ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

О.И.Лавлинская, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

АННОТАЦИЯ. В работе рассмотрены взгляды известных отечественных педагогов и психологов на процесс формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников. На основе теоретического анализа, обобщения и систематизации научных подходов автор предлагает комплекс занятий с детьми, педагогами и родителями для формирования готовности старшего дошкольника к речевому общению. Показана актуальность и значимость процесса формирования речевого общения старших дошкольников.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: готовность к речевому общению старших дошкольников, коммуникативная компетентность, процесс формирования готовности к речевому общению старших дошкольников, психолого- педагогические условия.

 

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.

Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках [2].

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями государственного стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед воспитателем в области речевого развития задачу по формированию коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
«Коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»[4].

Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных компетенций у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее.

При разработке системы комплексного подхода к развитию коммуникативной компетентности дошкольников акцент был сделан на соблюдении следующих условий:
— создание ситуаций коммуникативной успешности;
— обучение совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях;
— стимулирование коммуникативной деятельности с использованием проблемных ситуаций;
— проведение коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в коммуникативной сфере, а также развивающих психологических занятий (педагог — психолог) ;
— мотивирование детей к выражению своих чувств, характерных черт персонажей при помощи слов и мимики;
— создание игровых ситуаций, мотивирующих детей к общению со взрослыми и сверстниками [1; 3].

В качестве примера программы по формированию коммуникативной компетентности можно предложить комплекс занятий с детьми, педагогами и родителями «Пять шагов». В основу программы положены мотивационный, информационный, формирующий, аналитический принципы.

Ведущей целью и прогнозируемым результатом программы явилось повышение уровня подготовленности ребенка к эффективной трансляции своих мыслей, чувств, знаний об окружающем мире с помощью речи на основе устойчивого интереса к взаимодействию, а также целостное развитие личности дошкольника. Структура и содержание данной программы разрабатывались на основании психологических характеристик детей дошкольного возраста, их ценностей, умений, особенностей их речевого развития, а также на базе выявленных проблем в их речевом развитии и с учетом уровня речевой культуры педагогов и родителей.

Программа ставит следующие задачи:
— развить интерес к речи;
— сформировать речевую активность;
— дать совокупность знаний норм и правил родного языка (звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя речи, структуры высказывания, структуры предложения, структуры слова);
— сформировать умение выслушать собеседника, задавать вопросы (коммуникативный мотив);
— развивать умение последовательно, точно, выразительно и плавно строить рассказ или пересказ с соблюдением грамматических норм;
— формировать произвольность как необходимое слагаемое готовности к школе;
— формировать нравственную и волевую готовность к школе;
— повышать культуру речи педагогов и родителей.

Технологическое обеспечение процесса формирования готовности старшего дошкольника к речевому общению составили технологии личностно-ориентированного взаимодействия его участников, адекватные целям и задачам исследования (Д.А. Белухин, С.В. Кульневич, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

В качестве составной части программы формирования готовности старших дошкольников к речевому общению были предложены психолого- педагогические условия, детерминирующие эффективность процесса:
— переориентация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях на реализацию личностно-ориентированных технологий;
— системность и систематичность целенаправленной работы по реализации личностно-ориентированных технологий;
— готовность педагогического коллектива к реализации инновационных образовательных технологий;
— наличие развивающей образовательной среды;
— психолого-педагогическая компетентность родителей.

Целью и прогнозируемым результатом программы «Пять шагов» явилась эффективная трансляция своих мыслей, чувств, знаний об окружающем мире с помощью речи на основе устойчивого интереса к взаимодействию, а также целостное развитие личности ребенка.

Разработка программы была направлена в том числе на решение конкретных задач: развить интерес к речи; сформировать речевую активность и т.д. Программа включала блоки: диагностический, содержательный (мотивационный, информационный, формирующий, взаимосодействующий), аналитический.

Содержание занятий нашло отражение в темах: «Здоровье», «Истоки», «Семья», «Отечество», «По законам добра» и др.

Использовались индивидуальная и фронтальная формы организации образовательного процесса. Методы (наглядные, словесные, практические, игровые), применяемые в ходе учебно-воспитательной деятельности, соответствуют как специфике навыков, формируемых у дошкольников, так и их возрастным возможностям и особенностям мышления (в основном наглядно-действенного и наглядно- образного). Тематика занятий была следующая: «Наша речь»; «Золотая осень»; «Новости из мира природы»; «Мой город — моя Родина»; «Наша улица»; «Хорошо-плохо»; «Волшебный кружок»; «Огород на целый год»; «Путешествие в лес»; «Выставка» и др. Наиболее интересными были упражнения: «Я начну, а ты продолжи…», «Аукцион приветствий», «Угадай мою игрушку», «Я — дверная ручка» и др.; игры: «Что в мешочке?», «Салат из сказок», «Магазин», «Сказки наоборот».

Комплексная программа работы с родителями была основана на принципах дифференцированной помощи, учитывающей уровни родительской мотивации, общих и педагогических умений и знаний; на обратной связи с родителями; на обязательности приоритета той или иной формы работы в различные периоды обучения. Цель работы с родителями заключалась в повышении их компетентности не только в области речевого общения дошкольников, но и в области индивидуально-психологических и половозрастных особенностей детей. При обучении родителей проводились индивидуальные консультации с целью определения стратегии поведения и общения с ребенком в семье, члены семьи приглашались на занятия для наблюдения за различным приемами коммуникативно-развивающей работы. Были проведены практикумы по следующим темам: «Особенности речевого развития дошкольника», «Формирование познавательной и коммуникативной активности детей в семье»; круглые столы по темам: «Речевая подготовка ребенка», «Приемы и методы эффективного взаимодействия с детьми», «Скороговорки: кто быстрее и четче произнесет», «Конкурс красноречия». На протяжении всего учебного года также успешно действовал клуб «Школа для родителей будущих первоклассников». На занятиях клуба обсуждались актуальные для родителей вопросы: «Как подготовить ребенка к школе?»; «Что такое готовность к речевому общению дошкольника?»; а также игры и упражнения, способствующие развитию речевой активности детей.

Важным условием эффективности процесса формирования готовности старших дошкольников к речевому общению были мероприятия, проводимые с педагогами. Комплексная программа работы с педагогами включала теоретическую часть, представленную лекциями, беседами, семинарами, и практическую, состоящую из круглых столов, практикумов, тренинговых упражнений.

Здесь можно назвать следующие темы лекций и бесед: «Современные требования к готовности старшего дошкольника к речевому общению»; «Знакомство с произведениями изобразительного искусства как основа формирования готовности старших дошкольников к речевому общению»; «Работа с родителями как необходимое условие формирования готовности дошкольников к речевому общению» и другие.

Круглые столы для педагогов включали обсуждение следующих тем: «Развитие коммуникативно-речевых умений. Приемы и методы»; «Ум на кончиках пальцев»; «Как подготовить ребенка к школе» и другие. Для работы с педагогами был разработан спецкурс «Риторика». Цели данного спецкурса: овладение педагогами основами риторики; формирование коммуникативно-речевых умений. Данный спецкурс содержит четыре раздела: «Общение»; «Речевые жанры»; «Речевой этикет»; «Техника речи».

Прогнозируемый результат — это высокий уровень готовности ребенка к речевому общению, проявляющийся в устойчивой мотивации к речи, адекватном применении знаний, умений и навыков общения в изменяющихся условиях, а также в произвольности поведения. Научная обоснованность программы представляется нам в наличии четкой цели ее создания и функционирования — это не только формирование готовности старших дошкольников к речевому общению, но и целостное развитие личности ребенка, особенно его коммуникативной сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдалина, Л.B. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике : монография [Текст] / Л.B. Абдалина. — М., 2008.
2. Гребенникова, И.В. Формирование речеязыковой готовности дошкольников к обучению в школе на основе личностно-ориентированного действия : автореф. дис. … канд. пед наук [Текст] / И.В. Гребенникова. — Тамбов, 2006.
3. Селезнева, Е.В. Развитие акмеологической культуры личности [Текст] / под ред. А.А. Деркача. — М., 2004.
4. ФГОС ДО: текст документа (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code