МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА УЧАСТКАХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ ПУТЕЙ МИГРАЦИИ ЖИВОТНЫХ

Издан на основании Распоряжения Федерального дорожного агентства от 31 августа 2017 г. N 2363-р

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА УЧАСТКАХ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ ПУТЕЙ МИГРАЦИИ ЖИВОТНЫХ

ОДМ 218.6.023-2017

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением “Российский дорожный научно-исследовательский институт” (ФАУ “РОСДОРНИИ”) по заказу Федерального дорожного агентства

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.08.2017 N 2363-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

  1. Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее – Рекомендации) определяет принципы по обеспечению безопасности дорожного движения на участках пересечения автомобильными дорогами общего пользования (далее – дорога) путей миграции животных.

1.2 Рекомендации направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, защиту жизни граждан, водителей, пешеходов и животных, охрану окружающей среды.

1.3 Настоящий методический документ предназначен для организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию дорог.

 

  1. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ 33127-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Классификация

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ 9.303-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования к выбору

СП 20.13330.2011 Свод правил. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*

СП 34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

 

  1. Термины и определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящее в единицу времени (час, сутки) через определенное сечение (участок) дороги.

3.1.2 ландшафтный путепровод: Искусственное сооружение над дорогой, предназначенное для совместного прохода по нему животных, пешеходов и транспортных средств.

3.1.3 экодук: Искусственное сооружение над дорогой, предназначенное для прохода по нему только животных.

3.1.4 тоннель: Горизонтальное или наклонное искусственное сооружение под дорогой, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).

3.1.5 скотопрогон: Искусственное подземное сооружение – разновидность туннеля, предназначенное для перехода домашнего скота, а также животных.

3.1.6 миграция животных: Передвижения животных, вызываемые изменением условий существования в местах их обитания или связанные с циклом их развития.

3.1.7 ограждение: Конструкция, устанавливаемая в полосе отвода автомобильной дороги и служащая для защиты участников дорожного движения от животных или направляющая их к местам безопасного перехода через дорогу.

3.1.8 место концентрации ДТП: Участок автомобильной дороги, не превышающий 1000 м вне населенного пункта, 200 м – в населенном пункте, или пересечение дорог, где в течение последних 12 месяцев произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди.

3.1.9 шумозащитные экраны: Элемент обустройства ландшафтных путепроводов и экодуков, конструкция которых защищает животных и пешеходов от негативного воздействия транспортного шума.

3.1.10 переход: Надземное или подземное искусственное сооружение с земляным покровом, предназначенное для прохода по нему животных и людей.

3.1.11 популяция: Совокупность диких животных одного вида, длительное время обитающих на одной территории.

3.1.12 район: Территория площадью более 100 км2, отличающаяся ландшафтными, экологическими, топографическими, природными, климатическими особенностями.

3.1.13 коэффициент стесненности: Параметр, связывающий габаритные размеры подземных переходов (ширину, высоту и длину) и показывающий степень стесненности подземных переходов.

3.2 В настоящем ОДМ применены следующие сокращения:

3.2.1 B: Ширина перехода, м.

3.2.2 H: Высота перехода, м.

3.2.3 L: Длина перехода, м.

3.2.4 Кс: Коэффициент стесненности.

 

  1. Общие положения

4.1 Выбор мест устройства переходов осуществляется на основе выявления аварийно-опасных участков дорог (мест концентрации ДТП) и мест пересечений путей миграции животных с дорогой.

4.2 Согласно СП 34.13330.2012 при пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных необходимо разрабатывать специальные мероприятия по обеспечению безопасного и беспрепятственного их передвижения за счет:

– применения предупреждающих дорожных знаков о возможности появления диких животных;

– введения ограничения скорости движения;

– установки информационных указателей, предупреждающих водителей об опасности выхода животных на дорогу;

– установки мигающих сигналов;

– установки флуоресцентных знаков;

– устройства переходов;

– устройства ограждений;

– расчистки леса с целью улучшения видимости.

 

  1. Особенности трассирования дороги

5.1 В целях обеспечения безопасности движения и сохранения популяций различных видов животных трассу дороги рекомендуется устраивать на расстоянии не менее чем в 1,5 км от границ заповедных зон, природных парков и других мест обитания животных [1]. Трассу необходимо стремиться прокладывать по опушке лесов, без пересечения путей миграции животных, с максимальным сохранением рельефа и растительности.

5.2 При прохождении дороги вблизи заповедников, природных парков и других мест обитания животных ее положение определяется по результатам работы групп специалистов по охране окружающей среды.

5.3 В случае, когда при трассировании дороги не удается избежать пересечения путей миграции животных или когда дорога проходит в местах их обитания, для обеспечения свободного передвижения животных рекомендуется предусматривать специальные переходы через дорогу.

 

  1. Выбор способа инженерного обустройства путей миграции животных

6.1 Выбор вида мероприятий на стадии выработки решений об инженерном обустройстве путей миграции животных через дорогу рекомендуется использовать одну из следующих концепций:

– недопущение выхода диких животных на дорогу путем установки ограждений (рисунок 1, а);

– пропуск диких животных через дорогу путем устройства надземных и/или подземных переходов (рисунок 1, б);

– пропуск животных через дорогу в одном уровне в местах обозначенными дорожными знаками и информационными указателями;

– учитывание боковой видимости в местах пересечения автомобильной дороги с возможными путями миграций животных.

6.2 Схема влияния дорожной инфраструктуры в полосе отвода дороги на природу и животных показана на рисунке 2.

а) – через дорогу в одном уровне; б) – в разных уровнях; 1 – ограждение сетчатого или решетчатого типов; 2 – надземный или подземный переход

Рисунок 1 – Методы организации пропуска животных через дорогу

 

1 – потеря ареала обитания животных; 2 – предотвращение выхода животных на дорогу за счет установки ограждений; 3 – места выхода животных на проезжую часть дороги – конфликтные точки; 4 – зона экологической нестабильности; 5 – зона развития инфраструктуры

Рисунок 2 – Схема влияния дорожной инфраструктуры на природу и животных

6.3 Выбор проектного решения об инженерном обустройстве путей миграции животных рекомендуется проводить на основе технико-экономического обоснования и инвариантного проектирования проложения трассы.

6.4 При сопоставимых стоимостях проекта дороги рекомендуется выбрать вариант, наиболее удобный и безопасный для движения животных.

 

  1. Интервал между переходами

7.1 Пути пересечения дорог животными концентрируются на отдельных небольших по протяженности участках, местоположение которых устанавливается в результате анализа линейных графиков дорожно-транспортных происшествий с животными, выявляющих наиболее опасные места с высокой плотностью аварийных ситуаций в соответствии с методикой, изложенной в ОДМ 218.4.005-2010 [2].

7.2 Пути миграции животных, пересекающие проезжую часть дороги, определяются с помощью полевых обследований, определяющих вид популяции.

7.3 Интервалы между обустроенными переходами для животных рекомендуется устраивать в зависимости от их вида и статуса района (зоны) прохождения дороги (таблица 1). В случае если в данном районе (зоне) преобладают популяции животных разных видов, рекомендуется устраивать переходы со средним интервалом в 3 км.

 

Таблица 1

Максимальные рекомендуемые расстояния между переходами для видов животных различных популяций

Район Виды животных различных популяций
Лось, олень Косуля, кабан Лиса, заяц
Государственные природные заповедники федерального значения 3 – 5 км 1,5 – 2,5 км 1 км
Национальные парки федерального значения 5 – 8 км 2 – 4 км
Природные парки субъектов Российской Федерации 8 – 15 км 3 – 5 км
Государственные природные заказники федерального и регионального значения Не определено 5 км
Памятники природы федерального и регионального значения Не определено Не определено 1 – 3 км

7.4 Расстояние между последовательно расположенными переходами является величиной переменной, находящейся в диапазоне от 1,5 до 15 км, при этом рекомендуется их устраивать не чаще чем через 3 км (рисунок 3).

Рисунок 3 – Пример устройства последовательно расположенных надземных переходов

В особых случаях при определенном сочетании ландшафта, рельефа местности и среды обитания животных интервал между надземными переходами может составлять 200 – 300 м.

 

  1. Надземные переходы

8.1. Ландшафтные путепроводы

8.1.1 Ландшафтные путепроводы устраиваются для обеспечения прохода на путях миграции животных с совместным движением пешеходов и незначительным движением транспортных средств. Они должны быть устроены в районах активной миграции животных, вблизи притяжения населенных пунктов, парковых зон и др. (рисунок 4).

Рисунок 4 – Ландшафтный путепровод

8.1.2 Ландшафтные путепроводы рекомендуется устраивать в равнинной местности, способствующих естественному изменению путей миграции.

8.1.3 Рекомендуемая ширина ландшафтного путепровода может составлять от 20 до 40 (50) м и зависит от крупности животных данного вида (таблица 2).

 

Таблица 2

Значение ширины ландшафтного путепровода в зависимости от крупности животных

Вид животного Ширина ландшафтного путепровода, м
Лось Более 40 (50)
Косули, кабаны, медведи, рыси, волки От 30 до 40
Лисицы, куницы Менее 30

8.1.4 В случае, если уровень настила центральной части ландшафтного путепровода выше земляного полотна, то в этом случае необходимо, чтобы подходы к нему были достаточно пологими и составляли не более , а коэффициент заложения выемки соответствовал значениям не круче 5:1.

8.1.5 Центральная часть ландшафтного путепровода и места подхода к нему должны быть огорожены защитными сооружениями высотой не менее 2,4 м, препятствующими попаданию животных на проезжую часть, снижающими уровень шума на путепроводе и не допускающими ослепление животных фарами транспортных средств.

8.1.6 На пролетах центральной части ландшафтного путепровода и на подходах к нему должны быть высажены растения, полностью соответствующие растительности местной фауны обитания животных (трава, кустарник, деревья) с учетом их потребности, определяемой видом животного мира, его популяцией.

8.1.7 Рекомендуемая глубина верхнего слоя почвы, устраиваемой на конструктивных элементах ландшафтного путепровода, предназначенной для посадки растительности, не должна быть менее 0,3 – 0,7 м.

8.1.8 Полосу движения, предназначенную для прохода животных, рекомендуется устраивать шириной не менее 1 – 1,5 м. Граница разделения полос движения не должна иметь препятствий.

8.1.9 Полоса движения, выделенная для движения пешеходов и транспортных средств, может иметь гравийное, земляное или асфальтобетонное покрытие и устраивается в центральной части ландшафтного путепровода.

8.2. Экодуки

8.2.1 Предназначены для прохода по ним парнокопытных животных среднего и крупного размеров (лоси, олени, косули и др.), а также животных других популяций (рисунок 5).

8.2.2 Экодуки устраивают на дорогах, имеющих не менее четырех полос с интенсивностью движения не менее 7000 – 10000 авт./сут.

Примечание – На двухполосных дорогах экодуки рекомендуется устраивать в случае, если они проходят по территории государственных заказников или заповедников.

 

8.2.3 Экодуки представляют собой монолитные конструкции, выполненные из металла и бетона. Центральная часть экодука в плане может иметь параболическую или прямоугольную форму.

Рисунок 5 – Вид экодука

Примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8.2.3 На пролетах центральной части экодуков и на подходах к ним должны быть высажены растения, полностью соответствующие растительности местной фауны обитания животных (трава, кустарник, деревья). При этом необходимо учитывать возможные различия среды обитания на разных сторонах автомобильной дороги, т.е. справа – преобладание хвойных видов деревьев, а слева – лиственных.

8.2.4 Для наибольшей схожести допускается высадка небольших деревьев высотой до 2,5 – 4 м.

8.2.5 Рекомендуемая глубина верхнего слоя почвы, устраиваемой на конструктивных элементах экодуков, предназначенной для посадки растительности, не должна быть ниже следующих значений:

– травы – 0,3 м;

– кустарника – 0,6 м;

– деревьев – 1,5 м.

8.2.6 Если уровень настила центральной части экодука выше земляного полотна, то в этом случае необходимо, чтобы подходы были достаточно пологими, с продольным уклоном в равнинной местности не более , в горной местности – не более .

1   2   3

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 256

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code