ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

М.В.Рогов, Н.В.Романченко

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема формирования психологического здоровья младшего школьника. Формирующая работа в данном направлении определяет перспективы развития адаптационных возможностей личности ребенка при переходе в среднюю школу. Предложены рекомендации педагогам для работы в данном направлении.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое здоровье, психологическая адаптация, формирование, младший школьник, средняя школа.

 

Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным количественным приростом в младших классах [1]. Здоровье как активная позиция человека в жизни — есть сумма субъективных особенностей, реализация которых опосредуется адаптационными возможностями личности в ситуации стремительно изменяющихся условий на протяжении онтогенеза.

По сумме внешних воздействий развитие ребенка в период младшего школьного возраста можно оценить как период интенсивных личностных изменений, позитивное проявление которых обеспечивается как успешностью адаптационных механизмов детей, так и должным высоким профессионализмом учителей начальной школы. Именно на учителя ложится большая часть ответственности в сохранении психологического здоровья учащихся, определяемого как «баланс между различными аспектами личности» [2], «как умение справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий» для личности [5]. Тем самым процесс формирования психологического здоровья младших школьников в контексте их адаптации к обучению в средней школе в профессиональной деятельности учителя начальных классов является важной составляющей. Адаптация как приспособительный ответ, актуализирующийся в ситуации периодов кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения, выступает защитным механизмом психологического здоровья личности ребенка.
Результатом адаптации может стать не только адекватный механизм, приводящий к адаптированности и обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, но и неадекватный механизм приспособления ребёнка к средней школе, приводящий к дезадаптированности ребёнка, которая лишена положительных признаков, отличающих состояние адаптированности.

Пусковым механизмом адаптационных процессов становятся ситуационные влияния жизненных обстоятельств, опосредованных внешними воздействиями, чему соответствует переход ребенка в среднюю школу, рассматриваемый как наиболее сложная психолого-педагогическая проблема.

В социальном развитии личности школьника, теперь уже младшего подростка, происходят изменения: начинает активно формироваться самосознание, социальная позиция, сменяется ведущая деятельность: от учения к интимно-личностному общению, учащиеся стремятся к самоутверждению, у них появляется потребность быть взрослыми, осознавать себя личностью, отличной от других. Меняются авторитеты: если в младшем школьном возрасте авторитетом была первая учительница, то в подростковом возрасте это место плотно занимают сверстники. Отношение младшего подростка к учению становится положительным в том случае, если оно способствует улучшению положения школьника в коллективе. Ведь хороший ученик — не всегда хороший товарищ, учение в данном возрасте уступает общению.

Трудности при переходе из младшей школы в среднюю также вызывает изменение системы обучения, вместо одной учительницы появляется много новых учителей, у каждого из которых свои требования. Часто этот период жизни сопровождается стрессом, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, гипервозбудимостью, фрустрацией в форме агрессии или ухода от общения. Именно поэтому учителям и родителям так важно помочь школьникам как можно успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям. И конечно, процесс адаптации пройдёт без осложнений, если психологическое здоровье школьника будет сформировано на должном уровне.

Вопросам адаптации учащихся к средней школе уделяется гораздо меньше внимания, чем адаптации первоклассников или даже детей младшего дошкольного возраста к условиям развития в ДОУ. А ведь средняя школа ставит перед ребёнком не менее сложные задачи, чем начальная. Как нами уже было сказано, у учащихся изменяется социальная ситуация развития, ведущая деятельность, организация учебного процесса и прочее. К сожалению, как справедливо отмечает в своей статье A.Л. Журавлёв: «Ни у классного руководителя, ни у учителей- предметников нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам» [3]. Основная забота учителей-предметников — усвоение детьми знаний по данной дисциплине. На то, чтобы вникнуть в проблему ребёнка, найти пути её решения у педагогов, обычно не хватает ни времени, ни специальных знаний.

Опасна ситуация самоизоляции младшего подростка, при которой отсутствует потребность в контактах с другими детьми. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми могут возникнуть у учащихся с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие дети чаще всего необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на затруднения, отказываются от деятельности с возможным проявлением несостоятельности. Противоречие между притязанием и неуверенностью в себе провоцирует возникновение отрицательных эмоций. Это может привести к снижению успеваемости, ухудшению состояния здоровья, причём не только психологического, на фоне явных признаков дезадаптации [3]. Также проблемы могут возникнуть и у ребят с заниженной самооценкой. На фоне неуверенности в себе и нерешительности может сформироваться чувство зависимости, которое блокирует развитие инициативы и самостоятельности. Психологическое здоровье как сложная, интегральная характеристика отражает баланс между успешностью функционирования личности и «ценой» достижения целей развития, которое выражается в ощущении эмоционального благополучия.

Главной характеристикой психологического здоровья в младшем школьном возрасте является его уязвимость, т.к. далеко не все дети владеют механизмами психологической защиты. Ребёнку необходимо адаптироваться к первому классу, затем к изменяющимся требованиям, возрастающей нагрузке и т.п.

Возможное семейное неблагополучие в отношении воспитания может стать одним из ведущих факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте. Программа формирования психологического здоровья младших школьников направлена на развитие у них способов взаимодействия, эмоциональной грамотности и ориентирована на соблюдение принципов доброжелательности, открытости, а также использования игровых технологий, методов арт-терапии.

Результатом осуществления работы, направленной на формирование психологического здоровья, является преодоление проблем психологической адаптации к обучению в средней школе. По результатам нашего исследования показатели адаптиро- ванности к обучению в 5 классе оказались выше, чем в 4 классе, что указывает в свою очередь на эффективность формирующего воздействия в отношении психологического здоровья.
Формирование психологического здоровья младших школьников проведено с использованием модифицированного нами варианта программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» [4] с учащимися 4 класса Высоковской СОШ в 2014-2015 учебном году. В октябре-ноябре 2015 года в пятом классе Высоковской СОШ проведено исследование с целью выявления уровня сформированности психологического здоровья посредством диагностики адаптации к обучению в средней школе (уровень школьной тревожности, сформированность учебной мотивации, характеристики психологического климата классного коллектива). Исследуемые показатели продемонстрировали положительную динамику в отношении развития адаптационных составляющих детей в пятом классе.

Результатом проведенной работы являются следующие рекомендации учителям:

1) в работе с учащимися, у которых повышен уровень тревожности, нужно быть более деликатным, сдержанным, создавая определённые условия — не давать заданий и поручений, с которыми ребёнок заведомо не справится; при опросе создавать доброжелательную атмосферу; создавать ситуации успеха; доброжелательно аргументировать выставляемую отметку, поощрять устно за приложенные усилия; по минимуму использовать в работе с такими учащимися элемент соревновательности; не сравнивать результаты этих учащихся с результатами других учеников;

2) для повышения уровня учебной мотивации необходимо: доброжелательное отношение педагога учащимся; предоставление школьникам посильных заданий, требующих активизации всех мыслительных процессов; использование творческих заданий, метода проектов; больше внимания к ученикам, у которых уровень мотивации ниже других;

3) для улучшения психологического климата в классном коллективе необходимо использовать групповые формы работы; игровые технологии; придерживаться демократического стиля общения.

Также рекомендуем продолжить работу по формированию и сохранению уровня психологического здоровья учащихся, так как она поможет ребятам успешнее сформировать навыки общения, в т.ч. со сверстниками. Использование всех перечисленных методов и форм обучения и воспитания улучшит показатели тревожности, мотивации психологического климата, которые, являясь условиями сохранения психологического здоровья учащихся, помогут их успешному обучению и дальнейшему развитию личности.

Психологическое здоровье младшего школьника, как показатель гармоничного развития здоровой личности, составляет основу потенциального становления профессиональной направленности в старших классах. Формирующее воздействие, нацеленное на поддержание психологического здоровья ребенка, в свою очередь выступает доминантой в определении пространства профессиональных компетенций педагога младшей школы.

Сложность развития личности в младшем школьном возрасте определяется актуальными потребностями в том, чтобы «научиться учиться», подготовиться к обучению в средней школе, а также острой потребностью ориентации личности ребенка на сохраняющее здоровье поведение в различных жизненных обстоятельствах с учетом возрастной повышенной уязвимостью психики.

Главной характеристикой постоянства психологического здоровья младшего школьника является наличие гармонии собственной личности в критических условиях, определяемых как возрастными характеристиками, так и ситуационными изменениями.

Данный смысл характеристики психологического здоровья выглядит завершенным в условиях наполнения его свойствами адаптационных возможностей личности ребенка.

Современное развитие системы начального образования предполагает использования психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на учащегося. Поэтому психологическое обоснование проблем здоровья младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ формирования психологического здоровья личности младшего школьника как фактора адаптации к обучению в средней школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бусловская, Л.K. Здоровье младших школьников: пути решения проблемы [Текст] / Л.K. Бусловская // Начальная школа. — 2011. — № 6. — С. 16-17.
2. Ассаджиоли, Р. Психосинтез. Принципы и техники [Текст] / Р. Ассаджиоли; пер. с англ. Е. Перовой. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.
3. Журавлёв, A.Л. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / A.Л. Журавлёв // Народное образование. — 2002 — № 8. — С. 99-105.
4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) [Текст] / О.В. Хухлае- ва. — 2е изд., перераб. и доп. — М. : Генезис, 2008. — 304 с.
5. Хухлаева, О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О.В. Хухлаева. — М. : Академия, 2003. — 325 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code