ГРАЖДАНСКИЙ И ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

О.Н.Князева, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

АННОТАЦИЯ. В статье рассказывается о гражданском и патриотическом аспекте воспитания студентов в вузе. Приведен опыт работы в рамках данного аспекта, направленный на профилактику экстремистской и террористической деятельности среди молодежи в Воронежском государственном аграрном университете имени императора Петра I, который сосредоточен на формировании разносторонне развитой, нравственной, компетентной, ответственной личности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: толерантность, патриотизм, уровень патриотической воспитанности обучающихся, компетентность, компетентный, уровень компетентности выпускника высшей школы.

 

Актуальность проблемы профилактики экстремизма и террористической деятельности в студенческой среде определяется тревожными событиями, происходящими во всём мире: угасание гражданских и патриотических ценностей в современном обществе; рост экстремистских и террористических организаций, вовлекающих молодых людей, рост конфликтных ситуаций в молодежной среде. Поэтому бесспорна значимость гражданского и патриотического воспитания студентов вуза, необходимого для современного выпускника высшей школы.

Гражданский и патриотический характер воспитания в высшей школе подразумевает:
— включение студента в образовательный процесс и построение им личностных моделей, отражающих — перспективы развития духовных задатков, креативного (творческого) потенциала;
— приобщение личности к системе национальных ценностей, включающей богатство общечеловеческой и национальной культуры и выработку своего отношения к этим ценностям; раскрытие общечеловеческих норм (толерантности, эмпатии, доброты, взаимопонимания и др.);
— развитие нравственной свободы личности;
— формирование способности к адекватным самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности;
— воспитание чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам разных стран и гражданским правам личности и др. [2; 13].

С учетом современных философских, социальных, психологических и педагогических исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально- нравственной направленности личности. Ввиду этого обстоятельства многие авторы, рассматривая патриотизм, выделяют разноаспектность этого понятия, так, например:
— в философском аспекте патриотизм рассматривается как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления;
— в социально-педагогическом аспекте патриотизм понимается как социально-нравственная
ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству;
— в психолого-педагогическом аспекте патриотизм рассматривается как сложное нравственное качество [3; 5; 8].

Таким образом, патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [8]. Он предполагает гордость за достижения и культуру своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Понятия «экстремизм» и «терроризм» в современном мире стали чуть ли не самыми обсуждаемыми проблемами всего человечества. Практически все страны на земле ищут способы борьбы и меры профилактики этого зла. Самое главное отличие экстремистов и террористов заключается в том, что в большинстве случаев их жертвами становится мирное население. Направление жестокости в эту сторону не пугает людей, а наоборот, способствует сплочению и объединению народного духа; активизации гражданской и социальной позиции личности в обществе.

Поэтому в мире с каждым годом возрастает роль и совершенствуются методы борьбы с экстремизмом и терроризмом не только органов безопасности, вооруженных сил и других структур, но и ответственных граждан страны, общества в целом. Например, большую роль в этом вопросе отводят профилактическим мероприятиям в молодёжной среде: разработки методических рекомендаций, памяток безопасности, видеороликов профилактической направленности и др.

Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям.

Толерантность, от латинского слова «tolerantia» — «терпеливость», «выносливость», «психическая устойчивость» при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшихся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию [5; 14]. В основе толерантности лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой стороны.

Вся эта работа, опыт борьбы и сплоченная позиция граждан не позволяет завлечь в ряды этого зла молодых членов общества. Такие мероприятия очень важны для подрастающего поколения, процветания любого государства на современном этапе своего развития.

Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I (ФГБОУ ВО «ВГАУ») имеет определенный опыт в сфере патриотического воспитания студентов, а также профилактики экстремизма и терроризма в студенческой среде.

В начале сентября 2015 года со студентами первого и второго курсов гуманитарно-правового факультета (сто человек) была проведена диагностика социализированности обучающихся (модифицированная методика М.И. Рожкова) — «Сформированность патриотических убеждений», которая выявляла уровни патриотического сознания студентов [1]. Обучающиеся 1-2-х курсов не имели отличающийся от нормы уровень психического и физического развития, были одновозрастными (18-19 лет), равноуспешными в обучении, различались по половому признаку (пропорциональное количество девушек и юношей).

В итоге первичной диагностики у обучающихся были выявлены следующие результаты:
— 28 студентов показали высокий уровень патриотического сознания (обучающиеся на достаточном уровне знают историю своей страны; понимают политику своего государства; интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; уважительно относятся к людям других национальностей и рас);
— 52 студента — средний уровень (обучающиеся знают отдельные факты об истории своей страны, неточно понимает политику своего государства; не всегда интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; уважительно относятся к людям других национальностей и рас);
— 12 студентов — низкий уровень (обучающиеся плохо знают историю своей страны, неправильно понимают политику своего государства; редко интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; не уважительно относятся к людям других национальностей и рас);
— 8 студентов — нулевой уровень (обучающиеся не имеют знаний по истории своей страны, не понимают политику своего государства; не интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; не уважительно относятся к людям других национальностей и рас).

Вследствие выявленных уровней патриотического сознания открылась проблема угасания гражданских и патриотических ценностей у студентов. Поэтому в сентябре 2015 года в ФГБОУ ВО «ВГАУ» стартовал проект «Новое поколение» в рамках гражданского и патриотического воспитания, который проводится в виде студенческого форума. Цель проекта — разъяснение внутренней и внешней политики России; вопросов современности, происходящих на мировой арене; профилактики экстремизма и терроризма в молодежной среде; повышение гражданской и патриотической воспитанности обучающихся и другие вопросы. Работа студенческого форума направлена на формирование разносторонне развитой, нравственной, компетентной, ответственной личности обучающегося и охватывала разные темы: «Величие моей страны», «Герои прошлых и настоящих дней».

Одну из тем мы посвятили профилактике экстремизма и терроризма в молодежной среде: «Экстремизм и терроризм можно победить только всем миром». Цели темы: во-первых, активизировать работу профилактической направленности в студенческой среде, развивать самостоятельность суждений студентов, дать представление о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме, рассмотреть законодательную базу РФ; во-вторых, выработать у студентов чувство толерантности, веротерпимости, эмпатии; умения конструктивно взаимодействовать в многонациональном обществе, критически относиться к окружающей действительности, умение отделять достоверную информацию от ложной.

Задачи темы: 1) повышение уровня информированности студентов по вопросам противодействия экстремизму и терроризму; 2) формирование отрицательного отношения к негативным явлениям; 3) развитие способности к конструктивному взаимодействию в многонациональном коллективе; 4) рассмотрение законодательной базы Российской Федерации в вопросе противодействия экстремизму и терроризму; 5) укрепление адекватной жизненной позиции студентов.

Проект «Новое поколение» функционирует в диалоговом взаимодействии, где преподаватель совместно со студенческим активом формулирует тему, подбирает материал, готовит презентацию, комплектует видеоролики.

Студенческий форум состоит из трёх частей:

1. Лекция-презентация. В сценарии мероприятия на тему «Экстремизм и терроризм можно победить только всем миром» были рассмотрены и проанализированы следующие вопросы: «Что такое патриотизм и что он предполагает?»; «Что такое активная гражданская позиция?»; «Какими компетенциями должен обладать выпускник вуза, чтобы проявлять свою гражданскую позицию?»; «Что такое экстремизм и терроризм?»; «Основные принципы противодействия экстремистской деятельности; административная и уголовная ответственность за совершение этой деятельности»; «Запреты, касающиеся экстремизма и терроризма», а также подробно представлена информация о том, что необходимо делать при выявлении признаков экстремизма и терроризма.

2. Видеоматериал. Подобранные и скомплектованные видеоролики из передачи «Воскресные новости» на «Первом» канале (видеоролики можно комплектовать из любой информационной передачи).

Вся работа по подборке материала ведется преподавателем совместно со студентами-активистами: нарезка, обработка, комплектование видеоматериала, а также участие в комментариях к сюжетам.

3. Диалог. Живое обсуждение полученной информации участниками проекта. Каждый просмотренный видеоролик обсуждается преподавателем совместно со студентами.
Нас интересовала точка зрения студентов по обсуждаемым вопросам современности, а также их мнение по поводу методов профилактики и борьбы с экстремизмом и терроризмом.

После завершения темы «Экстремизм и терроризм можно победить только всем миром» студентам раздавалась «Памятка по профилактике экстремизма и терроризма», разработанная на гуманитарно-правовом факультете Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.

По окончании форума в мае 2015-2016 учебного года мы провели повторную диагностику социализированное™ студентов, которая выявила следующие результаты:
— 32 студента показали высокий уровень патриотического сознания (обучающиеся на достаточном уровне знают историю своей страны, понимают политику своего государства; интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; уважительно относятся к людям других национальностей и рас);
— 59 студентов — средний уровень (обучающиеся знают отдельные факты об истории своей страны, неточно понимают политику своего государства; не всегда интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; уважительно относятся к людям других национальностей и рас);
— 9 студентов — низкий уровень (обучающиеся плохо знают историю своей страны, неправильно понимают политику своего государства; редко интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; не уважительно относятся к людям других национальностей и рас);
— 0 студентов — нулевой уровень (обучающиеся не имеют знаний по истории своей страны, не понимают политику своего государства; не интересуются историей, культурой и традициями своей Родины; не уважительно относятся к людям других национальностей и рас).

Таким образом, по результатам первичной и повторной диагностики можно сделать вывод, что у студентов в течение 2015-2016 учебного года изменился уровень патриотического сознания — происходит значимое повышение высокого и среднего уровней патриотического сознания.

Активная работа проекта «Новое поколение» показала свою продуктивность: активизировалась гражданская и социальная позиции в студенческой среде; произошло формирование интереса к действующим профилактическим мероприятиям для искоренения экстремизма и терроризма в обществе; появилось уважительное отношение к людям других национальностей.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация такого рода мероприятий, направленных на гражданский и патриотический аспект воспитания студентов вуза, способствует: формированию мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы; этнокультурного взаимоуважения в многонациональном студенческом коллективе, основанных на принципах уважения прав и свобод человека; межэтническому миру; конструктивному взаимодействию администрации вуза, преподавателей и студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адаева, Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук [Электронный ресурс] / Н.В. Адаева. — Тверь, 2014. — 270 с. — (dissertations.tversu.ru/system/dissertations/theses/000/000/014/original).
2. Бодалев, А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся? [Текст] / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. — СПб.: Речь, 2010.
3. Борисевич, А.Р. Словарь психолого-педагогических понятий [Текст] / А.Р. Борисевич, Т.Г. Каленникова. — Минск : Белорусский государственный технологический университет, 2007.
4. Громова, Е. Развитие этнической толерантности в школе [Текст] / Е. Громова // Воспитание школьников, 2006. — № 1.
5. Капустина, Н.Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография [Электронный ресурс] / Н.Г. Капустина. — Шадринск, 2008. — (http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53615_full.shtml).
6. Князева, О.Н. Конструктивное взаимодействие преподавателей и студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: монография [Текст] / О.Н. Князева. — Воронеж : Издательство ВОИПКиПРО, 2012. — 159 с.
7. Князева, О.Н. Активные и интерактивные формы обучения как эффективные методы активизации учебно- познавательной деятельности студентов в вузе [Текст] / О.Н. Бондарева, О.Н. Князева, Е.А. Сиволапова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. — Воронеж, 2016. — № 1 (270). — С. 42-45.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Электронный ресурс] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — (http://slovo.yaxy.ru/87.html).
9. Крысько, В.Г. Этническая психология [Текст] / В.Г. Крысько. — М. : Академия, 2002. — 320 с.
10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М. : ООО «ИТИ Технологии», 2007. — 944 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Э.Б. Абдуллин, О.А. Абдуллина, Э.А. Аблаев. — М. : Большая Российская энциклопедия : Дрофа, 2003. — 527 с.
12. Профилактика экстремизма в молодежной среде [Электронный ресурс]. — (http://yalutorovsk- school4 .edusite.ru/pl9 5aal .html).
13. Профилактика экстремизма в молодежной среде. [Электронный ресурс]. — (http://www.kdm44.ru/pages/main/tkstremizm.html).
14. Системный анализ подходов к понятию «толерантность». — Психологическая наука и образование [Электронный ресурс]. — 2012. — № 2. — (http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53615_full.shtml).

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code