АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ БЕДНОСТИ И ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МАЛОИМУЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ

О.С.Олейник, доктор экономических наук, профессор, М.П.Придачук, доктор экономических наук, профессор

Аннотация. Бедность многолика и многообразна, она меняется во времени и пространстве. В экономической литературе используются различные подходы для измерения бедности. В статье раскрыты методы измерения бедности в Российской Федерации. При анализе изменения уровня бедности и основных характеристик малоимущего населения на Юге России авторы опирались на официальную статистическую информацию, опубликованную в издании Федеральной службы государственной статистики. Раскрыты тенденции изменения уровня бедности за четыре года (2011-2014 гг.) в динамике и в разрезе субъектов Российской Федерации, входящих в Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Выявлены разнонаправленные изменения коэффициента бедности по субъектам РФ, расположенным на Юге России. Определен уровень благосостояния населения, оценены колебания коэффициента бедности по южным регионам Российской Федерации. Показано, что для южных регионов Российской Федерации характерен низкий уровень материальной обеспеченности малоимущих домохозяйств. В результате проведенного анализа выявлена тенденция роста доли бедных домохозяйств, проживающих в сельских поселениях. Сельское население наиболее уязвимо к риску бедности, в основном по причине высокой концентрации бедных домохозяйств и уровня доходов, мало отличающегося от величины прожиточного минимума, что повышает уязвимость домохозяйств даже при небольшом снижении доходов. Анализ распределения малоимущих домохозяйств по составу позволил выявить высокий удельный вес домохозяйств, состоящих из трех и более человек. В таких домохозяйствах велика вероятность наличия большой иждивенческой нагрузки, что предопределяет попадание таких домохозяйств в разряд бедных. Определено, что отличительной чертой российской бедности является высокая «детская бедность».

Обосновано, что социально-экономические индикаторы бедности позволяют выявить общие тенденции изменения уровня бедности по субъектам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Итогом исследования измерения уровня бедности стал вывод об основных приоритетах борьбы с бедностью на Юге России.

Ключевые слова: уровень бедности, прожиточный минимум, среднедушевые денежные доходы, среднедушевые располагаемые ресурсы, дефицит располагаемых ресурсов.

 

Бедность – крайняя недостаточность имеющихся у человека, семьи, региона, государства имущественных ценностей, товаров, денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности. Порогом, чертой бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, ниже которого не обеспечивается физический прожиточный минимум (абсолютная бедность) или отсутствует возможность приобрести минимальную потребительскую корзину, выйти на уровень минимального потребительского бюджета (относительная бедность) [1, с. 41].

В качестве черты или границы бедности в России используется величина прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума (черта бедности), устанавливаемая в субъектах Российской Федерации, в значительной степени предопределяется уровнем социально-экономического развития, природно-климатическими условиями, социально- культурными особенностями и устоявшимися традициями [2].

Во всех южных регионах Российской Федерации величина прожиточного минимума в IV квартале 2014 г. была установлена ниже величины, установленной в целом по России. Самый высокий на Юге России уровень величины прожиточного минимума был установлен в Краснодарском крае – 8 027 руб. в месяц в среднем на душу населения, что составило 97,5 % от российского уровня. При этом соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума составило 421,9 % (рис. 1).

Рис. 1. Величина прожиточного минимума и соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума, установленной в субъектах РФ в 4-м квартале 2014 г.

Примечание. Составлено по: [2-4].

В Республике Калмыкия, где величина прожиточного минимума в IV квартале 2014 г. составила 7 750 руб. в месяц (или 94,1 % от российского уровня), был практически самый низкий в Российской Федерации (191,4 %). Уровень соотношения среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума был ниже только в Республике Тыва – 185,6 %, при величине прожиточного минимума выше, чем в целом по России, на 4,7 %.

Самый низкий в южных регионах России уровень величины прожиточного минимума был установлен в Чеченской Республике (6 771 руб., 82,2 % от российского уровня) и Астраханской области (7 120 руб., 86,5 % от российского уровня). Вместе с тем соотношение среднедушевых денежных доходов с установленной величиной прожиточного минимума в данных регионах составило 349,3 и 369,5 % соответственно.

Обеспечение полной, достоверной и официальной статистической информацией об условиях жизни различных демографических и социально-экономических групп и слоев населения Российской Федерации в целом и по субъектам РФ выполняется Федеральной службой государственной статистики, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» [5, с. 8]. Измерение уровня бедности осуществляется на основе сопоставления статистического показателя, выбранного для оценки материальной обеспеченности населения, с чертой бедности. Уровень благосостояния населения, с которым соотносится величина прожиточного минимума, оценивается как показатель денежных средств, полученных населением (среднедушевые денежные доходы населения), и как совокупный показатель располагаемых ресурсов домашних хозяйств, включающих не только денежные средства, но и оценку стоимости натуральных поступлений (располагаемые ресурсы домашних хозяйств) [4, с. 104].

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (коэффициент бедности) характеризует распространенность бедности и отражает количество лиц, относящихся к бедным. Различный уровень социально-экономического развития и отдельных характеристик субъектов Российской Федерации, таких как уровень урбанизации, образования, занятости и размер домохозяйства, приводит к существенной разнице в распространении бедности в регионах.

Низкий уровень бедности имеют субъекты Российской Федерации с высоким уровнем экономического развития, доходов на душу населения, низким уровнем безработицы. Более высокий уровень, выше среднего по России, имеют бедные по уровню доходов аграрные регионы, например, в Южном федеральном округе – это Республика Калмыкия, в Северо-Кавказском федеральном округе – Республика Ингушетия. Большинство бедного населения сосредоточено в регионах со средним уровнем бедности [3].

В 2014 г. коэффициент бедности в регионах Юга России варьировался от 10,1 % в Краснодарском крае до 35,1 % в Республике Калмыкия.

На Юге России в целом в 2011-2014 гг. отмечалось разнонаправленное изменение коэффициента бедности.

В ряде регионов отмечалось снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в Краснодарском крае – с 13,5 до 10,1 %, в Астраханской области – с 14,2 до 12,0 %, в Ставропольском крае – с 18,3 до 11,8 % (см. табл. 1). В ряде республик Северо-Кавказского федерального округа наблюдался рост коэффициента бедности. В Волгоградской и Ростовской областях в 2012 г. по сравнению с 2011 г. отмечалось снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (с 15,1 до 13,6 % и с 15,2 до 12,9 % соответственно). В 2013 г. в обоих регионах коэффициент бедности оставался на уровне предшествующего года. В 2014 г. в Волгоградской и Ростовской областях коэффициент бедности увеличился с 13,6 до 13,9 % и с 12,9 до 13,0 % соответственно.

Информация, позволяющая оценить колебания коэффициента бедности по южным регионам Российской Федерации, приведена в таблице 1.

Профиль бедности отражает распределение малоимущего (бедного) населения и домашних хозяйств по основным демографическим и социально-экономическим категориям. Малоимущее население (домашние хозяйства) – население/домашние хозяйства с уровнем располагаемых ресурсов ниже величины прожиточного минимума [4, с. 104].

На Юге России в 2011-2014 гг. возрастает «сельская бедность». Сельское население наиболее уязвимо к риску бедности, в основном по причине высокой концентрации бедных домохозяйств и уровня доходов, мало отличающегося от величины прожиточного минимума, что повышает уязвимость домохозяйств даже при небольшом снижении доходов.

Для Юга России в целом характерно, что более половины малоимущих домохозяйств проживает в сельской местности (2014 г. – в Южном федеральном округе 50,6 % и в Северо-Кавказском федеральном округе 63,7 %). Для Волгоградской области, наоборот, характерно, что более половины малоимущих домохозяйств проживает в городской местности (2014 г. – 68,1 %).

В 2012-2014 гг. прослеживается тенденция роста доли бедных домохозяйств, проживающих в сельских поселениях. В Южном федеральном округе число бедных домохозяйств, проживающих в сельских поселениях, возросло с 47,1 до 50,6 %, в Северо-Кавказском федеральном округе – с 54,2 до 63,7 %.

Если рассмотреть распределение малоимущих домохозяйств по составу, то отмечается высокий удельный вес домохозяйств, состоящих из трех и более человек. В таких домохозяйствах велика вероятность наличия большой иждивенческой нагрузки, что предопределяет попадание таких домохозяйств в разряд бедных.

Отличительной чертой российской бедности является высокая «детская бедность». В 2014 г. в России 62,9 % малоимущих домохозяйств (2011 г. – 59,7 %) имели в своем составе детей в возрасте до 16 лет.

Среди федеральных округов Российской Федерации Южный и Северо-Кавказский федеральные округа по данному показателю в 2014 г. в рейтинге занимали третью и восьмую позиции (соответственно 63,6 и 75,4 % малоимущих домохозяйств имели в своем составе детей в возрасте до 16 лет) (см. табл. 2).

Таблица 1
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, в % от общей численности населения субъекта РФ

Примечание. Источник: [4, с. 16]. 1)1 – Предварительные данные.

Среди регионов, входящих в Южный федеральный округ, Республика Адыгея имела наибольшую долю бедных домохозяйств с детьми до 16 лет от общего числа малоимущих домохозяйств (85,9 %), наименьшую долю – Краснодарский край (59,0 %). В Северо-Кавказском федеральном округе наибольшее число малоимущих домохозяйств с детьми до 16 лет сосредоточено в Карачаево-Черкесской Республике (80,3 %), наименьшее – в Ставропольском крае (68,3 %).

Анализ структуры малоимущего населения показывает, что в Южном федеральном округе проблемы «детской бедности» особенно актуальны в Республике Адыгея и Астраханской области (в 2014 г. соответственно 39,6 и 37,4 % от общего числа малоимущего населения – дети в возрасте до 16 лет). В Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в 2014 г. дети в возрасте до 16 лет от общего числа малоимущего населения составили соответственно 39,2 и 35,0 % .

Особенно парадоксальным является высокий удельный вес населения в трудоспособном возрасте и занятых в экономике в общем числе малоимущего населения, доля которых составляет по ЮФО 36,3 % и СКВО – 54,4 %, что значительно превышает показатель в целом по России (табл. 3). Анализ профиля бедности относительно экономической активности малоимущего населения в разрезе субъектов РФ в 2014 г. показал, что в Южном федеральном округе наибольший удельный вес бедного населения, занятого в экономике, был в Астраханской области (73,5 %), в Северо-Кавказском федеральном округе – в Ставропольском крае (57,9 %).

Доля безработных из числа малоимущего населения в Южном федеральном округе в 2014 г. составила 1,2%, и по сравнению с 2011 г. снизилась на 0,4 п.п. В Северо-Кавказском федеральном округе – составила 2,0 % и снизилась на 0,3 п.п. от уровня 2011 года.
Уровень материальной обеспеченности малоимущих домохозяйств характеризуют среднедушевые располагаемые ресурсы и дефицит располагаемых ресурсов.

В 2014 г. среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домохозяйствах России составили 6 172,7 руб. в месяц. При этом дефицит располагаемых ресурсов в расчете на одно домохозяйство составил 7 854,3 руб. в месяц, а на одного члена домохозяйства – 2 138,7 руб. в месяц.

Таблица 2
Распределение малоимущих домохозяйств по основным социально-демографическим категориям в 2014 г., %

Примечание. Источник: [4, с. 71-72].

Таблица 3
Распределение малоимущего населения по возрасту, отношению к экономической активности в 2014 г., %

Примечание. Источник: [4, с. 71-75].

По сравнению с 2011 г. уровень материальной обеспеченности малоимущих домохозяйств, характеризуемый среднедушевыми располагаемыми ресурсами, как в целом по России, так и в большинстве федеральных округов вырос более чем в 1,3 раза, но остался ниже величины прожиточного минимума (табл. 4). Дефицит располагаемых ресурсов в процентах от среднедушевых располагаемых ресурсов малоимущих домохозяйств снизился с 36,5 % в 2011 г. до 34,6 % в 2014 году. В расчете на одно домашнее хозяйство дефицит располагаемых ресурсов за эти годы по России вырос на 28,3 % (табл. 4).

Для южных регионов Российской Федерации характерен низкий уровень материальной обеспеченности малоимущих домохозяйств. Так, в Республике Калмыкия, входящей в состав Южного федерального округа, среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домохозяйствах в 2014 г. составили 4 261,6 руб. в месяц, это на 31,0 % ниже уровня в целом по России. Дефицит располагаемых ресурсов в расчете на одно домашнее хозяйство в этой республике составил 12 074,2 руб. в месяц (на 53,7 % выше российского уровня). В Республике Ингушетия, входящей в состав Северо-Кавказского федерального округа, среднедушевые располагаемые ресурсы в малоимущих домохозяйствах в 2014 г. составили 4 498,8 руб. в месяц (на 27,1 % ниже уровня в целом по России). Дефицит располагаемых ресурсов в расчете на одно домашнее хозяйство в этой республике в 2014 г. составил 15 190,2 руб. в месяц, что в 1,9 раза выше среднероссийского уровня.

Социально-экономические индикаторы бедности позволяют выявить общие тенденции изменения уровня бедности как в целом в России, так и по субъектам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (см. рис. 2):

– наблюдалась тенденция снижения бедности, однако относительно более медленный рост экономики в рассматриваемый период повлиял на распределение уровня доходной обеспеченности населения и разнонаправленное по субъектам РФ изменение численности и доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;

– анализ профиля бедности по типам поселений подтвердил, что рост доли малоимущего населения в сельских поселениях приводит к обострению проблемы «сельской бедности»;

– анализ профиля бедности по количеству детей в малоимущих домохозяйствах показал, что отличительной чертой российской бедности является высокий уровень «детской бедности»;

– уровень материальной обеспеченности малоимущих домохозяйств характеризуется низким уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов.

Таким образом, важнейшим приоритетом борьбы с бедностью является формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелых, инвалидов, семей с высокой иждивенческой нагрузкой, семей, оказавшихся в экстремальных ситуациях).

Таблица 4
Среднедушевые располагаемые ресурсы и их дефицит в малоимущих домохозяйствах в 2014 г., руб. в месяц

Примечание. Источник: [4, с. 77].

Рис. 2. Основные тенденции изменения уровня бедности и основных характеристик малоимущего населения

Примечание. Составлено автором.

Гарантированный уровень доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда должен обеспечивать доступность для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальных услуг и др. Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики государства и его регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – М. : ИНФРА-М, 2006. – 498 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / Росстат. – М., 2015. — 728 с.
3. Россия в цифрах. 2015 : крат. стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 543 с.
4. Социально-экономические индикаторы бедности в 2011-2014 гг. : стат. бюл. / Росстат. – М., 2015. – 111 с.
5. Фролова, Е. Б. Об итогах реализации системы выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам в 2011-2012 гг. и задачах на 2013 год / Е. Б. Фролова // Вопросы статистики. – 2013. – №> 4. – С. 8-12.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. “Экономика. Экология. 2016. № 1 (34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code