ЭТАПЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Р.В.Винникова

Предметом настоящей статьи являются вопросы становления и развития региональной интеграции на постсоветском пространстве. Отражена история создания Евразийского экономического союза, выделены этапы евразийской интеграции. Сделан вывод о том, что процесс реальной интеграции на постсоветском пространстве начался 6 октября 2007 г., когда были подписаны Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (между Россией, Белоруссией и Казахстаном) и Договор о Комиссии Таможенного союза. СНГ и ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) не являлись интеграционными объединениями. Первой организацией наднационального характера на постсоветском пространстве стал Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Проводится анализ норм договорно-правовой базы евразийской интеграции и Договора о ЕАЭС.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, региональная интеграция,наднациональная международная организация, региональная международная организация.

Интеграционные процессы в период глобализации становятся неотъемлемой составляющей международных экономических отношений, требующих соответствующего международно- правового оформления. Наиболее интенсивно протекают процессы региональной интеграции, примерами которой являются Европейский Союз, НАФТА, МЕРКОСУР и др.

На постсоветском пространстве первым с идеей более тесного экономического сотрудничества государств — бывших республик СССР выступил президент Казахстана Н. А. Назарбаев в 1994 г. [2]. В том же году был разработан первый интеграционный проект «О формировании Евразийского Союза Государств».

На вопрос о том, какое событие стало началом процесса евразийской интеграции, в литературе высказываются различные мнения. «Началом пути можно считать образование в 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) — объединения, очень мягкого по правовой сути, но широкого по охвату участников» [9. С. 88]. Другие исследователи выражают сомнение в корректности такого утверждения. По мнению А. Я. Капустина, с которым следует согласиться, «СНГ не ставило задачи евразийской интеграции» [3].

СНГ — типичная международная организация, каких в мире насчитывается около двухсот. Их органы принимают решения, имеющие рекомендательный (часто декларативный) характер для государств. В рамках классических международных организаций государства достаточно эффективно сотрудничают в областях, определенных учредительными документами организации, координируют свои действия, но остаются независимыми в проведении своей внутренней и внешней политики.

Интеграция предполагает более высокий (или более тесный) уровень взаимодействия между государствами, который достигается путем наделения органов соответствующей международной организации наднациональными полномочиями.

Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер. Устранение ограничений в движении товаров, а затем капиталов и рабочей силы, согласование экономической политики, сближение национальных законодательств, целенаправленное регулирование интеграционного процесса — основные характеристики международной экономической интеграции. Международная экономическая интеграция означает процесс срастания национальных экономик, поэтому интеграционные процессы охватывают прежде всего соседние государства. Необходимыми условиями реальной интеграции называют примерно одинаковый уровень социально-экономического развития, наличие полити
ческой воли, культурно-религиозное, этническое сходство [5].

Экономическая интеграция осуществляется постепенно. В зависимости от глубины интеграционного процесса, степени связанности государств выделяют следующие формы экономической интеграции:

1. Зона свободной торговли — отмена тарифных ограничений при перемещении товаров внутри зоны. Каждая страна-участница сохраняет собственную внешнеторговую политику по отношению к третьим странам.

2. Таможенный союз — зона свободной торговли, в которой проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам, устанавливается общий внешний тариф на товары, импортируемые из третьих стран.

3. Общий рынок — таможенный союз, в котором разрешено свободное перемещение рабочей силы и капитала на территории стран-участниц. Формируются наднациональные законодательные, исполнительные и судебные структуры. Осуществляется унификация национальных законодательств.

4. Экономический и валютный союз — общий рынок, в котором страны-участницы проводят общую экономическую политику, вводят единую валюту.

5. Политический союз — экономический союз, в котором осуществляется переход к общей политике безопасности, единому аппарату управления, вводится единое гражданство [6].

Как и любая научная классификация, приведенная схема во многом условна, реальные примеры наднациональных организаций обладают особенностями, возникающими в процессе создания собственной институциональной системы, приспособленной для управления процессом интеграции в данном регионе. Государства ищут оптимальное сочетание правовых, организационных, экономических средств интеграции.

Рассмотрим этапы становления и развития евразийской интеграции — в контексте данной статьи — региональной интеграции на постсоветском пространстве.

Первым шагом на пути к интеграции стало подписание в 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому присоединилась Республика Казахстан.

В 1996 г. был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (с участием пяти государств: России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана). В ст. 1 договора определена цель участников соглашения: создать в перспективе Сообщество интегрированных государств. В ст. 16 договора предусмотрено учреждение совместных органов управления интеграцией: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет.

В 1999 г. названные пять государств на базе предыдущих таможенных союзов заключили Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, носивший, как и предшествующие договоры, рамочный характер. Данный международный договор определил цели, принципы и механизм функционирования Таможенного союза, этапы его создания.
Три обозначенных выше таможенных союза не стали реально действующими площадками интеграционного сближения. Это было связано с причинами политического и экономического характера, в том числе с неготовностью государств, заключивших данные договоры, к тесному сотрудничеству [4].

Таможенный союз «образца» 1995 г. просуществовал пять лет и в 2000 г. был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в нем участвовали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и с 2006 г. — Узбекистан.

По мнению некоторых исследователей, именно с этого момента началась реальная интеграция на евразийском пространстве. Однако не все ученые придерживаются такой точки зрения. Как отмечает А. Я. Капустин, существенной характерной особенностью интеграционного образования считается «наднациональный характер, проявляющийся как в их институционной основе (наднациональные органы, наднациональные полномочия), так и в международно-правовой основе (формирование оригинальной наднациональной правовой системы — «коммунитарного права»). Однако ничего подобного нельзя было сказать про ЕврАзЭС» [3].

В ЕврАзЭС практически все органы были политическими, юридическая сторона их деятельности почти не проявлялась. В рамках организации были разработаны основы законодательства ЕврАзЭС, направленные на унификацию соответствующего внутригосударственного регулирования, но они не были приняты.

О реальной интеграции на постсоветском пространстве можно говорить начиная с 6 октября 2007 г., когда были подписаны Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (между Россией, Белоруссией и Казахстаном) и Договор
о Комиссии Таможенного союза. Порядок формирования комиссии и закрепленные за ней полномочия уже имели признаки наднациональности (наднациональный характер). Далее был принят еще ряд международных договоров, формирующих международно-правовую основу Таможенного союза. В частности, 25 января 2008 г. был подписан пакет соглашений, включая Соглашение о Едином таможенном тарифном регулировании. 27 ноября 2009 г. участники Таможенного союза подписали Договор «О Таможенном кодексе Таможенного союза». В 2010 г. Союз был сформирован. С 1 июля 2011 г. Таможенный союз заработал в полном объеме.

Следующей формой интеграции трех государств — участников Таможенного союза: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — стало создание Единого экономического пространства. К единой таможенной территории добавились: свободное движение капитала, услуг и рабочей силы; согласованная макроэкономическая политика; гармонизация и унификация национальных законодательств. В декабре 2010 г. государства подписали 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства. Весь пакет документов вступил в силу 1 января 2012 г. По мнению Т. Н. Нешатаевой, «в правовом смысле эта стадия интеграции означала переход от традиционного межгосударственного сотрудничества в рамках межправительственной организации к созданию организации нового типа — международного наднационального объединения, в которое государства отдают часть суверенной компетенции» [8].

18 ноября 2011 г. президенты подписали Договор о Евразийской экономической комиссии, которая была учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. Комиссия была создана вместо упраздненной согласно ст. 39 договора. Евразийская экономическая комиссия обладала наднациональными полномочиями в сфере таможенно-тарифного и технического регулирования, установления торговых режимов в отношении третьих стран, конкурентной, макроэкономической и энергетической политикой и др. Решения комиссии имели непосредственное воплощение на территориях государств-участников (ст. 5 договора). Таким образом, переход к следующей форме интеграции был подготовлен.

18 ноября 2011 г. президенты стран Таможенного союза подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой зафиксировано намерение «завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз». За годы формирования евразийской экономической интеграции было подписано более сотни международных договоров. Итогом их кодификации стал Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 г.

Итак, понимая под интеграцией объединение государств, наделенное наднациональными полномочиями, и резюмируя сказанное, можно выделить следующие этапы развития евразийской интеграции:

1. 2010 — 2012: начало работы Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, когда была сформирована единая таможенная территория; орган с наднациональными полномочиями — Комиссия Таможенного союза.

2. 2012 — 2015: Единое экономическое пространство; орган с наднациональными полномочиями — Евразийская экономическая комиссия.
Первые два этапа осуществлялись на внеорганизационной основе. Таможенный союз и

Единое экономическое пространство не являлись ни самостоятельными международными организациями, ни структурными подразделениями (органами) международной организации. В международно-правовом смысле Таможенный союз и Единое экономическое пространство можно рассматривать как специфический международно- правовой режим [3].

3. С 1 января 2015: начало функционирования Евразийского экономического союза — международной наднациональной организации.

Период с 6 октября 2007 г. по 1 января 2010 г. можно условно назвать предынтеграционным. В эти годы было принято решение о создании единой таможенной территории, определены сроки формирования и конечная дата ее создания (1 июля 2010 г.), завершилось формирование договорно-правовой базы Таможенного союза и создание Комиссии Таможенного союза — первого органа с наднациональными полномочиями.

В период с 1995 по 2007 г. велась работа по сближению политических позиций, шел поиск взаимоприемлемых моделей интеграции, заключались договоры рамочного характера. В этот период было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — международная организация, имевшая целью содействие развитию интеграционных процессов между государствами-участниками. Это была традиционная международная межправительственная организация (подобная СНГ и многим другим), не обладавшая наднациональным характером.

Региональная интеграция независимых государств — бывших республик СССР последовательно осуществлялась в таких формах экономической интеграции, как таможенный союз, единое экономическое пространство, экономический союз, что, в общем, соответствует основным положениям теории экономической интеграции, рассматривающей интеграционный процесс как последовательный переход интеграционного объединения от одной формы к другой по мере углубления взаимодействия государств. По-настоящему интеграционным объединением стал ЕАЭС.

1 января 2015 г. начал функционировать ЕАЭС с участием России, Казахстана и Белоруссии. 2 января 2015 г. к договору присоединились Армения и 12 августа 2015 г. — Киргизия.
Договор о Евразийском экономическом союзе представляет собой сложный по структуре и объему международный договор [1]. Он состоит из четырех частей, 28 разделов, 118 статей. Дополняют текст договора 33 приложения.

Часть первая «Учреждение Евразийского экономического союза» объединяет четыре раздела, определяющие цели, принципы, компетенцию и право ЕАЭС, его международно-правовой статус.

Часть вторая «Таможенный союз» посвящена функционированию этого объединения.

Часть третья «Единое экономическое пространство» определяет основные направления согласованной макроэкономической политики, цели и принципы согласованной валютной политики, промышленной и агропромышленной политики, регулирования финансовых рынков и др. В особом разделе отражены единые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Часть четвертая «Переходные и заключительные положения» касается некоторых разделов договора и порядка вступления или получения статуса государства — наблюдателя в ЕАЭС других государств.

В приложениях к Договору содержатся положения, регулирующие отдельные вопросы, включенные в сферу действия Таможенного союза и Единого экономического пространства.
По своей юридической природе Договор о ЕАЭС — это учредительный акт международной организации региональной экономической интеграции, которая обладает международной правосубъектностью. Договором учреждается союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС (п. 1 ст. 1). Органами ЕАЭС являются: Высший Евразийский экономический совет и Евразийский межправительственный совет (представляют государства); Евразийская экономическая комиссия (представляет Организацию); Суд ЕАЭС.

Как одно из направлений развития ЕАЭС следует рассматривать расширение сотрудничества союза с третьими государствами. Министр ЕЭК Данил Ибраев, выступая с публичной лекцией в Российской таможенной академии 1 декабря 2015 г., рассказал о сотрудничестве ЕАЭС с Вьетнамом, Израилем, Перу, Чили, Монголией и о перспективах сотрудничества с Египтом, Индией, Ираном и Китаем. «Кроме того, в рамках идеи «интеграции интеграций» рассматриваются возможности экономических взаимоотношений с такими интеграционными объединениями, как Европейский союз, МЕРКОСУР, АСЕАН, ЕАСТ, Тихоокеанский альянс, — отметил Данил Ибраев. — Относительно идеи о создании трансконтинентального пространства таможенного транзита (от Лиссабона до Владивостока) — активизируется работа по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути» [7].

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] // Евразийский экономический союз : правовой портал. — URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument. aspx?s=bef9c798-3978-42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64-1995328e6ef3&l=540294ae- c3c9-4511 -9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610 (дата обращения: 22.01.2016).
2. О Союзе. Хронология развития. 1994 [Электронный ресурс] // Евразийский экономический союз : правовой портал. — URL: http://eaeunion.org/#about-history (дата обращения: 22.01.2016).
3. Капустин, А. Я. Договор о Евразийском экономическом союзе — новая страница правового развития евразийской интеграции [Электронный ресурс] / А. Я. Капустин // Предпринимательство и право : информ.-аналит. портал. — URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5016 (дата обращения: 22.01.2016).
4. Каширкина, А. А. Формации правового развития евразийской интеграции и их влияние на правовую систему Российской Федерации / А. А. Каширкина, А. Н. Морозов // Журн. рос. права. — 2014. — Т. 2, № 8. — C. 73 — 83.
5. Международная интеграция [Электронный ресурс]. — URL: http://center-yf.ru/data/stat/ Mezhdunarodnaya-integraciya.php (дата обращения: 22.01.2016).
6. Международная экономическая интеграция [Электронный ресурс] // Энциклопедия Экономиста! — URL: http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/ekonomicheskaya-integraciya.html (дата обращения: 22.01.2016).
7. Министр ЕЭК Данил Ибраев рассказал о сотрудничестве ЕАЭС с третьими странами [Электронный ресурс]. — URL: http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/14-12-2015-2.aspx (дата обращения: 22.01.2016).
8. Нешатаева, Т. Н. К вопросу о создании Евразийского союза: интеграция и наднационализм [Электронный ресурс] / Т. Н. Нешатаева. — URL: http://отрасли-права.рф/article/2747 (дата обращения: 22.01.2016).
9. Шумилов, В. М. Правовые новеллы договора о Евразийском экономическом союзе /
B. М. Шумилов, Д. С. Боклан, И. М. Лившиц // Рос. внешнеэкон. вестн. — 2015. — № 4. —
C. 88—100.

Библиографическое описание: Винникова, Р. В. Этапы евразийской интеграции / Р. В. Вин- никова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 1. — С. 34 — 39.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code