СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИРОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере МО «Город Магадан»)

П.Н.Мальцева, доцент кафедры менеджмента факультета менеджмента, экономики и финансов СВГУ;
кандидат экономических наук

Развитие местного самоуправления в современной России делает актуальной проблему стратегирования перспективного развития муниципальных образований. В результате анализа динамики основных экономических показателей и состояния социальной сферы г. Магадана сделаны рекомендации в области совершенствования организации стратегического управления социально-экономическим развитием городского округа.

Ключевые слова: стратегия, муниципальное образование, экономика муниципального образования, управление развитием, стратегический план, стратегическое управление.

 

Сегодня управление развитием муниципальных образований как базовых пространственных социально-экономических систем становится неотъемлемой частью общегосударственной системы управления общественным воспроизводством. Курс страны и ее территорий на модернизацию предполагает не только рационализацию пространственной организации экономики и общества, но и эффективную трансформацию их систем управления. При этом успешная трансформация систем управления муниципальными образованиями невозможны без управления с ориентацией на перспективу, где важнейшей функцией выступает стратегирование [1].

В настоящее время системы управления развитием муниципальных образований характеризуются формализмом в ущерб социальной направленности, кратко- и среднесрочным горизонтом планирования, отсутствием эффективных институциональных условий и механизмов реализации, слабым вовлечением всех заинтересованных сторон – бизнес-структур, инновационного сообщества, а также институтов гражданского общества в процессы управления и стратегирования.

Кризис политики «выравнивания уровня развития» регионов и их составных частей – муниципалитетов заставляет говорить о необходимости совершенствования инструментария управления стратегическим развитием муниципальных образований в целях обеспечения поступательного экономического роста и повышения уровня жизни населения [2, с. 28].

В 2015 г. экономика МО «Город Магадан» развивалась в сложных макроэкономических и геополитических условиях, при этом социально-экономическая ситуация оставалась стабильной и были достигнуты следующие значения основных экономических показателей [5]:
– оборот крупных и средних организаций во всем видам экономической деятельности за 2015 г. составил 55,7 млрд. рублей, увеличившись на 12,3 %;
– оборот потребительского рынка вырос на 5,7 %, составив 26,1 млрд. рублей или 264 тыс. рублей на душу населения;
– среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций составила 68 тыс. рублей и по сравнению с 2014 г. выросла на 2,6 %.

Крупными и средними организациями, занятыми промышленным производством, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг в 2015 г. на сумму 7,5 млрд. рублей или 13,4 % от общего оборота крупных и средних организаций в МО «Город Магадан». Структура совокупного объема отгруженной продукции промышленного производства в 2015 г. практически осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес отгруженной продукции – 85 % приходился на предприятия энергетики.

В 2015 г. индекс промышленного производства по г. Магадану составил 97,5 %. В 2013-2015 гг. отмечалось снижение объемов производства на всех промышленных предприятиях.

Предприятиями топливно-энергетического комплекса произведено тепловой энергии в объеме 1337,9 тыс. Гкал, что на 1,4 % выше уровня 2014 г. Электроэнергии выработано в объеме 137,4 млн. кВтх ч, что на 7,5 % ниже уровня 2014 г.

По состоянию на 1 января 2016 г. по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» зарегистрировано 255 организаций, большинство из которых занимается добычей драгоценных металлов на территории Магаданской области. На территории МО «Город Магадан» добываются общераспространенные полезные ископаемые (щебень, песок, камень). В 2015 г. добыто 64,7 тыс. м3 нерудных материалов. При этом индекс производства по данному виду экономической деятельности составил 46,9 %. Объем отгруженной продукции снизился на 57,8 % по сравнению с предыдущим годом и составил 16,1 млн. рублей, что обусловлено уменьшением спроса на строительные материалы.

Рыбная промышленность является одной из основных отраслей в экономике г. Магадана, продукция которой не только реализуется на внутреннем рынке России, но и поставляется на экспорт.
На 1 января 2016 г. по виду деятельности «Рыболовство» зарегистрировано 79 организаций, в т. ч. 4 крупных и средних предприятия. Среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях составила 478 человек, при среднемесячной заработной плате 90,0 тыс. рублей (прирост 14,8 % к 2014 г.).

В 2015 г. крупными и средними организациями, занятыми рыболовством, отгружено продукции собственного производства (выполнено работ, услуг) на 4818,1 млн. рублей, что в действующих ценах на 57 % больше, чем в предыдущем году [6].

Объем валовой сельскохозяйственной продукции в 2015 г. сложился в объеме 1.3 млрд. рублей и увеличился на 27,8 % по сравнению с 2014 г. Прирост производства мяса в сравнении с 2014 г. составил 50,7 % (174,8 т), молока – 6 % (192,5 т), яйца куриного – 2,8 % (630,9 тыс. шт.), овощей – 7 % (123,9 т), картофеля – 35 % (1448,7 т).

В 2015 г. объем инвестиций в основной капитал составил около 7 млрд. рублей с приростом 11 % к уровню 2014 г. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольшую долю занимали собственные средства предприятий 77 %. Индекс цен на потребительские товары и услуги составил 113 %.

За последние 10 лет численность постоянного населения г. Магадана сократилась на
8.4 тыс. человек за счет миграционного оттока граждан. В 2015 г. прибыло 3415 человек, выбыло из города – 4375 человек.

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций г. Магадана в 2015 г. составила 68 тыс. рублей, увеличившись на 3 % по отношению к 2014 г. В IV квартале 2015 г. величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составляла 17 469 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с IV кварталом 2014 г. на 13,3 %.

Социальная сфера МО «Город Магадан» включает в себя учреждения образования, культуры, учреждения физкультурно- спортивной направленности и больничные учреждения.
В 2015 г. сеть муниципальных организаций системы образования и воспитания включала в себя 54 учреждения. По итогам 2015 г. средняя заработная плата в муниципальных образовательных учреждениях составила 44 тыс. рублей, прирост составил 102,9 %.

Услуги в сфере культуры жителям МО «Город Магадан» предоставлялись 16 муниципальными организациями. В 2015 г. в муниципальных учреждениях культуры трудилось 469 человек, было организовано 1100 мероприятий, которые посетило более 180 тыс. человек.

В 2015 г. в городе систематически занималось спортом 25 тыс. человек, в муниципальных учреждениях физкультурно-спор- тивной направленности обучалось 4 075 детей и подростков. В 2015 г. проведено 97 спортивно-массовых мероприятий, в которых участвовало 10 980 человек, что на 324 человека больше, чем в 2014 г.

Основным субъектом в системе управления развитием МО «Город Магадан» являются органы местного самоуправления. Мониторинг стратегического развития города и реализации плана мероприятий осуществляется Комитетом экономического развития мэрии г. Магадана. В целях контроля за реализацией Стратегического плана была создана рабочая группа по стратегическому развитию при мэрии г. Магадана.

Основополагающий документ в системе стратегического управления – это Стратегический план (Концепции стратегического развития) города Магадана до 2020 года (далее – Концепция). Основная цель развития МО «Город Магадан» – это разработка муниципальной социально-экономической политики, направленной на создание условий для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, укрепление социальной сферы и устойчивое поступательное развитие городской экономики. Приоритетными задачами являются:
– повышение благосостояния жителей и формирование среднего класса;
– возобновление строительства жилья на территории города, постепенная ликвидация аварийного и ветхого жилья, привлечение частного бизнеса на рынок жилищно- коммунальных услуг;
– развитие инфраструктуры и систем инженерного обеспечения, поддержание инвестиционной привлекательности и повышения энергетической устойчивости города, приобретение новой техники для содержания и ремонта дорог, поддержка малого предпринимательства, привлечение субъектов малого предпринимательства к решению задач городского развития;
– создание инфраструктуры для отдыха и туризма;
– совершенствование экономических механизмов работы городского пассажирского транспорта и оптимизация маршрутов движения;
– развитие услуг современной и традиционной связи;
– улучшение городской среды и др.

Стратегия реализуется по 15 основным
направлениям со своими целями и задачами, при этом стратегические цели постоянно находят отражение в текущих планах муниципалитета и служат основанием для разработки муниципальных и ведомственных целевых программ.

Главным отличием практики стратегического развития в МО «Город Магадан» являются особенности географического положения муниципального образования. Магадан является важнейшим транспортным узлом: в суровых климатических условиях при отсутствии железнодорожного сообщения, роль морского торгового порта и аэропорта «Магадан» невозможно переоценить в жизнедеятельности и развитии не только г. Магадана, но и всего региона в целом. При этом, Стратегия направлена на снижение зависимости города от других регионов, переход к увеличению собственного производства и самообеспечению, а также на уменьшение доли дотаций и субсидий из федерального и областного бюджета..

Реализация плана стратегического развития г. Магадана охватывает все основные сферы жизнедеятельности города. Любой вид деятельности, а в особенности, предпринимательство, предполагает постоянную и тесную взаимосвязь с различными аспектами жизнедеятельности города, любые изменения в политике и жизни города оказывают влияние на деятельность предпринимателей как напрямую (применение льготных ставок арендной платы, развитие инвестиционной деятельности, информационно- консультативные услуги, «бизнес-инкубаторы» и т. д.), так и опосредованно (повышение качества жизни населения, развитие инфраструктуры города, привлечение квалифицированных специалистов из других регионов). Также необходимо отметить, что наличие долгосрочного стратегического плана развития города повышает доверие организаций (в т. ч. инвесторов) к органам местного самоуправления, региону, позволяет предприятиям скорректировать свои планы в соответствии с планами развития инфраструктуры города [7].

Для определения сценария развития городской экономики в Стратегическом плане (Концепция стратегического развития) города Магадана до 2020 года разработаны два варианта контрольных значений показателей, характеризующих развитие МО «Город Магадан».

Показатели оценки реализации задач Стратегического плана были утверждены в количестве 45 единиц. По результатам мониторинга реализации Стратегии в 2015 г. было выявлено, что количество выполненных показателей составляло 40 %, не выполненными оставались 44 % показателей, и по 16 % показателям отсутствовала информация [3; 4].

В течение всего периода реализации Стратегии наиболее успешными сферами жизнедеятельности города являлись образование, социальная политика и культурная сферы. При этом не в полной мере были достигнуты прогнозируемые результаты развития городской территории по следующим направлениям: использование муниципальной собственности, развитие коммунальной инфраструктуры, малого бизнеса, доступность медицинских услуг, услуги физической культуры, спорта и туризма, рынок автотранспортных услуг и качество природной среды (экологии).

В результате исследования системы стратегического управления развитием МО «Город Магадан» было выявлено отсутствие комплексной системы мониторинга и статистического учета ряда показателей реализации задач Стратегического плана г. Магадана до 2020 г. Существующая организационная структура не позволяет комплексно решать вопросы разработки, реализации и оценки социально-экономического развития городского округа.

В целях долгосрочного социально-экономического развития МО «Город Магадан» необходимо:
– разработать стратегию социально- экономического развития МО «Город Магадан» до 2030 г. с учетом стратегических задач на объектовом уровне;
– пересмотреть систему показателей социально-экономического развития для проведения мониторинга реализации стратегии развития в МО «Город Магадан»;
– сформировать альтернативные отраслевые стратегии;
– создать комплексную систему мониторинга социально-экономических показателей реализации задач Стратегического плана;
– развить формы и механизмы муниципально-частного партнерства;
– разработку, реализацию и оценку стратегии социально-экономического развития МО «Город Магадан» целесообразно осуществлять в рамках проектных или матричных организационных структур.

Данные направления позволят усовершенствовать систему стратегирования социально-экономического развития МО «Город Магадан» и будут способствовать созданию условий для укрепления социальной сферы на основе устойчивого развития городской экономики.

Библиографический список

1. Авцинова А.А. Организационно-экономический инструментарий управления стратегическим развитием муниципальных образований : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / А.А. Авцинова. – Тамбов, 2012. – 211 с.
2. Авцинова А.А. Теоретико-методологические аспекты управления стратегическим развитием муниципальных образований / А.А. Авцинова // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 11. – С. 28-35.

3. Аналитическая записка «Стратегическое планирование в муниципальном образовании «Город Магадан» в 2000-2010 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэрии города Магадана. – Режим доступа: http://magadangorod.ru/index.php?newsid= 2462 (дата обращения: 25.09.2017).
4. Аналитическая записка «О ходе реализации в 2015 году Стратегического плана (Концепции стратегического развития) города Магадана до 2020 го- да»[Электронный ресурс] // Официальный сайт мэрии города Магадана. – Режим доступа: http:// magadangorod.ru/index.php?newsid=2462 (дата обращения: 25.09.2017).
5. Итоги социально-экономического развития муниципального образования «Город Магадан» в 2015 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэрии города Магадана. – Режим доступа: http:// www.magadangorod.ru/index.php?category=rzt&do=cat (дата обращения: 25.09.2017).
6. Основные показатели развития экономики г. Магадана в 2015 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области. – Режим доступа: http://magadanstat. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/magadanstat/ru/ publications/newsjssues/ (дата обращения: 25.09.2017).
7. Практика формирования и реализации стратегии развития муниципального образования «Город Магадан» [Электронный ресурс] // Официальный сайт мэрии города Магадана. – Режим доступа: http:// www.magadangorod.ru/index.php?newsid=2462 (дата обращения: 25.09.2017).

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. – Магадан, 2017. – Вып. 28.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 58

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code