СТАНОВЛЕНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Л.И.Северинова. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются теоретические аспекты становления этнопедагогической культуры учителя музыки в системе профессиональной подготовки в вузе. Уточнено содержание понятия «этнопедагогическая культура учителя музыки», сформулированы основные структурные и функциональные составляющие этнопедагогической культуры педагога-музыканта, определены их место и роль в системе профессиональной подготовки в вузе. Исследование вносит вклад в разработку педагогической теории и практики формирования профессиональных компетенций педагога-музыканта, определяет готовность учителей музыки к трансляции ценностей русской народной педагогики в современном образовательном пространстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнопедагогическая культура, профессиональная подготовка, профессионально- педагогическая культура.

 

Важнейшим условием сохранения и развития национального самосознания, духовного потенциала нашей страны является опора образования на живую историю, культуру, традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов. Именно через образование наиболее полно и эффективно достигается этнокультурная идентичность личности. Передача духовного опыта поколений, сконцентрированного в народном музыкальном искусстве, и развитие на этой основе положительных качеств личности каждого ребенка — одна из главнейших задач учителя музыки.

В связи с этим особое место в подготовке будущих учителей музыки должны занимать направления, которые связаны с формированием этнопедагогической культуры. Вместе с тем приходится констатировать низкий уровень знаний фольклорных традиций, обычаев, истории родного края будущими педагогами-музыкантами, что свидетельствует в первую очередь об их неподготовленности к работе в новых условиях, требующих учителя музыки с высоко развитой этнопедагогической культурой.

Понятие «этнопедагогическая культура» впервые ввел в научный оборот В.А. Николаев, трактуя её как «социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимания воспитательной сущности её ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания» [16, с. 6]. Им были выявлены ведущие тенденции, причины формирования этнопедагогической культуры, сформулированы основные направления воспитания этнопедагогической культуры будущего учителя, определены основные этапы ее формирования.

И.О. Попова в своей диссертационной работе определяет этнопедагогическую культуру учителя как «сложное, системное образование, складывающееся из этнопедагогических знаний и представлений, развитого индивидуального кая индентификация) и стремления к этнопедагогической деятельности» [9, с. 186].

Г.Ю. Нагорная под этнопедагогической культурой учителя понимает «необходимый уровень сформированное у учителя современных общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков развития личностных качеств и способностей, позволяющих организовывать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей» [7, с. 36].

Интересным представляется нам определение этнопедагогической культуры, данное М.Г. Харитоновым: «Этнопедагогическая культура — интегральный показатель этнопедагогической деятельности учителя, включающий в себя подход к обучаемым с позиций гуманизации образования, мировоззренческую насыщенность преподавания, широкий психолого-педагогический кругозор, глубокие этнопедагогические знания и умения творчески применять их на практике, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения, этнопедагогическую интуицию, свободу общения в процессе этнопедагогической деятельности и как итог этапа — рациональность, эстетичность и непринужденность решения этнопедагогических задач» [25, с. 106].

Анализ исследований показал, что этнопедагогическая культура имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективной стороной является этнопедагогическая культура общества, которая представляет собой единство трех составляющих: целевой, содержательной, процессуальной. В ходе освоения целевой, содержательной и процессуальной составляющих традиционной педагогической культуры общества формируется субъективная сторона — этнопедагогическая культура личности.

Этнопедагогическая культура учителя музыки — сложная, многомерная, динамическая система, специфику которой определяет постоянное органичное сочетание универсального, то есть этнопедагогической культуры педагога вообще, и специфического, связанного с музыкальной стороной педагогической деятельности учителя музыки.

Основу этнопедагогической культуры учителя музыки составляют ценности народной педагогики и народной музыкальной педагогики в частности. Представленный в выдающихся памятниках русской народной музыкальной педагогики многовековой опыт музыкального воспитания отражает основные идеи русского народного воспитания, воплощающие в себе комплексное развитие личности, основанное на гармоничных отношениях с окружающим миром (природой, обществом, людьми), ориентациях на безусловные ценности: нравственность, добро, красота, правда, справедливость и т.д.

Исходя из специфики подготовки будущих педагогов-музыкантов, этнопедагогическую культуру учителя музыки мы рассматриваем как преломление общей, профессионально-педагогической культуры и музыкальной культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности на основе освоения и ретрансляции ценностей народной музыкальной культуры и достижений народной педагогики.

В связи с этим целесообразно рассмотреть понятия «культура», «профессионально-педагогическая культура», «музыкально-педагогическая культура», «музыкальная культура» более подробно.

Культура — сложное общеметодологическое понятие. Изучением культуры занимаются различные науки — история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология и другие. На сегодняшний день существует много определений культуры. В философском понимании культура есть «осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития» [24, с. 350]. В психологии под культурой понимается «совокупность материальных, производственных, политических, эстетических и духовных достижений человечества, основа социализации личности, ее психологического становления и усовершенствования» [18].

Анализируя историографию понятия «культура», можно выделить несколько доминирующих подходов к ее трактовке: культура как интегральный способ человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян и др.), культура как совокупность духовных и материальных ценностей (А.И. Арнольдов, О.И. Джиоев, Н.З. Чавчавадзе, Л.Л. Челидзе и др.), культура как творческая деятельность людей, как воплощение творческих сил общества (Э.А. Баллер, Л.H. Коган, Н.С. Злобин и др.), культура как совокупность знаковых систем, которые используются человечеством (Ю.М. Лотман, И.Л. Савранский и др.).

В контексте исследования нам близка трактовка понятия «культура» как совокупности духовных и материальных ценностей, данная А.И. Арнольдовым, О.И. Джиоевым, Н.З. Чавчавадзе, Л.Л. Челидзе, поскольку содержание этнопедагогической культуры учителя музыки определяется направленностью личности будущего педагога-музыканта на осмысление, познание и актуализацию ценностей народной педагогики. Исходя из специфики исследования, под ценностями народной педагогики мы понимаем должный, желаемый идеал, который является основой этнопедагогической деятельности учителя музыки. Освоение будущими педагогами- музыкантами ценностей русской народной педагогики — необходимое условие эффективного становления этнопедагогической культуры студентов.

Исследования функционирования культуры показывают, что ее потребление, хранение и трансляция зависят от особенностей определенного этноса, которые оказывают существенное воздействие на темп развития культуры. Каждый этнос, «обладающий собственной культурой, членов которой связывает общее мирочувствование и уже на его основе общая форма мира» (О. Шпенглер) [28, с. 274], самобытен, неповторим и уникален.

Современные ученые-культурологи обращают внимание на значимость и равноположенность всех культур, каждая из которых обеспечивает общечеловеческое содержание и способствует сохранению этноса [26]. С.И. Гессен утверждал, что «нация не может быть предметом заботы, но является естественным плодом усилий, направленных на осуществление сверхнациональных ценностей» [3, с. 41]. Национальное, по мнению автора, оторванное от общечеловеческого, перестает быть самим собою, перестает быть национальным [3].

Исследователи различают культуру этноса и этническую культуру. Под культурой этноса В.К. Шаповалов понимает «широкую совокупность всего культурного достояния, присущую данному этносу в лице его отдельных представителей, групп, независимо от того, имеют ли элементы и структуры этого достояния этническую окраску или нет». К этнической культуре автор относит «совокупность тех элементов, которые обладают этнической спецификой, и именно они выполняют как этнодифференцирующую, так и этноинтегрирующую функции» [26, с. 51]. Этническая культура включает в себя ряд компонентов, структурных составляющих, характеризующих качественную системную определенность этноса: языковая компонента (язык детства; язык, используемый дома, в образовательных учреждениях, в общении); компонента материальной культуры (традиционная утварь, народная одежда и т.п.); обрядовая компонента (уровень знания и распространения традиционных обрядов); компонента профессиональной культуры (обусловленность выбора круга чтения художественной литературы и предпочтений в области профессиональной музыки); этнопсихологическая компонента (ощущение человеком связи с этносом, интерес к истории и культуре своего народа).

Существенным элементом культуры, инструментом ее трансляции является образование. Из культуры черпается содержание образования вообще и высшего образования в частности. По мнению И.Я. Лернера, «мера обученности личности обусловлена объемом усвоенного содержания культуры» [15, с. 126]. С.И. Гессен рассматривал образование как культуру личности, как процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права: «Душа и тело человека в равной мере должны быть образованы в направлении культурных ценностей, по отношении к которым они, как чисто природный материал, подлежащий образованию, представляются равноценными сторонами единого и нераздельного целого. Весь человек в целом, а не одна только его часть или сторона, должен воспринять в себе ценности культуры, приобщиться к ним всем своим существом и в служении им преобразовать свой психофизический организм» [3, с. 47].

Уровень культуры личности во многом зависит от степени сформированности ее (личности) этнопедагогической культуры. В связи с этим формирование этнопедагогической культуры должно стать одной из главных целей педагогической подготовки будущих учителей и учителей музыки в частности.

Целостное представление о профессионально- педагогической культуре дано в фундаментальном исследовании И.Ф. Исаева, который предлагает рассматривать её как интегральное качество личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетенции преподавателя и как цель профессионального совершенствования. Профессионально- педагогическую культуру автор трактует как «меру и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий» [5, с. 23].

И.Ф. Исаев определил основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры: тенденция зависимости формирования профессионально-педагогической культуры от степени развития профессиональной свободы личности, ее творческой самореализации; тенденция апроприации — активной обращенности к отечественному и зарубежному научно-педагогическому опыту; тенденция гуманистической направленности формирования профессионально-педагогической культуры [5].

Н.Б. Волчегурская на основе исследований Е.В. Бондаревской создала социально и имманентно детерминированный эскиз модели профессионально- педагогической культуры учителя музыки, отдав предпочтение в ней некоторым личностно- профессиональным качествам, что прежде всего обусловлено предметом образования, суть которого — личностно-нравственное освоение мира, а форма — художественный текст [5]. По мнению Н.Б. Волчегурской, само настоящее состояние культуры, её духовное ядро требуют учителя-интеллигента как «возделывателя национального менталитета», а текстологическая сущность её — интерпретация, что немыслимо без разнонаправленной, полисферной одарённости педагога. Основополагающими элементами профессионально-педагогической культуры учителя музыки выступают высокая духовность и почитание нравственных ценностей, усиленные гибкостью ума, музыкальной (художественной) восприимчивостью, уважение к тем, кто находится за рамками твоего «Я» [5].

Опираясь на исследования А.В. Барабанщикова, Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, Н.Б. Волчегурской, И.Ф. Исаева и др., основными элементами профессионально-педагогической культуры, необходимыми для эффективной этнопедагогической деятельности учителя музыки были выделены: педагогическая направленность личности, профессиональные знания и умения, психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность, нравственная чистота, педагогическое мастерство, педагогическое общение и поведение, требовательность, потребность в самосовершенствовании, опыт творческой деятельности.

Не вызывает сомнения, что ведущим понятием в профессионально-педагогической культуре учителя музыки выступает музыкальная культура. В качестве центрального компонента музыкальной культуры исследователи выделяют «накопленные обществом ценности искусства». От того, «в какой мере человек освоил эти ценности» (Э.Б. Абдуллин) [1], зависит характеристика музыкальной культуры личности.

Музыкальную культуру Н.А. Желенщикова определяет как часть всей духовной культуры человечества, уровень развития творческих и музыкальных способностей человека, выраженный в способности к художественному восприятию музыки, в умении интонационно мыслить, в наличии художественного вкуса, в создаваемых человеком творческих ценностях [4].

При изучении музыкально-педагогической культуры будущих учителей музыки Н.А. Желенщикова выделяет следующие признаки: гуманистическая направленность личности, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Музыкально-педагогическую культуру автор определяет как «потенциал музыкально- педагогического опыта человека, преломленного в его сознании, реализованного в деятельности и определяющего уровень его развития» [4, с. 169].

Исходя из специфики нашего исследования, были выделены следующие элементы музыкально- педагогической культуры учителя музыки, составляющие этнопедагогическую культуру педагога- музыканта: высокая духовность и почитание нравственных ценностей, музыкальная одаренность (эмоциональный отклик на музыку, интеллектуальный к ней интерес, музыкальные способности и умения, творческая музыкальная деятельность).

Анализ литературы по интересующей нас проблеме позволил сделать вывод, что этнопедагогическая культура учителя музыки представляет собой единство внешней и внутренней структуры. Внутренняя структура — это уровень индивидуального освоения традиционной педагогической культуры, включающий когнитивный (этнопедагогическое сознание), мыслительный (этнопедагогическое мышление) и деятельный (этнопедагогическая деятельность) элементы. С внешней стороны этнопедагогическая культура является одним из элементов профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта.

Этнопедагогическая культура учителя музыки тесно связана с методологической, эстетической, этической культурой. Для более обоснованного представления о сущности этнопедагогической культуры учителя музыки, её месте в структуре необходимо рассмотреть подробнее основные элементы профессионально-педагогической культуры учителя музыки: методологический, этический, эстетический.

Методологическую культуру учителя музыки Э.Б. Абдуллин определяет как интегративное свойство личности педагога-музыканта, отражающее в себе качество освоенных методологических знаний и способностей в использовании последних для познания и творческого преобразования музыкальной педагогической действительности [1].

Опираясь на результаты исследований по вопросам методологической подготовки студентов [1; 2], в качестве ведущих элементов методологической культуры учителей музыки, необходимых для этнопедагогической деятельности, мы выделили:
— гностический — идеи, концепции мыслителей прошлого по поводу сущности народной культуры, народных воспитательных традиций (философский уровень), основные идеи, взгляды, подходы народной педагогики, помогающие решению этнопедагогических задач (частнонаучный);
— конструктивный — моделирование учебного процесса, творческое решение этнопедагогических задач, конструирование и проектирование учебного процесса;
— методологический — оценка результативности этнопедагогического действия, определение степени достижения цели этнопедагогической деятельности, корректирование этнопедагогического действия, проектирование следующего педагогического действия;
— опыт эмоционально-ценностного отношения учителя музыки к методологической деятельности (особо эмоционально-направленное воздействие содержания методологической подготовки на духовную профессиональную сферу личности учителей музыки), способствующий развитию личностно- профессиональной заинтересованной позиции учителя к процессу познания и преобразования педагогической действительности [1].

Исходя из всего сказанного, под содержанием методологической культуры учителя музыки мы понимаем способность оперировать методологическими знаниями в процессе восприятия, осмысления проблем этнопедагогической деятельности, направленной на их решение. Становление методологической культуры является неотъемлемой частью этнопедагогической подготовки учителей музыки, поскольку эффективная этнопедагогическая деятельность требует владения преподавателем навыками проектирования образовательного процесса, умения осознавать, формулировать и творчески решать этнопедагогические задачи, осуществлять методическую рефлексию.

Важным элементом профессионально-педагоги- ческой культуры учителя музыки является этическая культура. Специфика этической культуры — в наличии этических убеждений и установок. В деятельностном плане этическая культура — это высоко осознанная установка, состоящая в реализации нравственных потребностей в сфере профессионально-этической деятельности [21]. Как показывают исследования, этнопедагогическая культура учителя музыки, так же как этическая, имеет личностную ориентацию. В процессе её формирования у студентов активно развивается национальное самосознание, чувство принадлежности к русской нации, интерес к русской культуре и народной педагогике. Всё это, по мнению В.А. Николаева, воплощается в определённую позицию личности, проявляющуюся в готовности, установке будущих учителей на организацию воспитательно-образовательной деятельности с позиций этнопедагогической культуры [16].

Эстетическая культура характеризуется эмоциональной отзывчивостью к прекрасному, способностью творить по законам красоты. Рассматривая эстетическую культуру личности как важную составляющую часть её общей культуры, учёные (Ю.Б. Алиев, Д.Б. Кабалевский, Л.B. Горюнова, М.С. Каган, Б.Т. Лихачёв, Л.B. Школяр и др.) подчёркивают основополагающее значение музыкального искусства (музыкально-эстетической культуры общества) в её развитии. По определению Д.Б. Кабалевского, отличительной особенностью музыкального искусства является то, что в сравнении с другими видами искусств, музыкальное «обладает особенно большой силой эмоционального воздействия на человека» [13, с. 38]. Аккумулируя в себе огромный духовный и эстетический опыт предшествующих поколений, музыкально-эстетическая культура общества выступает мощным средством приобщения личности к духовному наследию человечества.

Ориентированная на нравственный идеал, она имеет ярко выраженную гуманистическую направленность, так как первоисточником её является не только окружающий мир, но и сам человек, что позволяет говорить о значимости музыки в воздействии на личность, особенно в период становления и развития.

Процесс формирования этнопедагогической культуры учителя музыки невозможен без ориентации на нравственный идеал, который лежит в основе русской народной музыкальной педагогики. Этнопедагогическая культура, так же как и музыкально-эстетическая культура, является средством приобщения к высокохудожественным произведениям, созданным русским народом в течение многих тысячелетий.

Эстетическая культура способствует формированию этнопедагогического идеала, который ориентирует на выделение в средствах и источниках народной педагогики воспитательной сущности, содействует развитию положительных качеств личности [16].

Таким образом, этнопедагогическую культуру педагога-музыканта мы определяем как преломление общей, профессионально-педагогической и музыкальной культуры учителя в условиях этнопедагогической деятельности на основе освоения и ретрансляции ценностей народной музыкальной культуры и достижений народной педагогики.

Специфика этнопедагогической культуры педагога- музыканта состоит в постоянном органичном сочетании универсального, то есть этнопедагогической культуры педагога вообще, и специфического, связанного с музыкальной стороной деятельности учителя музыки. Этнопедагогическая культура педагога-музыканта представляет единство внешней и внутренней структуры. Внутренняя структура — это уровень индивидуального освоения традиционной педагогической культуры. В качестве основных структурных компонентов этнопедагогической культуры учителя музыки мы выделяем этнопедагогическое сознание, этнопедагогическое мышление и этнопедагогическую деятельность, которые развиваются благодаря гуманистическому, личностному, гносеологическому, практическому и оценочному функциональным компонентам, образуя сложную, многомерную систему.

С внешней стороны этнопедагогическая культура учителя музыки является одним из элементов про- фессионально-педагогической культуры:

— этнопедагогическая культура, как и другие элементы профессионально-педагогической культуры учителя музыки, является результатом освоения соответствующей, в частности традиционной педагогической культуры общества;

— для этнопедагогической культуры, как и для каждого элемента профессиональной культуры учителя музыки, характерна реализация в рамках нескольких функций: гносеологической, гуманистической, коммуникативной, информационной, обучающей, воспитывающей и др.;

— этнопедагогическая культура, как и каждый отдельный элемент профессиональной культуры педагога-музыканта, обладает своими структурными и функциональными составляющими, при этом этнопедагогической культуре, как и другим элементам профессионально-педагогической культуры, свойственны общие компоненты: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

В условиях многонационального Российского государства не вызывает сомнений важность этнопедагогического воспитания подрастающего поколения. Однако, к сожалению, в большинстве школ практически отсутствует систематическая и целенаправленная работа в этом направлении. Среди причин, мешающих эффективному осуществлению данного процесса, следует отметить недостаточную этнопедагогическую подготовку учителей музыки, низкий уровень их этнопедагогической культуры.

Для решения проблемы требуется проведение специальной работы по формированию этнопедагогической культуры будущих педагогов-музыкантов, усиление программ изучаемых студентами дисциплин материалами этнопедагогического содержания, повышение практической подготовки учителей к этнопедагогической деятельности в школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки : научно-метод. материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» [Текст] / Э.Б. Абдуллин. — М. : МИРОС, 1992. — 72 с.
2. Арчажникова, Л.Г. Профессия — учитель музыки : книга для учителя [Текст] / Л.Г. Арчажникова. — М., 1984. — 98 с.
3. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию [Текст] / С.И. Гессен. — М., 1995. — 254 с.
4. Желенщикова, Н.А. Воспитание музыкально-педагогической культуры студентов педколледжа как фактор их профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук [Текст] / Н.А. Желенщикова. — Магнитогорск, 1999. — 187 с.
5. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / И.Ф.Исаев. — М. : Академия, 2002. — 208 с.
6. Лихачев, Д.С. Агрессивность «бездуховности» [Текст] / Д.С. Лихачев //Лит. газ. — 1990. — С. 4.
7. Нагорная, Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе : дис. … канд. пед. наук [Текст] / Г.Ю. Нагорная. — Ставрополь, 1998. — 185 с.
8. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов. — М. : Наука, 1986. — 254 с.
9. Попова, И.О. Формирование этнопедагогической культуры педагогов : дис. … канд. пед. наук [Текст] / И.О. Попова. — Астрахань, 2001.- 203 с.
10. Проблемы формирования духовных потребностей личности [Текст] / под ред. Ю.В. Шарова, В.Г. Грибанова. — Новосибирск, 1970. — 275 с.
11. Соловьев, B.C. История России с древнейших времен [Текст] / B.C. Соловьев // Собр. соч. : в 18т. — М. : Голос, 1993. — Т. 5-6. — 768 с.
12. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. — М. : ТЦ Сфера, 2002. — 160 с.
13. Строков, К.А. Развитие этнокультурных образовательных технологий в подготовке специалистов художе- ственно-творческого профиля : дис. … канд. пед. наук [Текст] / К.А. Строков. — М., 2000. — 175 с.
14. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев // Собр. соч. : в 2 т. — М., 1983. — Т. 2. — 320 с.
15. Лернер, И.Я. Педагогическое сознание — явление действительности и категория науки [Текст] / И.Я. Лер- нер // СП. — 1985. — № 3. — С. 52-57.
16. Николаев, В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя : дис. … доктора пед. наук [Текст] / В.А. Николаев. — М., 1998. — 409 с.
17. Проблемы формирования духовных потребностей личности [Текст] / под ред. Ю.В. Шарова, В.Г. Грибанова. — Новосибирск, 1970. — 275 с.
18. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.
19. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2-х тт. / под. ред. В.В. Давыдова. — М., 1993. — Т. 1. — 608 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Собр. соч. : в 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — 328 с.
21. Силяева, Е.Г. Формирование профессиональной культуры учителя. Теория и методика [Текст] / Е.Г. Силяева. — М. : М • Педагогические науки • Проблемы профессионального образования
22. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко. — 4-е изд. — М. : Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
23. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура : пер. с англ. [Текст] / Э.Б. Тайлор. — М. : Политиздат, 1989. — 573 с.
24. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред. П.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. — М. : Сов. Энциклопедия, 1989. — 840 с.
25. Харитонов, М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы : дис. … доктора пед. наук [Текст] / М.Г. Харитонов. — М., 1999. — 396 с.
26. Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность российского образования [Текст] / В.К. Шаповалов. — М. : Магистр, 1997. — 160 с.
27. Шиянов, Е.Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. — Ростов-на-Дону : Цветная печать, 1995. — 314 с.
28. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. — М-П., 1923. — 312 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code