ИННОВАЦИОННЫМ ПОДХОД — ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

И.Г.Третьяк

В статье рассмотрены составляющие инновационной деятельности современного педагога, ориентирующегося на новые требования, предъявляемые к процессу преподавания и обучения, содержащиеся в новых федеральных государственных образовательных стандартах (разных уровней образования). Представлена альтернативная модель распространения и реализации инновационных процессов, используемая в качестве основы инновационной педагогической деятельности, показана схема такой деятельности.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность, инновационный подход, организация инновационной педагогической деятельности.

 

В современном образовании инновационная деятельность и педагогические инновации становятся неотъемлемой частью всей системы образования, приобретают все более широкое распространение на каждой ее ступени (начиная с дошкольной, заканчивая организацией послевузовского образования). Именно инновационный процесс в современной школе должен способствовать гармонизации отношений в любом образовательном процессе, способствовать формированию социально полезной, интеллектуально развитой, креативной и успешной личности, способной двигаться вперед и развивать современное российское общество.

Инновационность во все времена являлась важнейшей характеристикой педагогической деятельности, отражала процесс развития педагогической науки и практики. В истории развития педагогической мысли еще с древнейших времен можно найти подтверждения того, что многие педагоги (теоретики и практики) предпринимали различные шаги на пути реализации новшеств, модернизации уже имеющихся достижений либо совершали открытия в различных областях педагогических наук. Так, например, в античные времена древнегреческим философом Сократом был применен метод сократической беседы, который и тогда, и сейчас считается инновационным; великий чешский педагог Я.А. Коменский создал инновационную для своего времени дидактику и классно-урочную систему обучения; Ф.В.А. Дистервег выдвинул и обосновал инновационный в XIX в. принцип культуросообразности в образовании, не утративший свое значение и сегодня. В советском и российском образовании инновационные процессы нашли отражение в педагогическом творчестве К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, И.М. Иванова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова; практиков школьного дела: В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, Р. Г. Хазанкина, Е.А. Ямбурга и др.

Педагогические инновации — это актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся эффективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие (М.М. Князева). Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:
— создание творческой атмосферы в образовательных организациях, культивирование интереса в педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
— создание социокультурных, материальных (финансовых, экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
— инициирование экспериментальных образовательных организаций и механизмов их всесторонней поддержки;
— интеграцию наиболее перспективных нововведений или проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инноваций в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных площадок на базе множественных образовательных организаций [4].

Инновационный процесс — это совокупность последовательных действий по преобразованию научного знания в нововведения; процесс, связанный с созданием, освоением и распространением новшеств [1]; процесс создания, распространения и использования новшества, т. е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения [3, с. 267].

Современные исследования в области внедрения и распространения инновационных процессов в системе образования демонстрируют альтернативную схему, в соответствии с которой и происходит процесс создания и распространения нововведений:

1. Первый компонент инновационного процесса — новации, т. е. новые идеи, знания — это результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР), опытно- педагогических или опытно-конструкторских разработок, иные научно-педагогические результаты. Соответственно фундаментом инновационного процесса может являться сама система образования (например, среднего или высшего), способная развиваться только при активном участии государства.

2. Вторым компонентом инновационного процесса является процесс внедрения новации в практическую деятельность, т. е. процесс перехода новации в инновацию. Этот компонент является наиболее уязвимым, так как именно на этом этапе инноваторы испытывают острую потребность в обширной ресурсной базе, особенно недостающим становятся затраты на производство и внедрение их в практику образования.

3. Третьим компонентом инновационного процесса является диффузия инноваций, под которой подразумевается распространение уже однажды освоенной, реализованной инновации, т. е. применение инновационных продуктов, услуг или технологий в новых местах и условиях. На этом этапе определяющую роль играют потребители, которыми могут быть представители другой образовательной организации, предъявляющие большой спрос на появившиеся инновации [1].

Под инновационной педагогической деятельностью принято понимать процесс разработки, освоения, внедрения, применения и распространения новых идей, содержания, технологий, средств обучения для повышения его результативности и достижения высоких образовательных результатов у обучающихся [2].

Инновационная педагогическая деятельность включает две стадии:
1) принятие и освоение новшества;
2) практическая деятельность «по правилам» новшества.

Для успешного введения в образовательный процесс той или иной инновации важно знать, во-первых, сущность иннновации и, во-вторых, механизм ее внедрения.

Учителю необходимо вводить элементы инновационной педагогической деятельности в собственную педагогическую, поскольку изменяются:
— окружающая школу социальная и природная среда;
— представления об идеале образованности;
— цели образования (не только усвоение основ наук, но и владение универсальными компетенциями, присвоение гуманистических ценностей);
— сами учащиеся и уровень их личностных и метапредметных компетенций;
— технологии и методы обучения;
— средства обучения;
— формы и методы аттестации учащихся.

Как же можно организовать учебные занятия с использованием в них инновационного подхода? В качестве содержания таких учебных занятий целесообразно рассматривать:
— типичные и индивидуальные проблемы в образовательном процессе, с которыми сталкиваются как педагоги, так и их подопечные;
— виды и спектр инноваций, введение которых в практику обучения мо-жет обеспечить разрешение данных проблем;
— критерии выбора инновации;
— механизм освоения и введения инноваций;
— условия обеспечения эффективности инновационной деятельности;
— способы и средства оценки эффективности введения и применения инноваций.

Творческий и инновационный подход к работе преподавателей, в той или иной мере относится к любому из требований к современному уроку, но особенно таким:
— как стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого преподавателя на обучающихся;
— выбор педагогом оптимального для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с учениками;
— использование учителем в работе на уроке артистических умений, педагогической техники, исполнительского мастерства;
— четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность и умение гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций;
— создание условий для раскрытия обучающимися личностного смысла любого изучаемого на уроке материала и др.;
— определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
— учитывать уровень подготовки и готовности обучающихся; прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, формирования умений и навыков, как на уроках, так и на отдельных его этапах;
— выбор наиболее оптимальных и рациональных методов, приемов, форм и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе учебного занятия, выбор, обеспечивающий познавательную активность;
— сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятиях и максимальную самостоятельность в процессе обучения;
— реализация на занятиях всех дидактических принципов;
— создание условий успешного учения обучающихся;
— учет возрастных особенностей;
— учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы) и мн. др.

Инновации в требованиях к занятиям могут выражаться:

— как гигиенические требования к уроку:
— температурный режим;
— физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
— эффективное и качественное освещение;
— предупреждение утомления и переутомления;
— чередование различных видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических, практических и творческих работ) и мн. др.

Многие учителя осознают тенденции изменения социума, трансформации в образовании, поэтому стремятся работать по-новому. Становится важным овладение педагогами актуальными новшествами и способами их применения. Все перечисленное свидетельствует о том, что инновационную деятельность необходимо рассматривать объективной составляющей профессиональной деятельности педагога, компонентом содержания повышения его квалификации, а также определенным стимулом качественного формирования его профессионально-педагогических компетенций.

Библиографический список

1. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://arhdub.info/shpargal- ki-na-ekzamen-po-innovatsionnomu-menedzhmentu/ 46-disciplina-innovacionnyj-menedzhment-otvety-na/ 1169-komponenty-innovacionnogo-processa.html. — 20.01.2017.
2. Инновационное образование: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22-23 дек. 2011 г. / редкол.: С.А. Аксючиц [и др.] ; Акад. последиплом. образования. — Минск : АПО, 2011. — 571 с.
3. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. — Минск : Изд. В.М. Скакун, 1999. — 896 с.
4. Профессиональная компетентность и культура педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://100pudov.com.ua/subject/62/26323?page=3. — 20.01.2017.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. — № 27. — Магадан : СВГУ, 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code