К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

С.В.Могильниченко, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена актуальной проблеме профессионально ориентированного обучения английскому языку. Затрагиваются вопросы низкой мотивации к изучению английского языка в вузах МЧС. Автор предлагает способы использования иностранного языка в профессиональном становлении специалиста.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально ориентированное обучение английскому языку, межпредметные связи, иноязычная подготовка курсантов.

 

В условиях перехода к новой парадигме образования, к стандартам третьего поколения от высшей школы требуется совершенствование подготовки специалиста, компетентного не только в общепрофессиональном, но и коммуникативном, речевом, иноязычном отношении; специалиста как субъекта познания и предметной деятельности. Курс иностранного языка в высших учебных заведениях технического профиля имеет коммуникативно-ориентированную и профессиональную направленность, задачи курса определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалиста соответствующего профиля. Профессионально ориентированное обучение на занятиях по иностранному языку предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и учебной деятельности, формирующей профессиональные умения обучаемых.

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в вузах МЧС — это обучение, которое учитывает потребности курсантов в изучении иностранного языка, исходя из особенностей их будущей профессии. Оно предполагает сочетание овладения профессионально ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучаемых, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях [1].
Эффективность образовательного процесса, ориентированного на формирование у курсантов вузов МЧС России положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, обеспечивается как внутренними (личная заинтересованность курсантов в учебном процессе, межличностные отношения в учебной группе, положительное отношение к профессиональной подготовке), так и внешними мотивами (межпредметные связи, система непрерывного контроля знаний, индивидуализация и дифференциация обучения, методы поощрения и стимулирования). Потребность в приобретении новых знаний по специальности становится мотивом речевой деятельности тогда, когда обучаемые осознают, что иностранный язык является средством получения личностно-значимой профессионально ценной информации из иностранной литературы.

У курсантов вузов МЧС зачастую наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, которая во многом определяется отсутствием у них осознанных целей обучения, а именно — отсутствием контактов с носителями языка, отсутствием необходимости умения вести переписку на иностранном языке, а также непониманием связи иностранного языка с другими изучаемыми в вузе дисциплинами.

Следует отметить, что взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны, что дает возможность преподавателю использовать иностранный язык для расширения межпредметных связей, которые являются действенным стимулом познавательной деятельности обучаемых.

Межпредметные связи играют большую роль при обучении любому предмету. Они создают фундамент для полноценного понимания и восприятия новых знаний, служат формированию навыков и развитию умений, а также позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт [2]. Межпредметные связи на занятиях по иностранному языку способствуют не только освоению нового материала, они играют важную роль в его закреплении, обобщении и повторении. Так, например, на 1 курсе курсанты изучают дисциплину «История пожарной охраны». На занятиях по английскому языку в рамках темы «Страноведение» курсанты изучают такие темы, как «Из истории пожарных бригад Великобритании», «Развитие пожарной охраны в США», «Великий пожар в Лондоне».

Рабочая программа по английскому языку в вузах МЧС России имеет явно выраженный профессионально ориентированный характер, что заключается в ее интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний [3]. Однако следует учитывать, что в соответствии с ФГОС обучение иностранному языку осуществляется на 1-2 курсах. Таким образом, профессиональную лексику и тематику курсанты изучают с опережением на один-два года, что создает определенные трудности не только для обучаемых, но и для преподавателя, так как ему зачастую приходится объяснять технические и профессиональные термины, а не формировать иноязычные навыки и умения. Это ведет к тому, что преподаватели часто ограничиваются чтением научно-популярных и общетехнических текстов, что в свою очередь ведет к снижению мотивации к изучению иностранного языка. На наш взгляд, преподавателю профессионально-ориентированного иностранного языка следует знать основы специальности, базовую профессиональную лексику и терминологию. Для этого преподавателями кафедры иностранных языков и культуры речи были изданы учебно-методические пособия, имеющие профессиональную направленность, и непосредственно связанные с учебными дисциплинами, преподаваемыми на спецкафедрах. Это такие пособия как «Пожарная безопасность», «Организация пожарной службы России, Великобритании, США», «HelpandRescue». Занимаясь по этим пособиям, курсанты уже на младших курсах знакомятся с такими дисциплинами как «Пожарная тактика», «Пожарная профилактика», и другими, что, на наш взгляд, значительно мотивирует учебный процесс по иностранному языку.

Как показывает наш опыт, большинство курсантов ВИ ГПС МЧС России, закончив курс и сдав экзамен, перестают практиковаться в английском языке и утрачивают сформированные ранее иноязычные навыки и умения. Решить эту проблему, на наш взгляд, можно несколькими способами. Во-первых, следует расширить совместную методическую работу кафедры иностранных языков с профессиональными и выпускающими кафедрами института. При непосредственном участии преподавателей этих кафедр возможно совместно разработать учебные и методические материалы по профильным дисциплинам для курсантов 1-2 курса, что позволит снять лексические трудности в восприятии профессионально направленной информации на иностранном языке [4]. Материалами для подобных совместных учебных пособий могут быть статьи из профильных журналов на английском языке, а также различные интернет-ресурсы.

Также для дальнейшего поддержания полученного уровня иноязычной подготовки мы считаем целесообразным рекомендовать выпускающим кафедрам при написании курсантами рефератов и курсовых проектов включать в них обзор современной зарубежной литературы по изучаемой дисциплине. При написании дипломных проектов представляется возможным включать в них ссылки на литературу на иностранном языке, а также проводить сравнительный анализ изучаемых ими объектов с зарубежными аналогами.

Еще одним способом поддержания мотивации к изучению иностранного языка и его успешного использования для профессионального становления является введение в учебную программу в Воронежском институте ГПС МЧС России курса «Делового и профессионального английского языка» для курсантов 3-5 курсов, успешно сдавших экзамен по основной (базовой) программе. Программа данного курса направлена на дальнейшее совершенствование иноязычных навыков и умений, а также способствует повышению роли и качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с современными требованиями [5]. На наш взгляд, успешное освоение данного курса позволит выпускнику читать статьи в профессиональных газетах и журналах, участвовать в работе международных конференций, выступать с докладами, а также вести дискуссии на профессиональные темы.

Осознание того, что иностранный язык является средством получения личностно-значимой профессионально ценной информации, практическое использование этой информации в профессиональной деятельности является, на наш взгляд, важным фактором, поддерживающим мотивацию к изучению иностранного языка на всем этапе обучения. Все это будет способствовать формированию профессиональной иноязычной компетенции у курсантов вузов МЧС, а также интеграция с профессиональными дисциплинами превратит иностранный язык из учебного предмета в средство приобретения знаний для дальнейшего личностного и профессионального роста, соответствующего современным требованиям профессиональной подготовки специалиста.

Список литературы:

1. Рыбкина, А.А. Педагогические условия формирования профессиональных умений курсантов учебных заведений МВД в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А.А. Рыбкина. — Саратов : Саратовский юридический институт МВД России, 2005. — 152 с.
2. Онищук, В.А. Урок в современной школе : учебник [Текст] / В.А. Онищук. — М. : Просвещение, 2008.
3. Иностранный язык : рабочая программа [Текст]. — Воронеж : ВИ ГПС МЧС России, 2010. — 15 с.
4. Апухтина, Н.Н. О некоторых вопросах профессионально ориентированного обучения ИЯ в технических высших учебных заведениях по горным и геологическим специальностям [Текст] / Н.Н. Апухтина // Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации : материалы Международной заочной научно-практической конференции. — Электросталь : Новый гуманитарный институт, 2011. — С 11.
5. Квасова, Л.B. Уровень профессиональных компетенций специалиста в области пожарной безопасности как отражение степени надежности всей системы [Текст] / Л.B. Квасова // Фундаментальные проблемы системной безопасности : материалы V международной научной конференции. — Елец, 2014. — С. 88—89.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (273), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code