О страховых взносах с выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки работников госучреждений г. Санкт-Петербурга

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 октября 2017 г. N 03-15-06/64946

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения страховыми взносами выплат в виде дополнительных мер социальной поддержки, производимых в пользу работников государственных учреждений, и сообщает.

Из обращения следует, что в соответствии с главой 9 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее — Закон Санкт-Петербурга N 728-132) и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2013 N 773 «О мерах по реализации главы 9 «Дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» некоторым категориям граждан, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях, предоставляются дополнительные меры социальной поддержки.

  1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы ежемесячных денежных выплат социальным и медицинским работникам, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с разъездами

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Кодекса база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.

Согласно абзацу десятому подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).

Статьей 164 Трудового кодекса предусмотрено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, в целях освобождения от обложения страховыми взносами вышеуказанных сумм законодательство предусматривает необходимость представления работником соответствующих подтверждающих расходы документов.

Согласно положениям статьи 168.1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

— расходы на проезд;

— расходы на наем жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения указанных расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий и должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами. Размер и порядок возмещения данных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Таким образом, если работа социальных и медицинских работников носит разъездной характер и это отражено в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах, ежемесячная денежная выплата указанным лицам, направленная на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками таких категорий работников, не подлежит обложению страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

  1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы ежегодной компенсационной выплаты в размере 0,4 базовой единицы отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения

Пунктом 3 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 отдельным категориям медицинских и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения установлена ежегодная компенсационная выплата в размере 0,4 базовой единицы.

Поскольку целевое назначение упомянутой выплаты в Законе Санкт-Петербурга N 728-132 не указано, она не может быть признана компенсационной и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

  1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций затрат на проезд молодым специалистам, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений

Исходя из положений статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ) педагогическим работникам предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 44 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 определены категории граждан, в отношении которых устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений.

В частности, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, работающим на основании трудового договора в государственных учреждениях и являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений и работниками государственных учреждений, расположенных в сельской местности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 молодым специалистам со стажем педагогической работы до 3 лет, являющимся педагогическими работниками государственных образовательных учреждений, установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации затрат на проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования в г. Санкт-Петербурге (кроме такси) в размере 50 процентов от стоимости единого месячного проездного (трамвай, троллейбус, автобус, метро) билета в г. Санкт-Петербурге.

Учитывая, что вышеуказанная ежемесячная денежная компенсация затрат предоставляется в целях возмещения расходов на проезд в связи с выполнением молодым специалистом трудовых обязанностей и установлена законодательным актом субъекта Российской Федерации (Закон Санкт-Петербурга N 728-132), она не облагается страховыми взносами на основании абзаца десятого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

Однако следует учесть, что при отсутствии документального подтверждения целевого использования данных денежных выплат (например, при отсутствии чеков на покупку проездных билетов) теряется их компенсационный характер и они рассматриваются как выплаты в рамках трудовых отношений и подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

  1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций на организацию отдыха педагогическим работникам государственных образовательных учреждений

Согласно пункту 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 педагогическим работникам государственных образовательных учреждений установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде денежной компенсации затрат для организации отдыха и оздоровления в размере 2,5 базовой единицы один раз в 5 лет.

В соответствии со статьями 106 и 107 Трудового кодекса отпуск является одним из видов времени отдыха, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

Поскольку физическое лицо во время отпуска не исполняет трудовых обязанностей, оно не несет затрат, связанных с их выполнением.

Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат физическим лицам, приведенный в статье 422 Кодекса, является исчерпывающим.

Специальной нормы о включении в указанный перечень сумм компенсационных выплат, производимых педагогическим работникам государственных образовательных учреждений для возмещения затрат для организации их отдыха и оздоровления, в статье 422 Кодекса не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, компенсационные выплаты, производимые в соответствии с положениями пункта 6 статьи 45 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 педагогическим работникам государственных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга для возмещения затрат для организации их отдыха и оздоровления, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

  1. По вопросу начисления страховых взносов на суммы денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности

Согласно абзацу третьему подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения.

На основании части 8 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Положениями пунктов 7, 8 статьи 45 и статьи 46 Закона Санкт-Петербурга N 728-132 работникам государственных учреждений, расположенных в сельской местности, установлены дополнительные меры социальной поддержки в виде ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений в пределах установленной нормативной площади жилого помещения и ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления) и порядок их предоставления.

Таким образом, в случае предоставления ежемесячных денежных компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам государственных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 728-132, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами на основании абзаца третьего подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные плательщикам страховых взносов и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют плательщикам страховых взносов, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Р.А.СААКЯН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code