САМОУТВЕРЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: СУЩНОСТЬ, ПОДХОДЫ, СОДЕРЖАНИЕ


Н.А.Коваль, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Ю.А.Малыгина

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается содержание понятия «самоутверждение» и его проявление у детей дошкольного возраста. Основное внимание в работе автор акцентирует на основных подходах, которые рассматривают феномен самоутверждения, на формах его проявления в дошкольном возрасте и взаимосвязи с уровнем притязаний родителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самоутверждение, дошкольный возраст, подход.

 

Проведенный анализ теоретических источников показал, что в психолого-педагогической и философской литературе существуют разные подходы к пониманию сущности, содержания, форм проявления, динамики и уровней развития феномена самоутверждения личности в социальной среде. В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделялось раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности, динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека, формам и видам процесса самоутверждения, основным критериям успешности самоутверждения.

Самоутверждение как процесс обретения своего статуса в системе социальных отношений представляет собой важный аспект личностного саморазвития, определяющий взаимодействие индивида с социумом. Самоутверждение личности включает не только достижение целей и приближение идеалов, но также выявляет характер индивидуальной самооценки, уровень притязаний, усвоенные типы поведения, привычные в нравственном отношении поступки, систему социальных связей.

Особый интерес представляет исследование самоутверждения личности в дошкольном возрасте, когда закладываемые в детстве паттерны жизнедеятельности могут оказывать свое влияние на процессы личностной самореализации в более зрелом возрасте. Именно в этот период возникают поведенческие дихотомии в выборе форм личностного самоутверждения: гуманистической или деструктивной, агрессивной или кооперирующейся, самодостаточной или захватнической, равноправной или доминирующей, лидирующей или подчиняющейся и др.

Потребность в самоутверждении проявляется еще в раннем детстве, когда малыши постепенно переходят от повеления, обусловленного рефлексами, к все более управляемым, сознательным действиям. Ребенка в возрасте от 3 до 6 лет принято называть дошкольником. Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. А.Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [1, с. 5].

В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте
поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются: возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения; возникновение первичных этических инстанций и на их основе — моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям; возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т.п.); отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением; возникновение личного сознания — сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.

Проблема самоутверждения личности имплицитно присутствует в работах философов, изучается с позиций психоаналитического подхода, гуманистической, поведенческой психологии, исследуется данный феномен и с точки зрения возрастных аспектов.
Эти исследования составляют важную общенаучную основу психологических работ в области самоутверждения личности.

В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделялось раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека, формам и видам процесса самоутверждения, основным критериям успешности самоутверждения.

Представители зарубежных психологических школ анализировали проблему самоутверждения личности, делая упор в своих работах на выявление истоков данного феномена, форм его проявления, определения в нем роли и значения самосознания и идентификации.
В контексте нашего исследования особый интерес представляют работы, изучающие самоутверждение как психологический феномен на разных этапах онтогенеза. В детском возрасте самоутверждение рассматривается во взаимосвязи с такими его характеристиками, как потребность в признании заслуг, потребность в любви.

Самоутверждение старшего школьника рассматривается через призму концепции самоопределения личности, позиции самоутверждения и проявления сущностных сил.
В студенческом возрасте самоутверждение становится важной жизненной необходимостью, что выражается в стремлении не только профессионально самоутвердиться, но и занять конкретную позицию в своем профессиональном самоопределении.

Несмотря на проведенные ранее исследования, проблема самоутверждения личности в дошкольном возрасте до сих пор является малоизученной.

Несмотря на разноплановость подходов к пониманию сущности данного феномена, общим для всех направлений является рассмотрение самоутверждения в структуре «Я»-концепции и самосознания личности. При этом подчеркивается значимость изучения его в онтогенезе.

Так, в детском возрасте самоутверждение чаще рассматривается во взаимосвязи с такими его характеристиками, как потребность в признании заслуг, потребность в любви. По мнению многих авторов, дошкольный возраст — это особый период, сложный и ответственный, период первоначального фактического склада личности. Это стадия начальной социализации ребенка, время структурирования отношений с миром людей при формировании соответствующего пространства его развития, период, когда закладываются основы самовосприятия личности. Именно поэтому важно в дошкольном детстве заложить «крепкий, положительный фундамент принятия себя», что обеспечит благоприятное личностное развитие в целом. Осознание себя в дошкольном возрасте, происходящее в рамках позиции «Я и общество», фиксируется в особой форме уровнего развития самости — в самоутверждении «Я сам».

В дошкольном возрасте, являющемся важнейшим этапом в развитии личности растущего человека, его самости и самостоятельности, начинает активизироваться потребность и объективная необходимость в соответствующей самореализации, проявленной в такой простейшей форме, как самоутверждение «Я сам», содержание и характеристики которого изменяются в разные периоды детства, обусловливаемые, в частности, постепенным, но активным развитием отношений, в которые вступает ребенок и которые являются определяющими в развертывании позиции «Я и общество». Так, специальной областью исследования И.Ю. Запорожец стал феномен самоутверждения дошкольника. Данное понятие автор рассматривает как начальную форму самореализации дошкольника [2].

Принимая во внимание тот факт, что целью нашего исследования является изучение самоутверждения ребенка в семье, данный феномен мы рассматриваем в системе «ребенок — взрослый». В рамках обозначенной системы отношений развитие самоутверждения анализируется с точки зрения стратегий, которые использует дошкольник, чтобы самоутвердиться в микросоциуме семьи. Поскольку в научной литературе неоднозначна трактовка понятия «психологические стратегии самоутверждения», в настоящем исследовании определение данного феномена было сформулировано и обосновано на основе анализа имеющихся научных исследований по проблемам самоутверждения личности. Под стратегиями самоутверждения дошкольника понимается совокупность саморегулятивных способов детской активности, направленной на стремление ребенка отстоять свое право на самостоятельность, реализацию своих интересов и демонстрацию своих возможностей [3].

Самоутверждение дошкольников имеет свои специфические особенности и качественно отличается от самоутверждения взрослого человека. Наиболее ярко данная потребность раскрывается в желании ребенка все делать самостоятельно. От ребенка все чаще можно услышать фразу: «Я сам!». Происходит психологическая эмансипация «Я» ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений — упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет называется также возникновение системы «Я», появление «личного действия» и чувства «Я сам». Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое «Я». Самостоятельность, активность ребенка возрастают и, если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления. Выражение «Я сам» появляется во второй стадии раннего детства. Вторую стадию называют «стадия внешнего «Я»» — в этом «мы», а это и есть стадия, когда ребенок противопоставляет свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослыми.

Анализ научной литературы по проблеме самоутверждения ребенка позволяет сделать вывод о том, что развитие данного феномена напрямую зависит от уровня притязаний родителей. Взаимоотношения со взрослыми выступают важнейшим фактором, влияющим на становление ребенка как личности [4]. Именно в общении со взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценностные ориентации, «присваивают» общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека. Семья является той сферой жизнедеятельности ребенка, в которой происходит его первичная социализация, закладываются основные свойства личности. От того, как дошкольник воспринимает свою семью, близких, насколько чувствует себя значимым для них, во многом зависят его будущие успехи и неудачи. При полноценном общении в семье у ребенка развиваются активность, инициативность, открытость по отношению к другим людям. Создаются таким образом все необходимые условия для формирования адекватных форм самоутверждения.

Потребность в самоутверждении проявляется и в агрессивных действиях ребенка. Связь самоутверждения и агрессии обоснована в работах Харальда Шульц-Хенке как одного из выдающихся представителей неопсихоанализа [5]. Именно агрессивное побуждение Шульц-Хенке соотносит со стремлением к самоутверждению. Развитие ребенка и созревание его моторики обеспечивают ему возможность редукции напряжения. Она происходит благодаря актуализации так называемого «моторного стремления к разрядке». Активные действия ребенка не всегда могут иметь позитивную направленность. Случайные, импульсивные движения нередко приводят к беспорядку, разрушениям. Поддержка близких способствует утверждению ребенком своего «Я». В этом случае действия ребенка можно квалифицировать как агрессию, хотя на самом деле «ad- gredi» («агрессия» в переводе с латинского) означает всего лишь «движение к», т.е. приближение. Если же движение влечет за собой разрушение предмета, оно наносит ущерб, вред, ad-gredi становится агрессией в собственном смысле слова. Если ребенку благодаря его моторным навыкам удается «разрушить» предмет, например уронить башню, то он испытывает чувство триумфа. Если в ответ на свои действия он получает поддержку окружения, то чувство триумфа даже усиливается. Поэтому, согласно Шульцу-Хенке, возникает «естественная связь между ad-gredi, агрессией и стремлением к самоутверждению…» [5, с. 8]. Это первое значение агрессивности расценивается совершенно нейтрально или даже позитивно: как радость, получаемая от активного вмешательства, как ощущение собственной силы, способности влиять, воздействовать, быть свободным.

Считается, что только после переживания «деструктивного» триумфа ребенок начинает созидать, получать удовольствие от успеха, радость от труда, умения добиваться цели, действовать.
«Радость от труда вполне можно считать эквивалентом позитивной агрессии, и в свою очередь здесь нетрудно установить связь со стремлением к самоутверждению» [5, с.14]. Опыт разрушения, который, по словам Шульца-Хенке, создает у человека ощущение собственной силы, значимости, уверенности в успехе и утверждается окружением, является позитивным фактором в становлении противоположного по знаку действия — созидания. Человек, который в детстве не переживал ощущение триумфа, не будет иметь соответствующих установок, необходимых ему для утверждения себя среди других людей.

В аспекте рассматриваемой проблемы также интересна теория Хайнца Кохута [6]. Хотя прямого указания на проблему самоутверждения личности он не делает, однако его идеи относительно развития «Я» при анализе комплексных взаимоотношений ребенка с родителями существенно обогащают теорию самоутверждения личности. По Кохуту, чувство «Я» — это переживание полноты, нефраг- ментированности и связности самости. Это чувство реальности самости ведет и к субъективно ощущаемому благополучию, и к улучшению функционирования. Нормальный нарциссизм проявляется в ощущении своего величия, совершенства и целостности. Это происходит в результате постепенного осознания реальных недостатков и ограничений самости вследствие «уменьшения влияния и силы грандиозных фантазий».

Чувство «Я» и его регуляция выводится Кохутом из нарциссических «Я»- объектов. Особая роль в развитии потребности в самоутверждении отводится отношениям ребенка и матери. Способность матери к отзеркаливанию, создание эмпатического резонанса, «ликование матери как реакция на ребенка (называние его по имени, когда она получает удовольствие от того, что он рядом, и от того, что он делает) в соответствующей фазе подкрепляет развитие от аутоэротизма к нарциссизму — от стадии фрагментированной самости (стадии ядер самости) к стадии связной самости, — то есть способствует восприятию ребенком себя как физического и психического единства, обладающего связностью в пространстве и непрерывностью во времени». В идеях Кохута мы находим третье проявление детского самоутверждения: чувства собственного «Я», своей самости, неповторимости и исключительности. По мнению автора, данное чувство формируется в диаде «мать — ребенок». Только мама с помощью эмпатии формирует у ребенка чувство собственной неповторимости и уникальности, т.е. осуществляется переход от эгоцентризма к нарциссизму. Последнее наиболее выражено в подростковом возрасте, у детей дошкольного возраста это будет выражено в таком понятии, как самость.

Идеи К. Левина привнесли новый взгляд на феномен самоутверждения [7]. Их новизна состояла в том, что данный феномен был подвергнут измерению, точнее сказать, измерена была одна из его существенных составляющих — уровень притязаний. Поведение человека определяется его потребностями и целями. Уровень трудности выбираемой цели К. Левин назвал уровнем притязаний. Однако вследствие требований со стороны взрослых или под влиянием успехов товарищей у ребенка может возникнуть такой уровень притязаний, который явно выше (или ниже) его реальных способностей. Описываемая здесь характеристика («уровень притязаний») наиболее ярко проявляется и сознательно регулируется в школьном возрасте. В дошкольном возрасте на формирование уровня притязаний большое влияние оказывают родители, их ожидания относительно достижений своих детей, т.е. их собственный уровень притязаний. Поэтому одним из важнейших факторов влияния на формирование у ребенка потребности в самоутверждении является уровень притязаний родителей.

Подводя итог проведенному теоретическому анализу феномена самоутверждения, следует отметить, что изучаемый процесс, по сути, сложен и многообразен, существует множество подходов и точек зрения на природу и сущность исследуемого феномена. Важную значимость приобретает изучение самоутверждения на разных этапах онтогенеза, в частности в период дошкольного детства, где определяющую роль в развитии самоутверждения играет уровень притязаний родителей. И в заключение анализа феномена самоутверждения представляется необходимым дать определение понятия самоутверждения дошкольника в семье, которое трактуется как начальная форма самореализации ребенка, раскрывающаяся в определенных сферах жизнедеятельности с использованием доступных жизненных стратегий под влиянием психологических факторов первичной самооценки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы детской и педагогической психологии / А.Н. Леонтьев. — М., 1947.
2. Запорожец И.Ю. Самоутверждение в дошкольном возрасте как начальная форма самореализации растущего человека / И.Ю. Запорожец // Мир психологии. — 2011. — № 3. — С. 231-240.
3. Иванова Ю.А. Стратегии самоутверждения дошкольников в семье / Ю.А. Иванова // Социально- экономические явления и процессы. — Тамбов, 2012. — № 1. — С. 281-286.
4. Коваль Н.А. Психологические детерминанты развития самоутверждения дошкольника в семьях с высоким уровнем притязаний / Н.А. Коваль, Ю.А. Иванова // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. — Тамбов, 2013. — Вып. 7. — С. 122-128.
5. Schultz-Hencke Н. Lehrbuch der analytischen Psychotherapie / H. Schultz-Hencke. — 1952.
6. Кохут X. Анализ самости / X. Кохут. — М. : Когито-Центр, 2003. — 368 с.
7. Левин К. Динамическая психология / К. Левин. — М, 1997.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code