МЕХАНИЗМЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ УСИЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

И.А.Нурмухаметов

Современная экономика знает немало таких примеров и способов регулирования рынка, к которым государство прибегает, как правило, не только в кризисных ситуациях, но и в периоды вполне стабильного и благоприятного развития. Одни инструменты вызывают нешуточные споры и дискуссии в экономической среде, другие широко используются в развитых странах с вполне сложившейся рыночной экономикой. Нас же интересуют сами механизмы их применения, а также суть противоречий, возникающих при использовании механизмов регулирования рынка, способны ли они отрегулировать процесс формирования устойчивой национальной экономики и что является реальным препятствием их эффективного использования в России.

Ключевые слова: саморегулирование рынка, государство, гарант стабильности, ценообразование, госрегулирование, механизмы госрегулирования.

 

Проблема саморегулирования рынка не возникла сама по себе, вопрос нестабильности существовал всегда. Но благо ли это, подстегивающее прогресс и конкурентные среды, или же зло, мешающее планировать долгосрочную политику развития стратегических направлений в области экономики и промышленности? Актуальность поставленного вопроса очевидна. Но очевиден ли ответ на этот вопрос? И здесь главной целью является поиск равновесия.

Возможно ли достичь баланса экономической системы, используя различные механизмы государственного регулирования как систему противовесов?

Необходимо понять три вещи: какую цель преследует саморегулируемый рынок, в чьих интересах работает эта система и какую роль в этой системе играет не просто потребитель, а человек, принимающий непосредственное участие в каждом из этапов непрерывного процесса функционирования рынка и экономики государства в целом. Во всем этом нас интересует роль, отведенная государству как гаранту стабильности, закона и права, выступающему на стороне этого самого человека. И тем сложнее стоит перед ним задача по выполнению этих обязательств, чем более нестабилен и непредсказуем сам рынок. Важно понимать, в какой мере и какими инструментами должно оперировать государство для создания благоприятной экономической среды на собственном внутреннем рынке. И что позволит национальной экономике России перейти на качественно новый уровень. К примеру, «если создать рекуррентную (то есть с обратными связями между ступенями) нейронную сеть, то она начинает работать автономно. В экономической сфере такие нейросети используются для решения с помощью нейрокомпьютеров вполне прикладных задач» [8].

Современные реалии таковы, что сейчас уже никто не отрицает необходимости госрегулирования. Доказательством тому служат исторический опыт и последние волны кризисов, накрывающие развитые и развивающиеся экономики мира, одна за другой.

«Отсутствие государственного контроля — это мина замедленного действия!» — утверждают одни. Госрегулирование экономики необходимо по всем стратегическим направлениям. Государство должно иметь здесь самые широкие полномочия, иначе оно не сможет выступать гарантом социально-экономической стабильности в стране, а это чревато вполне определенными последствиями. Сторонников этой точки зрения мы назовем «консерваторами».

Ссылаясь на Дж. М. Кейнса, такой ученый-экономист и исследователь роли ценообразования в государственной политике, как Э. В. Рогатенюк, утверждает: «Консерваторы считают, что рыночная экономика не в состоянии эффективно решать целый ряд жизненно важных вопросов (таких как нарушение стабильности экономического роста, повышение уровня безработицы, инфляция и др.) только на основе присущих ей стихийно действующих экономических законов. Они видят возможности решения экономических проблем в государственном регулировании экономики и в том числе с помощью ценообразующих факторов» [13].

«Руки прочь от экономических свобод и частной собственности во всех ее проявлениях!» — говорят другие. Минимальный контроль государства, конечно же, нужен, но его следует строго ограничить и сузить сферу полномочий для вмешательства государства. Налоги и таможня — это все, что необходимо доверить государству. Рынок рационален и способен остальные сферы контролировать сам за счет конкуренции, спроса и предложения. Как пишет Э. В. Рогатенюк: «Либералы, ссылаясь на теоретические положения представителей классической политической экономии — А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля и др., рассматривают… свободно складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания равновесия между спросом и предложением» [Там же]. По их мнению, чрезмерное вмешательство государства в действие объективных экономических законов приводит к проявлению и развитию в обществе негативных процессов — ограничению конкуренции и снижению эффективности функционирования хозяйствующих субъектов [9]. Сторонников такого подхода мы назовем «либералами».

На наш же взгляд, истина проистекает между этих двух непримиримых берегов. Необходимо понимать, каковы цели и мотивация каждой из сторон, в чем суть противоречий, окрашенных спецификой реалий нашей российской действительности. Это необходимо понять для того, чтобы адекватно оценить потенциал и проблематику каждой из сторон, участников рынка.

Было бы некорректно противопоставлять рынок государству, но рынок не базар, на нем должны действовать законы и правила, отвечающие интересам всего общества. Сейчас же ситуация такова, что в какой-то степени «продавец» противопоставлен «потребителю». И в то же время он сам находится в сложных условиях: каждый день может стать последним для его бизнеса.

Как, например, это случилось в 2012/13 г. По статистическим данным ФНС, только за декабрь и январь по всей стране закрылось 207 000 ИП из-за повышения выплат в ПФР.

Так в чем же в первую очередь заинтересован продавец, каковы его приоритеты в современных российских реалиях:
— максимальное сокращение издержек;
— максимальное упрощение документооборота;
— максимальное снижение порога ответственности за продаваемый товар / услугу (особенно в разреженной конкурентной среде);
— свободное (без ограничений) перемещение капитала, особенно в такой нестабильной и непредсказуемой среде, как российская экономика.

Есть еще противоречие. «Что есть прибыль? Разница доходов и расходов. Доходы прямо зависят от производительности труда работников, то есть от степени интенсивности их труда, а расходы — от величины заработной платы. По этой причине непреложным правилом современной западной экономики становится следующее: чтобы выжить и процветать, заставь людей работать больше, а плати им меньше» [3].

У бизнеса, как и в природе, у хищника, срабатывает инстинкт самосохранения, то есть сохранения и наращивания капитала любой ценой. При этом высока степень риска потерять все. А это значит, что нужно нарастить капитал и быстро вывести его в «безопасное» место, что и происходит, учитывая и без того обширный российский рынок товаров и услуг. А здесь еще санкции и контрсанкции. Конкуренция минимальна, а в некоторых сферах два-три игрока умудряются сговориться и в буквальном смысле творят что хотят. Особенно в регионах, где тишь да благодать и чиновники все «свои люди». Да, коррупционную составляющую еще никто не отменял! В таких благоприятных условиях без нее никак.

В этой ситуации о прозрачности ценообразования не может быть и речи, ведь со всеми нужно поделиться и себе 100—200 % отложить. И всему виной — неустойчивые условия рынка, постоянно меняющиеся условия игры, отсутствие прозрачного взаимодействия между «потребителем» и «продавцом». Государство не дает никаких гарантий, а рынок, в свою очередь, ни за что не отвечает [4].

В таких «благоприятных» условиях резко снижается качество товаров и услуг, не проводится модернизация производств. А о таком понятии, как НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), вообще можно забыть. Из этого следует, что сейчас мы выжимаем все, что только возможно, а после нас — хоть потоп.

Износ производственных мощностей в стране огромен, фактически мы до сих пор используем потенциал Советского Союза. Имеются в виду уже внедренные системы. А сколько советских разработок еще лежит в закромах… Лет на сто вперед хватит, но все это требует не коммерческого (коротенького) подхода, а долгосрочных государственных решений.

Отдельной проблемой ненасыщенности рынка является фальсификат, контрабанда и многочисленные перекупщики, выбивающие и без того зыбкую почву из под ног добросовестного производителя. Здесь возникает вполне резонный вопрос, кому это выгодно? Потребителю? Нет. Государству? Нет. «Формирование в России устойчивой национальной экономики зависит от множества внутренних и внешних факторов, а также от возрастающих политических, экономических и финансовых рисков. Цель государства и национальных корпораций заключается в сведении к минимуму этих рисков, учете их в разработке государственных и корпоративных стратегий. И только так можно добиться роста устойчивости российской экономики» [2].

Очевидно одно: необходимо выстроить стабильную прозрачную систему рыночных отношений, где бизнесу будет понятна его перспектива, где ценообразование не будет зависеть от спекуляций и искусственно создаваемых ценовых трендов, где производство может строить долгосрочные планы собственного роста и развития и получать гарантии стабильности. Но от кого оно может получить гарантии стабильности? Бесспорно, «каждый субъект хозяйствования должен в пределах тех ресурсов, которыми он обладает, иметь возможность реализовывать свой экономический интерес, имея доступ к иным ресурсам и право получения дохода. Ограничения монополии на экономическую власть политической и экономической элиты — вот главная функция государства как наиболее сильного и “ресурсоемкого” субъекта хозяйственных отношений» [1].

«Разработка стратегии развития на уровне государства — процесс, требующий не только деятельностного наполнения, но и четкого понимания содержательной стороны как самого процесса развития, так и его ожидаемого результата, цели. Телеологическая дисфункция стратегии опасна главным образом тем, что утрачивается видение и понимание того, в каком направлении должно двигаться общество. В отсутствие такого видения его неизменно будут замещать суррогатные ценности, фрагментарные цели, популистские, рассчитанные на краткосрочный политический цикл и быстрый видимый результат мероприятия. В связи с этим важной представляется выработка основы разработки государственной экономической политики на уровне философско-экономического, философско-хозяйственного подхода» [5].

Если же говорить о государственном регулировании национальной экономики, это сложный процесс. Именно по этой причине он состоит из взаимосвязанных методов, механизмов, целей и задач, которые и составляют институт государственного регулирования экономики. Такие механизмы нас как раз интересуют.

Прямые и косвенные механизмы государственного регулирования экономики являются основными. Самыми распространенными и широко применяемыми механизмами государственного регулирования являются прямые, так как их действие практически всегда приносит требуемый результат и в достаточно краткосрочной перспективе. Это такие формы, как, например, хозяйственная деятельность государства или так называемый государственный сектор экономики. В экономически развитых странах он представляет собой достаточно большой сегмент рынка. Здесь государство может и самостоятельно предоставлять кредиты, и принимать долевое участие, и быть прямым собственником хозяйствующего субъекта, и мн. др. Таким образом оно может не только получать прибыль в денежном эквиваленте, но и решать некоторые социально- экономические задачи, как, например, создание рабочих мест и снижение уровня безработицы.

Как правило, государство берет под свой контроль те отрасли, которые требуют значительных материальных вливаний, имеют длительный срок окупаемости, наукоемкие и стратегически значимые направления, за которые частный бизнес берется редко в связи с большими рисками и длительными сроками окупаемости, а также социальные и инфраструктурные проекты, не несущие быстрой и крупной прибыли, но позволяющие решать энергетические, логистические, инфраструктурные и социально-экономические задачи государственной важности. Это атомная энергетика, добыча природных ресурсов, строительство дорог, воздушного и морского транспорта, портов, терминалов и т. п. Кроме вышеперечисленного к прямым механизмам можно отнести и нормативно-правовые механизмы государственного регулирования.

Вполне логично, что государство устанавливает правила, так как главной его целью являются стабильность, рост экономических показателей по всем направлениям, и для государства нет смысла подыгрывать отдельным участникам рынка, ущемляя при этом других (пожалуй, за парой исключений). Государство заинтересовано развивать собственную экономику и экспорт, при этом жестко регулируя импорт и пресекая контрафакт, если, конечно, в государственную систему не встроены коррупционные схемы, как вирусы поражающие все вокруг и лоббирующие интересы одного из игроков рынка.

К примерам нормативно-правового регулирования можно отнести законодательные акты, устанавливающие правила поведения хозяйствующих субъектов в той или иной сфере национальной экономики. Это наиболее распространенный механизм, не требующий привлечения значительных ресурсов для их реализации. Также прямое государственное регулирование может быть реализовано в форме прямых инвестиций в приоритетные отрасли с помощью субвенций, субсидий и дотаций. Такие формы прямого воздействия, как правило, нацелены на регулирование хозяйственной деятельности. К сожалению, такие методы не всегда приносят желаемый результат. Это также и расходы на создание и поддержание функционального состояния инфраструктуры, здравоохранения, образования, науки, ВПК.

У государства при этом всегда есть выбор методов и механизмов воздействия на участников рынка. Грамотное использование не только прямых, но и косвенных механизмов позволяет находить баланс, ведь государственная система — это сложный живой организм, и экономика питает его. Сами по себе косвенные механизмы регулирования — это классические методы воздействия государства на экономику, позволяющие достигнуть цели без прямого вмешательства в его рыночные процессы. Они опираются на основные принципы функционирования национальной экономики. Как правило, они направлены на поддержание «нормального» уровня занятости, стимулирование экспорта и инвестиционных потоков.

Ключевыми элементами достижения этих целей являются фискальная и денежно-кредитная политика. Мы знаем, что фискальная политика осуществляется посредством изменения доходной и расходной частей государственного бюджета, тогда как денежно-кредитная построена на регулировании и регламентации денежного обращения. Налоговая система — это один из основных инструментов косвенного механизма регулирования экономики. С ее помощью происходит формирование бюджета, а именно его доходной части. Но и этот механизм необходимо задействовать с осторожностью. Частые изменения в налоговом законодательстве дестабилизируют рыночную систему и не только делают уязвимым малый и средний бизнес, но также не позволяют планировать долгосрочные инвестиционные проекты и в целом снижают инвестиционную привлекательность национальной экономики, ведь сейчас невозможно представить полноценную рыночную экономику без инвестиций. Хотя при разумном подходе изменение ставок налогов позволяет эффективным образом регулировать темпы экономического роста.

Одним из самых эффективных механизмов в этом направлении является ускоренное амортизационное списание основного капитала. Часто именно этот прием позволяет ускорить темпы и масштабы накопления объемов инфраструктурных изменений. Изменение ставки и порядка амортизационного списания позволяет скорректировать норму капитальных инвестиций в развитие производства.

Все эти механизмы являются достаточно эффективными для качественного улучшения экономической конъюнктуры в целом, преобразования инфраструктуры национальной экономики и стимулирования темпов научно-технического прогресса.

Существует определенная специфика государственного регулирования национальной экономики России. Преступная экономическая политика государства 1990-х гг. в отношении приватизации, реорганизации банковской системы, так называемая либерализация цен и многие другие шаги оказались на деле вялой попыткой создания свободного рынка и привели к вполне ожидаемым негативным результатам. Взятая за основу экономическая модель способствовала появлению ограниченного класса собственников (олигархов) и, как следствие, переходу собственности под управление криминальных структур. По мнению экспертов, для формирования либеральной системы ценообразования не было необходимой экономической и правовой базы, формирующей рыночную инфраструктуру и конкурентную среду. Результаты не заставили себя долго ждать. Произошло резкое увеличение темпов инфляции, система ценообразования стала формироваться не на основе рыночной конкуренции, обусловленной спросом и предложением, а при одностороннем установлении цен перекупщиками. Именно поэтому система ценообразования и регулирования производства длительное время не работала. Несомненно одно — необходимость государственного регулирования национальной экономики России очевидна и логически обусловлена. Особенно сейчас, в обстановке глобализации мировой экономики, растущего влияния транснациональных компаний.

Механизмы государственного регулирования способны обеспечить независимость национальной экономики, ее конкурентоспособность и стабильное функционирование. Однако государственное регулирование в полной мере не может отвечать всем требованиям эффективности и результативности. Оно неспособно справиться со всеми возложенными на него функциями ввиду несовершенства законодательной базы, высокой степени коррумпированности властных структур и радикальных цивилизационных изменений информационной среды мирового экономического пространства. Следовательно, необходимо совершенствовать эти механизмы, учитывая специфику национальных экономик. Но, самое главное, назрела необходимость разработки принципиально новых механизмов государственного регулирования. Век информационных технологий отвоевывает все больше позиций, слабость и несовершенство нашей цивилизации чужды автоматизированным системам и искусственному интеллекту, идущему на смену им.

Список литературы

1. Бархатов, В. И. Противоречия хозяйственных отношений в российской экономике / В. И. Бархатов // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : тр. Междунар. науч. конф., Челябинск, 16—17 окт. 2013 г. / под ред. В. И. Бархатова и Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2013. — С. 9—13.
2. Бархатов, В. И. Проблемы и перспективы устойчивого развития национальной экономики в глобализующемся мире / В. И. Бархатов // Устойчивое развитие в неустойчивом мире : сб. аннот. докл. Междунар. междисциплинар. конф., 26—28 июня 2014 г., Челябинск / редкол.: В. И. Бархатов (пред.), Н. Н. Мильчакова, Д. А. Плетнев. — М. : Перо, 2014. — С. 9—10.
3. Бархатов, В. И. Противоречия хозяйственного развития в XXI веке / В. И. Бархатов // Экономическая политика: на пути к новой парадигме : 15-е Друкеровские чтения (5—6 июня 2013 г.) : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Т. 1 / под ред. Р. М. Нижегородцева, А. И. Тихонова, Н. В. Финько. — М. : Доброе слово, 2013. — С. 28—34.
4. Бархатов, В. И. Устойчивое развитие национальной экономики России в современных условиях /
B. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2014. — № 9 (338). Экономика. Вып. 44. — С. 5—11.
5. Бархатов, В. И. Инновационно-креативная экономика как альтернативный путь деиндустриализации экономики России / В. И. Бархатов, О. В. Дьяченко // Журн. экон. теории. — 2013. — № 3. — C. 18—26.
6. Доклад о денежно-кредитной политике [Электронный ресурс] : информ.-аналит. сб. [Банк России]. — 2016. — № 2. — URL: http://www.cbr.ru/publ/ddcp/2016_02_ddcp.pdf.
7. Нурмухаметов, И. А. Современные реалии российской экономики / И. А. Нурмухаметов // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : тр. Междунар. науч. конф., Челябинск, 16—17 окт. 2013 г. / под ред. В. И. Бархатова и Д. А. Плетнева. — М. : Перо, 2013. — С. 142—148.
8. Нурмухаметов, И. А. Нейроны современной экономики / И. А. Нурмухаметов // Современные системы искусственного интеллекта и их приложения в науке : материалы II Всерос. науч. интернет-конф. с междунар. участием, Казань, 14 мая 2014 г. — Казань : Синяев Д. Н., 2014. — С. 139—145.
9. Плетнев, Д. А. Тектоника государственной экономической стратегии: индивиды, корпорации, общество / Д. А. Плетнев // Экономическая политика: на пути к новой парадигме : 15-е Друкеровские чтения (5—6 июня 2013 г.) : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. Т. 1 / под ред. Р. М. Нижегородцева, А. И. Тихонова, Н. В. Финько. — М. : Доброе слово, 2013. — С. 76—85.
10. Плетнев, Д. А. Экономика для человека как нетривиальная цель развития современного хозяйства / Д. А. Плетнев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 15 (306). Экономика. Вып. 41. — C. 35—42.
11. Примаков, Е. М. Мысли вслух / Е. М. Примаков. — М. : Центрполиграф, 2016. — 223 с.
12. Примаков, Е. М. Россия. Надежды и тревоги / Е. М. Примаков. — М. : Центрполиграф, 2016. 255 с.
13. Рогатенюк, Э. В. Особенности государственного регулирования процесса ценообразования в трансформационной экономике / Э. В. Рогатенюк // Экономика Крыма. — 2004. — № 12. — С. 21—24.
14. Евгений Примаков: Без вмешательства государства в экономику сегодня нельзя усовершенствовать рыночный механизм и достичь нужного нам уровня конкуренции [Электронный ресурс] // Рос. газ. — 2012. — № 5964 (291). — 17 дек. — URL: https://rg.ru/2012/12/17/primakov.html.
15. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. — М. : Эксмо, 2007. 914 с.
16. Ходов, Л. Государственное воздействие на цены в экономике западных стран / Л. Г. Ходов // Экон. науки. — 1991. — № 10. — С. 77—80.

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 11 (393). Экономические науки. Вып. 54. С. 150—156.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 118

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code