МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА БАНКА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ С УЧАСТИЕМ АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ

А.Г.Гузнов. Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

В статье рассматриваются современные подходы к вопросам предотвращения банкротства кредитных организаций в России с участием Агентства по страхованию вкладов, сформировавшиеся под влиянием глобального финансового кризиса 2008-2009 гг.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), кредитная организация, банк, Агентство по страхованию вкладов, меры по предупреждению банкротства.

 

Мировой финансовый кризис заставил пересмотреть подходы к предотвращению банкротства кредитных организаций в России. Предоставление Агентству по страхованию вкладов (далее — АСВ) полномочий участвовать в процессах финансового оздоровления банков впервые было осуществлено в 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»1. Практика применения механизмов, предусмотренных указанным Законом, показала, что с помощью контролируемых или управляемых со стороны публичных органов мероприятий можно добиться сохранения инфраструктуры банка, обеспечить более высокую стоимость его активов и в конечном итоге снизить нагрузку на фонд страхования вкладов, который формируется за счет взносов банков-участников системы страхования вкладов и за счет средств которого осуществляются выплаты вкладчикам банков, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Именно необходимость уменьшения расходов стала весомой причиной предоставления АСВ полномочий по участию в урегулировании несостоятельности банков на постоянной основе.

С учетом того, что цель привлечения АСВ к мероприятиям по урегулированию несостоятельности банка состояла в уменьшении финансовой нагрузки на фонд страхования вкладов, его полномочия распространяются только на банки- участники системы страхования вкладов. В ст. 187.9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 (далее — Закон о банкротстве) прямо выделяются специальные меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, которые осуществляются с участием Агентства.

Агентство участвует в урегулировании несостоятельности банка в двух формах, отличающихся системами процедур:
1) собственно в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
2) в урегулирования обязательств банка.

В соответствии со ст. 189.47 Закона о банкротстве Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы. Закон определил признаки неустойчивого финансового положения банка, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков). К ним, в частности, относятся отражение банком в отчетности и (или) установление Банком России, Агентством или иными лицами документально подтвержденных фактов, сделок (операций), достоверное и отражение которых в отчетности банка приводит (приведет) к нарушению банком обязательных нормативов, и (или) сроков исполнения банком обязательств, о и (или) условий участия в системе обязательного страхования вкладов и (или) к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банка, и (или) наличие иных документально подтвержденных доказательств угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).  До направления предложения об участии Агентства в осуществлении соответствующих мер Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России и представителей Агентства в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка.

По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и представители Агентства направляют в Банк России и Агентство совместный отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России ) решения о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка. Указанное решение принимается Комитетом банковского надзора Банка России.

Важными, с точки зрения обеспечения устойчивой деятельности банка, в отношении которого предполагается осуществить меры по предупреждению его банкротства, являются ограничения на принятие решений о применении мер принуждения. Так, со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России;
2) не вводить предусмотренный ст. 48 Закона о страховании вкладов запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о банках;
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.

Закон определил принципы и сроки принятия Агентством решения об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. Решение Агентства по вопросу о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается им исходя из принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходования средств фонда обязательного страхования вкладов и иного имущества Агентства. При этом Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка уведомляет Банк России о принятии решения о своем участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка либо об отказе от такого участия.
Меры по предупреждению банкротства банка с участием Агентства осуществляются на основании утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом Банк России вправе отказать в утверждении плана участия Агентства.

При осуществлении мер по предупреждению банкротства банка Агентство вправе оказывать финансовую помощь:

1) лицам (лицу), приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акции банка в количестве не менее 75% обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале, представляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью);

2) банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акций банка в количестве не менее 75% обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предоставляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).

Финансовая помощь может быть двух видов:
1) на поддержание ликвидности (для того, чтобы исполнять текущие обязательства санируемого банка);
2) на пополнение собственных средств, в т.ч. в виде взноса в уставной капитал санируемого банка.

Финансовая помощь в виде взноса в уставный капитал банка за счет средств Агентства оказывается Агентством при одновременном соблюдении следующих условий:

1) уменьшение размера уставного капитала банка по решению Банка России до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля (при отрицательном значении величины собственных средств (капитала);

2) прекращение обязательств банка по договорам субординированного кредита (договорам депозита, займа, облигационного займа), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), либо осуществление мены (конвертации) требований кредиторов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), включая обязательства по процентам и по финансовым санкциям за неисполнение обязательств по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) кредитной организации;

3) приобретение Агентством и (или) инвестором (инвесторами) акций (долей в уставном капитале) банка в количестве не менее 75% обыкновенных акций банка ш в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, которые предостав- и ляют право голоса в размере не менее трех четвертей голосов от общего числа а голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).

Приобретение акций (долей) санируемого банка осуществляется двумя способами:
1) добровольным отчуждением соответствующего количества акций (долей) а владельцами санируемого банка;
2) через процедуру принудительного уменьшения уставного капитала в соответствии с величиной собственных средств и последующей дополнительной эмиссией акций (внесения дополнительного вклада в уставной капитал).

Процедура принудительного уменьшения уставного капитал осуществляется к
при назначении в санируемый банк временной администрации на основании а
утвержденного Комитетом банковского надзора Банка России плана участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка. При этом в отличие от общего порядка функционирования временной администрации функции временной администрации по управлению банком могут быть возложены приказом Банка России на Агентство. Агентство осуществляет ~ функции и полномочия временной администрации по управлению банком через 6 представителя, назначенного им из числа своих работников и действующего на основании доверенности.

Временная администрация по управлению банком, функции которой возложены на Агентство, осуществляет те же функции и обладает теми же полномочиями, которые предоставлены временной администрации по управлению кредитной организацией в соответствии со ст. 189.31 Закона о банкротстве, т.е. при приостановлении полномочий органов управления банка. Вместе с тем полномочия временной администрации в период реализации плана мер по предупреждению банкротства банка имеют и ряд особенностей. Так, в период деятельности временной администрации при реализации плана мер по предупреждению банкротства банка приостанавливаются:
1) полномочия органов управления банка, связанные с принятием решений по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами банка;
2) права учредителей (участников) банка, связанные с участием в его уставном капитале, в т.ч. право на созыв общего собрания акционеров (участников) банка.

Кроме того, временная администрация по управлению банком вправе:
1) осуществлять действия, связанные с уменьшением размера уставного капитала банка до величины его собственных средств (капитала) или до одного рубля, принимать решение о внесении изменений в устав банка;
2) осуществлять действия, связанные с увеличением размера уставного капитала банка, в т.ч. принимать решения о размещении акций, утверждать решения о выпуске акций и отчет об итогах этого выпуска, принимать решения о внесении изменений в устав банка;
3) принимать решения о реорганизации банка;
4) осуществлять продажу имущества банка, в т.ч. Агентству, в соответствии с планом участия Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
5) принимать решения о закрытии и (или) об открытии филиалов банка и внесении в связи с данными решениями соответствующих изменений в устав банка;
6) осуществлять иные меры, направленные на предупреждение банкротства
банка;
7) принимать решения о ликвидации банка.

Временная администрация не принимает решение, а именно осуществляет действия, направленные на уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала). Решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала), а если данная величина имеет отрицательное значение — до одного рубля, принимает Банк России (Комитет банковского надзора). При этом величина собственных средств (капитала) банка не принимается, исходя из отчетных данных, сформированных бывшим руководством банка и могущих быть фальсифицированными, а рассчитывается временной администрацией в соответствии с порядком, установленным Банком России в Положении Банка России от 28 декабря 2012 г. № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций („Базель III»)»3.

На основании указанного решения временная администрация по управлению кредитной организацией обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов банка в соответствие с принятым решением. Для банков, действующих в форме акционерного общества, временная администрация по управлению кредитной организацией принимает также решение о размещении акций, подготавливает и утверждает решение о выпуске акций и отчет об итогах выпуска акций в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

Закон о банкротстве определил, что на процедуру уменьшения уставного капитала санируемого банка не распространяются положения ряда федеральных законов, в частности:
1) об обязательном уведомлении кредиторов об их праве требовать от банка прекращения или досрочного исполнения им обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
2) о праве заявления кредиторами требований к банку о прекращении или досрочном исполнении им обязательств и возмещении связанных с этим убытков;
3) о ликвидации банка, если величина его собственных средств (капитала) становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного федеральным законом и нормативным актом Банка России на дату государственной регистрации банка.

После уменьшения уставного капитала временной администрацией по управлению кредитной организацией может быть принято решение о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) банка.

Дополнительный выпуск акций банка может быть полностью или частично приобретен Агентством. Оно также может внести вклад в уставной капитал банка, действующего в форме ООО. По завершении данной процедуры Агентство получает права и возможности лица, контролирующего санируемый банк, и в дальнейшем осуществляет меры по предупреждению банкротства банка в рамках отношений «основной владелец акций (долей) — подконтрольное (дочернее) общество».

Кроме Агентства, приобретателем акций (долей) может быть инвестор (инвесторы). Закон о банкротстве четко оговаривает, что участниками размещения дополнительного выпуска акций (внесения дополнительного вклада в уставный капитал) банка не могут являться акционеры (участники) банка, владевшие более 1% его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в предупреждении с банкротства банка, и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций (внесении дополнительного вклада в уставный капитал) банка.

Доля участия Агентства и (или) инвестора в уставном капитале банка по с итогам его увеличения должна составлять не менее 75% обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (долей в уставном капитале, предоставляющих не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью).

На процедуры увеличения уставного капитала санируемого банка не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок:
1) получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций (долей) банка;
2) получения согласия на осуществление сделки с акциями (долями) банка федерального антимонопольного органа (направления уведомления федеральному антимонопольному органу);
3) приобретения тридцати и более процентов обыкновенных акций банка, являющегося акционерным обществом;
4) соблюдения минимального размера уставного капитала банка, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации банка;
5) соблюдения порядка раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах;
6) привлечения уполномоченного федерального органа исполнительной власти для определения цены размещения акций банка;
7) реализации права преимущественного приобретения акций (долей) банка;
8) одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Закон о банкротстве ввел требование, обязывающее Агентство осуществить
продажу акций (долей) санируемого банка, которыми оно владеет, в случае получения оферты о продаже данных акций (долей). Данное требование введено в Закон для того, чтобы не ограничивалась конкуренция на рынке банковских услуг и не происходила концентрация капитала в руках Агентства и косвенно в руках государства. Продажа осуществляется путем выставления на публичные торги.

При этом, если в санации банка участвуют инвесторы, то Агентство и инвесторы вправе предусмотреть в заключаемом между ними соглашении (договоре) обязательство инвестора (инвесторов) приобрести в будущем все принадлежащие Агентству акции (доли) соответствующего банка.

Закон ограничивает круг лиц, которые могут выступать в качестве приобретателей акций (долей) санируемого банка. В частности, таковыми не могут быть акционеры (участники) банка, владевшие более чем 1% его акций (долей) в течение трех месяцев, предшествующих дате направления Банком России предложения в Агентство о его участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка.

Таким образом, после событий глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. подход к вопросу несостоятельности банков был скорректирован: основной задачей стало задействовать механизмы предотвращения банкротства на возможно более ранней стадии и попытаться сохранить те институты, которые жизненно необходимы для функционирования экономики.

 

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 42, ст. 4698.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 43, ст. 4190.
3 См.: Вестник Банка России. 2013. № 11. 27 февр.

Вестник Саратовской государственной юридической академии № 1(108), 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code