ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.А.Рузакова, доктор юридических наук, профессор, А.Б.Рузаков

Введение: любое государство заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение знало и уважало действующие на его территории законы. При этом крайне важно, чтобы молодежь не только знала и уважала законы, но и понимала их сущность, стремилась их соблюдать. Только тогда мы сможем говорить о высоком уровне правосознания и правовой культуры подрастающего поколения. Лишь при постоянном проведении политики правового воспитания и просвещения детей и молодежи и формировании в результате этого высокой правовой культуры молодежи могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет неотчуждаемых прав и свобод человека, обеспечение их защиты. Цель исследования: проанализировать проблемы, связанные с правовым воспитанием и просвещением детей и молодежи в Российской Федерации, и предложить оптимальные пути их решения. Методы: при проведении исследования для достижения поставленной цели в данной работе были использованы сравнительно-правовой, формально-юридический, системный и логический методы. Результаты: проанализированы основные меры государственного характера, которые предприняты государством для решения проблем правового воспитания и просвещения молодежи. Установлена необходимость разделения государственных мер на меры в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров. Указано на необходимость деления указанных мер в зависимости от возраста детей и молодежи. Выводы: обоснована необходимость классификации государственных мер, направленных на правовое воспитание и просвещение, в зависимости от содержания образования и возраста подрастающего поколения. Установлены элементы правового воспитания и просвещения, в числе которых важное значение имеют семья и образовательные учреждения. Одним из немаловажных элементов правового воспитания детей является также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Доказано, что решение поставленных проблем должно носить комплексный характер на уровне как законодательных, так и исполнительных, судебных органов с учетом положительного зарубежного опыта, в том числе и с целью унификации норм международного права.

Ключевые слова: правовое воспитание, правовое просвещение, государственные меры, защита прав ребенка, семья, правовое образование.

 

Введение
Развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры. «Сегодня в условиях бурного изменения законодательства Российской Федерации и процессов модернизации образования возрастает значимость исследования как теоретических, так и практических аспектов формирования правовой культуры» [3, с. 177]. Без сформированной правовой культуры не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности, как верховенство закона, приоритет неотчуждаемых прав и свобод человека, обеспечение их защиты.

В связи с этим вопросы правового просвещения приобретают особую актуальность, в том числе в среде подрастающего поколения.

Все общественное имеет в своей основе политику и предопределяется политической реальностью. Политическое формирует мировоззренческие, культурные, духовные, психологические, социальные установки, на которых основывается любой человеческий коллектив [2, с. 99]. Именно в силу этого правовое образование и воспитание является одним из важнейших направлений развития государственной политики в Российской Федерации, что отражено в утвержденных Президентом РФ 28 апреля 2011 г. «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (№ Пр-1168) [6].

Государственные меры, направленные на правовое воспитание и просвещение детей и молодежи

В числе мер, направленных на обеспечение названного направления в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров, можно назвать:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержку у различных вариантов региональных моделей правового образования, разработку учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей и др.

Наряду с общими декларативными нормами важное значение имеют комплексные действия семьи, учебных и других воспитательных организаций, средств массовой информации в обеспечении правового воспитания несовершеннолетних.

Правовое воспитание – это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения [4, с. 340]. И данный процесс требует своей реализации начиная с дошкольного возраста. Лучшим примером в этом выступают родители и другие члены семьи ребенка, учителя, воспитатели.

Воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, общественности [1, с. 380].

Характер воспитания и моральный климат в семье, а также качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях оказывают непосредственное влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения ребенка.

Безусловно, правовое воспитание – это сложное для реализации право, являющееся элементом права и обязанности воспитания детей, принадлежащих в первую очередь родителям в соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, ст. 54 Семейного кодекса РФ.

По мнению А.М. Нечаевой, понятие «воспитание», будучи не правовым, а сугубо педагогическим, тем не менее относится к основополагающим, составляющим фундамент многих правил, определяющих семейно- правовой статус ребенка [5, с. 30].
Со стороны учебных организаций правовое воспитание может проводиться как в направлении предоставления знаний по правовым вопросам, так и объяснения необходимости законопослушного поведения, формирования уважения к закону, привития идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Уже в начальной школе дети проявляют интерес к правовым явлениям и могут успешно усваивать отдельные положения истории права, семейного, трудового, уголовного и гражданского права. В возрасте 9-11 лет детей интересуют вопросы вступления в брак, отношений между членами семьи, права ребенка в разных сферах, вопросы совершения ребенком сделок, возможности распоряжаться денежными средствами и своим имуществом, а также нарушения, которые допускают люди в своем поведении, и последствия таких нарушений. Наряду с уже преподаваемыми в начальной школе дисциплинами, такими как основы религии, основы этикета, в четвертом классе школьники могли бы изучать основы правовых знаний. Опыт повсеместного школьного изучения норм различных религий свидетельствует о возможности изучения и норм права, в основе которых также лежат отношения между людьми, мораль, нравственность, справедливость. Обсуждение с детьми такого рода вопросов как никогда актуально для современного общества.

Переход на уровень систематизации правовых знаний в части отдельных отраслей в рамках курсов «Основы государства и права», «Правоведение», «Обществознание» после получения базовых знаний в начальной школе возможен уже в 13-14 лет. В 14 лет дети должны обладать информацией об основах конституционного строя, правопорядка в Российской Федерации, о тех правах и ответственности, которые предусмотрены гражданским правом для частично дееспособных лиц, об ответственности, наступающей в уголовном праве с четырнадцатилетнего возраста, а также об административной и уголовной ответственности подростков в возрасте от 16 лет. Безусловно, самым важным аспектом в правовом обучении является близость рассматриваемых вопросов во взаимосвязи с жизненными ситуациями, демонстрация ребенку того, что полученные знания ему пригодятся в жизни и, обладая ими, он многое приобретает по сравнению с теми людьми, которые лишены этих знаний или умения ими воспользоваться.

Другим немаловажным элементом правового воспитания детей является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Не секрет, что преступность и административные правонарушения среди детей и подростков в нашем государстве приобрели угрожающие масштабы и стали одной из главных социальных проблем [7].

В числе наиболее распространенных причин детской преступности – постоянно снижающийся уровень социально-экономического развития страны, декларативный, далеко не всегда реализуемый на практике характер конституционных норм, провозглашающих основы правового государства, верховенства закона и т. д., отсутствие системы правового образования и воспитания на всех этапах обучения детей в образовательных учреждениях (большее внимание уделяется религиозным знаниям, нежели правовым, откровенное насаждение большинством средств массовой информации культа насилия, вседозволенности, пренебрежения к обычаям, традициям и истории своего Отечества.

Выводы
Решение поставленных проблем должно носить комплексный характер на уровне как законодательных, так и исполнительных, судебных органов с учетом положительного зарубежного опыта, в том числе и с целью унификации норм международного права.

Так, в части защиты детей от негативного воздействия средств массовой информации примером унификации на уровне Евросоюза может служить Директива № 2010/13/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза «О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах-членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиа-услуг» (принята в г. Страсбурге 10 марта 2010 г.), в которой признается обеспокоенность законодателей наличием вредоносного содержания в аудиовизуальных медиа-услугах и необходимость введения защиты физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних. Аудиовизуальные коммерческие сообщения не должны причинять физического или морального ущерба несовершеннолетним, склонять несовершеннолетних к покупке товаров или оказанию услуг, используя их неопытность и доверчивость, побуждать их убеждать родителей или других лиц в совершении покупки рекламируемых товаров или услуг, использовать особое доверие несовершеннолетних у родителей, учителей или других лиц или неоправданно показывать несовершеннолетних в опасных ситуациях. В Российской Федерации меры по защите детей от негативного воздействия средств массовой информации нашли отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [8].

Воспитание юридическими вузами высококвалифицированных кадров профессиональных юристов, способных донести до детей правовые знания, совместно с педагогическими учебными учреждениями является также одним из важнейших и эффективных направлений решения поставленных задач правового воспитания и просвещения несовершеннолетних.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 5 / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М. : Сов. эн- цикл., 1971. – 436 с.
2. Грачев, Н. И. Политика и экономика в онтологии современного государства / Н. И. Грачев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2016. – №2(31).- С. 93-100.
3. Епифанов, А. Е. Рец. на кн.: Павленко, Е. М. Образование в области прав человека как основа формирования правовой культуры и культуры прав человека в Российской Федерации [Текст] : монография / Е. М. Павленко. – М. : Права человека, 2016. – 216 с. / А. Е. Епифанов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. – 2016. – № 2 (31). – С. 177-179.
4. Мелехин, А. В. Теория государства и права / А. В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 640 с.
5. Нечаева, А. М. Семейное право: актуальные проблемы теории и практики / А. М. Нечаева. – М. : Юрайт-Издат, 2007. – 450 с.
6. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан : (утв. Президентом РФ 28 апр. 2011 г. № Пр-1168) // Российская газета. – 2011. – 4 июля (№ 151).
7. Состояние преступности в Российской Федерации : (информация МВД России). – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://sun-mirror. duma.gov. ru/ntc/ifgdn/bpa/ifgd_tree .php?parit= 27142. – Загл. с экрана.
8. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ : (ред. от 29 июня 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 48.
9. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту // Федеральная служба государственной статистики. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://anunt3.duma.gov.ru/ BGD/B13_111/IssWWW. – Загл. с экрана.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 1

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 193

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code