ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ США В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


И.В.Ракитина

АННОТАЦИЯ. В статье приводится информация об особенностях развития ступени дошкольного образования в США в контексте тех изменений, которые происходят в российском дошкольном образовании в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проводятся аналогии основных подходов, заложенных в содержании дошкольного образования США и России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дошкольное образование, стандарты, США, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, интеграция, деятельностный подход, развитие детей.

 

В последние годы российская система образования, в том числе и дошкольного, оказалась втянутой в процесс непрерывного реформирования всех ступеней образовательной лестницы. Уже очевидна необходимость разработки современных моделей обучения, учитывающих различные культурные особенности школьников и уровни их готовности к обучению, а также разработки подходов к обновлению дошкольного образования в русле развития компетентностного, деятельностного, интегративного подходов. Возникает объективная потребность в новых подходах, моделях, сценариях развития дошкольного образования, идеи которых заложены в новом федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Обращение к опыту организации дошкольного образования в США, предпринимаемое в нашем исследовании, обусловлено, прежде всего, однозначным заимствованием основных идей американского образования, реализованных в том числе в содержании нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1], и, следовательно, необходимостью разобраться в особенностях его основных подходов. Следует отметить безусловную привлекательность Америки как страны безграничных возможностей и процветания, страны контрастов, скорости, стабильности и размеренности жизни, развивающихся на фоне огромной вариативности в получении уровней, качества, маршрутов образования. Огромное количество языковых школ, университетов, колледжей и бизнес-школ привлекает сюда студентов со всего мира. Университеты и школы США имеют высокий рейтинг и известны во всем мире. Американские вузы стремятся отвечать самым передовым требованиям как в сфере теоретических разработок, так и в области практических исследований. Неудивительно, что получить высшее образование в США и выучить английский язык за рубежом — мечта многих студентов [2, с. 10].

Начало развития дошкольного образования Америки относят к 1855 году, когда в штате Висконсин появился первый детский сад, организованный эмигрировавшими туда учениками Ф. Фребеля, немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания. Однако вскоре появились противники религиозно-мистической стороны фребелевского подхода к ребенку. Одним из них оказался знаменитый американский психолог, педолог и педагог Стэнли Холл (1846-1924), который, отдавая должное вкладу Фребеля в систему дошкольного воспитания, предлагал, чтобы все занятия и игры детей проходили по возможности на лоне природы, чтобы дети видели настоящие вещи, явления природы и хозяйственной деятельности человека, а не их изображения [3, с. 83].

И хотя в настоящее время в США отсутствует единая государственная система образования и каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно, в сфере дошкольного образования США имеется ряд особенностей, присущих большинству дошкольных образовательных учреждений.

Основной является проблема обеспечения гармоничного развития и образования детей. С одной стороны, предметом дискуссий стала сама постановка вопроса о возможности создания такой «идеальной» педагогической системы, которая могла бы обеспечить полное и всестороннее развитие каждого ребенка. В ряде зарубежных программ для дошкольников наблюдается отказ от попыток «обнять необъятное» и стремление выбрать приоритетные направления педагогической работы, направить максимум усилий на развитие некоторых способностей и качеств детей — когнитивных, социальных, способности к адаптации в быстро меняющемся мире и т.д. [4, с. 36].

Идея создания воспитательно-образовательных концепций, способствующих всестороннему гармоничному развитию и образованию дошкольников вплоть до настоящего времени не теряет популярности и находит много сторонников. Так, например, американская Национальная ассоциация образования маленьких детей (NAEY) в 1987 году опубликовала общие требования к программам воспитания и обучения детей в возрасте до 8 лет, ориентирующие дошкольные учреждения на реализацию программ развития и образования «ребенка в целом». Ассоциация сформулировала определение «практики, соответствующей уровню развития детей».

Особенностью «практики, соответствующей уровню развития детей», является «интегрированный», т.е. нерасчлененный на отдельные дисциплины учебный курс. Основные методы обучения детей — организация их совместной работы над проектами в малых группах; создание условий для активной деятельности детей исследовательского характера, а также творческих видов деятельности; индивидуальное обучение, а также свободная игра и экспериментирование. Педагог наблюдает, интерпретирует поведение детей и вмешивается в их деятельность лишь для того, чтобы сделать обучение более эффективным, пояснить или показать новый способ деятельности, ответить или задать вопросы, предложить детям другие материалы или направления деятельности и т.д. Значительная роль здесь также отводится продуманно организованной и разнообразной предметно-пространственной и социальной среде.

Заявление NAEY породило широкие дискуссии о проблемах дошкольного образования США. Для некоторых педагогов оно стало документом, точно отражающим их собственные убеждения и не подлежащим сомнению. В адрес авторов этого документа был высказан также ряд критических замечаний, суть которых можно кратко сформулировать следующим образом:

1. Проблема состоит не в том, должны ли содержание, методы и средства воспитания и образования дошкольников соответствовать уровню их развития — разумеется, должны! Весь вопрос в том, кто и на основе каких научных теорий и результатов экспериментальной работы может и должен определить, является ли тот или иной подход «соответствующим уровню развития детей».

2. Насколько правомерно вести речь только об одной «практике, соответствующей уровню развития детей»? Чтобы учесть альтернативные теоретические установки, необходимо расширить это понятие и говорить, скорее, о «практиках, соответствующих уровню развития детей».

3. Достаточно жестко сформулированные положения этого документа, по существу, могут стать рамками, сдерживающими развитие творческой мысли педагогов и не в состоянии учесть всего многообразия конкретных условий в детских дошкольных учреждениях. Никакие предписания, даже созданные с самыми лучшими намерениями, не должны мешать разработке новых педагогических концепций и моделей учебных курсов.

3. Критические замечания вызвали также дидактический тон Заявления и его некоторые содержательные стороны, в частности слишком узкая трактовка роли воспитателя, особенно в плане содержания и методов его деятельности с детьми, имеющими социокультурные различия и разный уровень психофизического развития.

Объективности ради, стоит добавить к сказанному три замечания. Во-первых, заявление NAEY было вызвано во многом тенденцией использовать в работе с дошкольниками «академический стиль обучения», сходный с фронтальными уроками в школе. Во-вторых, весьма важным кажется также положение о том, что решения, способные оказать значительное влияние на судьбу ребенка, не должны приниматься лишь на основе тестирования, а только с учетом дополнительных данных наблюдений за ребенком воспитателей и членов семей. Наконец, в-третьих, более плодотворными, по мнению некоторых специалистов, были бы не просто дискуссии, а экспериментальные научные исследования сравнительного характера, направленные на выявление сильных и слабых сторон различных программ [5, с. 32].

Даже краткого обзора достаточно, чтобы увидеть целый ряд сходных идей в содержании современного реформирования российского образования и базовых подходов в образовании США, в частности акцент на создание развивающей предметно- пространственной и социальной среды, интегрированный характер обучения, т.е. отказ от учебно- дисциплинарной модели, гибкость форм и методов работы воспитателя, причем предпочтение отдано работе с малыми группами или индивидуальной работе с детьми, отказ от жесткого планирования учебного процесса, создание условий для активной деятельности исследовательского характера, творческих видов деятельности, а также свободная игра и экспериментирование. Педагогу отводится в таком контексте деятельности дошкольного образования роль наблюдателя, который интерпретирует поведение детей, сопровождает их деятельность.

Подобные подходы — не единичное явление, а их возникновение и существование можно считать одной из тенденций развития современной зарубежной педагогики, корни которой просматриваются в идеях педагогов второй половины IX — начала XX века, в частности в трудах М. Монтессори [4, с. 21].

Кроме того, важно отметить другую особенность организации образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в США. Во многом функцию дошкольной ступени образования в Америке выполняет первая ступень начальной школы — младшая начальная, или «нулевой» класс, называемый в США Kindergarten, т.е. «детский сад». В зависимости от правил того или иного штата дети начинают заниматься в начальной школе в 5-6 лет. Основная задача этого этапа состоит в развитии познавательных способностей и творческих задатков ребенка. Организация занятий, режима дня и характер отношений близок к атмосфере детского сада, обстановка комнат (вместо парт столы для творческих занятий, коврики для отдыха и игр) располагает к творческому развитию детей, отражает ведущий вид деятельности — игру. На этом этапе у детей нет стационарного расписания, занятия длятся примерно 20 минут. Большая часть времени отдана на творческое развитие: рисование, аппликация, оригами, лепка, музыкальные занятия, развитие речи, физическая культура (включая плавание). Занятия в большей степени направлены на развитие воображения и нестандартного мышления ребенка, наиболее распространенными заданиями, которые предлагают преподаватели, являются следующие: придумай свое окончание рассказа; сочини мелодию; нарисуй рыбку, которая улыбается, грустит, радуется; сконструируй свой будущий дом и т.д. Только к концу года дети изучают буквы и цифры, учатся составлять слоги, считают в пределах 10, т.е. происходит подготовка к следующей ступени обучения.

Как известно, характер системы образования в любом государстве определяется социально- экономическим, политическим строем, культурно- историческими, национальными особенностями страны. Современная система образования США, сложившаяся под влиянием определенных исторических, экономических и социальных факторов, обладает прагматическим характером развития, который во многом отличает ее как от западноевропейских, так и от российских стандартов. Российская система образования, становление которой отражало свои исторические, экономические и социальные характеристики, развивалась в концепции энциклопедизма, что значительно отличает ее от американской. В этом смысле переход системы дошкольного образования в сторону деятельностного подхода, интеграции областей знаний, практической ориентации через экспериментирование, предоставление большей вариативности для развития ребенка; понимание функции воспитателя не как носителя знаний, а как организатора деятельности детей, сопровождающего процесс их развития, требует глубокого объективного анализа с целью эффективной реализации полученных результатов в условиях российской системы педагогического образования. Более того, подобные глобальные изменения в образовании, безусловно, нуждаются в экспериментальных научных исследованиях сравнительного характера, направленных на выявление сильных и слабых сторон различных программ.

Хорошо известно, что зарубежный опыт не может быть механически перенесен на российскую почву, он требует анализа на основе достоверной информации. Но объективное знание заимствованной образовательной системы поможет более глубоко осмыслить инновации образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Бердели Т. О реформе школьного образования в США / Т. Бердели // В мире науки. — СПб., 1992.
3. Степанова С. Особенности системы дошкольного образования в США / С. Степанова // Научный поиск. — М., 2000.
4. Разумовский В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году / В.Г. Разумовский. — М., 1993.
5. Жукова А.С. Страна Ай-Кью / А.С. Жукова. — М., 1989.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code