Получение разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ГОСУСЛУГАМ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАДИОАКТИВНЫХ) В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА ОБЪЕКТАХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАДЗОРУ

 

  1. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Общая информация

1.1. Нормативное регулирование

1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

  1. Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

2.1. Заполнение формы заявления о выдаче разрешения

2.2. Подготовка документов, прилагаемых к заявлению

2.3. Представление документов в орган, выдающий разрешение

2.4. Получение разрешения

  1. Дополнительные процедуры, осуществляемые после получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

3.1. Получение нового разрешения после реорганизации

3.2. Получение дубликата разрешения

 

  1. РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫБРОС ВРЕДНЫХ (ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ) ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.1. Нормативное регулирование

1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

 

1.1. Нормативное регулирование

Порядок получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух регулируется:

— ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Закон об охране атмосферного воздуха);

— Положением о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 183) (далее — Положение о нормативах выбросов);

— Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) (утв. Приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650) (далее — Регламент).

 

Обратите внимание!

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ поэтапно вводится новая система нормирования воздействия на окружающую среду. Так, с 1 января 2015 г. объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории. Отнесение объекта к соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет (п. 4 ст. 1 указанного Закона). С 1 января 2019 г. вместо получаемого в настоящее время разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в зависимости от категории объекта необходимо будет получить комплексное экологическое разрешение либо представить декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 16 ст. 1 указанного Закона).

 

1.2. Случаи, в которых необходимо получение разрешения на выброс

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником осуществляется на основании разрешения, выданного уполномоченным органом. Данным разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Согласно абз. 3 п. 1 Регламента в разрешении определяется количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

Вредное (загрязняющее) вещество — это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Закон об охране атмосферного воздуха не содержит определения выброса вредных (загрязняющих) веществ. Однако в ст. 1 данного Закона указано, что загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Рассматриваемый порядок получения разрешений охватывает случаи выброса в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) стационарными источниками, которые находятся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В таких случаях разрешение на выброс выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов), и порядок его выдачи регулируется Регламентом (п. 1 Регламента). В иных случаях разрешение получается в особом порядке.

Стационарный источник выброса — это любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый либо функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, признаются стационарными («Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333)).

Федеральный государственный экологический надзор осуществляется в отношении объектов, которые находятся в соответствии с законодательством РФ в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Критерии определения таких объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903. Кроме того, приказами Минприроды России согласно п. 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426) утверждены списки конкретных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

 

Особый порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Рассматриваемый в данном материале порядок получения разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не распространяется на следующие случаи:

1) выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. В этом случае разрешение на выброс выдается органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими госуправление в области охраны окружающей среды (абз. 5 п. 9 Положения о нормативах выбросов). Порядок выдачи таких разрешений устанавливается нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, в Московской области распоряжением Министерства экологии и природопользования от 24.07.2013 N 335-РМ утвержден Административный регламент, который конкретизирует процедуру выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

2) выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности. В этом случае выброс осуществляется на основании разрешения, выдаваемого территориальными органами Ростехнадзора (абз. 4 п. 9 Положения о нормативах выбросов). Порядок выдачи таких разрешений регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 19.10.2012 N 594;

3) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. Порядок выдачи разрешений в данном случае должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (п. 2 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Однако в настоящее время он не установлен, на что обращают внимание и суды (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2010 N А75-5048/2010, от 30.09.2009 N А46-10383/2009).

Кроме того, для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов определяются не предельно допустимые выбросы, а технические нормативы выбросов (п. 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха), которые устанавливаются техническими регламентами (п. 3 Положения о нормативах выбросов). Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, должны проходить регулярную проверку на соответствие выбросов техническим нормативам (п. 4 ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха). Так, проверки автотранспортных средств осуществляются во время их техосмотра (пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 83 «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»). То есть получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ для транспортных и иных передвижных средств не требуется.

 

Обратите внимание!

Помимо выброса вредных (загрязняющих) веществ, получение разрешения требуется также в случае осуществления вредных физических воздействий на атмосферный воздух (п. 3 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Таким воздействием признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду (ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Порядок выдачи таких разрешений должен быть утвержден Минприроды России совместно с Минздравом России (п. 2 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183).

 

1.3. Лица, которые должны получить разрешение, уполномоченный орган, выдающий его, и срок действия разрешения

Лица, которые должны получить разрешение на выбросы

Исходя из п. 1 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха, получать разрешение должны лица, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух посредством стационарных источников.

В п. 2 Регламента конкретизируется, что в порядке, предусмотренном данным Регламентом, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящиеся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Ситуация из практики — кто должен получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной деятельности на арендованном объекте?

Если хозяйственная деятельность, приводящая к выбросу вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ведется на арендованном объекте, получать соответствующее разрешение (и нести ответственность в случае его отсутствия) должно лицо, непосредственно осуществляющее данную деятельность с использованием источника выбросов, т.е. арендатор. Такой подход отражен в судебной практике. В Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2009 N А03-4478/2009, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 N А68-116/11 указано, что разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается конкретному лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность. При этом не имеет правового значения, кто является собственником источника выброса, определяющую роль играет субъект деятельности, в результате которой совершается выброс. В Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 N 18АП-9745/2010 также подчеркивается, что поскольку обязанность получения разрешения на выброс возложена законом на хозяйствующий субъект, совершающий его в процессе своей деятельности, то возложение ответственности за осуществление выброса без разрешения на лицо, предоставляющее в аренду имущество, незаконно (Постановлением ФАС Уральского округа от 03.02.2011 N Ф09-11599/10-С1 данное Постановление оставлено без изменения).

Однако отметим, что существует судебный акт, подтверждающий противоположную позицию, — привлечение арендатора к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в случае, если действующее разрешение на выброс имеется у арендодателя, незаконно. Суд указал, что формально наличие разрешения на выброс, пусть и выданного иному лицу, но в отношении рассматриваемых источников загрязнения, исключает наличие в действиях арендатора объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 N 18АП-12460/2011).

 

Уполномоченный орган, выдающий разрешение

Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух посредством стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, выдается территориальными органами Росприроднадзора (абз. 3 п. 9 Положения о нормативах выбросов. О том, что в Российской Федерации осуществляется государственный экологический надзор, а не контроль, см. в разделе материала о случаях, в которых необходимо получение разрешения).

Разрешение выдается территориальными органами Росприроднадзора по месту расположения источников выбросов (абз. 1 п. 6.1 Регламента). Перечень территориальных органов Росприроднадзора с указанием их контактной информации приведен в Приложении N 1 к Регламенту.

 

Срок действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

В соответствии с п. 1.1 Регламента срок действия разрешения равен:

— при наличии утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при условии, что их достижение обеспечивается) — сроку действия данных нормативов. Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, применения новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (п. 3.8.4 Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха (письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437) (далее — Методические рекомендации));

— при наличии установленных временно согласованных выбросов (ВСВ), если нормативы ПДВ не обеспечиваются, — одному году с даты выдачи разрешения;

— для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов, при наличии в составе утвержденной проектной документации на строительство или реконструкцию нормативов ПДВ (установленных в том числе на период ведения строительных работ) — сроку ведения строительных работ в соответствии с утвержденной документацией или сроку достижения проектных показателей (но не более 2 лет).

 

1.4. Последствия выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения

При отсутствии разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также нарушении условий, предусмотренных в разрешении, выброс может быть ограничен, приостановлен или прекращен (п. 5 ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Соответствующий порядок установлен Положением об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 N 847. Согласно п. п. 4 и 6 данного Положения в случае отсутствия разрешения на выброс государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие госконтроль за охраной атмосферного воздуха, выдают предписание о приостановлении выброса. Оно выносится на основании протокола о нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха (п. 7 указанного Положения), является обязательным для исполнения и может быть обжаловано в суд (п. 8 указанного Положения).

 

Административная ответственность

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

— для граждан — от 2000 до 2500 руб.;

— для должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);

— для юридических лиц — от 180 000 до 250 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Ситуация из практики — при каких условиях организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения?

При привлечении организации (индивидуального предпринимателя) к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ важным является вопрос об обстоятельствах правонарушения, которые установил орган, осуществляющий государственный экологический контроль, и исходя из которых происходит привлечение к ответственности. В судебной практике существуют две точки зрения относительно объема обстоятельств, которые должны быть установлены и доказаны для привлечения к ответственности за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения.

Согласно первой позиции, предусмотренный в ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ состав правонарушения является формальным и привлечение к ответственности правомерно при установлении самого факта выброса без разрешения. При этом не имеет значения уровень выбросов и то, произошел ли выброс вредных веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Отсутствие актов замеров, определения размера ущерба для привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ правового значения также не имеет. Такой подход выражен, в частности, в следующих судебных актах:

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2010 N А21-6150/2009;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.02.2010 N А56-46639/2008;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2009 N А21-5176/2009 (Определением ВАС РФ от 04.03.2010 N ВАС-1996/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-1357/2009 (Определением ВАС РФ от 30.09.2009 N ВАС-12176/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Поволжского округа от 13.09.2010 N А57-25112/2009 (Определением ВАС РФ от 08.12.2010 N ВАС-16459/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 N А55-9562/2008;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.04.2010 N А32-24767/2009-59/556;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2010 N А63-4561/2009-С6-25.

В соответствии со второй точкой зрения по данному вопросу загрязнением атмосферного воздуха признается поступление в него (образование в нем) вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества воздуха (такое определение содержится в ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха). Для привлечения лица к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ уполномоченный орган должен доказать, что выброс производился в концентрациях, превышающих указанные нормативы. В отсутствие доказательств превышения нормативов (конкретизация выброшенных вредных веществ, изъятие проб воздуха, лабораторные исследования степени концентрации вредных веществ) привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ неправомерно. Такие выводы содержатся, в частности, в следующих судебных актах:

— Постановление ФАС Центрального округа от 19.10.2009 N А62-1200/2009;

— Постановление ФАС Центрального округа от 14.10.2009 N А62-1205/2009;

— Постановление ФАС Центрального округа от 12.10.2009 N А62-1204/2009;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2009 N А05-13012/2008;

— Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.10.2010 N А03-1606/2010 (Определением ВАС РФ от 17.02.2011 N ВАС-1366/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

— Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2009 N А12-11880/2009;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 N А39-3239/2007.

Необходимо отметить, что Президиум ВАС РФ в Постановлении от 31.05.2011 N 17254/10 указал, что выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения — выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Данный вывод уже повлиял на судебную практику — имеются акты судов апелляционной инстанции, в которых также указано, что необходимым условием для привлечения к административной ответственности является доказанность факта превышения концентрации вредных веществ над установленными нормативами. При этом выводы судов обосновываются в том числе ссылкой на позицию, высказанную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 17254/10 (см., например, Постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 N А17-2748/2011, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2012 N А12-6444/2012, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 15АП-4093/2012).

В связи с этим рекомендуем лицу, привлекаемому к ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, обратить внимание, на основании каких доказательств орган, осуществляющий государственный экологический контроль, принимает соответствующее решение. Если превышение концентрации вредных веществ не доказано путем отбора проб воздуха, проведения их лабораторных исследований, то постановление органа, привлекшего лицо к ответственности, можно обжаловать в судебном порядке. Учитывая позицию Президиума ВАС РФ и то, как она повлияла на складывающуюся судебную практику, шансы на успешное обжалование в таком случае велики.

 

Ситуация из практики — к какой ответственности должно быть привлечено лицо, осуществляющее выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, если в имеющемся у него разрешении были указаны не все источники выброса или не все вредные (загрязняющие) вещества, выброс которых производился?

В части 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, а в ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ — за нарушение условий разрешения. При этом суммы штрафов по ч. 2 ст. 8.21 Кодекса ниже, чем за осуществление выброса без разрешения.

Согласно существующей судебной практике осуществление выброса из источника, не включенного в имеющееся разрешение наряду с другими источниками загрязнения, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, так же как и за осуществление выброса в отсутствие разрешения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 N А32-55976/2009-11/1259-75АЖ, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2009 N А27-8071/2009). К такой же ответственности привлекается лицо, которое осуществляет выброс вредного вещества, не указанного в имеющемся у него разрешении (Постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2010 N А14-4394-2010/136/22). Ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ в данном случае неприменима.

 

Уголовная ответственность

За нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ (в том числе за их выброс без наличия разрешения), повлекшее загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, ч. 1 ст. 251 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штраф до 80 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

— лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;

— обязательные работы на срок до 360 часов;

— исправительные работы на срок до одного года;

— арест на срок до трех месяцев.

 

Если указанное деяние повлекло за собой по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 251 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф в размере до 200 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

— обязательные работы на срок до 480 часов;

— исправительные работы на срок до двух лет;

— принудительные работы на срок до двух лет;

— лишение свободы на срок до двух лет.

 

За то же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека, предусмотрена уголовная ответственность по ч. 3 ст. 251 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— принудительные работы на срок от двух до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет.

1   2   3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code