КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ


О.С.Макаренко

Аннотация. В статье раскрываются вопросы развития и функционирования корпоративной модели государственного сектора российской экономики. Процессы приватизации с одной стороны и увеличение вмешательства государства в экономику с другой изменили состав и структуру государственного сектора российской экономики. Одним из значимых направлений политики Правительства РФ является создание крупных государственных корпораций и дальнейшее увеличение масштабов и направлений их деятельности. Данные корпорации приобрели обширный набор функций, существенные объемы имущества государства (федеральные бюджетные средства, разные производственные и финансовые активы), которые обеспечили их деятельность на долгую перспективу. Государственные корпорации выполняют важную роль в обеспечении стабильного развития национальных экономических систем на протяжении уже нескольких лет, сглаживая так называемые провалы рынка, и формируют нужные условия для преодоления кризисных явлений.

В статье представлена классификация секторов экономики, состоящая из государственного, муниципального и частного сектора. Рассмотрены характер и структура государственного сектора развитых зарубежных стран. Проведенная сравнительная характеристика основных национальных моделей государственного сектора позволила выявить степень влияния государства на экономику в североамериканских, западноевропейских и азиатских странах, а также определить основные черты и особенности госсектора данных стран. Рассмотрены понятие и сущность государственной корпорации, а также тенденции их создания и развития. Предложена корпоративная модель государственного сектора российской экономики и определены ее основные характеристики. Анализ результатов проводимого исследования позволил сделать вывод о необходимости дальнейшего развития государственных корпораций и крупных национальных компаний с государственным участием.

Ключевые слова: государство, государственное регулирование экономики, государственный сектор, государственная корпорация, корпоративная модель.

 

 

Государственный сектор является неотъемлемым элементом экономики развитых стран в современном мире. Возрастающая роль государства в социально-экономической сфере, наличие общественных потребностей, которые не могут быть удовлетворены частным предпринимательством, обусловливают место и необходимость наличия государственного сектора экономики. Предприятия и организации государственного сектора выполняют важные социально-экономические задачи по сглаживанию последствий циклических колебаний, структурной перестройке производства, поддержанию уровня занятости, смягчению территориальных и отраслевых диспропорций, стимулированию научно-технического прогресса и др. Государственные предприятия в отличие от частных в большей степени функционируют в низкорентабельных отраслях экономики, требующих больших финансовых затрат и вложений. Тем не менее развитие данных отраслей крайне важно для удовлетворения общественных потребностей и достижения устойчивого развития экономики страны в целом.

Совокупность всех хозяйствующих субъектов, производящих товары и услуги на территории страны, составляет национальную систему производства России. К ним относятся все организации, имеющие статус юридического лица, а также физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. Важно отметить, что национальная производственная система может быть разделена на государственный, муниципальный и частный секторы экономики.

Государственный сектор экономики включает в себя все предприятия и организации, находящиеся в государственной собственности, финансирование которых производится из бюджета государства [8, с. 116]. В муниципальный сектор включаются хозяйствующие субъекты, административно-хозяйственное управление которыми осуществляют местные органы самоуправления. Общественный сектор экономики, в свою очередь, включает в себя государственный и муниципальный секторы. Классификация и «пересечения» секторов российской экономики представлены на рисунке.

К частному сектору экономики относят всех юридических лиц, не входящих в состав государственного и муниципального секторов, а также физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Соответственно, негосударственный сектор экономики страны в совокупности образуют частный и муниципальный секторы.

Классификация секторов экономики России

Рисунок. Классификация секторов экономики России

Примечание. Составлено автором по: [2].

Стоит отметить, что в рамках каждого сектора экономики можно выделить смешанный сектор, который представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов (юридических лиц), часть собственности или акционерного капитала которых принадлежит собственнику одного сектора, а другая часть — собственнику другого. В итоге смешанный сектор можно будет отнести к одному из трех основных секторов экономики в зависимости от того, собственнику какого сектора будет принадлежать большая часть собственности. Так, если более 50 % акционерного капитала предприятия находится под контролем федеральных или региональных органов власти, то данное предприятие принадлежит государственному сектору вне зависимости от того, что в его собственности имеется значительная доля частных капиталовложений [1, с. 19-20].

В настоящее время государственный сектор широко представлен в развитых зарубежных странах. Так, в конце XX столетия в странах Европы на хозяйственных объектах государственной собственности работало более 8 млн человек, на долю которых приходилось 12,5 % вновь созданной стоимости и почти 20 % валовых капиталовложений в основные фонды (без сельского хозяйства). Предприятия государственного сектора широко представлены в энергетике (примерно 70 % всех занятых в этой отрасли в европейских странах); в отраслях транспорта и связи (около 60 % занятых); в финансовой сфере (30 %). Особо велико влияние государственного сектора в металлургии, химической и пищевой промышленности, автостроении и исследовании космоса [3, с. 20].

Особенности экономики разных государств определяют характер и структуру государственного сектора. В некоторых странах доля государственного сектора велика (Франция, Италия), в других незначительна (Япония, Люксембург). Одни страны имеют высокоэффективный госсектор (Швеция), другие — малоэффективный (Бельгия). Таким образом, определенные характеристики и особенности госсектора разных стран дают возможность сформировать национальные модели государственного сектора.
Традиционно в научной литературе выделяют западноевропейскую, североамериканскую и азиатскую модели государственного сектора (табл. 1).

Западноевропейская модель отличается относительно большими размерами государственного сектора с разнообразной отраслевой структурой. Данная модель свойственна Португалии, Франции и другим европейским странам, в которых госсектор является высокоэффективным и щедро финансируется государством. Североамериканская модель, характерная для США и Канады, наоборот, имеет низкоэффективный, незначительный по объему и малофинансируемый государственный сектор.

Таблица 1
Сравнительная характеристика основных моделей госсектора
Сравнительная характеристика основных моделей госсектора
Примечание. Составлено по: [5, с. 20-21].

Таким образом, роль государства в регулировании экономики наиболее высока в европейской модели, а в американской модели предпочтение отдается частному сектору. Однако в данных моделях прослеживается четкая грань между государственным и частным секторами, что нехарактерно для азиатской модели, в которой эта грань размыта. Для азиатской модели государственного сектора экономики интересы государства и бизнеса тесно связаны между собой посредством своих представителей во властных и корпоративных структурах. По сути дела, азиатская модель госсектора характеризуется сращиванием государства и частного бизнеса, что приводит к формированию частно-государственного сектора, который, с одной стороны, остается частным, но также может быть отнесен и к государственному сектору [2].

Говоря о выборе модели госсектора для России, можно считать, что выбрана американская модель. Действительно, размеры российского госсектора за годы экономических реформ стали сокращаться, его финансирование снизилось, а результаты его деятельности являются неудовлетворительными. России не удалось в чистом виде построить североамериканскую модель госсектора, а с точки зрения механизма функционирования хозяйственных предприятий отечественного госсектора явно имеется его схожесть с азиатской моделью. Однако отечественный госсектор продолжает активно эволюционировать, а значит, можно говорить о необходимости построения в нашей стране собственной модели государственного сектора.

В России государство традиционно играет важную роль в развитии страны, осуществляя регулирование экономики и участвуя в деятельности предприятий. К числу крупных российских компаний, акции которых полностью или частично принадлежат государству, относят ПАО «Газпром», банк ВТБ (ПАО), ПАО «Сбербанк России», ПАО «Нефтяная компания «Роснефть»», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Транснефть»».

При этом степень государственного участия в разных секторах экономики неодинакова. В ряде отраслей степень огосударствления довольно высокая, в то же время существуют отрасли, в которых государство почти не представлено.

Государственное регулирование в транспортной отрасли достигает 73 %, главную роль в ней играют железные дороги (ОАО «РЖД»), нефтепроводы (ОАО «АК «Транснефть»») и магистральные газопроводы (ПАО «Газпром»). Второе место по уровню огосударствления занимает производство судов, летательных и космических аппаратов (57 %). Это связано с присутствием в этой отрасли ведущих предприятий аэрокосмического комплекса, которые контролируются государством, а также сильными позициями государства в крупнейших судостроительных активах. Около 48 % газодобывающей промышленности контролируется государством, которое владеет более 50 % акций ПАО «Газпром». Значительное присутствие государства наблюдается в электроэнергетике, в транспортной обработке грузов и организации перевозок. Незначительный уровень огосударствления наблюдается в легкой и пищевой промышленности, практически отсутствует государство в угледобывающей промышленности [4].

Рассматривая государственный сектор, следует отметить, что в его состав входят государственные корпораций, деятельность которых способствует консолидации капитала, интеграции специфических активов на приоритетных направлениях развития промышленности в современных условиях, повышению конкурентоспособности национальной экономики в целом [6, с. 37]. В соответствии со статьей 7.1 ФЗ № 7 от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» под государственной корпорацией понимают не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную Российской Федерацией на основании федерального закона о ее создании и на основе имущественного взноса для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [10]. Данная корпорация реорганизуется и ликвидируется исключительно на основании федерального закона, который определяет порядок ее реорганизации или ликвидации. Наличие особого правового статуса позволяет государственным корпорациям осуществлять свою деятельность на определенных условиях.

Так, на госкорпорации не распространяются положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а специальные требования к раскрытию информации и меньший контроль со стороны государственных органов власти позволяют избежать лишней бюрократической волокиты.

Государственные корпорации имеют возможность представлять интересы и реализовывать политику государства, кроме того, они могут являться учредителями различных государственно-частных предприятий.

Как видно из таблицы 2, бурный рост числа государственных корпораций наблюдался в 2007 г., когда почти одновременно были созданы шесть корпораций. Данные корпорации осуществляют свою деятельность в стратегически важных отраслях экономики и выполняют социально значимые функции. В дальнейшем институт государственных корпораций претерпел ряд изменений. Так, одной из первых государственных корпораций, завершивших свою реорганизацию, стала ГК «Российские нанотехнологии», которая в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 2287-p61 была перерегистрирована в открытое акционерное общество [4]. Также в 2014 г. была ликвидирована госкорпорация «Олимпстрой», а в 2015 г. создана новая государственная корпорация «Рос- космос». Таким образом, в настоящее время в нашей стране функционирует шесть государственных корпораций.

В отличие от федеральных и государственных унитарных предприятий государственные корпорации могут привлекать и частные инвестиции, а не только государственные. Иными словами, каждая государственная корпорация представляет собой отраслевую инвестиционную компанию, которая стимулирует инновационную активность, создавая совместные государственно-частные структуры, осуществляя в последующем их кредитование и вложение инвестиций в инновационную деятельность.

Роль государственных корпораций в развитии экономики России очень велика. Они создаются в значимых для страны индустриях, способствуют развитию высокотехнологичных отраслей и привлечению инвестиций, обеспечивают национальную безопасность и рост инновационного потенциала страны в целом.

Таким образом, корпорация является наиболее эффективной и часто используемой формой хозяйственной деятельности, составляющей основу государственного сектора российской экономики. Иначе говоря, государственный сектор строится на основе «корпоративной модели», предполагающей включение в его состав относительно небольшого количества сверхкрупных предприятий, деятельность которых имеет решающее значение для экономики государства.

Крупнейшие корпорации аккумулируют огромные финансовые средства, сопоставимые со средствами некоторых государств. Огромные корпорации на настоящий момент являются основой инновационного развития многих экономик лидирующих стран, которые оказывают стабилизационное воздействие на ценовую политику и производство. Их закономерное формирование в постиндустриальной экономике во всем мире является одним из показателей, отражающих динамику роста объемов эффективности производства [7, с. 43].

Таблица 2
Государственные корпорации в России
Государственные корпорации в России
Примечание. Составлено автором.

В таблице 3 представлены основные признаки корпоративной модели государственного сектора российской экономики. Так, в состав госсектора включено относительно небольшое количество сверхкрупных корпораций, имеющих решающее значение для национальной экономики. Однако масштабы деятельности и вклад в ВВП данных корпораций довольно значительны. По данным ФАС, вклад государства и госкомпаний в ВВП России вырос с 35 % в 2005 г. до 70 % в 2015 году [9].

Отраслевая специализация предприятий государственного сектора довольно значительна. Крупные государственные корпорации функционируют в высокотехнологичных отраслях промышленности, оборонно-промышленном комплексе, а также атомной, энергетической, космической, телекоммуникационной, транспортной и других сферах экономики. В составе предприятий госсектора имеются корпорации со 100 %-м участием государства и компании, акции которых частично принадлежат государству (50 % акций и более). Таким образом, происходит сращивание интересов государства и частных корпораций, а границы госсектора становятся размытыми.

И наконец, важной отличительной особенностью корпоративной модели госсектора российской экономики является высокая инновационная и инвестиционная активность его субъектов. Крупные государственные корпорации осуществляют значительные инвестиции в развитие отраслей и поддержку отечественных производителей, тем самым внося существенный вклад в развитие экономики в целом.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Государственно-корпоративная модель представляет собой обширную иерархическую организацию, координирующуюся на принципе вертикальной интеграции. Она образуется посредством сращивания интересов государства и крупных корпораций, функционирующих в стратегически важных отраслях экономики.

Таблица 3

Основные признаки корпоративной модели госсектора российской экономики

Основные признаки корпоративной модели госсектора российской экономики

Примечание. Составлено автором.

Таким образом, доказана необходимость создания собственной модели госсектора российской экономики. Оптимальным вариантом такой модели для России будет корпоративная модель, реализация которой основывается на деятельности государственных корпораций. Однако если правительством нашей страны будет проводиться политика дальнейшей приватизации государственной собственности, то это может привести к окончательной потере одного из важнейших механизмов противодействия негативным последствиям процесса глобализации мировой экономики.

В сложившихся условиях и в рамках реализации корпоративной модели государственного сектора необходимо дальнейшее развитие крупных транснациональных компаний с государственным участием и государственных корпораций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балацкий, Е. В. Российская модель государственного сектора экономики / Е. В. Балацкий, В. А. Конышев. — М. : Экономика, 2005. — 390 с.
2. Балацкий, Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://kapital- rus. ru/ img/ 2013/articles/225033/EconomicsElements. pdf. — Загл. с экрана.
3. Бочаров, В. П. Государственный капитал: сущность, функции, современные тенденции развития / В. П. Бочаров, И. Е. Рисин, Ю. И. Трещевский. — М. : ТЕЙС, 2004. — 159 с.
4. Государственные компании России. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://
newsrass.ru/doc/index.php/Государственные_компании_России. — Загл. с экрана.
5. Дайнега, В. Г. Специфика российской модели государственного сектора экономики / В. Г. Дайнега // Terra Economicus. — 2009. — N° 1-2. — С. 20-25.
6. Курченков, В. В. Институциональные факторы формирования государственных корпораций в современной российской экономике / В. В. Курченков, Т. Н. Калмыкова // Современная экономика: проблемы и решения. — 2013. — № 2 (38). — С. 37-45.
7. Курченков, В. В. Определение оптимального варианта модернизации производства на промышленном предприятии / В. В. Курченков, С. А. Овши- нов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — 2011. — № 3. — С. 43-50.
8. Макаренко, О. С. Структура и перспективы развития государственного сектора российской экономики / О. С. Макаренко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. — 2016. — № 1. — С. 115-122. — DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2016.1.12.
9. ФАС заявила о контроле государства над 70 % российской экономики. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/ economics/29/09/2016/57ecd5429a794730e1479fac. — Загл. с экрана.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (действующая редакция, 2016). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8824/. — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. «Экономика. Экология. 2017. №1 (38)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code