ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

И.П.Марчуков

Введение: наличие закрепленного в законодательстве понятийно-категориального аппарата в сфере правового регулирования внешнеторгового оборота энергетических ресурсов будет служить совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений в указанной сфере и обеспечению единства правоприменительной практики, а также судебной практики по разрешению споров между субъектами в указанной сфере правоотношений. С учетом данного тезиса и в обоснование его автором в работе поставлена цель: определить общие для внешнеторгового оборота в сфере энергетики понятия, имеющие значение для развития гражданского права как отрасли науки и законодательства. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых особое значение имеют метод системности, метод анализа и сравнительно-правовой метод. Результаты: в статье определены понятия, значимые для правового регулирования внешнеторгового оборота в сфере энергетики и имеющие значение для развития гражданского права как отрасли науки и законодательства: «внешнеторговая деятельность в сфере энергетики» и «внешнеторговый оборот энергетических ресурсов». Выводы: сформулированные определения будут способствовать наращиванию гражданско-правового теоретического знания, устранению возможных трудностей в процессе формирования единообразной правоприменительной практики, связанных с отсутствием законодательного закрепления данных ключевых для правового регулирования исследуемой области хозяйствования понятий, а также неопределенности доктринальных подходов по этому вопросу.

Ключевые слова: международное частное право, внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая деятельность, энергетические ресурсы, энергия, оборот энергетических ресурсов, внешнеторговая деятельность в сфере энергетики, внешнеторговый оборот энергетических ресурсов.

 

Введение
В условиях динамичного развития энергетической отрасли России, а также высокого удельного веса российского топливно- энергетического сектора в общем объеме трансграничного оборота энергетических ресурсов, исходя из современных потребностей гражданского оборота, одной из первостепенных задач, стоящих перед Российским государством, является непрерывное развитие и совершенствование нормативно-правового регулирования общественных отношений в сфере энергетики. Решить эту задачу практически невозможно без обращения к юридической науке, изучения основных законодательных и доктринальных подходов к формированию исследуемой области правового регулирования и определению основных для нее понятий.
Общими понятиями правового регулирования внешнеторгового оборота энергетических ресурсов, определение которых необходимо в целях его развития и совершенствования, являются термины «внешнеторговая деятельность в сфере энергетики» и «внешнеторговый оборот энергетических ресурсов».

Наличие широкого массива источников правового регулирования внешнеторгового оборота энергетических ресурсов позволило представителям научной среды прийти к выводу о комплексном характере энергетического законодательства из-за особенностей регулируемых отношений в сфере энергетики.

В последние несколько лет наглядны попытки органов власти, направленные на разработку и принятие специальных нормативных актов в сфере энергетики. Примером может служить проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» [7]. Проект вводит в нормативное поле ряд новых терминов, среди которых: «оборот нефти и нефтепродуктов», «нефтепродукты», «моторное топливо», «розничная торговля моторным топливом», «оптовая торговля нефтепродуктами».

На момент написания настоящей статьи законопроект еще не был принят, поэтому преждевременно говорить о наличии в законодательстве разработанного понятийно-категориального аппарата, даже применительно к отдельным сферам правового регулирования энергетики.

Однако существует ряд действующих нормативных правовых актов, содержащих некоторые понятия, которые прямо или косвенно относятся к сфере внешнеторгового оборота энергетических ресурсов и могут служить основой для разработки и дальнейшей конкретизации определений основных понятий и категорий, имеющих общее значение для этой области правового регулирования.

Так, в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дано определение внешней торговли товарами, под которой понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2).

Электрическая энергия и другие виды энергии в соответствии с п. 26 ст. 2 закона отнесены к товарам, которые являются предметом внешнеторговой деятельности.

Следует согласиться с В.В. Романовой, что объектом внешнеэкономических сделок могут быть энергетические объекты, под которыми понимают объекты, с помощью которых осуществляется добыча, переработка, производство, транспортировка, хранение энергетических ресурсов [9].

Помимо видов энергии, энергетических объектов и носителей энергии предметом внешнеторговой сделки в сфере энергетики [4] могут выступать энергетическое оборудование и энергетические услуги: транзит, строительство, инжиниринговые услуги и т. п. (согласно ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, к энергетическому оборудованию (силовым машинам и оборудованию) относятся машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, и машины-двигатели, превращающие энергию любого вида (энергию воды, ветра, тепловую, электрическую и т. д.) в механическую.

Исходя из вышесказанного особый интерес представляют такие понятия, как внешнеторговая деятельность в сфере энергетики и внешнеторговый оборот энергетических ресурсов.

Законодатель не дает определения данным понятиям. Косвенно в российском праве упоминается лишь такая категория, как «участник внешнеэкономической деятельности, осуществляющий вывоз нефти сырой из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза трубопроводным транспортом». При этом как российский, так и зарубежный законодатель определяют понятия «энергетические ресурсы» (ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приложение ЕМ к Европейской энергетической хартии), «транзит энергетических материалов и продуктов» и «международный транзит» (ст. 7 Европейской энергетической хартии, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») и др.

В юридической литературе также отсутствует определение данных понятий.

С целью восполнения указанного пробела предлагаем под внешнеторговой деятельностью в сфере энергетики понимать деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли различными видами энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии), энергетическими объектами, энергетическим оборудованием, энергетическими услугами, а также носителями энергии, энергия которых используется или может быть использована при осуществлении международной хозяйственной и иной деятельности на мировом рынке.

Соответственно на основании определения внешней торговли товарами, сформулированного в п. 7 ст. 2 Федерального закона № 164-ФЗ, а также с учетом п. 26 ст. 2 закона можно заключить, что внешнеторговый оборот энергетических ресурсов представляет импорт и (или) экспорт энергетических ресурсов как особого вида товаров, представляющих собой носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении международной хозяйственной и иной деятельности на мировом рынке, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).

Данные определения соотносятся между собой как целое и его часть. По вопросу о необходимости закрепления этих понятий существуют две противоположные позиции. Согласно первой точке зрения определение используемых в правовых нормах понятий, строго говоря, не является функцией законодателя, так как решению данной задачи призвана служить наука [2].

Иные исследователи отстаивают позицию о необходимости законодательного закрепления терминов с целью единообразного правоприменения [8].

Выводы
Мы придерживаемся второй точки зрения и считаем целесообразным закрепить разработанные понятия в законодательстве. Однако эти определения не могут быть введены в действующий Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» по причине того, что данный нормативный акт направлен на регулирование общих вопросов внешнеторговой деятельности. Нелогичным является также предложение о включении разработанных понятий в специальные законы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях энергетики (в газовой отрасли, в сфере электроэнергетики, теплоснабжения и т. д.), а также в законопроекты (например, Проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» и др.).

Полагаем, что закрепить данные понятия возможно было бы в комплексном межотраслевом кодифицированном акте, например, в Энергетическом кодексе Российской Федерации, упоминание о котором содержится в работах современных исследователей [1; 3; 5; 6].

Учитывая множество специальных нормативных правовых актов, составляющих энергетическое законодательство, и назревшую проблему обеспечения необходимого уровня его унификации, заслуживающей поддержки следует признать идею создания Энергетического кодекса РФ, призванного обеспечить комплексное правовое регулирование отношений в сфере энергетики и способствующего созданию единой унифицированной системы правового регулирования в этой сфере.

Энергетический кодекс Российской Федерации имеет существенное значение для дальнейшего формирования и совершенствования имеющего уникальные особенности, обусловленные предметом правового регулирования, нормативно-правового массива, служащего основой для правового обеспечения отношений в сфере организации и функционирования сферы энергетики, в том числе и на международной арене.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быков, А. Г. О проекте Энергетического кодекса Российской Федерации / А. Г. Быков // Энергетическое право. – 2013. – № 2. – С. 6-8.
2. Виниченко, Ю. В. О понятии «гражданский оборот» (постановка проблемы) / Ю. В. Виниченко // Сибирский юридический вестник. – 2013. – № 3. – С. 29-35.
3. Занковский, С. С. Энергетическое законодательство в общей системе предпринимательско- правовых норм / С. С. Занковский // Журнал российского права. – 2016. – № 8 (236). – С. 141-145.
4. Иншакова, А. О. Внешнеэкономические сделки в обновленном гражданском законодательстве РФ: квалификация, форма, применимое право / А. О. Иншакова // Юрист. – 2015. – № 13. – С. 11-16.
5. Кононов, П. И. О систематизации российского административного права и законодательства / П. И. Кононов // Административное право и процесс. – 2014. – № 6. – С. 6-11.
6. Лахно, П. Г. Энергетический кодекс Российской Федерации – основополагающий юридический документ, регулирующий отношения в ТЭК / П. Г. Лахно, В. Ф. Яковлев // Бизнес, менеджмент и право. – 2006. – № 3 (12). – С. 334-337.
7. Проект Федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации», пояснительная записка к нему и проект постановления об утверждении стандартов раскрытия информации // Федеральная антимонопольная служба России. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/documents/ documentdetails.html?id=606. – Загл. с экрана.
8. Цветков, С. Б. О сущности и понятии гражданского оборота / С. Б. Цветков // Свобода. Право. Рынок : материалы Всерос. науч. конф. «40 лет Волгоградской цивилистике», 21-22 мая 2007 г., Волгоград. – Волгоград : Изд-во ВА МВД России, 2007. – С. 147-154.
9. Энергетическое право. Общая часть. Особенная часть / под ред. В. В. Романовой. – М. : Юрист, 2014. – 656 с.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 3

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code