ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Т.М.Щеглова

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается специфика формирования проектной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды в образовательных организациях среднего профессионального образования. Содержание профессиональной подготовки обучающихся раскрывается на основе использования в учебном процессе технологий формирования проектной компетентности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональное образование, проектная компетентность, проектное обучение, технология, дизайн одежды.

 

Федеральный закон «Об образовании в РФ» [1], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года[3] , Федеральный образовательный стандарт СПО[4] подчеркивают основную цель совершенствования среднего профессионального образования, заключающуюся в подготовке компетентных, ответственных, социально-активных и творческих специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих профессией, стремящихся к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию в конкурентной среде. Ориентация современного педагогического пространства на компетентностную и многоуровневую систему подготовки специалистов становится неотъемлемым компонентом современного образования.

Профессиональные образовательные организации сегодня призваны готовить специалистов, способных в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий к дальнейшему профессиональному росту, профессиональной мобильности, постижению профессиональной компетентности [5]. Поэтому особую актуальность представляет адаптация выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования технического профиля к динамично изменяющимся требованиям рыночной экономики, формирование у обучающихся профессиональных компетенций, ценностных ориентаций в процессе обучения.

В настоящее время эффективность среднего профессионального образования определяется тем, насколько оно ориентировано на формирование личностных и профессионально важных качеств будущего специалиста. Основным результатом работы профессиональной образовательной организации становится комплекс общих и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Президент Российской Федерации В.В. Путин на одной из встреч с работниками профессионального образования по этому поводу отметил, что «нужно сделать так, чтобы молодежь видела перспективы, которые открывает среднее профессиональное образование, возможности, создаваемые новой экономикой и новыми технологиями, осознала значимость и ценность для общества квалифицированного труда» [6, с. 59].

Основным показателем качества работы учебного заведения любого уровня является конкурентоспособность его выпускников на рынке труда, востребованность молодых специалистов обществом. Многоуровневые, многопрофильные и многофункциональные профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи, профессиональные образовательные комплексы) позволяют наиболее полно реализовывать профессиональные образовательные возможности и потребности молодежи и взрослого населения, в том числе в сокращенные сроки по преемственным программам с наименьшими финансовыми затратами, удовлетворяя потребности экономических и социальных структур в компетентных кадрах. В Федеральном государственном образовательном стандарте СПО [4], зафиксирована совокупность требований, обязательных при реализации программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), программ подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС).

Освоение ППССЗ и ППКРС связано с переходом к компетентностной модели выпускника. Изменения в содержании профессионального образования, связанные с переходом к компетентностной модели выпускника, дали импульс исследованию этих проблем в современных условиях. Компетентностный подход в образовании является попыткой эффективно соединить естественное желание личности интегрировать себя в созидательную деятельность общества и потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, политического и духовного развития.

С позиций компетентностного подхода разработаны новые государственные образовательные стандарты. Этому предшествовали исследования сущности компетентности и компетенций в образовательных системах, проведенные В.И. Байденко, Э.Ф. Зеером, Ю.Г. Татуром, А.В. Хуторским и др. Анализ научной литературы показал, что исследованию компетентности как научной категории применительно к образованию посвящено много работ зарубежных ученых: М. Армстронг, Ж. Делор, Дж. Дьюи, В. Килпатрик, Б. Оскарссон, Ж. Равен, Л. и С. Спенсеры и др.) и трудов отечественных авторов (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, И.А. Зимняя и др.). Под компетентностным подходом в образовании понимают приоритетную ориентацию «на цели как векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» [7]. Идея компетентностного подхода, отраженная в Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года и в образовательных стандартах третьего поколения заключается в том, что результат образования — есть способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях.

Главной функцией дизайна как процесса является проектирование и планирование будущего изделия, среды или услуги; ведущей компетентностью является проектная, соответственно, ведущим видом деятельности в сфере дизайна одежды является также проектная деятельность. По мнению современных исследователей (Н.А. Ковешникова, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, Л.M. Митина, С. Михайлов и др.), процесс создания любой продукции является глубоко творческим проектом, обеспечивающим индивидуальность и уникальность каждого изделия. Отсюда можно сделать вывод, что цель дизайнера одежды — проектирование облика человека, его образа. Включение будущих дизайнеров в проектную деятельность позволяет сформировать у них ключевые компетенции, обеспечивающие опережающую конкурентоспособность на рынке труда [8].

В последнее время наметилась тенденция возвращения в профессиональную деятельность метода проектов. На современном этапе обучения использование метода проектов характеризуется тем, что он вырос до уровня «проектного обучения». По мнению Н.Ю. Пахомовой, в современном образовании метод учебных проектов является одной из личностноориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые методики [9].

Как показывают наблюдения, профессиональная деятельность дизайнера одежды связана с творческим поиском, созданием чего-то нового, ранее не существовавшего в данной сфере (форм, материалов, декора). Эта профессия является синтетическим видом деятельности, предусматривающим интеграцию различных видов подготовки; требует от дизайнера определенных качеств личности: оригинальности мыслей, образного мышления, нестандартного подхода в постановке и решении проблем; смелости в принятии решений. Работа на опережение требует предвидения (интуиции) и прогнозирования. Особенности профессиональной деятельности дизайнера определяются требованиями к его профессиональной компетентности. В ходе эмпирического исследования нами было подтверждено, что ведущим видом профессиональной деятельности специалиста в области дизайна одежды является проектный, а в структуре профессиональной компетентности главной выступает проектная компетентность.

Проектная компетентность определяется уровнем готовности обучающегося к проектной деятельности, его индивидуальными способностями к проектированию, мотивированным стремлением к самообразованию и направлена на развитие культуры мышления и профессиональной деятельности. Опыт проектной деятельности приобретается обучающимися в процессе выполнения проектных заданий, решения проблемных дизайнерских задач и ситуаций; формирования проектного мышления; анализа собственных дизайн-проектов, участие в выставках, конкурсах и др. Проектная деятельность развивает исследовательские умения (умение анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, обобщать, делать выводы); учит умению работать в команде (происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности); развиваются коммуникативные умения [10, с. 19].

При включении в проектную деятельность у личности формируется такое качество, как компетентность, которая определяется нами как потребность, осведомленность в области проектной деятельности, что в свою очередь обеспечивает готовность к проектной деятельности, которая обладает познавательным и преобразовательным характером. Формирование проектной компетентности характеризуется способностью специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность и успешность выполнения проектной деятельности, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за ее результат. Формирование проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды направлено на реализацию проектного замысла, выработку оптимальных проектных творческих задач, выбор материалов и средств отображения и визуализации, планирование творческого процесса профессиональной деятельности с учетом специфики проектной ситуации.

Проектное обучение в организациях среднего профессионального образования вызывает интерес как неклассическая модель, предполагающая практико-ориентированное проектное образование, построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Помимо лекций, в этой модели принципиальное место занимают такие организационные формы, как творческие лаборатории, проектные разработки; через них обучающиеся включаются в собственно профессиональную деятельность [10, с. 19], например, проектные работы в рамках деятельности Театра мод «Современный костюм и народные традиции», «Дизайн современного костюма», «Нетрадиционные материалы и мода»; по реконструкции народного и исторического костюма при изучении дисциплины «История стилей в костюме»; по разработке коллекций одежды различного назначения при изучении ПМ «Моделирование швейных изделий»; в рамках внеурочной деятельности на занятиях предметного кружка «Стилист» по оформлению дизайна учебного заведения «Этнодизайн современной образовательной организации» и др.

Педагогическими условиями эффективной проектной деятельности мы определили следующие: включение будущего специалиста в проектную деятельность на всех этапах его подготовки посредством метода проектов; формирование мотивационной готовности к дальнейшей самостоятельной деятельности по реализации проектной компетентности; организация деятельности обучающихся через синтез деятельностного и личностно ориентированного развития при доминирующем значении второго.

Формирование основ проектной компетентности будет эффективным, если обеспечить активизацию процесса овладения знаниями по курсу специальных дисциплин и профессиональных моделей и параллельное включение обучающихся во внеурочную деятельность при помощи следующих форм организации целостного педагогического процесса: обобщающая (лекция) и формирующая деятельность (практические занятия — семинар, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, производственная практика), внеурочная деятельность (дополнительные занятия и консультации, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа, научно-исследовательская работа (рефераты, презентации, проекты, доклады, курсовые работы), работа в предметных кружках, факультативах, встречи с представителями творческих профессий, организация показов коллекций одежды и др.). Формирование проектной компетентности и развитие творческих способностей происходит эффективно в процессе выполнения комплексных заданий, сочетающих в себе исследовательскую деятельность, обучение и производственную практику, творческий поиск оптимальных решений технических проблем. В процессе многогранной деятельности — разработка эскизов, художественное проектирование, выполнение расчетов для построения чертежей конструкций, конструирование, изготовление изделий одежды, написание рефератов — у обучающихся формируются не только профессиональные знания и умения, но и творческие компетенции [11, с. 102].

Таким образом, технология формирования проектной компетентности будущих специалистов дизайна одежды — это целенаправленный, научно- обоснованный целостный педагогический процесс управления разработкой и диагностированием формирования основ проектной компетентности с использованием эталонов и алгоритмов в учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих функционирование педагогической системы согласно заданным, четко фиксированным, критериально определенным конечным результатам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Проспект, 2013 — 160 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].
3. Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года. — (http: / / www.businesspravo. ru).
4. Федеральные образовательные стандарты СПО. — (http://mon.gov.ru/pro/fgos/spo/).
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — (http://www.humanities.edu.ru).
6. Что в Росси всех важнее? // Аккредитация в образовании. — 2011. — № 52.
7. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : метод, пособие / B. И. Байденко. — М., 2005.
8. Щеглова Т.М. Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов дизайна одежды / Т.М. Щеглова // Международный научно-исследовательский журнал. — Екатеринбург, 2013. — № 3(10). — С. 81-83.
9. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. — 2000. — № 4. — C. 45-47.
10. Кормакова В.Н. Формирование проектной компетентности у будущих специалистов дизайна одежды / В.Н. Кормакова, Т.М. Щеглова // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 10. — С. 18-21.
11. Кормакова В.Н. Влияние творческих способностей на развитие профессиональных компетенций у студентов — будущих специалистов дизайна одежды / В.Н. Кормакова, Т.М. Щеглова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2011. — № 3. — С. 98-103.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code