ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ МВД В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


А.А.Силин

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы профессионального обучения сотрудников МВД в связи с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: полиция, высшие учебные заведения МВД, центры профессиональной подготовки, профессиональное обучение в системе МВД.

 

Принятие 29 декабря 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обусловило радикальные изменения в системе профессионального обучения сотрудников МВД. До 1 сентября 2013 г. их профессиональное обучение осуществлялось в образовательных учреждениях МВД (институты, университеты, академии), а также в Центрах профессиональной подготовки ГУ МВД соответствующих регионов (ЦПП). То есть молодой человек, решивший связать свою жизнь, например, с уголовным розыском, должен был либо окончить ведомственный вуз, либо получить гражданское высшее или даже среднее профессиональное образование и пройти курс обучения (в разное время от четырех до шести месяцев) в Центре профессиональной подготовки. Обучение сотрудников, назначавшихся на должности рядового и младшего начальствующего состава, осуществлялось только в Центрах профессиональной подготовки. В нашем регионе молодые кадры для служб и подразделений органов внутренних дел ковались, соответственно, в Воронежском институте МВД России и в Центре профессиональной подготовки ГУ МВД России по Воронежской области (бывший Учебный центр).

1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции». В статье 27 указанного нормативного акта законодатель закрепил достаточно широкий перечень обязанностей полицейского, качественное исполнение которых предполагает наличие у сотрудника серьезного внутреннего стержня, большого физического потенциала, эрудиции и достаточно глубоких познаний в различных областях законодательства. И если ведомственные вузы на момент вступления в силу Федерального закона «О полиции» располагали определенным арсеналом возможностей для «выковывания» полицеиских «нового образца», то Центры профессиональной подготовки в этом плане оказались в незавидном положении. Ведь в их стены попадали уже принятые на службу сотрудники, многие из которых (особенно рядовой и сержантский состав) не обладали уровнем образования, достаточным для успешного освоения ряда специфических программных дисциплин (культурный уровень — отдельная тема для разговора). Дабы проиллюстрировать последний тезис, позволим себе привести выдержки из некоторых самостоятельных работ слушателей Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Воронежской области образца 2011-2012 гг. (орфография и стиль сохранены).

Административное право нарушение — это противоправная виновная действие и бездействие физического или юридического лица, который КО- АП и законом субъектов РФ.

…Состав административного правонарушение — это установленная законом совокупности элементов и признания определяющих общественно вредное деяние в качестве конкретной административной право нарушения.

…Объект административного право нарушение общественное нарушение на которое направлен причиняемый вред.

Состав административного правонарушения — установлено законом и описание некоторых случаев и признаков определяющих общественных противоказанных действий граждан в каком нить конкретном административном правонарушении.

Состав мелкого хулиганства — это хищение чужого имущества, путем кражи, мошенничества присвоения или растраты.

Признаки административного правонарушения — закрепленные в праве, совокупности образуют юридический состав являющийся единственным фактическим основанием административного правонарушения.

И это далеко не единственные (хотя и не совсем уж типичные) примеры «изящной словесности» молодых постовых полицейских, поступавших на службу пару лет назад.

С офицерским составом (участковые, оперативники и т.д.) в общеобразовательном смысле было несколько проще, но в плане усвоения ими различных юридических тонкостей опять-таки не всегда все шло так, как того хотелось бы.

При всем этом на момент принятия Федерального закона «Об образовании» в Центре профессиональной подготовки ГУ МВД по Воронежской области правовые дисциплины (административное право, уголовное право, криминалистика и др.) вели, например, всего четыре преподавателя (специалиста) и один начальник цикла (некое подобие кафедры).

Между тем на первоначальном профессиональном обучении в Центре одновременно могло находиться до пяти и более взводов с численностью от двадцати до тридцати пяти человек (допустим: три взвода патрульно-постовой службы, один взвод участковых уполномоченных и один взвод оперативных уполномоченных уголовного розыска). Таким образом, преподаватель-правовик в идеале должен был обладать широчайшим диапазоном познаний в области юриспруденции и недюжинным педагогическим талантом. На практике же он просто «выгорал» (извините за психологический термин) в нескончаемой череде «разнокалиберных» занятий. И вполне естественно, что ни о каком совершенствовании методики преподавания и педагогического мастерства речи не велось, провел занятие — и слава богу!.. Хотя справедливости ради отметим, что отдельные попытки усовершенствовать учебный процесс все-таки предпринимались, например, междисциплинарная интеграция при проведении занятий с сотрудниками подразделений вневедомственной охраны [1].

И вот приказом МВД России от 30 мая 2013 года № 318 «О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года функции, учебно-материальная база и штаты центров профессиональной подготовки были переданы высшим учебным заведениям МВД России. Так, в структуре Воронежского института МВД России появился новый факультет профессионального обучения (ФПО), организованный на базе ЦПП ГУ МВД России по Воронежской области, что полностью соответствует концепции профессионального образования, заложенной в новый закон «Об образовании». На последнем нюансе хотелось бы остановиться подробнее.

В соответствии с п. 13 ст. 2 закона «Об образовании» [2] профессиональное обучение является видом образования, направленным на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций. Поскольку Центры профессиональной подготовки, не обладая статусом образовательного учреждения, фактически занимались профессиональным обучением сотрудников различных служб и подразделений МВД, собственно, и было принято решение о передаче их функций ведомственным вузам. В этой связи довольно быстро обозначилась одна насущная проблема — упомянутый выше низкий образовательный уровень многих слушателей теперь уже факультетов профессионального обучения. До 1 сентября 2013 года на сие прискорбное обстоятельство преподаватели (специалисты) Центров профессиональной подготовки региональных ГУ МВД, сами являясь сотрудниками этих Главков, попросту закрывали глаза. Не трудно догадаться, что после передачи соответствующих функций вузам МВД сотрудникам кадровых подразделений территориальных органов внутренних дел все чаще приходится задумываться о том, кого они направляют на профессиональное обучение. И в этом уже есть несомненный плюс, хотя на повестке дня продолжает стоять множество других не менее актуальных вопросов, требующих своего разрешения. Мы же попробуем пока сформулировать ряд целе- полагающих принципов, без учета которых качественное функционирование системы профессионального обучения сотрудников МВД (полицейских), впервые принимаемых на службу, невозможно по определению.

1. Согласованность профессионального обучения сотрудников МВД (полицейских) с федеральными государственными образовательными стандартами, выражающимися в совокупности обязательных требований к профессии (в нашем случае — полицейского).

2. Неразрывная взаимосвязь профессионального обучения сотрудников МВД (полиции) с содержанием среднего общего образования.

3. Целевое единство всех компонентов системы профессионального обучения сотрудников МВД (полиции), ориентированных на становление полицейского-профессионала.

4. Всеобщая профессиональная ориентация, предполагающая направленность каждого элемента системы профессионального обучения МВД, каждого изучаемого молодыми сотрудниками предмета на выработку у них профессиональной компетенции полицейского.

5. Предметно-содержательная согласованность.

6. Единство теории и практики.

Только такой подход, по нашему мнению, должен и может обеспечить формирование у каждого сотрудника МВД (полиции) навыков и качеств, соответствующих требованиям, закрепленным в Федеральном законе «О полиции» [3] и «О службе в органах внутренних дел» [4], и в целом соответствие процесса профессионального обучения полицейских концептуальным положениям Федерального закона «Об образовании».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Силин А. Воюй не числом, а умением / А. Силин // Вестник охраны. — 2013. — № 3.
2. Об образовании в Российской Федерации: Фед. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3.
3. О полиции: Фед. закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.
4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерациии : Фед. закон Рос. Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code