ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

И.О.Гарипова

В статье рассматривается проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров, способных эффективно работать в условиях динамично изменяющейся полиэтнической среды; определяются основные направления и методы повышения этнопедагогической компетентности.

Ключевые слова: полиэтническая образовательная среда, толерантность, интолерантность, этнокультурная компетентность.

 

«Век толерантности» и «век терроризма» — такие полярные характеристики современной эпохи все чаще встречаются не только в средствах массовой информации, но и на страницах научных публикаций. При всей важности четкого понимания тенденций стремительно изменяющихся социально- политических ситуаций, подгонять их суть под языковые клише бесперспективно для определения стратегии построения бесконфликтного взаимодействия в полиэтническом обществе.

Интолерантность формируется под воздействием специфичных социально-психологических феноменов, которые в свою очередь опираются на бессознательное деление людей на своих и чужих. Определенный парадокс заключается в том, что и толерантность, как нравственное качество, характеризующее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, строится на этой же базовой социальной категоризации. Создается иллюзия, что воспитание толерантного отношения предполагает ее искоренение, стирание культурных границ, проявление слабости «Я», конформизма. Формальное сведение толерантности к простой терпимости, как снисходительности и вынужденного терпения без применения насилия, к сожалению, превратилось в тенденцию.

Зачастую такая подмена терминов служит основой для трансформации этноцентризма из нормальной потребности сохранения идентичности в форму социального контроля, способствующего оправданию дискриминационных действий. Поэтому немаловажно в рамках педагогической деятельности актуализировать понимание задачи формирования толерантного сознания, основанного на признании права личности на сохранение автономии, при развитии настроенности на паритетный диалог, познание нового, «чужого» [2, с. 98].

Культурное многообразие, на наш взгляд, не сопутствующее явление в развитии российского общества, которое надо воспринимать как данность, а ресурс, позволяющий личности освободиться от предубеждений, предрассудков и дискриминации.

Полиэтничность — качество, присущее не только прошлой и настоящей России. Поиск объединяющего начала, при сохранении этнического своеобразия множества национальностей, населяющих нашу страну, является задачей и будущих поколений. Понимание этого факта определяет проблему подготовки к жизни в динамично меняющихся социальных условиях в педагогическую сферу.

Приоритетность гуманистического воспитания, важнейшим компонентом которого является формирование у подрастающего поколения высокой культуры общения, была и остается неоспоримым условием реализации образовательного процесса. Образовательная среда, являясь полиэтничной по своему составу, с неизбежностью ставит личность перед необходимостью интеграции в поликультурное общество, без отказа от собственной этнической идентичности. Полиэтническая образовательная среда, на наш взгляд, обладает необходимым потенциалом для формирования коммуникативных навыков, позволяющих в итоге изменить траекторию развития общества от «мозаичного» деления населения к межэтническому взаимодействию, основанному на признании и уважении культурной самобытности всех народов Российской Федерации.

Основой полиэтнической образовательной среды являются участники образовательного процесса: дети и педагоги, а периферию составляют семья, СМИ, диаспоры, учреждения дополнительного образования [3, с. 35]. Ее неоднородный этнический состав органично позволяет учащимся избегать этнокультурной изоляции, формируя представление о многообразии народных традиций, верований, национально-психологических особенностей. Однако это не исключает необходимости системной работы по формированию культуры межэтнического взаимодействия, этнокультурной компетентности и осведомленности; содействию становления этнической идентичности.

Достижение данных целей возможно только при наличии соответствующих компетенций у педагогов, как субъектов образования. К их числу можно отнести следующее:
— способность учитывать в воспитательно-образовательном процессе специфические энопсихологические характеристики учащихся;
— готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному отношению к ценностным установкам семьи;
— овладение навыками применения различных методов и форм работы по формированию этнокультурной компетенции у обучающихся с учетом возрастных особенностей; внедрения этнокультурного компонента в содержание образования в целях приобщения детей к родной культуре и познания культуры других народов;
— готовность преодолевать собственные этнические стереотипы и предубеждения, анализировать опыт межкультурной коммуникации.

В соответствии с этим, деятельность по подготовке и переподготовке педагогических кадров, способных максимально эффективно работать в условиях динамично изменяющейся полиэтнической среды, должна строиться на комплексной основе, посредством реализации ряда направлений [1, с. 88].

Реализация образовательного направления предполагает создание у педагогов необходимого базиса знаний о сущности понятий «толерантности» и «интолерантности», формах их проявления в межэтническом взаимодействии; формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных этнических стереотипов и дискриминации; обучения навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов в различных сферах общественной жизни. Помимо навыков анализа этнического состава воспитанников образовательного учреждения, у педагогов необходимо формировать умение определять характер взаимодействий детей, видеть черты интолерантного поведения.

В качестве основной формы работы по реализации данных аспектов выступает проведение лекционно-практических модулей в контексте образовательных программ подготовки студентов педагогических специальностей и курсов повышения квалификации педагогов, осуществляемых нами на педагогическом факультете СВГУ и МОГАУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических кадров». Тематика лекций ориентирована на расширение знаний этнокультурной направленности. К их числу можно отнести следующие темы: «Социально- психологические условия формирования толерантной личности в полиэтнической среде», «Этническая толерантность личности: понятие и структура», «Межэтническое взаимодействие как сфера проявления национально-психологических особенностей людей», «Национально-психологические особенности представителей разных народов России», «Специфика воспитания детей в этнически смешанных браках».
Содержание лекций, на наш взгляд, способствует формированию понимания специфики образовательной составляющей педагогической деятельности в полиэтническом пространстве, основанной на векторе: осведомленность-компетентность-толерантность.

Немаловажным компонентом в этнокультурной детерминации педагога является использование интерактивных методов, направленных на переживание состояний, испытываемых представителями иной этнической группы. Создание искусственных коммуникативных ситуаций («Новенький в 10 классе», «Равнодушный чиновник», «Гость — хозяин») помогает понять, с какими трудностями в эмоциональном и поведенческом плане сталкивается человек в процессе психологической аккультурации.

Эффективным методом когнитивного ориентирования, понимания другой культуры, также являются культурные ассимиляторы. При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения, соответствующие региональной специфике, имеющие место в практической педагогической работе. Следует указать, что их использование целесообразно в качестве итоговой практической составляющей подготовки, поскольку они не предназначены для изменения эмоций и отношений. Особый интерес у студентов вызывает работа по самостоятельной подготовке культурных ассимиляторов, основанных на личных переживаниях межэтнических контактов: подбор ситуации, построение эпизода, выделение атрибуций.

Диагностическое направление связано с определением уровня этнической толерантности и этнической компетентности студентов и педагогических кадров. Так, в работе со студентами, помимо известных методик (шкала социальной дистанции Э. Богардуса; метод выявления этнических стереотипов К. Брейли, Д. Катца; опросник «Индекс толерантности» Г. Солдатовой) [3, с. 189-198], нами были использованы графические задания для определения социальных категоризаций «свой-чужой», «мы-они». Их суть заключалась в выполнении рисунков на тему «Местный житель» и «Приезжий», при этом формулировка задания производилась без уточнения статуса коренного жителя (социального, возрастного, профессионального) и цели прибывшего в город (командировка, туризм, миграция).

Анализ рисунков позволил определить достаточно высокую степень стереотипиза- ции в восприятии этих двух образов. На всех рисунках местный житель изображался, как человек благополучный, успешный, профессионально занятый. Образы часто дополнялись такими деталями, как солнце, домашние питомцы, офисная техника, деловой портфель в руках, спортивные атрибуты. Приезжие преимущественно представлялись как трудовые мигранты в униформе дворников, строителей или продавцы рынков, имеющие определенные внешние этнические признаки. Детализация рисунков в ряде случаев свидетельствовала о наличии четкой социальной иерархии «местных» и «приезжих», например, первый образ сопровождался комментарием «хозяин нового торгового центра», а второй — «строитель нового торгового центра».

При выполнении графического задания на тему «Мы» и «Они» также прослеживались стереотипные реакции: «мы» — сплоченная группа, держащаяся за руки, чаще всего семья; «они» — диффузные схематичные пиктограммы.

Диагностика индекса толерантности, проведенная среди студентов педагогического факультета, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов школы позволила выявить определенную динамику нарастания негативного отношения к людям разных этнических групп и рас. Студенты, воспитатели и учителя начальных классов демонстрировали высокий и средний уровень толерантности, когда как у педагогов, работающих с подростками, количество интолерантных установок существенно увеличивается.

Третье направление — коррекционно-развивающее предполагает использование методов, формирующих этнокультурную компетентность и позитивную этническую идентичность у обучающихся, что означает преодоление негативных чувств, связанных с собственным опытом переживания этнической дискриминации; осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации.

Так, использование кросс-культурного, сравнительного методов позволяют в ходе изучения культуры и традиций народов, выявлять сходства и различия в содержании воспитания детей, влияния на этот процесс религиозных воззрений.

Действенным, на наш взгляд, является также метод моделирования и реконструкции. Основу его применения составляет моделирование педагогических ситуаций, связанных с проявлениями этноцентризма, нетерпимости, а также демонстрирующими типичные ошибки педагогов, допускаемые при взаимодействии с детьми разных этнических общностей.

Немаловажное значение в профессиональной подготовке педагогов имеет формирование аналитических навыков, направленных на критичное восприятие материалов периодической печати, информации, размещенной в Интернете, адекватной оценки их влияния на функционирование полиэтнической образовательной среды страны, региона.

Таким образом, общей целью всех перечисленных направлений является систематизация знаний о феномене полиэтнического пространства и места образования и самообразования в нем. В соответствии с этим представляется возможным сформулировать ряд задач профессиональной педагогической подготовки:

— содействовать осознанию педагогического потенциала полиэтнической среды в формировании толерантного сознания личности;

— способствовать овладению навыками внедрения этнокультурного компонента в содержание образования в целях приобщения подрастающего поколения к родной культуре и познания культуры других народов;

— ориентировать на понимание этнической толерантности как элемента толерантного менталитета, нравственного качества, которое может никогда не появиться, если не будет специально воспитано.

Библиографический список

1. Гарипова И.О. Подготовка студентов к педагогической деятельности в полиэтнической сфере / И.О. Гарипова // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 4. — С. 85-92.
2. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие / Л.Г Почебут. — СПб., 2012.
3. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учеб. пособие / В.Н. Гуров [и др.]. — М., 2004.

Вестник Северо-Восточного государственного университета. — № 27. — Магадан : СВГУ, 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code