НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА


А.С.Петелин, доктор педагогических наук, профессор

АННОТАЦИЯ. В статье выделяются три составных части образовательного процесса: 1) компетент- ностный подход к организации процесса обучения с ориентацией на его результат; 2) системно- деятельностный подход к структурированию учебной деятельности обучаемых; 3) личностно ориентированный подход к программированию отношений «обучаемый — обучающий», предполагающий субъект- субъектные отношения, которые влияют на формирование герменевтической компетенции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход, герменевтическая компетенция, дивинация, внутренняя динамика, структурация.

 

Артист, едва появившись из-за кулис, сразу берет вас, так сказать, за шиворот. И, не спрашивая, хотите вы этого или нет, нравится ли вам то, что он делает, начинает — как резцом на мраморе — вырезать в вашей душе тот образ, который ему видится или слышится. Ваша душа — вот тот материал, из которого он творит; он играет на ней — куда больше, чем на клавишах или струнах. Вы можете извиваться в его руках, стонать и корчиться от боли, но вырваться не можете: он не отпустит вас, пока не врежет в вашу душу то художественное видение, которым одержима его душа.
Г.М. Коган

Образовательные стандарты последнего поколения ориентированы не столько на процесс, сколько на результат образования, на формирование личности специалиста, готового к профессиональной деятельности, способного адаптироваться в социуме и принести обществу пользу, удовлетворяя собственные профессиональные потребности в самореализации, приобретая, как говорил Э. Фромм, «не свободу от, а свободу для».

Этим объясняется, почему в XX-XXI веках развивается антропоцентрическая парадигма образования (Б. Баттельгейм, B.C. Библер, О.Ф. Боллноу, Д. Дерболаф, И.П. Иванов, Б.В. Куликов, С.Ю. Курганов, А. Нейл, Д. Неллер, К. Роджерс, Г. Рот и др.)» в центре которой стоит личность обучающегося, ее формирование, развитие, совершенствование «посредством воздействия на более глубинную потребностно-эмоциональную сферу». Тем самым обучающийся выводится «на процесс «самостроительства» собственной личности, самоуправления и самопланирования собственной образовательной деятельности» [1: 239]. По нашему мнению, к этому направлению в образовании близка мысль А.В. Хуторского о человекосообразном образовании [2, 2012].

Реализация этой модели образования в современной педагогике осуществляется в трёх составных частях образовательного процесса, в трёх методологических подходах:
1) компетентностный подход к организации процесса обучения с ориентацией на его результат;
2) системно-деятельностный подход к структурированию учебной деятельности учащихся;
3) личностно ориентированный подход к программированию отношений «обучаемый — обучающий», предполагающий субъект-субъектные отношения.

В соответствии с требованиями Федерального стандарта высшего профессионального образования и Приказом Министерства образования от 24 декабря 2010 года № 2049 формирование профессионально подготовленной личности музыканта-исполнителя и педагога требует компетентностного подхода к выбору «парадигмы образования» [3, 2006].

Быть компетентным — значит уметь (быть способным) в данной конкретной ситуации использовать полученные знания и опыт, то есть иметь основные показатели профессионализма. Компетентность — это уровень обладания профессиональными качествами, способность конкретного человека совершать определенные профессиональные действия.

Вопрос о компетенциях не раз становился предметом обсуждения среди виднейших учёных — психологов, педагогов, методистов (А.В. Баранников, Е.А. Быстрова, В.А. Болотов, В.П. Борисенков,
A. Дахин, Г.С. Завацкая, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, Г.А. Ларионова, О.Е. Лебедев, А.Ф. Присяжная, Л.В. Савельева, Г. Селевко, И.С. Сергеев, B. В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.П. Шамова, Н.М. Шанский и др.)

Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, — называют компетентностным подходом [4, 2004: 138].

ФГОС ВПО последнего поколения предлагают понимание общекультурных компетенций как компетенций, соответствующих наиболее широкому «спектру специфики», то есть наиболее универсальных по своему характеру и степени применимости. Для музыкантов и преподавателей музыки, на наш взгляд, релевантны прежде всего: а) социальные компетенции, предполагающие умение находить своё место в обществе; б) компетенции, касающиеся жизни в многонациональном обществе (отсюда большую роль приобретает воспитание толерантности); в) коммуникативные компетенции, связанные с владением устной и письменной формой общения (в том числе и овладение одним из иностранных языков, а желательно и несколькими); г) информационные компетенции, связанные с овладением новыми информационными технологиями, с использованием компьютерной техники; д) компетенции, связанные со способностью учиться упорно и последовательно, всю жизнь. Эти ключевые компетенции имеют экстрафункциональный характер [5: 18].

Помимо общекультурных, ФГОС предполагает сформированность у профессионального музыканта целого ряда профессиональных, общепрофессиональных и узкопрофессиональных компетенций, рассчитанных на общемузыкальную и узкоспециальную компетентность музыканта.

Музыкант — творческая личность, он и камертон, и настройщик эмоционального климата в конкретной среде и в обществе в целом, поэтому особенно важна его чувствительность, его способность понимать и сопереживать, его эмоциональная связь и с композитором, и со слушателем.
На наш взгляд, для профессионального музыканта особенно важна сформированность герменевтической компетенции.

Герменевтика с её аналитическим аппаратом открывает один из действенных путей решения педагогических задач в области музыкального образования.

Приходом герменевтики в педагогику ознаменовался XX век. Герменевтика предложила методологию понимания, и внедрение этой методологии не может не способствовать совершенствованию всего процесса подготовки специалиста любого профиля. Ещё Ф. Шлейермахер (1804-1834) говорил о том, что точное понимание есть понимание в соответствии с определенной техникой. Такому пониманию нужно учиться, как учатся ремеслу. Понимание — необходимое условие и составная часть образования человека. Оно лежит в самой основе образования. Таким образом, цель обучения можно определить как переход от непонимания к пониманию. Предметом истолкования и становится «конструкция определенного конечного из неопределенного бесконечного».

В основе герменевтического подхода лежит гуманистическая философия Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, B.C. Соловьёва, Г.Г. Шпета, П.А. Флоренского, Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра.

Немаловажную роль в поисках теоретического обоснования герменевтического подхода в музыкальной педагогике сыграли труды по общей и музыкальной педагогике: Э.Б. Абдуллина, Л.А. Беляева, А.Ф. Закировой, Д.Б. Кабалевского, М.Г. Яновской, М.Д. Корноухова, В.Г. Ражникова и др.

В их основе лежит теория герменевтической педагогики В. Дильтея, призывающая к тому, что нашло своё отражение в современных ФГОС ВПО в качестве общекультурных и профессиональных компетенций, предполагающих как результат музыкального образования, по нашему мнению, умение осуществить герменевтический анализ музыкального текста.

Проникновение герменевтики в область музыкального творчества дало возможность более глубоко и адекватно анализировать музыкальный текст.

Как отмечает С. Беляева-Экземплярская, музыкальная герменевтика возникла в трудах Г. Креч- мара, совершенствовалась в спорах с К. Дальхау- зом, А. Шерингом и др. музыкантами, музыкальными педагогами, критиками.

В разное время и в разной степени проблемами музыкальной герменевтики занимались: А. Бикбае- ва, М. Барнфельд, Ю.Н. Бычков, Ю. Захаров, Л.П. Казанцева, М.Г. Карпычев, И.Е. Молоствова, С.М. Филиппов, В.Н. Холопова, Т.В. Чередниченко, В.И. Шаховский, В.П. Шестаков и др.

Герменевтическая компетенция требует обращения к четырём её компонентам:
1) понимание, проникновение в смысл, идею произведения, в замысел автора, вживание во внутренний мир автора (дивинация);
2) умение использовать методику «герменевтического круга» (Ф.Д. Шлейермахер), умение видеть «структурацию» (П. Рикёр) музыкального текста, выражение в ней «внутренней динамики», которая направляла эту структурацию, умение определять назначение каждой структурной части произведения — такта, фразы и т.д., её роль в общей структуре произведения; умение раскрывать способ авторской реализации идеи произведения в каждой её малейшей частице и в целом тексте;
3) умение осуществить «историческую реконструкцию» (В. Дильтей) авторского замысла, соотнести содержание произведения с опытом современности (Ю. Хабермас), видеть порождение новых смыслов в диалоге с традицией (П. Рикёр, Г.-Г. Гада- мер);
4) знание сведений из биографии автора текста, изучение его окружения, образования, сферы профессионального общения.

А.Ф. Закирова [6], рассматривая герменевтический подход к подготовке педагога, в нашем случае музыканта, выдвигает принцип соединения гносеологического и онтологического планов понимания воплощённого в текстах содержания, синтез рационального объяснения и интуитивного постижения.

Компетентностный подход строится на базе системного и деятельностного подходов к организации учебного процесса. Помимо системности, ФГОС требует формировать будущего педагога-музыканта в постоянном соединении теоретического курса с его практическим применением. Научиться чему-либо можно только в деятельности. Как говорил Сократ, научиться играть на флейте можно, только играя самому. Г. Спенсер считал, что цель образования — это не знания, а действия, а Б. Шоу деятельность считал единственным путём, ведущим к знанию. Следовательно, соединение теории и практической деятельности — единственно правильный путь к получению профессионального образования. Такого же мнения придерживались и виднейшие ученые — психологи и методисты: Л.C. Выготский, Т.К. Донская, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.В. Хуторской и др.

Деятельностный подход зиждется на убеждении, что человек развивается и формируется только в процессе собственной деятельности. Именно так осуществляется свобода выбора, повышается мотивация учения, развиваются интересы. Во взаимодействии с окружающим миром проявляется активность личности, формируются новые потребности и мотивы. Деятельностный подход предполагает педагогическое взаимодействие, установление субъект-субъектных отношений, что перекликается с личностно ориентированным подходом.

Для деятельностного подхода важна ориентация на результат образования, рост и активное использование творческого потенциала. В этом случае особое значение приобретает мотивация деятельности, активизация творческого потенциала.

Деятельность — это не только физические действия, не только исполнительство, техника, это ещё и мыследеятельность, только тогда образование может быть человекосообразным [7].

Основа образовательной деятельности — творческая деятельность, смысл которой — в её продуктивности, а продукт деятельности — то новое, что создано в её процессе, — это результат деятельности. Деятельность всегда предполагает создание нового — словесного текста, новой интерпретации музыкального текста.

Смысл и ценность деятельностного подхода состоит в том, что обучающийся:
1) не только получает готовые знания, но и добывает их сам; 2) познаёт новое в процессе выполнения профессионально полезных действий и операций; 3) реализует свой творческий потенциал; 4) самостоятельно выбирает способы деятельности для достижения поставленной цели — познавательной, исследовательской, творческой; 5) нацелен на рефлексивную деятельность, учится реально оценивать результаты своей деятельности. И главное — этот подход способствует самореализации личности в процессе учебной деятельности.

Очевидно, что и эти требования ФГОС и требования современной педагогики вполне согласуются с идеями герменевтического подхода и формирования герменевтической компетенции будущего музыканта и педагога.

Реализация рассматриваемой модели образования мыслится более всего в личностно ориентированном характере обучения.

Личностно ориентированное обучение — это обучение, создающее условия для полноценного проявления, формирования и развития личности в процессе обучения, оно подразумевает признание преподавателем самобытности и уникальности каждого ученика (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.С. Границкая, Л.М. Кустов, Н.В. Кустова, Г. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, Н.Е. Щуркова, И.С. Якиманская и др.), его права на «самоактуализацию» (А. Маслоу), позволяет направленно формировать личность музыканта-исполнителя и преподавателя в соответствии с запросами современного общества и условиями, в которых эта личность будет существовать в социуме после окончания вуза.

Главной целью личностно ориентированного подхода является сам обучаемый, его культура и творчество. Этот подход предполагает доброжелательное уважительное общение друг с другом, принятие разных точек зрения и позиций, позитивный настрой. Личностно ориентированное обучение создает условия для полноценного формирования и развития субъекта в процессе осмысления им картины мира социокультурной общности, поскольку:
1) изначально определяет обучающегося как активного субъекта учебной деятельности, предоставляет ему возможность задавать вопросы, не сдерживая при этом ни его активность, ни инициативу;
2) создает условия для становления таких личностных качеств, как способность к развитию творческого потенциала, познавательного интереса;
3) опирается на субъектный опыт обучающегося, таким образом актуализируя ранее полученные знания, умения и навыки (так, например, готовясь к занятию, преподаватель должен продумать то, какие содержательные характеристики по поводу сообщаемого им материала возможны в субъектном опыте учащихся);
4) максимально учитывает индивидуально-психологические особенности каждого обучающегося;
5) даёт обучающемуся возможность самостоятельно выбрать оптимальные стратегии усвоения учебного материала.

Избранный подход предполагает направленность на развитие творческого потенциала человека, на привлечение его к самостоятельной познавательной деятельности в индивидуальной, групповой и коллективной формах работы, требует включить в процесс обучения этнокультурологический материал, учитывая существование обучающегося в поликультурном обществе и мире.

Личностно ориентированный подход позволяет решить проблему взаимопонимания субъектов педагогического процесса, диктует основы формирования профессиональной компетентности педагога, совершенствования механизма смыслообразования в процессе освоения будущим педагогом гуманитарного знания, взаимодополнения ценностно-смыслового и логико-гносеологического планов, преодоления трафаретного подхода. Подчеркивая ценность для педагогики герменевтического метапринципа, учёные обоснованно связывают его с герменевтикой надежды.

Личностно ориентированный подход в обучении вполне органично коррелирует с компетентностным подходом и с герменевтической направленностью в организации подготовки музыканта и педагога.
А.Ф. Закирова [2001] подчёркивает, что особое значение герменевтический подход имеет в профессиональной подготовке будущего педагога, которому в современных социокультурных условиях предстоит не только воплощать готовые, заданные научные проекты в жизнь, но и, ориентируясь в текстовом семантическом поле инновационного поиска, интерпретировать социальный заказ, соотносить приоритеты социальных ценностей и норм с общекультурными и личностными смыслами, не допуская трафаретной схематизации и обезличивания знаний о человеке [6].

Формирование же герменевтической компетенции позволяет направить весь процесс на целостное понимание культурных общечеловеческих ценностей.

Личностно ориентированный и деятельностный подходы создают условия для саморазвития обучающихся и формирования у них наиболее актуальных в эпоху перемен и социальных катаклизмов навыков выбора вида деятельности и социальных ролей, активной продуктивной жизненной позиции.

Всё изложенное приводит нас к мысли о том, что в учебном плане подготовки музыканта — исполнителя и педагога — должен быть особый предмет, который сконцентрировал бы внимание и педагогов и студентов на герменевтическом подходе.

Конечно, формирование герменевтической компетенции процесс не одномоментный, и даже не односеместровый, он должен быть постоянным на протяжении всего обучения в вузе. Герменевтическая компетенция формируется в процессе сложения общекультурных компетенций, поскольку именно в ознакомлении с общекультурными ценностями и фактами истории кроется понимание общественных течений, тенденций, традиций. Герменевтическая компетенция формируется в процессе усвоения общепрофессиональных дисциплин, поскольку они закладывают основу понимания музыки и требовательного, но в то же время трепетного к ней отношения, дают понимание общего процесса развития музыкальной мысли с древнейших времён до наших дней.

Однако только специальный курс позволит последовательно ввести основы герменевтических знаний, осуществить тренировку в герменевтическом анализе музыкального текста под руководством наставника и в дискуссии с сокурсниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме / И.Г. Фомичева. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2004. — 242 с.
2 Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении : научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. — М. : Эйдос; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.
3 Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34-42.
4 Селевко Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. — 2004. — № 4 — С. 138-143.
5 Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза : монография / Г.А. Ларионова. — Челябинск, 2004. — 528 с.
6 Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики : монография / А.Ф. Закирова. — Тюмень : Тюменский государственный университет, 2001. — 152 с.
7 Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении : научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. — М. : Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. — 73 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code