации экономических рисков и сближения национальных экономических стратегий.

С 1 января 2010 г. «стартовал» Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, в рамках которого были установлены единый таможенный тариф и единая номенклатура внешнеэкономической деятельности; введены в действие Таможенный кодекс Таможенного союза и Комиссия Таможенного союза.

С 1 июля 2011 г., когда был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах и, таким образом, завершено формирование единой таможенной территории, Таможенный союз заработал в полноформатном режиме. В свою очередь, это обеспечило в Таможенном союзе свободу передвижения товаров на всей единой таможенной территории, где действует единый механизм таможенного и внешнеторгового регулирования (таможенно-тарифного и нетарифного), единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами [1, с. 13].

Этап формирования ЕЭП начался с 1 января 2012 г., что предусматривало не только свободное движение товаров и унифицированный торговый режим в отношении третьих стран, но и свободное движение услуг, капитала и рабочей силы, создание единых правил и принципов конкуренции, регулирование естественных монополий. Таким образом, в основе ЕЭП лежат согласованные действия в таких ключевых областях регулирования экономики как макроэкономика, конкуренция, транспорт, энергетика, промышленные и сельскохозяйственные субсидии.

С 1 января 2012 г. создан Суд ЕАЭС, в который могут обращаться не только государства, но и участники экономической деятельности по всем фактам, связанным с дискриминацией, нарушением правил конкуренции и равных условий ведения бизнеса. С 1 февраля 2012 г. действует Евразийская экономическая комиссия (вместо Комиссии Таможенного союза) как действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП, которому государства передали часть национальных полномочий.

С 1 января 2015 г. начало функционировать новое интеграционное объединение – ЕАЭС, договор о создании которого был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 г. Следует отметить, что в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза [1, с. 14].

Что же такое ЕАЭС? Это самый амбициозный и, вместе с тем, наиболее реалистичный, опирающийся на четко просчитанные экономические преимущества и взаимные выгоды, интеграционный проект в современной Евразии; качественно новый уровень экономического взаимодействия сопредельных государств, открывающий широкие перспективы экономического роста, формирующий для «интеграционной тройки» новые конкурентные преимущества и дополнительные возможности в современном глобальном мире [1, с. 14]. В результате такие государства, как Армения и Кыргызстан, проявили интерес к участию в евразийских интеграционных процессах и объявили о намерении присоединиться к Договору о ЕАЭС.

На саммите лидеров стран СНГ и государств-членов ЕАЭС, прошедшем 10 октября 2014 г. в Минске, президент Армении Серж Саргсян подписал «Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года». Таким образом, после года подготовки, была оформлена правовая база для вступления Армении в ЕАЭС. После ратификации соглашения законодательными органами Беларуси, Казахстана, России и Армении, со 2 января 2015 г. Армения стала полноправным членом ЕАЭС [2, с. 2].
Президент Армении стал членом Высшего Евразийского экономического совета, а премьер-министр – членом Межправительственного совета. В Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Армения, как и другие участники Союза, представлена тремя членами коллегии. Договор включает в себя также пять приложений-протоколов, определяющих перечень из 29 международных договоров, к которым Армения должна присоединиться, условия членства, а также список товаров, в отношении которых на переходном этапе будут применяться ввозные таможенные пошлины, отличающиеся от единых тарифов Таможенного союза [2, с. 12].

В принципе ЕАЭС открыт для вступления любого государства, которое разделяет его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Для того, чтобы получить статус государства-кандидата на вступление в Союз, заинтересованное государство должно направить соответствующее обращение на имя Председателя Высшего Евразийского экономического совета, который выносит решение о предоставлении или не предоставлении государству данного статуса.

Отметим, что согласно ст. 8 Договора о ЕАЭС органами ЕАЭС являются: Высший Евразийский экономический совет (Высший совет); Евразийский межправительственный совет (Межправительственный совет); Евразийская экономическая комиссия (Комиссия – ЕЭК); Суд Евразийского экономического союза (Суд ЕАЭС). Основными целями ЕАЭС согласно ст. 4 Договора о ЕАЭС являются [3, с. 12]:
1) создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
2) стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
3) всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Обозначим основные международно- правовые принципы функционирования ЕАЭС согласно ст. 3 Договора о ЕАЭС [3, с. 12]:
1) уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
2) уважение особенностей политического устройства государств-членов;
3) обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;
4) соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
5) функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов;
6) создание благоприятных условий для выполнения ЕАЭС его функций и воздержание от мер, способных поставить под угрозу достижение целей ЕАЭС.

На наш взгляд, создание ЕАЭС дает большие возможности как для государств-членов Союза, так и для бизнеса и обычных граждан (физических лиц). Так как интеграция создает условия для наращивания выпуска товаров и услуг, это будет выгодно и для бизнеса. Чтобы занять определенное место на рынке ЕАЭС, бизнес государств-членов должен наращивать производство, увеличивать ассортимент, повышая качество продукции. Отметим, что в рамках ЕАЭС создан единый рынок государственных закупок, доступ к которому на равных условиях получат и бизнесмены всех стран-участников, что в свою очередь позволит расширить возможности доступа на рынки государственных закупок друг друга и повысит конкуренцию. Все это будет способствовать росту качества услуг и тем самым увеличит экономию государственных средств.

Для граждан также предусмотрены «льготы», в частности, в Договор о Союзе заложена правовая норма, где предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц-граждан государств-членов Союза с первых дней работы по найму, а не по прошествии 183 дней, как это было ранее. Трудящимся предоставлена возможность работы не только по трудовому, но и гражданско-правовому договору. В Договоре закреплена норма, по которой государство трудоустройства оказывает медицинскую помощь трудящимся, в том же порядке и на тех же условиях, что и своим гражданам.

В Договоре о ЕАЭС закреплена возможность освобождения от использования миграционной карты гражданами государства- члена при въезде на территорию другого государства-члена по одному из действительных документов, допускающих проставление отметок органов пограничного контроля о пересечении государственной границы (загранпаспорта), при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

Библиографический список

1. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. – М., 2014. – 216 с.
2. Меликян Д. Армения и Евразийский Союз: от сотрудничества до интеграции. Аналитические записки Института Кавказа / Д. Меликян. – Ереван, 2015. – 16 с.
3. Петрова Г.В. Договор о Евразийском экономическом союзе и перспективы евразийской экономической интеграции / Г.В. Петрова // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2014. – № 1. – С. 9-20.
Таким образом, Договор о ЕАЭС показывает, что современный высокий и всеохватывающий уровень экономической взаимозависимости обеспечивается согласованной волей государств в области торговой, промышленной, финансовой и иной политики, новейшими информационными технологиями и либерализации экономики.
4. Ступаков Н.В. Тенденции и перспективы международного сотрудничества в СНГ и задачи журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право» / Н.В. Ступаков // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. – 2014. – № 1. – С. 4-9.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. – Магадан, 2017. – Вып. 28.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 682

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code