РЕЖИМ ПРОДЛЕНИЯ САНКЦИЙ ЕВРОСОЮЗА И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ: ВЛИЯНИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.В.Романова

Рассматриваются актуальные проблемы, возникшие у РФ в условиях продления санкций Европейского Союза и США. Анализируются возможные варианты преодоления противодействия и пути повышения конкурентоспособности России.

Ключевые слова: конкурентоспособность,санкции, социальный контракт,обеспечение страны и общества наукоемкими товарами и услугами.

 

Экономические санкции, направленные против России, имеют различные корни, структуру, механизмы и цели. Отличительной особенностью данных санкций является их точечная направленность, то есть ограничения накладываются не на государство в целом как единый геоэкономический субъект, а на отдельных резидентов страны: коммерческие структуры и физические лица.

Также отдельно следует отметить, что санкции исходят не только от отдельных суверенных государств, но и от экстерриториальных организаций. В конце 2015 г. США и Евросоюз продлили санкции в отношении нашей страны. Выразилось это в ревизии старых и введении некоторых новых ограничений. Необходимость такого шага обосновывалась повышением эффективности введенных ранее запретительных предписаний.

Со стороны американских и европейских партнеров постоянно продвигается мысль о том, что санкции нужно продолжать поддерживать до момента выполнения Россией Минских соглашений. Однако странно увязывать реализацию Минских соглашений с активной деятельностью в данном направлении нашей страны, так как выполнить большую часть обязательств по ним должна Украина. Так, согласно п. 11 данного документа, требуется «проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов
Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года» [1].

Вместе с тем не наблюдается желания данного государства проводить реформирование свой Конституции. Ведь не может же Россия проводить конституционную реформу в суверенном государстве.

Несмотря на нежелание США и Евросоюза адекватно воспринимать текст данного международного акта, Россия вынуждена адаптироваться и жить в условиях непрекращающихся санкций. Приходится лишний раз вспоминать, что в свое время подписи под этим документом поставили участники трехсторонней контактной группы, а именно посол Х. Тальявини, второй Президент Украины Л. Д. Кучма, посол РФ на Украине М. Ю. Зурабов, А. В. Захарченко, И. В. Плотницкий. Вместе с тем основополагающий принцип международного права — “Pacta sunt servanda” — пока еще никто не отменял, несмотря на все грубые попытки о нем забыть. Возможно, пришло время напомнить о его существовании нашим зарубежным «друзьям», которые так беспокоятся о судьбе Украины, а при этом пытаются ослабить Россию, которой фактически остается приспосабливаться и, не теряя своего политического лица, преодолевать возникший в результате затянувшихся санкций кризис.

Украинский конфликт является удобным формальным поводом для ограничения конкуренции со стороны российских компаний на мировом и прежде всего европейском рынке. К сожалению, механизмы устранения конкуренции со стороны российских компаний выбраны не рыночные, а политические — посредством информационного и политического лобби.

Следует обратить внимание на то, что РФ, уважая свою Конституцию, четко следует положению, установленному ст. 15, которая предполагает, что «международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Можно с уверенностью утверждать, что наша страна четко следует положениям своего Основного Закона и выполняет все принятые на себя международные обязательства. Возможно, в этом заключается секрет российской стабильности и уверенности, и на этом нужно строить концепцию конкурентоспособности государства.

Вместе с тем санкции, продолжая носить сугубо экономический характер, имеют проекцию воздействия на политическую ситуацию в России. Поэтому необходимо использовать конституционные механизмы для стабилизации национальной экономики и поддержания конкурентоспособности нашего государства. В настоящее время в условиях существования страны в пределах наложенных Евросоюзом и США санкций проблема повышения конкурентоспособности РФ является стратегической. И сейчас уже можно делать определенные выводы о степени влияния санкций на Россию, потому что, несмотря на оптимистичные настроения в обществе, сфера конкурентоспособности государства не лишена проблем.

Прежде всего необходимо повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти [2. С. 101]. Это можно сделать посредством укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Что касается экономической политики, то она должна основываться на интересах всего общества. В соответствии п. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Именно закон и его неукоснительное соблюдение должны стать основой для повышения уровня международной конкурентоспособности РФ.

Существует также острая необходимость экономических реформ, которые, в свою очередь, повлияют на многие факторы. А для этого необходимо наличие государственной программы повышения международной конкурентоспособности страны, которая будет грамотно поэтапно реализовываться. Повышению конкурентоспособности будут способствовать эффективное использование природных ресурсов, защита внутреннего рынка, развитие наукоемких технологий, стимулирование развития национального производства, удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей и укрепление национальной безопасности.

В международных рейтингах конкурентоспособности наше государство неизменно примыкает к развивающимся странам, в которых наблюдаются неблагоприятные политическая и экономическая ситуация, инвестиционный климат. Выход на траекторию устойчивого развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и социальной активности людей.

На современном этапе экономического развития обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшей проблемой, не только характеризующей положение страны на мировом рынке, но и определяющей в значительной степени ее национальную безопасность.

Если проанализировать отраслевую структуру санкций против России, то можно обнаружить, что санкции направлены против конкурентоспособных отраслей экономики РФ: нефтяной, газовой, атомной и военной, а также против российского банковского капитала. Поскольку львиная доля экспорта России ориентирована на европейский рынок, на практике санкции, направленные против РФ, означают вытеснение российских компаний с европейского рынка.

Возможно ли посмотреть на санкции под другим углом и воспринимать их не как ограничительные меры, направленные на ослабление экономической и политической ситуации в РФ, а как источник кардинальных перемен в нашей стране? Ведь только благодаря им мы сможем осуществить постепенный уход от нефтяной и газовой зависимости. Пора быть независимыми изолированными. Россия всегда должна оста- и конкурентоспособным, но это не значит быть ваться государством, открытым для диалога.

Список литературы

1. Комплекс мер по выполнению Минских соглашений [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 09.01.2016).
2. Романова, Ю. В. Современные черты международной конкурентоспособности государств / Ю. В. Романова // Проблемы права. — 2009. — № 2. — С. 99—103.

Библиографическое описание: Романова, Ю. В. Режим продления санкций Евросоюза и Соединенных Штатов Америки: влияние на конкурентоспособность РФ / Ю. В. Романова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 2. — С. 27 — 29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code