ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО ПРОФИЛЮ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ю.В.Ерошенко, Н.В.Власова, А.В.Калинин. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

АННОТАЦИЯ. В статье отражена структура профессиональной подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» в педагогическом вузе. Рассматривается содержание дисциплин обучения магистерской программы, особенности проведения научно- исследовательской и научно-педагогической практики, специфика магистерской диссертации и творческого проекта по профилю «Изобразительное искусство».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: магистратура, художественно-педагогическая школа России, художник-педагог, методическая система преподавания ИЗО, научно-педагогическая практика магистрантов.

 

В свете происходящей социокультурной модернизации российского образования возрастает роль педагога, профессиональная деятельность которого выполняет важную социально-культурную, гуманитарную функцию и несомненно вносит свой вклад в устойчивое развитие общества. В современном государстве важным является формирование системы сознательного непрерывного эстетичного образования, которое обеспечивает развитие художественных способностей личности. Образование в рамках специальности моделируется в соответствии с будущим всего общества и государства и определяет, каким должен быть специалист в конкретной области профессиональной деятельности. Система образования нуждается в высококвалифицированных специалистах в области художественно-педагогического образования, которые смогут успешно вовлекать детей в изобразительную деятельность, что будет эффективно, если обучающий владеет не только методическим, но и художественным мастерством в той или иной области изобразительного искусства [2, с. 127].

Художественно-педагогическая школа имеет многолетнюю историю и свято хранит свои традиции и секреты методического мастерства. Начиная с образования Академии художеств, российскую художественно-педагогическую школу создали и прославили известные ученые и педагоги: А.И. Иванов, К. Брюллов, П.П. Чистяков, Д.Н. Кордовский, И.Е. Репин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др. Основная задача разработки новых образовательных программ высшей школы в свете реформирования стандартов заключается в необходимости сохранить сложившуюся систему профессиональной подготовки художника-педагога, не растерять накопленный опыт и традиции русской художественно-педагогической школы.

В Воронежском государственном педагогическом университете на кафедре изобразительного искусства осуществлялась подготовка учителей изобразительного искусства по программе специалитета, но в связи с введением двухуровневой системы высшего образования были учреждены бакалавриат и магистратура. Каждый уровень обучения имеет свои цели, задачи и является частью цепи системы высшего образования. Однако содержание программ имеют общую миссию — подготовка учителя изобразительного искусства, что заключается в формировании готовности выпускников к будущей профессиональной деятельности с возможностью творческого саморазвития и творческой самореализации.

Профессиональная подготовка магистров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство» нацелена на решение проблемы обучения педагогических кадров второй ступени высшего образования в области теории и практики преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной, профильной и высшей школе, системе дополнительного образования. Образование магистров должно быть направлено на создание условий для развития потенциальных способностей личности.

Область профессиональной деятельности выпускника: образование, социальная сфера, культура. Выпускник, получивший квалификацию «Магистр педагогического образования» по магистерской программе «Изобразительное искусство», должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы; осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Разработка учебного плана магистерской подготовки по профилю «Изобразительное искусство» начинается с определения целей и задач содержания обучения.

Эксклюзивность данной программы содержится в её художественно-педагогической направленности, приобщении магистров к методологии научного познания, в возможности освоения современных методик обучения и воспитания в области изобразительного искусства. В основу были положены — индивидуальный подход, последовательность и взаимосвязь учебных дисциплин, привлечение опыта профессиональной деятельности магистрантов с учетом того, что студенты магистратуры уже определили свои творческие приоритеты. Процесс профессиональной подготовки магистров требует высокого профессионализма педагога, использования многочисленных средств, методов, приемов и способов обучения.

Целью программы, на наш взгляд, является сохранение и воспроизводство духовно-нравственного, интеллектуального и профессионального творческого потенциала кадров художников-педагогов, которые продолжают и развивают традиции отечественной художественной академической школы, российской методической системы, культуры региона и России в целом.

Учебный план подготовки магистров построен таким образом, чтобы его дисциплины, сохраняя преемственность, не повторяли ни одного из курсов подготовки бакалавров или специалистов, план базируется на научной концепции художественного образования. В базовом блоке дисциплин преимущественные позиции занимают фундаментальные предметы, которые дают знания научных направлений в художественном образовании и помогают магистранту более целенаправленно работать над темой своего научного исследования. Дисциплины вариативной части дают возможность углубить теоретические знания и практические умения, полученные в период обучения на бакалавриате, а также развить способности ориентироваться в новых тенденциях изобразительного искусства.

В программу магистерской подготовки включены дисциплины, которые дают возможность подготовки высококвалифицированного специалиста для педагогической, научно-методической, социально- педагогической, культурно-просветительской работы.

Так, дисциплина «Традиции школы реалистического искусства» нацелена на освоение студентами основополагающих культурологических понятий — «традиция», «школа», «направление», «реализм», «тенденция» — в теории и на практике; передачу реалистического изображения в контексте развития мирового и отечественного изобразительного искусства; овладение основными средствами традиционных художественных техник. Дисциплина «Методика и технология преподавания изобразительного искусства» включает в себя формирование системы знаний по содержанию программно-нормативных документов и материалов по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений; формирование системы знаний по содержанию программно-нормативных документов и материалов по изобразительному искусству для учреждений дополнительного и начального профессионального образования; развитие способности самостоятельно подбирать и грамотно использовать учебный материал по изобразительному искусству, обоснованно выбирать методы и методические приемы.

Разработан новый курс «Закономерности изобразительной деятельности детей», в котором основное внимание уделяется углублению знаний студентов по проблематике детской художественной одаренности и формированию у них готовности к педагогической деятельности по оценке, интерпретации и развитию выразительного языка детского рисунка.

Дисциплина «Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства» ставит целью освоение специальных знаний по истории и теории изобразительного искусства, формирование навыков самостоятельного исследования произведений современного изобразительного искусства, художественной среды и художественных процессов, необходимых для профессиональной деятельности и пропаганды искусства.

Также можно отметить курс «Художественное педагогическое творчество», который посвящен ознакомлению с закономерностями развития художественного педагогического творчества, раскрытию творческого потенциала обучающихся, овладению технологиями выявления творческих способностей и развития творческой деятельности, подготовке студентов к профессиональной творческой деятельности в современной социокультурной ситуации. Магистры изучают особенности применения в профессиональной деятельности разнообразных методов и форм работы, включающих интерактивные подходы, методы проектного обучения; разработки различных форм уроков изобразительного искусства и специально организованные внеклассные (внешкольные) мероприятия.

Кроме того, в программу включен национально- региональный компонент, который обеспечивается дисциплинами «Этнохудожественая культура в педагогическом образовании», «Искусство российской провинции», «История изобразительного искусства Воронежского края», формирующими духовность, эмоционально-ценностное и творческое отношение к родному краю, где значительную роль всегда играла народная художественная культура. Основная цель национально-регионального компонента — сформировать основополагающие знания и ценностные ориентации в области художественной культуры своего региона, исторической эволюции и последовательном развитии; познакомиться с технологией собирания, изучения и сохранения традиций народной художественной культуры, изучение произведений народного искусства как средства познания истории Отечества, национальных особенностей своего народа; приобщиться к его традициям и творчеству.

В соответствии с ФГОС ВО раздел основной образовательной программы магистратуры «Практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

Целью научно-исследовательской практики является овладение методами и приемами научно- исследовательской деятельности в области художественно-педагогического образования. Научно- исследовательская практика развивает способность поиска, отбора, анализа и презентации научной информации, а также формирует навыки комплексного анализа дидактического и диагностирующего материала; учит ориентироваться в новых программах, технологиях, методиках; готовит магистранта к разработке программ и критериев оценки собственных исследований.

Для организации педагогической, научно- исследовательской и преддипломной практики используются базовые образовательные учреждения кафедры изобразительного искусства ВГПУ: дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, учреждениях дополнительного образования (ДХШ, ДШИ) г. Воронежа и Воронежской области, с которыми заключены договора о сотрудничестве и которые способны обеспечить высокий организационно-образовательный уровень ее реализации.

В процессе научно-исследовательской практики магистр работает над теоретической и творческой (практической) частью, которая является составляющей магистерской диссертации, демонстрирующей профессиональный уровень в избранной области изобразительного искусства. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной ими программе.

Содержание практик ориентировано на решение следующих задач:
— формирование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления исследовательской, практической художественно-творческой и научно-методической деятельности в области художественно-педагогического образования и эстетического воспитания;
— углубление и расширение знаний в области теории и практики изобразительного искусства и художественно-эстетического воспитания, психолого-педагогической и социокультурной деятельности в молодежной среде;
— развитие практических умений в области организации, научно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения процесса эстетического воспитания молодежи, построения и развития культурного пространства региона;
— овладение студентами современными социально-педагогическими технологиями работы с одаренной молодежью.

Во время научно-педагогической практики магистрант строит свою практическую деятельность на основе глубокого художественно-педагогического знания, комплексного анализа научно-педагогического и методического опыта в предметной области изобразительного искусства, сопровождает ее педагогической рефлексией и экспериментальной проверкой. Базой проведения научно-педагогической практики являются специализированные школы, профильные классы, средние специальные и высшие учебные заведения, а также учреждения дополнительного образования. Магистранты, совмещающие учебу и работу в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, могут проходить практику по месту работы [3].

В ходе осуществления программы НИРМ (Науч- но-исследовательская работа магистранта) студенты овладевают умениями научно-исследовательской работы в области педагогики, участвуют в деятельности методических объединений; осваивают методы наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта, изучают специальную литературу и другую информацию в области искусства и художественной педагогики.

В процессе НИРМ происходит окончательное формирование и закрепление профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, формирование у студентов устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании и творческом подходе к педагогической деятельности.
Базой для проведения НИРМ также являются дошкольные образовательные учреждения, средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования (ДХШ, ДШИ) г. Воронежа и Воронежской области, кафедры изобразительного искусства и дизайна.

Магистерская выпускная квалификационная работа представляется в виде магистерской диссертации и магистерского творческого проекта. Магистерская диссертация должна быть оформлена в виде рукописи. Магистерский творческий проект — в форме завершенного художественного произведения в соответствующем избранной специализации виде искусства. В ходе работы над магистерской диссертацией студенты овладевают умениями науч- но-исследовательской работы в области педагогики; участвуют в деятельности методических объединений; осваивают методы наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта; изучают специальную литературу и другую информацию в области искусства и художественной педагогики.

Таким образом, происходит окончательное формирование и закрепление профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, у студентов возникает устойчивый интерес к профессиональной деятельности, формируются потребности в самообразовании и творческом подходе к педагогической деятельности.
После окончания обучения в магистратуре выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре, получить работу в высших учебных заведениях. Для магистров открыты перспективы трудоустройства на руководящие должности в общеобразовательных, дошкольных образовательных организациях, а также художественных школах, школах искусств и других направлений дополнительного образования по профилю «Изобразительное искусство». А потребность в высокопрофессиональных кадрах в образовательной системе в настоящее время ощущается особо остро.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ивахнова, Л.A. Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство» [Текст] / Л.A. Ивахнова // Омский научный вестник № 3 (98) — Омск, — 2011. — С. 188-192.
2. Шабанов, И.К. Актуальные проблемы магистерской подготовки художника-педагога [Текст] / И.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.Н. Шабанова // Вестник КГУ им. И.А. Некрасова, 2012. — Т. 18. — С. 127-129.
3. Шабанова, О.П. Программа «Художественное образование»: опыт проектирования и реализации магистерской программы [Текст] / О.П. Шабанова, М.Н. Шабанова // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 7. — С. 19-24.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры). Приказ №1505 от 21.11 14. — (минобрнауки.рф.).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code