2. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

1   2   3

2.1. Заполнение формы заявления о выдаче разрешения

2.2. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению

2.3. Представление документов в орган, выдающий разрешение

2.4. Получение разрешения

 

2.1. Заполнение формы заявления о выдаче разрешения

Для получения разрешения на выброс хозяйствующий субъект должен составить и представить в территориальный орган Росприроднадзора заявление (п. 10 Регламента). Официально утвержденной формы заявления нет, поэтому следует составить его самостоятельно, указав в нем приведенные ниже сведения. На практике территориальный орган Росприроднадзора может разработать собственную форму заявления, которая размещается на его сайте или информационном стенде. В таком случае рекомендуем воспользоваться данной формой.

В заявлении должны быть указаны (п. 10 Регламента):

— наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя.

Заявителям — юридическим лицам следует привести наименование организации, которое согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ должно содержать указание на организационно-правовую форму. Индивидуальным предпринимателям рекомендуем указать паспортные данные;

— юридический и почтовый адрес.

Организациям следует указать адрес юридического лица в соответствии с данными ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Индивидуальным предпринимателям рекомендуем указать адрес места жительства;

— контактный телефон;

— государственный регистрационный номер записи, подтверждающей факт внесения сведений о заявителе в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (т.е. ОГРН или ОГРНИП);

— идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

— реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины;

— опись представляемых материалов;

— сведения о местонахождении отдельных производственных площадок.

Заявление следует подписать руководителю организации (если оно подается от имени юридического лица) или индивидуальному предпринимателю, указав Ф.И.О. (для руководителя организации — также должность).

 

О составлении заявления в электронной форме см. в разделе материала о представлении документов в орган, выдающий разрешение.

 

2.2. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению

К заявлению о выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны прилагаться следующие документы (п. 10 Регламента):

1) утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям (абз. 3 п. 10 Регламента).

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 1 п. 9 Положения о нормативах выбросов). ПДВ — это норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

В случае невозможности соблюдения ПДВ организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, территориальные органы Росприроднадзора по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы (абз. 1 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 1 п. 7 Положения о нормативах выбросов). Временно согласованный выброс (ВСВ) — это временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного ПДВ (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). ВСВ устанавливаются на период поэтапного достижения ПДВ при условии соблюдения технических нормативов выбросов и при наличии плана уменьшения выбросов (абз. 2 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха, абз. 5 п. 7 Положения о нормативах выбросов).

Разработка ПДВ и ВСВ обеспечивается самим юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов, либо сторонней организацией по договору (п. 8 Положения о нормативах выбросов). Разработка нормативов осуществляется на основе (п. 8 Положения о нормативах выбросов):

— проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности);

— данных инвентаризации выбросов (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Необходимым условием для установления ПДВ является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 6 Положения о нормативах выбросов). Процедура выдачи санитарно-эпидемиологических заключений регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775. Порядок их выдачи также приведен в Приложении N 2 к Приказу Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (применяется в части, не противоречащей указанному Административному регламенту, — письмо Роспотребнадзора от 02.07.2013 N 01/7446-13-31). Формы бланков санитарно-эпидемиологических заключений утверждены Приказом Минздрава России от 27.10.2000 N 381.

Содержание нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению приведены в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987). Согласно п. 3.8.4 Методических рекомендаций нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. Порядок установления ПДВ и ВСВ установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минприроды России от 29.09.2015 N 414;

 

2) утвержденный в установленном порядке план снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденные органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ сроки поэтапного достижения нормативов ПДВ (утверждаются данным органом по представлению соответствующих территориальных органов Росприроднадзора — абз. 3 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха), а также информация о завершении этапов указанного плана (абз. 4 п. 10 Регламента).

Перечисленные документы требуется представлять в случае, если при установлении нормативов ПДВ выявлено, что их достижение заявителем не обеспечивается (абз. 4 п. 10 Регламента). Форма плана снижения выбросов приведена в Приложении N 3 к Регламенту.

План уменьшения выбросов разрабатывается и осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются ВСВ, с учетом степени опасности вредных (загрязняющих) веществ для здоровья человека и окружающей среды (абз. 4 п. 4 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

 

Уплата госпошлины за выдачу разрешения на выбросы

За выдачу разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должна уплачиваться госпошлина (п. 4 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Ее размер равен 3500 руб. (пп. 116 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 13 Регламента).

Госпошлина уплачивается до представления заявления о выдаче разрешения на выбросы (п. 13 Регламента). Она может быть уплачена в наличной или безналичной форме (абз. 1 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). В соответствии с п. п. 3 и 8 ст. 45 НК РФ госпошлина как сбор уплачивается организациями в безналичной форме. В таком случае документом, подтверждающим ее уплату, является платежное поручение с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов) о его исполнении (абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). При наличных расчетах через банк таким документом является квитанция (абз. 3 п. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Рекомендация: о возможности уплатить госпошлину наличными денежными средствами и представить в качестве подтверждающего документа квитанцию целесообразно узнать в территориальном органе Росприроднадзора.

Реквизиты для уплаты госпошлины могут быть приведены на сайтах территориальных органов Росприроднадзора или размещены на информационных стендах в их помещениях.

Следует обратить внимание, что для получения разрешения на выброс заявитель обязан уплатить госпошлину, однако прилагать к заявлению подтверждающий документ не требуется — данный документ не перечислен в п. 10 Регламента, требовать же от заявителя иные документы орган, выдающий разрешение, не вправе (п. 10.2 Регламента). Реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины, должны быть указаны в заявлении о выдаче разрешения (абз. 2 п. 10 Регламента).

Уплата госпошлины может подтверждаться также с помощью Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах. При наличии в системе информации об уплате госпошлины дополнительное подтверждение ее уплаты не требуется (абз. абз. 4 и 5 п. 3 ст. 333.18 НК РФ). Таким образом, заявитель вправе, но не обязан представлять в территориальный орган Росприроднадзора наряду с другими документами документ, подтверждающий уплату госпошлины.

 

Согласно абз. 3 п. 21.1 Регламента при регистрации заявления и прилагаемых документов заявителю возвращается один экземпляр заявления и подготовленной им описи.

Рекомендация: целесообразно составить и включить в пакет представляемых материалов также опись документов.

Территориальные органы Росприроднадзора не вправе требовать от заявителя иные документы, не предусмотренные Регламентом (п. 10.2 Регламента).

 

2.3. Представление документов в орган, выдающий разрешение

Заявление о выдаче разрешения на выбросы и прилагаемые к нему документы должны быть представлены заявителем в территориальный орган Росприроднадзора (п. 10 Регламента). Способы подачи документов в Регламенте не уточняются, однако представляется, что сделать это можно как непосредственно, так и направив комплект документов по почте. Предпочтительный вариант рекомендуем уточнить в территориальном органе Росприроднадзора.

При непосредственной подаче материалов представителем организации или индивидуального предпринимателя рекомендуем ему иметь доверенность, поскольку в абз. 2 п. 2 Регламента указано, что полномочия представителей, выступающих от имени хозяйствующих субъектов, должны подтверждаться доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.

Поступившие в территориальный орган Росприроднадзора документы регистрируются в течение одного рабочего дня (п. 15, абз. 2 п. 21.1 Регламента). Заявителю направляется (вручается, возвращается) один экземпляр заявления и описи документов с отметкой о дате их приема (абз. 3 п. 21.1 Регламента).

В приеме документов может быть отказано в случае, если заявление направлено лицом, которое не является организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. п. 2 и 11 Регламента).

Если представленные документы не соответствуют перечню, установленному в п. 10 Регламента (в который входит заявление и прилагаемые к нему документы), заявителю будет выслано письмо о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности (абз. 5 п. 21.1 Регламента). В таком случае рекомендуем подготовить недостающие документы и представить комплект материалов вновь.

 

Представление заявления о выдаче разрешения на выбросы и прилагаемых к нему документов в электронной форме

Заявление о выдаче разрешения и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем в электронном виде в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В этом случае все уведомления о ходе рассмотрения заявления, а также итоговые документы направляются заявителю в электронной форме, если иное не указано в заявлении (п. 18.1 Регламента).

Заявление может быть подано посредством заполнения формы заявления, размещенной на сайтах территориальных органов Росприроднадзора в разделе «Оказание государственных услуг в электронном виде», либо с использованием Единого портала госуслуг (www.gosuslugi.ru) (п. 18.2 Регламента). О возможности представить заявление в электронной форме рекомендуем предварительно узнать в территориальном органе Росприроднадзора.

В электронном заявлении отмечается способ получения разрешения: в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении, либо в виде электронного образа документа, который направляется ему по электронной почте (п. 18.4 Регламента).

Рассмотрение заявлений, полученных в электронной форме, происходит в том же порядке, что и заявлений, полученных лично от заявителей (п. 18.3 Регламента).

 

2.4. Получение разрешения

В течение 30 рабочих дней (при получении нового разрешения после реорганизации — 10 рабочих дней) с момента регистрации материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора принимает решение (п. 8.1 Регламента):

— о выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

либо

— об отказе в выдаче данного разрешения.

 

Основанием для оформления разрешения является подписанный в установленном порядке приказ территориального органа Росприроднадзора о выдаче разрешения на выброс (абз. 6 п. 21.1 Регламента). Разрешение оформляется по форме, приведенной в Приложении N 2 к Регламенту, в течение 5 рабочих дней (при получении нового разрешения в случае реорганизации — 2 рабочих дней) с даты регистрации приказа (абз. 7 п. 21.1 Регламента). Приложениями к разрешению являются (Приложение N 2 к Регламенту):

— перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух;

— условия действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам.

В настоящее время форма разрешения на выброс заполняется без поквартальной разбивки нормативов выбросов (письмо Росприроднадзора от 11.03.2011 N ВК-08-02-36/2560).

Разрешение подписывается руководителем территориального органа Росприроднадзора либо лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати (абз. 9 п. 21.1 Регламента). Разрешение оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, а второй хранится в территориальном органе Росприроднадзора в течение пяти лет (абз. 10 п. 21.1 Регламента).

Заявитель по телефону информируется о готовности разрешения и о времени его выдачи. Разрешение выдается заявителю либо его представителю по доверенности (абз. 11 п. 21.1 Регламента).

 

Отказ в выдаче разрешения на выбросы

Основанием для отказа в выдаче разрешения является наличие в составе материалов заявителя (т.е. в заявлении и прилагаемых к нему документах) искаженных сведений или недостоверной информации (п. 12 Регламента). В таком случае заявителю направляется письмо об отказе в выдаче разрешения с указанием конкретных причин отказа и обоснованием несоответствия материалов законодательству РФ (п. 21.1 Регламента).

Дополнительная информация о возможных действиях заявителя при отказе в выдаче разрешения на выброс либо в случае, если разрешение не выдано в установленный срок

Если заявителю было отказано в выдаче разрешения на выброс (по основаниям, не предусмотренным Регламентом) или оно не было выдано в установленный срок, соответствующие нарушения территориального органа Росприроднадзора можно обжаловать в судебном порядке.

Обращаться следует в арбитражный суд. Заявление при этом будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ. Обжаловать действие (бездействие) можно в срок, установленный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ). В ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ приведен примерный перечень нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу (т.е. территориальное управление Росприроднадзора), а если обжалуется решение руководителя этого органа — в вышестоящий орган (т.е. в сам Росприроднадзор) (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ).

Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840.

Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти порядка предоставления госуслуги, повлекшее ее непредоставление либо предоставление с нарушением установленных сроков, влечет наложение на указанное лицо административного штрафа (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ). Штраф предусмотрен и за требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством РФ (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ). Административная ответственность в указанных случаях наступает, если действия должностного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.

 

Обратите внимание!

Помимо получения разрешения на выбросы, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха). Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255. Эти Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г. Указанным Постановлением утверждены также Изменения, которые вносятся в данные Правила. Некоторые из таких изменений вступают в силу с 1 января 2019 г., другие — с 1 января 2020 г.

1   2   3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code