Статья 16. Требования к транспортированию отходов 1 — 4 класса опасности

 Комментарий к статье 16 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

1. В ряде случаев возникает необходимость перемещения опасных отходов по территории Российской Федерации, причем такая необходимость может возникнуть в равной мере как у собственника таких отходов, так и у лица, которому они отчуждаются.

В случае транспортировки опасных отходов Закон предписывает необходимость соблюдения ряда специальных требований: в первую очередь Закон указывает на наличие паспорта отходов соответствующего класса. Порядок оформления паспорта отходов, а также его применения составляет предмет регулирования специальной правовой нормы комментируемого Закона и детально рассмотрен в рамках комментария к данной норме (см. комментарий к ст. 14). Одновременно следует заметить, что по смыслу комментируемого Закона паспорт отхода является неотъемлемой принадлежностью самого отхода и следует его судьбе. В случае транспортировки отходов паспорт направляется вместе с грузом грузополучателю, причем он подлежит не просто передаче получателю, а направляется совместно с грузом. В течение всего периода транспортировки отходов паспорт выступает в качестве его сопроводительного документа.

Среди остальных требований комментируемая статья называет наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов 1 — 4 класса опасности на транспортных средствах (см. комментарий к п. 2 настоящей статьи); наличие документации для транспортирования и передачи отходов 1 — 4 класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов 1 — 4 класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Данные требования должны подробнее раскрываться в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормах. Роспотребнадзором был разработан проект санитарных правил «Требования к транспортировке опасных отходов» <44>. Согласно им транспортировка опасных отходов осуществляется всеми видами транспорта — трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перемещение опасных отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения производится транспортными средствами специализированных предприятий — перевозчиков отходов. Перевозчики отходов (любые юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортирование опасных отходов) должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности по транспортировке опасных отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Работы, связанные с загрузкой, транспортировкой, выгрузкой опасных отходов, должны быть механизированы и по возможности герметизированы. Конструкция и оборудование специализированного транспорта для перемещения опасных отходов должны позволять применение средств механизации и исключать возможность потерь при перегрузке и по пути следования отходов, а также загрязнения среды обитания человека и окружающей среды. Условия транспортировки опасных отходов определяются видом отходов, их установленной и/или потенциальной опасностью для среды обитания и здоровья человека, с учетом агрегатного состояния и способа упаковки. К транспортировке допускаются опасные отходы, имеющие документально установленную производителем и утвержденную органами Роспотребнадзора степень опасности для среды обитания и здоровья человека. Администрация предприятий и организаций, занимающихся транспортировкой опасных отходов, на основании санитарных правил разрабатывает и утверждает инструкцию по технологии приема, перевозки и сдачи отходов в зависимости от их вида, установленной производителем степени опасности для среды обитания и здоровья человека, агрегатного состояния и упаковки.

———————————

<44> URL: http://s.compcentr.ru/06/oo/tems120404.html (дата обращения: 22.07.2013).

 

Администрацией транспортных предприятий и других организаций, занимающихся перевозкой опасных отходов, должны быть утверждены номенклатура перевозимых опасных отходов и порядок взаимодействия с производителями отходов при получении и объектами конечного размещения при сдаче опасных отходов. Предприятия и организации по перевозке опасных отходов обязаны своевременно (в соответствии с договорами) осуществлять вывоз отходов с территории жилой и общественной застройки, а также отдельных объектов; составлять на каждое специальное транспортное средство маршрутные графики со схемой движения; корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями; обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков. Администрация транспортных предприятий и других организаций, занимающихся перевозкой опасных отходов, выдает экипажу (водителю, сопровождающему груз) путевые документы с указанием маршрута, объекта удаления (образования) отходов, вида и степени опасности отходов для среды обитания и здоровья человека, степени опасности отходов по классификации опасных грузов (при необходимости), объект конечного размещения отходов.

Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки опасных отходов в контейнерах, должно быть оборудовано устройством для механизированной погрузки и разгрузки контейнеров. Автотранспортное средство с открытым типом кузова или контейнера, предназначенное для перевозки опасных отходов без упаковки, должно быть оборудовано устройством для укрытия кузова (контейнера), обеспечивающим водо- и пыленепроницаемые условия транспортировки. Конструкция и оборудование автомобилей, перевозящих бытовые, пищевые, биологические отходы и отходы лечебно-профилактических учреждений, должны обеспечивать возможность проведения санитарной обработки (мойки и дезинфекции) снаружи и внутри транспортного средства. Каждый автомобиль должен иметь документ для внесения отметок о сроках проведенной санитарной обработки, который должен регулярно заполняться организацией, проводящей работы.

Указанные требования носят фрагментарный характер, например, детализируют требования лишь в отношении отдельных видов транспорта, отдельных категорий отходов и т.п. В первую очередь подобное положение обусловлено отсутствием комплексного нормативного акта, регламентирующего порядок проведения соответствующих операций в отношении отходов 1 — 4 класса опасности. Обратим внимание еще раз на то, что названный документ был разработан в качестве проекта и не был официально принят.

2. Порядок транспортирования отходов 1 — 4 класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов 1 — 4 класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Однако до настоящего времени указанные правила не разработаны. Частично ряд требований отражается в Правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73, Федеральном законе от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также иных нормативных актах. Однако подобный подход не позволяет в полной мере отразить все необходимые особенности транспортировки груза, погрузочно-разгрузочных работ и т.п. применительно к отходам соответствующего класса, а также обеспечению безопасности окружающей среды и человека. В этой связи закономерно возникает необходимость и потребность разработки и принятия комплексного подзаконного нормативного акта, предметом регулирования которого будут исключительно особенности осуществления указанных операций в отношении отходов 1 — 4 класса. В 2008 г., как мы уже отметили, был разработан проект санитарных норм и правил «Требования к транспортировке опасных отходов». Однако до настоящего времени указанный документ так и не был принят.

_____________________

Выписка из ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка (с Изменением N 1

2. МАРКИРОВКА

2.1. Каждая грузовая единица, содержащая опасный груз, должна иметь маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза.

Допускается не наносить маркировку, характеризующую вид и степень опасности груза, на транспортный пакет, если с его боковой и торцовой поверхности четко видна маркировка, нанесенная на упаковку.

Допускается при транспортировании опасного груза без перевалки в пути в закрытом контейнере или транспортном средстве в адрес одного получателя наносить маркировку, характеризующую вид и степень опасности, не менее чем на четырех грузовых единицах, уложенных так, чтобы маркировка была хорошо видна при открытии контейнера или транспортного средства.

2.2. Контейнер, заполненный опасными грузами разных наименований, должен иметь маркировку, характеризующую вид опасности каждого груза.

2.3. Грузовые единицы, не очищенные из-под опасных грузов или содержащие неочищенную тару, должны иметь маркировку, соответствующую требованиям настоящего стандарта.

2.4. Маркировка должна содержать:

на упаковке и (или) транспортном пакете — знак опасности, транспортное наименование груза, номер ООН, классификационный шифр;

на крупногабаритной таре или контейнере — знак опасности, номер ООН, а также номер аварийной карточки при транспортировании по железной дороге (если такой номер установлен). Аварийная карточка, не имеющая номера, должна прилагаться к грузовым документам.

2.1-2.4. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4.1. Содержание маркировки грузов, указанных в «Перечне опасных грузов класса 1», приведено в приложении 6.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

2.5. Знаки опасности разделяются на:

основной, характеризующий основной вид опасности и соответствующий классу (подклассу), к которому отнесен груз;

дополнительный, характеризующий вид дополнительной опасности и наносимый в соответствии с табл.10.

Таблица 10

Степень опасности

Дополнительный вид опасности класса, подкласса

3

4.1

4.2

4.3

5.1

6.1

8

Высокая

+

+

+

+

+

+

+

Средняя

+

+

+

+

+

+

+

Низкая

+

+

+

+

Примечания:

1. “+” — дополнительный знак опасности наносится.

2. “-“                 “               “           “         не наносится.

2.6. Знаки опасности должны иметь форму квадрата.

Знаки опасности в зависимости от класса (подкласса) опасного груза должны быть выполнены в соответствии с черт.1а-10 и табл.11.

Знаки опасности 1

Знаки опасности 2

Знаки опасности 3

Знаки опасности 4

Знаки опасности 5

_________________
* Место нанесения класса (подкласса).

** Место нанесения подкласса и группы совместимости.

*** Место для нанесения группы совместимости.

Таблица 11

ЗНАКИ ОПАСНОСТИ

Класс,
подкласс

Цвет фона
знака
опасности

Символ, наносимый на знаке опасности

Надпись, наносимая на основном и дополнительном знаках опасности (на русском, английском, французском, испанском языках)

Номер
чертежа

1.1

1.2
1.3

Оранжевый

Черная взрывающаяся
бомба

ВЗРЫВАЕТСЯ**
EXPLOSIVE
EXPLOSIBLE
EXPLOSIVO

1.4

Оранжевый

Символ не наносится.
Черным цветом наносятся цифры 1.4 высотой 30 мм и толщиной 5 мм

Не наносится

1.5

Оранжевый

Символ не наносится.
Черным цветом наносятся цифры 1.5 высотой 30 мм и толщиной 5 мм

Не наносится

2.1

Зеленый

Черный (белый) газовый баллон

НЕВОСПЛАМЕНЯЮЩИЙСЯ ГАЗ
NON-FLAMMABLE GAS
NON-FLAMMABLE GAZ
NO-FLAMABLE GAS

2

2.2

Белый

Черный череп и две скрещенные кости

ЯДОВИТЫЙ ГАЗ
POISON GAS
TOXIQUE GAZ
TOXICANTE GAS

2.3

Красный

Черное (белое) пламя

ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЙСЯ ГАЗ
FLAMMABLE GAS
INFLAMMABLE GAZ
FLAMABLE GAS

3

2.4

Белый

Черный череп и две скрещенные кости

ЯДОВИТЫЙ ГАЗ
POISON GAS
TOXIQUE GAZ
TOXICANTE GAS

Красный

Черное (белое) пламя

ВОСПЛАМЕНЯЮЩИЙСЯ ГАЗ
FLAMMABLE GAS
INFLAMMABLE GAZ
FLAMABLE GAS

3

3.1

3.2
3.3

Красный

Черное (белое) пламя

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ ЖИДКОСТЬ
FLAMMABLE LIQUID
INFLAMMABLE LIQUIDE
LIQUIDO FLAMABLE

3

4.1

Чередующиеся равноотстоящие вертикальные
белые и красные полосы

пламя

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ТВЕРДЫЕ
FLAMMABLE SOLID
INFLAMMABLE SOLIDE
SOLIDO FLAMABLE

4.2

Верхняя
часть — белый, нижняя часть — красный

Черное пламя

САМОВОЗГОРАЮЩИЕСЯ
SPONTANEOUSLY COMBUSTIBLE
COMBUSTIBLE
COMBUSTIBLE

4.3

Синий

Черное (белое) пламя

Черным или белым цветом наносится:
ОПАСНО ПРИ УВЛАЖНЕНИИ
DANGEROUS WHEN WET

 L`HUMIDIFICATION
RELIGROSO CUANDO HUMEDO

5.1

Желтый

Черное пламя над черным кругом

ОКИСЛИТЕЛЬ
OXIDIZING AGENT
COMBURANT
OXIDANTE

5

5.2

То же

То же

ОРГАНИЧЕСКИЙ ПЕРОКСИД
ORGANIC PEROXIDE
PEROXYDE ORGANIQUE

6.1
Степень опасности высокая или средняя

Белый

Череп и две скрещенные кости

ЯД
POISON
POISON
PONZONA

6.1* Степень опасности низкая

Белый

Пшеничный колос, перечеркнутый двумя наклонными черными полосами

ВРЕДНО. Хранить вдали от пищевых продуктов
HARMFUL. Store away from foodstuffs
NOCIF. Tenir des produits alimentaires

NOCIVO. Evitese todo contacto con los alimentos

6.2

Белый

Три черных серповидных знака, наложенных на круг

ИНФЕКЦИОННОЕ ВЕЩЕСТВО. В случае повреждения или утечки немедленно сообщить санитарным органам
INFECTIOUS SUBSTANCE. In case of damage or leakage immediately notify public health authority
MATIERE INFECTIEUSE. En cas de dommage ou d`epanchement  sans  les  de la  publique
SUSTANCIA INFECCIOSA. En caso de dannos o de escapes, avisen inmediata mente las autoridades sanitarias

7 Категория упаковки I

Белый

Черный схематический трилистник. В правом углу нижнего треугольника после надписи (радиоактивно) — одна вертикальная красная полоса

РАДИОАКТИВНО . . .
Содержимое . . .
Активность . . .
RADIOACTIVE . . .
Contents . . .
Activity . . .
RADIOACTIF . . .
Contenu . . .

RADIACTIVO . . .
Contenido . . .
Actividad . . .

7 Категория упаковки II

Верхняя часть —
желтый, нижняя — белый

Черный схематический трилистник. В правом углу нижнего треугольника после надписи (радиоактивно) — две вертикальные красные полосы

РАДИОАКТИВНО . . .
Содержимое . . .
Активность . . .
Транспортный индекс . . .
RADIOACTIVE . . .
Contents . . .
Activity . . .
Transport index . . .
RADIOACTIF . . .
Contenu . . .
Index de transport . . .
RADIACTIVO . . .
Contenido . . .
Actividad . . .
Indice de transporte . . .

7 Категория упаковки III

Верхняя часть —
желтый, нижняя — белый

Черный схематический трилистник. В правом углу нижнего треугольника после надписи (радиоактивно) — три вертикальные красные полосы

РАДИОАКТИВНО . . .
Содержимое . . .
Активность . . .
Транспортный индекс . . .
RADIOACTIVE . . .
Contents . . .
Activity . . .
Transport index . . .
RADIOACTIF . . .
Contenu . . .

Index de transport . . .
RADIACTIVO . . .
Contenido . . .
Actividad . . .
Indice de transporte . . .

8.1
8.2
8.3

Верхняя часть —
белый, нижняя
часть — черный

Капли, вытекающие из одной пробирки на металлическую пластинку, а из другой — на руку. Капли разъедают металл, руку

Белым цветом наносится
ЕДКОЕ/КОРРОЗИОННОЕ
CORROSIVE
CORROSIF
CORROSIVO (CAUSTICO)

8

9.1*

Чередующиеся
равноотстоящие черные и белые
полосы

Символ не наносится

Не наносится

9

9.1 (категория
917)

Белый

Голубым цветом в правом верхнем углу наносится компас; в нижнем левом углу — магнит 3/4 верхней части знака заштрихованы голубыми поперечными полосами

НАМАГНИЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ.
Хранить отдельно от датчика авиационного компаса
MAGNETIZED MATERIAL.
Keep away from aircraft compass detector unit

10

_______________
* При транспортировании пестицидов в пределах Российской Федерации в транспортной таре, являющейся одновременно и потребительской, допускается для грузов подкласса 6.1 наносить знак опасности по черт.6а, а для грузов подкласса 9.1 — по черт.6а и 6б в соответствии с нормативными документами на продукцию.

Допускается при отправках в приписных вагонах в пределах Российской Федерации на упаковки (мешки) цвет фона знака опасности не наносить.

** Допускается на знаке опасности, наносимом на малогабаритную упаковку, приводить сокращенную надпись «Взрыв».

Размер стороны квадрата должен составлять для знаков опасности, наносимых на:

упаковку и (или) транспортный пакет — не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если габаритные размеры упаковки не позволяют наносить знаки опасности указанного размера);

контейнер — не менее 250 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 150 мм, если конструкция стенок контейнера не позволяет наносить знаки опасности указанного размера);

автотранспортное средство — не менее 190 мм.

2.7. Рамка, наносимая черным цветом (кроме черт.10), должна располагаться на расстоянии 5 мм внутрь от кромки знака.

2.6, 2.7. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.8. Знаки опасности условно делятся горизонтальной диагональю на два треугольника.

2.8.1. В верхнем треугольнике основных и дополнительных знаков опасности изображается символ опасности соответствующего класса (подкласса), кроме знаков опасности для грузов подклассов 1.4 и 1.5, на которых вместо символа опасности указывается  номер соответствующего подкласса.

2.8.2. Вдоль условной горизонтальной диагонали основных, а также дополнительных (кроме класса 1) знаков опасности наносится надпись, характеризующая вид опасности груза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.8.3. В нижнем углу основных знаков указывается номер класса (для грузов класса 5 — номер подкласса), к которому отнесен груз.

2.8.4. Для грузов подклассов 1.1, 1.2 и 1.3 в нижнем углу указывается номер подкласса, группа совместимости и номер класса.

Для грузов подклассов 1.4 и 1.5 в нижней половине треугольника указывают группу совместимости, в нижнем углу — номер класса.

2.9. На основных знаках опасности, выполняемых в соответствии с черт.1а-9 (кроме знаков опасности для класса 7) и наносящихся на контейнер и крупногабаритную тару, в нижней части черными цифрами высотой не менее 65 мм на белом фоне указывается также номер ООН в соответствии с черт.12.

Допускается указывать номер ООН не на знаке опасности, а рядом на оранжевой прямоугольной табличке размерами не менее 120х300 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям в соответствии с черт.13. Высота цифр на табличке должна быть не менее 25 мм.

Знак опасности для грузов класса 7, наносимый на контейнер, должен быть выполнен в соответствии с черт.11. Верхняя часть знака — желтая, нижняя — белая. В верхней части знака опасности указывается символ — черный трилистник, а в нижней части записывается номер ООН или слово «радиоактивно».

Знаки опасности 6

________________
* Место нанесения класса (подкласса).

** Место нанесения номера ООН.

2.8.4, 2.9 (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.9.1. Знак опасности для грузов категории 917, наносимый на грузовые единицы, должен быть выполнен в соответствии с черт.10 и табл.11. Размеры знака — 90х110 мм.

2.9.2. На дополнительных знаках опасности номер класса (подкласса) и номер ООН груза не указывается.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.10. Символ опасности, содержание надписи на знаке опасности, а также цвет символа, надписи, фона знака опасности — в соответствии с табл.11.

2.11, 2.12 (Исключены, Изм. N 1).

2.13. Маркировка, характеризующая вид и степень опасности груза, наносится на:

упаковку и (или) транспортный пакет, крупногабаритную тару — на контрастном фоне или ярлыке рядом с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192;

контейнер — на дверь, боковую стенку и, если позволяет конструкция, крышку;

контейнер-цистерну — на днище и обечайку цистерны (сверху и сбоку);

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.13.1. Допускается совмещение маркировки, характеризующей вид и степень опасности, с транспортной маркировкой и маркировкой, характеризующей груз на одном ярлыке, при этом размер ярлыка должен быть увеличен на величину, кратную количеству знаков. Размер знака опасности допускается уменьшать до 25 мм.

2.13.2. Допускается не наносить знаки опасности на грузовые единицы с опасными грузами подкласса 1.4 группы совместимости S, а также с грузами растительного и животного происхождения подклассов 4.1 и 4.2 (такие как хлопок, жмых, копра, рыбная мука). Вместо знака опасности указывается номер подкласса, а также группа совместимости (для подкласса 1.4).

2.13.3. Способы и материалы для нанесения маркировки, характеризующей вид и степень опасности, — по ГОСТ 14192.

2.13.4. На грузовых единицах, предназначенных к перевозке морским транспортом, маркировка должна быть выполнена так, чтобы содержащаяся в ней информация оставалась различимой после пребывания грузовой единицы в морской воде в течение 3 мес.

2.13.5. В нормативных документах на продукцию указывают:

температуру вспышки, если она не более 61 °С;

температуру разложения, если она не более 50 °С;

класс (подкласс), номер чертежа знака опасности; классификационный шифр, номер ООН (для опасных грузов в мелкой фасовке номер чертежа знака опасности не указывают);

соответствие упаковки требованиям ГОСТ 26319 (кроме грузов классов 2 и 7, подклассов 6.2 и 9.2);

для грузов класса 9 — надпись «Опасные только для

«, классификационный шифр.

указать вид транспорта

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.14. При транспортировании на экспорт грузов, являющихся морскими загрязнителями (определение термина — в «Правилах морской перевозки опасных грузов»), на каждую грузовую единицу наносят знак опасности по черт.13а.

Знаки опасности 7

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code