Об утверждении Методических указаний по составлению инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 сентября 2016 г. N 1864р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ СЦБ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

В целях совершенствования технологии составления, согласования и утверждения инструкций о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожных станциях ОАО «РЖД»:

  1. Утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2016 г. прилагаемые Методические указания по составлению инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции (далее — Методические указания).
  2. Начальникам структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры, а также руководителям причастных филиалов ОАО «РЖД» обеспечить:

а) изучение и проверку знаний работниками настоящих Методических указаний;

б) соблюдение установленного порядка составления, согласования и утверждения инструкций о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожных станциях ОАО «РЖД».

  1. Признать утратившими силу с 1 ноября 2016 г.:

а) распоряжение ОАО «РЖД» от 25 декабря 2008 г. N 2815р «Об утверждении Методических указаний по составлению инструкций о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции»;

б) подпункты 2 и 3 пункта 3 Изменений в Инструкцию по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 27 сентября 2010 г. N 2013р.

  1. Пункты 4 и 5 раздела III (приложения к техническо-распорядительному акту) Инструкции по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 15 марта 2005 г. N ХЗ-3801, изложить в следующей редакции:

«4. Инструкция о порядке пользования устройствами СЦБ».

«5. Инструкция о порядке пользования устройствами горочной механизации и автоматизации. Для немеханизированных горок данное приложение не разрабатывается».

Первый вице-президент ОАО «РЖД» А.А.КРАСНОЩЕК

 

Утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 12 сентября 2016 г. N 1864р

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ УСТРОЙСТВАМИ СЦБ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

  1. Область применения

1.1. Настоящие Методические указания устанавливают требования к построению, содержанию и изложению Инструкции о порядке пользования устройствами сигнализации, централизации и блокировки (далее — СЦБ) на железнодорожной станции, разъезде, обгонном пункте, путевом посту ОАО «РЖД» (далее — станция), а также внесению в этот документ изменений и дополнений.

Требования к построению, содержанию и изложению Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции (далее — Инструкция) для станций, оборудованных устройствами ключевой зависимости стрелок и сигналов, устанавливаются начальником железной дороги.

 

  1. Общие положения

2.1. Инструкция является приложением к техническо-распорядительному акту железнодорожной станции (далее — ТРА) и должна содержать общие сведения о действующих устройствах СЦБ на станции и прилегающих перегонах, определять порядок и последовательность действий работников, связанных с пользованием устройствами СЦБ на железнодорожной станции.

Не допускается включать в Инструкцию сведения об устройствах СЦБ, не введенных в действие.

Исходными документами для составления Инструкции, как правило, являются: Типовые инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ (для систем СЦБ, выполненных на базе аппаратно-программных средств), Типовые материалы для проектирования, рабочие проекты на устройства СЦБ железнодорожной станции и прилегающих перегонов, руководства по эксплуатации на системы СЦБ, а также другие документы, регламентирующие порядок пользования устройствами и системами СЦБ. В Инструкции допускается делать ссылки на нормативные правовые акты Минтранса России, нормативные документы ОАО «РЖД», приказы начальника железной дороги, его заместителей с указанием реквизитов ссылочного документа. Не допускается изложение полного содержания этих документов в Инструкции. Документы, на которые в Инструкции сделаны ссылки, должны храниться в дистанции СЦБ.

2.2. В настоящих Методических указаниях применены следующие термины с соответствующими определениями:

аутентичный документ — документ, одинаковый с исходным по содержанию и различный по формату и (или) кодам данных;

копия документа — документ, выполненный способом, обеспечивающим идентичность с контрольным экземпляром (подлинником), на котором в соответствии с установленным порядком проставлены необходимые реквизиты;

подлинник документа — документ, завизированный подлинными подписями должностных лиц, которым предоставлено право согласования и утверждения;

реквизит документа — сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, включающие название документа, его номер, дату и информацию о лице (органе, организации), его утвердившем (подписавшем);

учтенная копия документа — копия документа взятая на учет предприятием — держателем подлинника документа;

электронная копия документа — копия документа, созданная с помощью средств вычислительной техники, представленная на электронном носителе;

электронный носитель — материальный носитель, используемый для записи, хранения и воспроизведения информации, обрабатываемой с помощью средств вычислительной техники.

2.3. Применительно к станциям, расположенным на участках с диспетчерской централизацией, Инструкция составляется для режима резервного управления.

Для станций, с которых осуществляется управление соседними станциями, Инструкция должна содержать раздел (разделы) для режима дистанционного управления соседними станциями.

Для крупных станций, имеющих более одного поста электрической централизации, разрешается составлять отдельные Инструкции для каждого такого поста.

На станциях, имеющих отдельные маневровые посты, начальнику станции разрешается делать выписки из общей Инструкции для дежурных таких маневровых постов. При этом ответственность за своевременную сверку выписок и внесение в них изменений несет начальник станции.

2.4. При строительстве, реконструкции систем электрической централизации, Инструкция должна быть составлена и утверждена в установленном порядке не менее чем за месяц до ввода этих систем в эксплуатацию.

2.5. Инструкция составляется с использованием текстового редактора Word, в том числе в АРМ-ВТД, работником бригады по ведению технической документации дистанции СЦБ или другим работником, назначенным приказом начальника дистанции СЦБ, ответственным за составление Инструкций, сверку, правильное и своевременное внесение изменений и дополнений в контрольные экземпляры Инструкций и в учтенные копии.

Проект Инструкции на бумажном носителе подписывается начальником дистанции СЦБ, начальником станции и проверяется ревизором движения Центра организации работы железнодорожных станций.

2.6. Для станций, входящих в перечень станций, ТРА которых утверждает начальник дирекции управления движением, инструкция согласовывается:

начальником центра организации работы железнодорожных станций;

начальником службы движения дирекции управления движением;

начальником службы автоматики и телемеханики дирекции инфраструктуры;

главным ревизором железной дороги по безопасности движения поездов.

Инструкция утверждается главным инженером железной дороги.

2.7. Для станций, ТРА которых утверждает начальник центра организации работы железнодорожных станций, Инструкция согласовывается <*>:

начальником центра организации работы железнодорожных станций;

заместителем начальника дирекции инфраструктуры — начальником отдела инфраструктуры;

заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов (по территориальному управлению).

———————————

<*> Полномочия по согласованию и/или утверждению Инструкции могут быть возложены на иных должностных лиц подразделений железной дороги, дирекции инфраструктуры, в соответствии с распоряжением о распределении обязанностей.

 

Инструкция утверждается заместителем главного инженера железной дороги (по территориальному управлению).

Утвержденный экземпляр (подлинник) Инструкции имеет статус контрольного экземпляра и используется как исходный для получения копий.

После утверждения Инструкции файл с ее электронной версией переносится в папку «Контрольные экземпляры» АРМ-ВТД.

2.8. Работник бригады по ведению технической документации дистанции СЦБ в течение трех дней после получения утвержденного экземпляра Инструкции изготавливает три бумажные и электронную копию подлинника. Формат электронной копии Инструкции определяется требованиями к формату файлов программно-технологического комплекса ведения базы данных техническо-распорядительных актов железнодорожных станций (далее — АС ТРА).

Каждой копии Инструкции присваивается номер, и она регистрируется в журнале учета. Имя файла электронной копии Инструкции должно содержать присвоенный ей номер. Форма журнала учета приведена в приложении N 1.

На каждый лист подлинника Инструкции проставляется штамп «Экземпляр дистанции», а бумажной копии — «Учтенная копия N __».

2.9. Учтенные копии Инструкции, а также извещения об изменении к ней передаются под роспись:

начальнику железнодорожной станции (бумажная копия);

дежурному по железнодорожной станции (бумажная копия);

старшему электромеханику СЦБ (бумажная копия);

инженеру (станции или центра по организации работы железнодорожных станций), ответственному за ведение ТРА (электронная копия).

Учтенные копии Инструкции могут выдаваться и другим работникам в порядке, установленном на железной дороге.

Места хранения учтенных копий Инструкции определяются руководителями подразделений держателей учтенных копий (дистанции СЦБ, железнодорожной станции). Места хранения контрольного экземпляра Инструкции определяется согласно требованиям инструкции [1].

2.10. Изменения в Инструкцию оформляются извещением об изменении Инструкции. Рекомендуемая форма извещения об изменении Инструкции приведена в приложении N 2.

Порядок согласования, утверждения, учета, передачи и хранения выпущенных извещений об изменении Инструкции аналогичен порядку при ее разработке.

2.11. Основанием для внесения изменений (исправления, исключения, дополнения) в Инструкцию являются:

изменения требований нормативных правовых актов Минтранса России, нормативных документов ОАО «РЖД», устанавливающих основные положения по технической эксплуатации железнодорожного транспорта и порядок действий работников при его эксплуатации;

организационно-распорядительные документы начальника железной дороги, заместителя начальника железной дороги по территориальному управлению, касающиеся вопросов порядка пользования устройствами СЦБ на данной станции;

изменение путевого развития станции, устройств СЦБ, а также изменение порядка приема, отправления поездов или производства маневровой работы на данной станции;

ошибки, опечатки, неправильные сведения о действующих устройствах СЦБ, отсутствие отдельных требований обеспечения безопасности движения, обнаруженные при пользовании Инструкцией.

Изменения в Инструкцию могут вноситься также на основании требований, зафиксированных в книге ревизорских указаний (формы РБУ-8), но только по вышеуказанным основаниям с обязательной ссылкой на них.

При временных изменениях устройств СЦБ на железнодорожной станции и/или прилегающих перегонах составляется изменение в действующую Инструкцию или отдельная временная Инструкция с указанием срока действия.

Извещения об изменении Инструкции должны быть утверждены до включения устройств СЦБ в действие или их демонтажа.

При подготовке изменений в Инструкцию с файла, находящегося в АРМ-ВТД, делается электронная копия и помещается из папки «Контрольные экземпляры» в папку «Рабочие экземпляры».

Средствами текстового редактора в электронную копию контрольного экземпляра Инструкции вносятся необходимые изменения, оформленные в порядке, приведенном в приложении N 3.

2.12. Работник бригады по ведению технической документации дистанции СЦБ, после получения утвержденного экземпляра извещения об изменении Инструкции:

изготавливает бумажные копии извещения об изменениях и листы Инструкции с внесенными изменениями в количестве учтенных копий;

изготавливает электронную копию контрольного экземпляра Инструкции с внесенными изменениями;

регистрирует копии извещений об изменении и электронную копию Инструкции в журнале учета;

файл, находящийся в папке «Контрольные экземпляры», перемещает в папку «Архив», на его место в базу данных АРМ-ВТД помещает исправленный файл Инструкции.

2.13. Копии извещений об изменении Инструкции с приложением к ним измененных листов передаются под роспись начальнику станции и старшему электромеханику СЦБ. Инженеру (станции или центра по организации работы железнодорожных станций), ответственному за ведение ТРА, передается бумажная копия извещения об изменении Инструкции с приложением к ней актуальной электронной копии контрольного экземпляра Инструкции (с внесенными изменениями).

2.14. Изменения в бумажную учтенную копию Инструкции вносятся путем замены листов, содержащих заменяемый (исправляемый, дополняемый) текст, рисунок или таблицу.

Изменения в Инструкцию в базе данных АС-ТРА вносятся путем замены файла с электронной версией Инструкции на актуальный файл (с изменениями).

2.15. Ответственным за организацию работ по подготовке и внесению изменений в контрольный экземпляр Инструкции и учтенные копии, находящиеся у работников дистанции СЦБ, является начальник дистанции СЦБ.

Ответственным за организацию работ по внесению изменений в учтенные экземпляры Инструкции, находящиеся у работников станции, замене электронной версии Инструкции в базе данных АС-ТРА является начальник станции.

2.16. Выверку соответствия контрольного экземпляра Инструкции фактическому состоянию устройств СЦБ ежегодно по состоянию на 1 декабря производят начальник (заместитель начальника) дистанции СЦБ и начальник (заместитель начальника) станции. Результаты оформляются записью «соответствует действующим устройствам» на последнем листе контрольного экземпляра Инструкции и заверяются личными подписями.

Выверка соответствия учтенных копий Инструкции контрольному экземпляру выполняет работник бригады по ведению технической документации дистанции СЦБ. После выверки, работник бригады по ведению технической документации дистанции СЦБ на последнем листе учтенной копии Инструкции ставит штамп «соответствует контрольному экземпляру на 01.12… г.» или «соответствует экземпляру дистанции на 01.12… г.» и заверяет своей подписью.

Сведения о произведенной выверке Инструкции, формализованной в АС ТРА, с указанием фамилии, инициалов и должностей руководителей, подписавших результаты сверки, вводятся в АС ТРА инженером, ответственным за ведение ТРА.

2.17. Составление новой редакции Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на станции производится один раз в 10 лет или при модернизации, замене устройств СЦБ на станции и/или прилегающих перегонах, повлекшей за собой изменение порядка пользования устройствами СЦБ на данной станции.

 

  1. Требования к построению, содержанию и изложению Инструкции

3.1. Общие положения

3.1.1. Инструкция, как правило, состоит из введения и следующих разделов:

общие сведения об устройствах СЦБ на станции;

аппараты управления и контроля;

прием и отправление поездов, производство маневров;

порядок пользования отдельными устройствами СЦБ;

порядок выключения и включения устройств СЦБ;

содержание устройств СЦБ;

действия дежурного по станции при нарушении нормальной работы устройств СЦБ;

действия дежурного по станции в экстремальных ситуациях.

В системах железнодорожной автоматики и телемеханики, имеющих в своем составе программно-аппаратные комплексы, допускается в состав Инструкции включать и другие разделы.

3.1.2. Введение излагают без заголовка, оно содержит:

назначение Инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на станции;

другие сведения (при необходимости).

3.2. Раздел «Общие сведения об устройствах СЦБ на станции»

3.2.1. Раздел содержит сведения о наименовании, классификационных признаках системы централизации на станции по виду элементной базы (релейная, релейно-процессорная, микропроцессорная), по принципу управления (раздельное или маршрутное управление, дистанционное управление) и включает подразделы:

состав устройств СЦБ на станции;

рельсовые цепи;

стрелки электрической централизации;

светофоры и маршрутные указатели;

устройства СЦБ на прилегающих перегонах;

путевые устройства локомотивной сигнализации;

электроснабжение.

При наличии на станции железнодорожных переездов, пешеходных переходов, районов местного управления стрелками, устройств дистанционного ограждения состава, закрепления составов, речевых информаторов и т.п., в состав раздела включают подразделы, содержащие общие сведения о таких устройствах, или приводят ссылки на отдельные местные инструкции, руководства по эксплуатации, составленные и утвержденные установленным в ОАО «РЖД» порядком.

3.2.2. Подраздел «Состав устройств СЦБ на станции» содержит наименования, обозначения и места расположения составных частей электрической централизации и связанных с ней устройств в виде структурной схемы управления устройствами СЦБ на станции (приложение N 4).

3.2.3. Подраздел «Рельсовые цепи» содержит общую информацию об электрической изоляции путей, стрелочных изолированных участках, участках пути, о режимах работы рельсовых цепей на станции и прилегающих перегонах, однониточных рельсовых цепях, участках, не обтекаемых сигнальным током, рельсовых цепях повышенного риска (регулярное применение песка локомотивами, погрузка сыпучих грузов, налив нефтепродуктов, малодеятельных и др.). При использовании на станции или прилегающих перегонах систем счета осей в подраздел включают соответствующую информацию.

3.2.4. Подраздел «Стрелки электрической централизации» содержит сведения о режимах работы электропривода, контроле положения, условиях и последовательности перевода и замыкания стрелок (в том числе стрелок с непрерывной поверхностью катания) при маршрутном и индивидуальном управлении, информацию о времени перевода, контроле тока электродвигателя на аппарате управления. Приводят сведения о стрелках с автоматическим возвратом в охранное положение (в том числе сбрасывающих), о вспомогательном режиме перевода стрелок.

При наличии устройств пневмоочистки остряков стрелок и/или электрообогрева стрелочных переводов приводят сведения о таких устройствах.

3.2.5. Подраздел «Светофоры, маршрутные указатели» содержит сведения об их конструкции (мачтовые, карликовые, на консолях и т.п.), условиях открытия, изменении разрешающих показаний, перекрытия светофоров, маршрутных указателей.

Описывают особенности эксплуатации маршрутных указателей, пригласительных сигналов, маневровых светофоров, используемых в качестве заградительных. Приводят сведения о светофорах с двухнитевыми лампами, имеющими контроль переключения на резервную нить, светодиодными светооптическими системами, режимах «день», «ночь», «снижение напряжения».

3.2.6. Подраздел «Устройства СЦБ на прилегающих перегонах» содержит сведения о системах интервального регулирования, которыми оборудованы прилегающие к станции перегоны (автоматическая блокировка, полуавтоматическая блокировка и т.п.). При наличии на прилегающих перегонах устройств переездной сигнализации, пешеходных переходов, контроля подвижного состава на ходу поезда, систем автоматического управления торможением поезда, систем контроля свободности перегона методом счета осей и т.п., приводят общие сведения об этих устройствах.

3.2.7. Подраздел путевые устройства локомотивной сигнализации содержит сведения о рельсовых цепях, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией с указанием направления кодирования, о зависимости сигналов АЛСН (АЛС-ЕН) от показаний впереди стоящих по маршруту поездных светофоров на станции.

3.2.8. Подраздел «Электроснабжение» содержит информацию о системе электропитания устройств СЦБ на станции, внешних и автономных источниках электропитания, назначении устройств бесперебойного питания, дизель-генераторных установок, щитов выключения питания и сведения о возможном влиянии переключения (отключения) источников внешнего электроснабжения на работу устройств СЦБ на станции.

3.3. Раздел «Аппараты управления и контроля»

3.3.1. Раздел содержит:

описание применяемых на станции аппаратов управления и контроля (количество и типы пультов, табло или автоматизированных рабочих мест дежурного по станции (далее — АРМ ДСП));

перечень всех кнопок или их групп (например, кнопки с зеленой головкой, с литером соответствующего светофора, или кнопки с черной головкой с наименованием пути), тумблеров, коммутаторов, других средств управления устройствами СЦБ с указанием их обозначения на пульте и полного наименования, конструктивных особенностей (двухпозиционные без фиксации, с фиксацией, со счетчиком, с устройством для пломбирования и т.п.), функций и исходного (нормального) положения для систем с кнопочными панелями управления устройствами СЦБ на станции;

описание АРМ ДСП, перечня команд управления с указанием наименования, обозначения и функций для программно-аппаратных (микропроцессорных, релейно-процессорных) систем управления устройствами СЦБ;

перечень всех средств визуальной индикации и звуковой сигнализации на табло или мониторе АРМ ДСП (элементов путевого развития, стрелок, светофоров, участков приближения (удаления) и других устройств) с указанием наименования, обозначения, индикации исходного состояния, индикации и сигнализации в процессе нормальной работы и при нарушении нормальной работы контролируемых устройств СЦБ. Для систем электрической централизации, выполненных на базе программно-аппаратных средств, перечни должны оформляться в виде таблиц с цветными иллюстрациями символов графических отображений состояния объектов и расшифровкой этих символов.

3.3.2. В раздел включают сведения о назначении, расположении и сериях ключей-жезлов (в том числе на соседних станциях), о назначении, размещении, наименовании курбельных рукояток и другую необходимую для управления устройствами СЦБ информацию.

3.4. Раздел «Прием и отправление поездов, производство маневров»

3.4.1. Раздел не должен повторять содержания соответствующих глав Правил [2] или их приложений, а также пунктов ТРА станции.

Раздел содержит подразделы:

эксплуатационные ограничения;

таблицы маршрутов;

прием и отправление поездов;

смена направления движения на перегонах;

производство маневров;

отмена маршрута;

отправление и прием поезда с ключом-жезлом.

При наличии на станции или на участках приближения (удаления) железнодорожных переездов, оборудованных устройствами автоматической переездной сигнализации, в раздел вводят подраздел «увязка с автоматической переездной сигнализацией», в котором указывают вид переездной сигнализации, органы управления, контроль состояния, порядок оповещения, участки извещения, время извещения, контроль исправного состояния автоматики на переездах, время задержки на открытие светофоров, приводят перечень светофоров, используемых в качестве заградительных.

3.4.2. Подраздел «Эксплуатационные ограничения» содержит ограничения по установке маршрутов, по переводу стрелок, несоблюдение которых может нарушить нормальную работу устройств СЦБ на станции, например, для систем релейной централизации недопустимо производить предварительное задание маршрута через замкнутые стрелочные участки (во избежание перевода стрелки под хвостовой частью поезда при потере шунта), переводить стрелки перед движущимся маневровым составом, переключать стрелочные рукоятки до освобождения соответствующих секций маршрута, пользоваться устройствами во время установки стрелки на макет и т.п.

При наличии на станции участков между поездными светофорами, где не обеспечивается тормозной путь, в подразделе приводят информацию об ограничении скорости движения на этих участках.

3.4.3. В подраздел «Таблицы маршрутов» включают таблицы:

основных и вариантных поездных маршрутов;

маневровых маршрутов;

маршрутов, исключаемых из централизованного управления;

негабаритных стрелочных участков и стрелок, не участвующих, но контролируемых в маршруте;

стрелок, имеющих замедление на размыкание или автовозврат в исходное положение;

взаимозависимости сигнальных показаний светофоров.

При наличии на станции местного управления стрелками составляют таблицы вариантов двойного управления стрелками, а при наличии станционных переездов, пешеходных переходов — таблицу (условия) работы переездной сигнализации, пешеходной оповестительной сигнализации.

При включении в состав Инструкции (в экземпляр ДС и ДСП) документа «Таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах на железнодорожных станциях» приводят ссылки на этот документ, при этом подраздел «Таблицы маршрутов» допускается в Инструкцию не включать.

Выверку соответствия учтенной копии таблицы зависимости положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах на железнодорожных станциях контрольному экземпляру дистанции работник бригады по ведению технической документации дистанции СЦБ производит в соответствии с [1].

3.4.4. Подраздел «Прием и отправление поездов» содержит порядок проверки готовности станционных устройств к приему, отправлению или передаче поезда (состояние пути, участков, входящих в маршрут и негабаритных к ним, отсутствие враждебных маршрутов и т.п.).

Описывают действия по переводу стрелок в требуемое положение, их замыканию, включению разрешающего показания на светофоре, включению режима автодействия светофоров для сквозного пропуска поездов по станции, включению режима пропуска скоростного движения (при его наличии) и порядок изменения индикации на табло или мониторе АРМ ДСП в процессе приготовления, использования, размыкания маршрута.

При маршрутном управлении на станции описывают действия по заданию основного и вариантных маршрутов приема и отправления, при наличии нескольких постов электрической централизации описывают порядок передачи поезда из одного парка станции в другой.

3.4.5. Подраздел «Смена направления движения на перегоне» составляют с учетом применяемых на прилегающих перегонах систем интервального регулирования движения поездов: автоблокировка (однопутная, двухпутная, двухпутная или многопутная с двухсторонним движением поездов), полуавтоматическая блокировка (однопутная, двухпутная) электрожезловая, счета осей и особенностей их увязки с устройствами электрической централизации на станции.

Описывают условия, при которых разрешается или запрещается отправление поездов на прилегающие перегоны, прием поезда, смена направления движения, организация движения по неправильному пути, приводят последовательность действий при основном режиме управления сменой направления движения и соответствующее изменение индикации на табло или мониторе АРМ ДСП. Отображение индикации на табло или мониторе АРМ ДСП при движении поезда в неправильном направлении.

3.4.6. Подраздел «Производство маневров» содержит условия и порядок задания маневровых маршрутов (в том числе на занятый путь), сведения о границах маневровых маршрутов (начало маршрута — разрешающее показание маневрового светофора, конец маршрута — попутный или встречный маневровый светофор, путь, изолированный участок), посекционное размыкание использованного маршрута, угловые передвижения, изменение индикации на табло или мониторе АРМ ДСП при замыкании и размыкании маневрового маршрута, открытии и перекрытии маневрового светофора, занятии и освобождении маневровым составом секций маршрута.

В подразделе приводят сведения о порядке индивидуального перевода стрелок при производстве немаршрутизированных маневров, о передаче стрелок на местное управление и возврате их на центральное управление.

3.4.7. Подраздел «Отмена маршрута» содержит условия и последовательность действий по отмене заданного маршрута, перекрытию светофора и размыканию стрелочных изолированных участков с указанием выдержки времени на отмену поездного и маневрового маршрутов при свободном и занятом участках приближения, описание изменения индикации на табло или мониторе АРМ ДСП в процессе отмены маршрута.

В подразделе описывают общие сведения, условия и последовательность действий по отмене набора, отмене неустановленного маршрута, по повторному открытию светофора в замкнутом маршруте.

3.4.8. Подраздел «Отправление и прием поезда с ключом-жезлом» содержит порядок изъятия из замка ключа-жезла соответствующего перегона при отправлении поезда на перегон и установки ключа-жезла в исходное положение после возвращения поезда на станцию, а также информацию об изменении индикации на табло или мониторе АРМ ДСП при этих действиях.

3.5. Раздел «Порядок пользования отдельными устройствами СЦБ»

В зависимости от состава устройств СЦБ на конкретной станции в состав раздела могут быть включены подразделы:

двойное управление стрелками;

дистанционное ограждение составов;

систем автоматического управления торможением поезда (САУТ);

автоматическое извещение о приближении поезда;

устройства закрепления составов (УТС);

устройства контроля схода подвижного состава (УКСПС);

контрольно-габаритные устройства (КГУ);

устройства для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поезда (сбрасывающие остряки, сбрасывающие башмаки);

устройства диспетчерского контроля за движением поездов;

пневмопочта;

увязка с горочными устройствами;

увязка с ДЦ и передача станции на диспетчерское управление;

увязка с переключателями рода тока секций контактной сети на станции стыкования;

увязка с тоннельной и мостовой сигнализацией.

В разделе приводят сведения о режимах работы, порядок и условия включения и выключения устройств пневмоочистки остряков стрелок и электрообогрева стрелочных переводов.

В разделе приводят сведения по увязке электрической централизации с этими устройствами, индикации на табло или мониторе АРМ ДСП и, если для таких устройств не составлены отдельные местные инструкции, описывают порядок пользования этими устройствами.

3.6. Раздел «Порядок выключения и включения устройств СЦБ»

Основные требования по выключению и включению участков пути <*>, стрелок, светофоров и других устройств СЦБ изложены в инструкции [3]. В разделе приводят ссылки на пункты указанной инструкции, дополняя и уточняя их применительно к средствам управления и контроля конкретной станции.

———————————

<*> Под участками пути подразумеваются станционные пути, стрелочные и бесстрелочные участки, оборудованные рельсовыми цепями и/или устройствами счета осей.

 

При наличии на станции и прилегающих перегонах устройств УКСПС, УТС, САУТ и т.п. описывают особенности взаимодействия дежурного по станции с электромехаником СЦБ и действия при выключении и включении этих устройств или приводят ссылки на действующие нормативные документы, отдельные местные инструкции, в которых описан порядок включения и выключения таких устройств.

Для микропроцессорных систем электрической централизации описывают порядок выключения, включения и проверок устройств СЦБ с учетом особенностей управления такими системами с использованием ответственных команд.

3.7. Раздел «Содержание устройств СЦБ»

В разделе описывают порядок осмотра аппаратов управления и контроля (пульт, табло, АРМ ДСП), проверки соответствия наличия пломб описи пломбируемых устройств, их состояния, показаний счетчиков числа срабатываний (или записей в журнале осмотра с указанием причин снятия пломб) при приеме дежурства.

Приводят сведения по содержанию рельсовых цепей и обеспечению режимов работы рельсовых цепей в условиях обледенения, покрытия ржавчиной, загрязнения поверхности катания, загрязнения балласта, по обеспечению безопасности при производстве сварочных работ на станции.

Уточняют ответственность работников дистанций СЦБ, пути, электрификации и электроснабжения (а при необходимости — ответственность других хозяйств) за содержание отдельных устройств и их элементов (в том числе за обеспечение шунтовой чувствительности рельсовых цепей, пропуска обратного тягового тока на электрифицированных участках железной дороги, за содержание устройств пневмоочистки стрелок и электрообогрева стрелочных переводов) и приводятся сведения о возможных последствиях при нарушении норм содержания таких устройств.

Приводят сведения о перечне и порядке проведения совместных проверок работы устройств СЦБ с участием дежурного по станции или других работников службы движения.

3.8. Раздел «Действия дежурного по станции при нарушении нормальной работы устройств СЦБ»

Основные положения, определяющие порядок приема, отправления поездов и производства маневров в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ на станциях изложены в [2]. В разделе следует отметить, что при появлении на аппаратах управления и контроля признаков нарушения нормальной работы устройств СЦБ, дежурный по станции в первую очередь должен убедиться, что эти признаки не явились следствием его неправильных действий или действий других лиц, выполняющих работы на станции и прилегающих перегонах.

Приводят порядок действий дежурного по станции при:

необходимости искусственного размыкания секций маршрута;

необходимости перевода стрелки при ложной занятости участка пути;

необходимости использования пригласительного сигнала;

вспомогательной смене направления;

ложной свободности участка пути;

срабатывании УКСПС.

В состав Инструкции должен быть включен перечень основных признаков и возможных причин нарушения нормальной работы устройств СЦБ на станции, который рекомендуется оформить в виде таблицы (приложение N 5).

Приводят порядок действий дежурного по станции при получении информации (от машиниста, работников станции) о повреждении устройств СЦБ, неисправности устройств АЛСН, САУТ, автоматики на железнодорожных переездах, при отправлении поездов при запрещающем показании светофоров, в том числе по неправильному пути.

3.9. Раздел «Действия дежурного по станции в экстремальных ситуациях»

Раздел содержит описание возможного изменения индикации состояния устройств СЦБ при стихийных бедствиях (пожарах, наводнениях, ураганах, землетрясениях и т.п.).

В разделе с учетом требований [2] приводят порядок ограничения движения на станции и прилегающих перегонах, порядок и способы оповещения причастных работников, служб и администрации, отключения всех видов электропитания при возникновении признаков пожара на посту (в модуле) электрической централизации.

В случае затопления электропривода водой и возможной потери контроля включенной в централизацию стрелки, приводят сведения о порядке оповещения ШН (ШЧД), ДС, ДНЦ и порядке перевода стрелки на ручное (аварийное) управление. Порядок перевода стрелок курбелем и движения поездов в таких случаях устанавливают в ТРА станции.

В разделе приводят сведения о порядке хранения и использования запасных ключей от помещений с аппаратурой и оборудованием СЦБ.

 

Приложение N 3

к Методическим указаниям по составлению инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНТРОЛЬНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ ИНСТРУКЦИИ

  1. После каждого структурного элемента текста Инструкции (пункт, абзац, перечисление). содержащего изменение, с новой строки без отступа полужирным шрифтом приводится следующий текст в скобках — В ред. изменения N __ от __.
  2. Номер исключенного элемента текста Инструкции (перечисление, пункт, раздел) остается в документе, а вместо исключенного текста полужирным шрифтом приводится следующий текст в скобках — Исключен. Изменение N __ от __.
  3. Наименование и номер раздела Инструкции. исключенного полностью. в документе сохраняется, а вместо исключенного текста полужирным шрифтом приводится следующий текст в скобках — Исключен. Изменение N __ от __.
  4. Добавление нового нумерованного элемента Инструкции (перечисление, пункт, раздел) в середине текста Инструкции выполняется добавлением номера предыдущего элемента со строчной буквой русского алфавита, например, 2а, 2б, 2в. Добавление нумерованного элемента Инструкции в конце нумерованного списка выполняется добавлением очередной цифры. После добавленного элемента с новой строки без отступа полужирным шрифтом приводится следующий текст в скобках — Введен изменением N __ от __.
  5. При внесении изменений в текст Инструкции необходимо сохранять действующее размещение текста на страницах документа, для чего:

удаленный текст заменять пустыми строками, если в результате удаления текста происходит уменьшение общего количества строк на странице (перемещение строк текста с последующей страницы);

если в результате добавления текста происходит перемещение строк на последующую страницу, переместившийся текст должен быть размещен на отдельной странице, которой присваивается тот же номер с добавлением строчной буквы русского алфавита.

При аннулировании листа документа без замены, нумерация последующих листов Инструкции сохраняется. На первой строчке листа, следующего за аннулированным полужирным шрифтом, приводится следующий текст в скобках — Лист N __ исключен. Изменение N __ от __.

  1. Внесение изменений в текст контрольного экземпляра Инструкции на листах с подлинными подписями допускается выполнять рукописным способом.
  2. На каждом листе с передаваемыми изменениями проставляется штамп «Учтенная копия N __».
  3. На обратной стороне титульного листа контрольного экземпляра ставится дата и номер извещения о внесенных изменениях.

 

 

Приложение N 5

к Методическим указаниям по составлению инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожной станции

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ И ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ УСТРОЙСТВ СЦБ НА СТАНЦИИ

N Признаки Возможные причины Действия ДСП
1 Рельсовые цепи
1.1 Индикация занятости рельсовой цепи при фактической свободности от подвижного состава. Понижение сопротивления балласта; замыкание рельсов металлическим предметом; пробой изоляции стыка; нарушение контакта рельс-соединитель; излом рельса; повреждение кабеля; неисправность аппаратуры РЦ или системы электропитания. Оформить запись в журнале формы ДУ-46.

Сообщить ДНЦ, ШЧД, ПЧД. Вызвать ШН, ПД для выяснения причин.

Получить разрешение от ДНЦ на прием или отправление поезда при запрещающем показании светофора. Действовать согласно ПТЭ. Перевод стрелок осуществляется при помощи кнопки ВК.

1.2 Индикация свободной рельсовой цепи при фактической занятости подвижным составом. Загрязнение поверхности рельсов или колесных пар подвижного состава, покрытие рельсов ржавчиной. Неисправность аппаратуры рельсовых цепей или системы электропитания. Оформить запись в журнале формы ДУ-46.

Сообщить ДНЦ, ШЧД, ПЧД.

Вызвать ШН, ПД для выявления причин. При необходимости организовать обкатку участка пути. Действовать согласно ПТЭ и ТРА. Прием и отправление поездов, маневровые передвижения осуществлять при запрещающих показаниях светофоров.

Аналогичные перечни основных признаков и возможных причин нарушения нормальной работы составляются и для других устройств СЦБ на станции:

стрелок электрической централизации;

светофоров;

устройств интервального регулирования на прилегающих перегонах;

устройств электропитания;

аппаратов управления и контроля;

путевых устройств АЛС;

устройств автоматики на железнодорожных переездах и пешеходных переходах;

устройств контроля габарита подвижного состава КГУ;

устройств контроля схода подвижного состава УКСПС;

устройств ограждения вагонов на путях;

стационарных устройств торможения составов.

В зависимости от наличия устройств перечень может быть изменен.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] Инструкция по ведению технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 18.08.2015 N 2080р.

[2] Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждены приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286.

[3] Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ ЦШ-530-11, утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 20.09.2011 N 2055р.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code