ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

1   2

Глава 3.

Статья 17. Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического разнообразия

  1. Государство разрабатывает и реализует национальную стратегию и план действий по сохранению биологического разнообразия с учетом положений Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.
  2. В национальной стратегии и плане действий по сохранению биологического разнообразия устанавливаются принципы, стратегии, цели и подходы в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, подлежащие реализации в программно-целевом планировании всех органов государственной власти.
  3. Национальная стратегия и план действий по сохранению биологического разнообразия согласовываются с требованиями национального законодательства, а также с международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными и подписанными государством, и отражают направления международного сотрудничества по вопросам, касающимся сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.
  4. При разработке и реализации национальной стратегии и плана действий по сохранению биологического разнообразия государство консультируется со всеми заинтересованными сторонами, включая общественность.
  5. Государство пересматривает национальную стратегию и план действий по сохранению биологического разнообразия один раз в пять лет и, в случае необходимости, осуществляет актуализацию.

 

Статья 18. Местные планы по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия

  1. Местный план по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия может быть разработан органами местного самоуправления при условии проведения консультаций в консультативном комитете по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия.
  2. Любой местный план по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия, разработанный в обеспечение положений настоящей статьи, должен быть согласован с настоящим Законом, национальной стратегией и планом действий по сохранению биологического разнообразия и всеми действующими в этой области нормативными документами.
  3. При предоставлении государством финансовой или иной поддержки для осуществления местного плана по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия государство осуществляет регулярный мониторинг выполнения местного плана по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия и использует результаты проведенного мониторинга в процессе принятия решений о реализации других местных планов по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия.

 

Статья 19. Учет биологического разнообразия в отраслевом планировании

  1. Государство в процессе отраслевого планирования принимает во внимание местные планы по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия.
  2. Все национальные планы, политические меры и стратегии, обладающие потенциальным влиянием на сохранение, устойчивое использование и восстановление биологического разнообразия, в том числе касающиеся землепользования, туризма и природных ресурсов, должны быть согласованы с целями и принципами настоящего Закона и национальной стратегии и плана действий по сохранению биологического разнообразия.

 

Статья 20. Учет биологического разнообразия в оценке воздействия на окружающую среду

  1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду или другого анализа воздействий на окружающую среду, вызванных любыми видами деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством государства, инициатор деятельности должен включать в оценку потенциальное воздействие на компоненты биологического разнообразия и биологические ресурсы предлагаемых планов, программ или проектов.
  2. Оценка, проведенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должна включать рассмотрение:

— потенциального воздействия на природные экосистемы и места обитания, в частности места обитания любых охраняемых видов и критические места обитания, расположенные в пределах или вблизи предполагаемого места реализации плана, программы или проекта;

— потенциального воздействия на ООПТ, а также объекты, охраняемые ЮНЕСКО, конвенциями ООН, другими международными соглашениями или имеющие иной международный статус, расположенные в пределах или вблизи предполагаемого места реализации плана, программы или проекта;

— потенциальных последствий воздействия планируемой хозяйственной деятельности на экосистемные услуги в пределах или вблизи предполагаемого места реализации плана, программы или проекта;

— потенциальных последствий появления инвазивных чужеродных видов, связанного с планируемой хозяйственной деятельностью, в пределах или вблизи предполагаемого места реализации плана, программы или проекта;

— устойчивости любого предлагаемого способа использования биологических ресурсов;

— мероприятий по предотвращению, минимизации или смягчению потенциальных негативных воздействий, а также мероприятий для компенсации негативного воздействия на компоненты биологического разнообразия.

 

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Статья 21. Мониторинг состояния экосистем и биологического разнообразия

  1. Государство разрабатывает и реализует механизм регулярного мониторинга состояния экосистем и биологического разнообразия, а также мониторинга процессов и видов деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на компоненты биологического разнообразия.
  2. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения органов управления, научных, общественных организаций, коммерческих структур и населения информацией о состоянии биологического разнообразия и тенденциях его изменения, а также выявления приоритетных объектов его сохранения.
  3. Система мониторинга в области сохранения биологического разнообразия должна включать следующие взаимосвязанные подсистемы:

— национальный информационно-аналитический центр по биологическому разнообразию, координирующий работу по сбору, хранению и анализу данных и ориентированный на обеспечение осуществления государственного экологического управления, а также выполнение международных обязательств государства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— местные информационно-аналитические центры по биологическому разнообразию, координирующие работу заповедников и биологических станций, ориентированные на информационную поддержку управленческих решений местного уровня, а также на сбор и обработку информации, запрашиваемой национальным информационно-аналитическим центром по биологическому разнообразию;

— отраслевые системы мониторинга биоресурсов в сельском, лесном, рыбном, охотничьем, водном хозяйстве, в санитарно-эпидемиологической службе, системе ООПТ;

— информационную систему по охраняемым видам;

— информационную систему по генетическим ресурсам;

— систему анализа данных о состоянии компонентов биологического разнообразия;

— систему анализа данных дистанционного зондирования;

— системы анализа данных государственной статистики для учета воздействий человека на компоненты биологического разнообразия и данных мониторинга общественного мнения для выявления отношения различных общественных групп к состоянию компонентов биологического разнообразия.

  1. Формирование системы мониторинга осуществляется посредством:

— организации национального и местных информационно-аналитических центров по биологическому разнообразию;

— разработки системы индикаторов биологического разнообразия, включая показатели состояния популяций, видов, сообществ и экосистем, а также показатели состояния здоровья организмов в природных популяциях;

— разработки схемы территориального размещения пунктов наблюдения, методик использования современных технических средств, включая дистанционные системы сбора информации;

— разработки единых стандартов сбора, хранения и представления информации о биологическом разнообразии с учетом существующих отраслевых традиций;

— корректировки в соответствии с целями сохранения биологического разнообразия традиционных отраслевых систем учета биоресурсов, включая систему мониторинга на ООПТ;

— организации информационной системы охраняемых видов;

— организации информационной системы по генетическим ресурсам;

— организации связи с системами мониторинга состояния компонентов биологического разнообразия;

— организации связи с системой государственного мониторинга земельных ресурсов;

— создания системы мониторинга охраняемых почв;

— организации системы сбора данных о состоянии неиспользуемого в экономике биологического разнообразия за пределами ООПТ;

— разработки методов и систем учета данных о деятельности хозяйственных структур для оценки их воздействия на состояние биологического разнообразия;

— организации использования данных дистанционного зондирования для мониторинга биологического разнообразия;

— согласования и информационной интеграции региональной и отраслевой информации о биологическом разнообразии;

— организации подготовки данных мониторинга биологического разнообразия для их использования в системах принятия решений на всех уровнях государственного управления и во всех секторах экономики;

— обеспечения подготовки технического персонала и руководителей информационных центров по биологическому разнообразию.

 

Статья 22. Инвентаризация объектов биологического разнообразия

  1. Государство проводит инвентаризацию объектов биологического разнообразия в целях устойчивого использования биологических ресурсов, сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, составляет инвентаризационный реестр биологического разнообразия.

Инвентаризация биологического разнообразия осуществляется на популяционном, видовом и экосистемном уровнях, также осуществляется инвентаризация почв.

Регионы с наиболее высокой вероятностью разрушения биологического разнообразия являются приоритетными объектами инвентаризации.

  1. Процесс инвентаризации, указанный в пункте 1 настоящей статьи, направлен на определение:

— местоположения и размеров экосистем, важных для устойчивого использования биологических ресурсов и сохранения компонентов биологического разнообразия;

— ареалов и распределения видов, важных для устойчивого использования биологических ресурсов и сохранения компонентов биологического разнообразия;

— компонентов биологического разнообразия, имеющих охранный статус;

— компонентов биологического разнообразия, о которых имеется недостоверная информация;

— способов и видов деятельности, оказывающих существенное влияние на устойчивое использование биологических ресурсов, сохранение, устойчивое использование и восстановление биологического разнообразия.

  1. Государство проводит инвентаризацию наземных, морских, водных и других видов, нуждающихся в особой защите вследствие нахождения под угрозой исчезновения или из-за других характеристик, включая эндемизм, генетический потенциал, научную или культурную ценность, и составляет инвентаризационный реестр (Красную книгу) охраняемых видов.

Любое физическое или юридическое лицо может направить в компетентный орган запрос о включении биологического вида в инвентаризационный реестр биологического разнообразия или об удалении биологического вида из этого реестра. Компетентный орган должен направить такой запрос в консультативный комитет по сохранению и восстановлению биологического разнообразия в целях его надлежащего рассмотрения и выдачи рекомендаций.

  1. Перед завершением составления реестров, подготовленных в соответствии с настоящей статьей, или их утверждением компетентный орган проводит консультации с общественностью, а также заинтересованными юридическими и физическими лицами.
  2. Реестры, подготовленные в соответствии с настоящей статьей, утверждаются правительством государства и должны быть доступны общественности.
  3. Все государственные учреждения, чья политика, программы, планы и проекты влияют на устойчивое использование биологических ресурсов, сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, должны представить соответствующие данные в компетентный орган.
  4. Юридические и физические лица, проводящие исследования в области биологического разнообразия и биологических ресурсов, представляют данные своих исследований в компетентный орган.

 

Статья 23. Государственный учет биологических ресурсов и объемов их использования

  1. Учет биологических ресурсов и объемов их использования ведется в целях получения сведений о состоянии биологического разнообразия, а также объеме, характере и режиме использования биологических ресурсов, необходимых для:

— осуществления государственного регулирования, управления и контроля в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— ведения государственного кадастра животного мира;

— оценки биологических ресурсов, установления нормативов, лимитов, квот и иных норм изъятия диких животных;

— разработки мероприятий по восстановлению, устойчивому использованию и сохранению биологического разнообразия, оценки эффективности их выполнения;

— определения размера возмещения вреда компонентам биологического разнообразия.

  1. Порядок ведения учета биологических ресурсов, за исключением диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, и объемов использования данных ресурсов устанавливается уполномоченными государственными органами.
  2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с использованием биологических ресурсов, обязаны вести учет биологических ресурсов и объемов их использования и представлять достоверные первичные статистические данные в уполномоченный государственный орган в соответствии с национальным законодательством о государственной статистике.

 

Статья 24. Доклад о состоянии, сохранении и тенденциях к изменению биологического разнообразия

  1. На основе данных государственного мониторинга государство один раз в пять лет подготавливает доклад о состоянии, сохранении и тенденциях к изменению биологического разнообразия в государстве в целях его использования в государственном планировании.
  2. Доклады, подготовленные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должны быть доступны общественности.

 

Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ И УСТОЙЧИВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМ И ВИДОВ

Статья 25. Национальная система особо охраняемых природных территорий

  1. Государство учреждает национальную систему особо охраняемых природных наземных, пресноводных и морских территорий для обеспечения:

— реализации в государстве экосистемного подхода;

— защиты всех критических мест обитания;

— функций ООПТ в смягчении последствий изменений климата и адаптации к этому процессу.

  1. Национальная система особо охраняемых природных территорий включает следующие основные категории территорий:

— государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

— национальные парки;

— природные парки;

— государственные природные заказники;

— памятники природы;

— дендрологические парки и ботанические сады;

— критические места обитания;

— лечебно-оздоровительные местности и курорты.

  1. Государство осуществляет проектирование ООПТ, предусматривая обеспечение их устойчивости к техногенным воздействиям и антропогенным изменениям климата, а также предусматривая правильное определение размеров и границ отдельных ООПТ в целях сохранения биологического разнообразия государства.
  2. Каждая ООПТ имеет комитет по управлению, план управления, соглашения о сотрудничестве с заинтересованными юридическими и физическими лицами, общественными организациями в целях регулирования разрешенных и запрещенных видов деятельности.

Государство обеспечивает, чтобы все планы управления, соглашения о сотрудничестве с заинтересованными юридическими и физическими лицами, общественными организациями были разработаны при участии коренных малочисленных народов и этнических общностей, проживающих в пределах ООПТ и поддерживающих ее состояние.

  1. По просьбе коренных малочисленных народов и этнических общностей государство должно рассмотреть любой наземный, пресноводный или морской район для его включения в ООПТ в соответствии с процедурами, установленными действующим законодательством.
  2. Государство обеспечивает, чтобы деятельность, осуществляемая в районах, прилегающих к ООПТ или в буферных зонах ООПТ, не ставила под угрозу целостность охраняемой территории.
  3. Для оценки деятельности ООПТ используются следующие показатели объема оказания услуг:

— площадь охраняемых природных комплексов на территории ООПТ;

— количество параметров окружающей среды, измеряемых в ходе экологического мониторинга на территории ООПТ;

— количество находящихся под охраной памятников истории и культуры на территории ООПТ;

— количество посетителей территории ООПТ с экскурсиями, рекреационными целями;

— количество выполненных на территории ООПТ научно-исследовательских работ.

  1. Для оценки качества оказания услуг на территории ООПТ используются следующие показатели:

— динамика количества сохраняемых редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений;

— количество продолжающихся многолетних (более 10 лет) рядов наблюдений;

— количество и протяженность оборудованных экологических троп;

— количество оборудованных мест отдыха (туристских стоянок и т.п.);

— количество публикаций научно-популярного характера;

— количество студенческих дипломных и курсовых работ, подготовленных по материалам, собранным на ООПТ;

— количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций, подготовленных по материалам, собранным на ООПТ;

— доля посетителей ООПТ в экскурсионных, рекреационных целях, удовлетворенных оказанными услугами.

  1. Регламентация деятельности в области создания и управления системы ООПТ осуществляется в соответствии с законодательством государства.

 

Статья 26. Национальная экологическая сеть

  1. Национальная экологическая сеть предназначена для сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения непрерывности среды обитания объектов животного мира.
  2. Национальная экологическая сеть включает следующие основные категории территорий:

— особо охраняемые природные территории;

— природные территории, подлежащие специальной охране, в том числе водоохранные зоны, прибрежные полосы водных объектов, водоохранные леса, защитные леса, особо защитные участки лесов, места обитания (произрастания) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;

— иные территории, для которых установлен специальный природоохранный режим охраны и использования.

  1. Национальная экологическая сеть формируется посредством:

— охраны типичных экосистем и природных местообитаний, а также ландшафтов национального и международного значения в пределах их обычного распространения;

— обеспечения устойчивого использования полуприродных местообитаний и культурных ландшафтов национального и международного значения;

— поддержания жизнеспособных популяций видов национального и международного значения в пределах их типичного ареала;

— поддержания тех природных процессов, от которых зависят упомянутые экосистемы, местообитания, виды и ландшафты.

  1. Национальная экологическая сеть может основываться на трех функционально взаимодополняющих компонентах:

— на ключевых территориях (центральных зонах), обеспечивающих оптимальное количество и качество экологического пространства. На ключевых территориях, как правило, должны быть представлены типичные национальные и международного значения естественные и полуприродные местообитания в пределах своего обычного распространения и на различных стадиях экологической сукцессии, жизнеспособные популяции видов национального и международного значения, природные процессы, от которых упомянутые видовые популяции и местообитания зависят, а также ландшафты национального и международного значения;

— на транзитных территориях (коридорах), обеспечивающих

необходимую взаимосвязь между ключевыми территориями. Транзитные территории предназначены для обеспечения видовым популяциям адекватных возможностей распространения, миграции и обмена генетическим материалом;

— на буферных территориях (буферных зонах), предназначенных для защиты ключевых и транзитных территорий национальной экологической сети от потенциально опасных внешних воздействий. Необходимость буферных территорий и их конфигурация определяются требованиями к охране наиболее уязвимых видов, спецификой наиболее интенсивного воздействия и свойствами ландшафта.

  1. Любая деятельность в пределах национальной экологической сети должна быть совместима с природоохранными задачами соответствующей территории.

 

Статья 27. Экосистемы за пределами национальной системы особо охраняемых природных территорий

  1. Государство принимает меры по идентификации экосистем, не включенных в национальную систему ООПТ и требующих специальных мер по их инвентаризации и управлению в соответствии с международными стандартами.

Приоритетными являются следующие экосистемы:

— естественные места обитания, включая леса, одного или нескольких охраняемых видов;

— уязвимые экосистемы;

— экосистемы, оказывающие важнейшие услуги;

— экосистемы, играющие важную роль в накоплении углерода;

— водно-болотные угодья;

— эстуарии.

  1. В целях защиты экосистем за пределами национальной системы ООПТ в государстве запрещены следующие виды деятельности:

— использование взрывчатых веществ или ядов для рыболовства;

— загрязнение, осушение или уничтожение существующих в природе устьев рек, болот и озер;

— интродукция любых чужеродных видов;

— повреждение или уничтожение природного наследия.

  1. Государство разрабатывает и реализует меры по содействию идентификации и управлению здоровыми экосистемами, идентификации и восстановлению деградированных экосистем, в том числе с помощью национальной стратегии и плана действий по сохранению биологического разнообразия, а также местных планов по сохранению биологического разнообразия.
  2. Государство может разработать регулирующие механизмы, накладывающие ограничения на деятельность или реализацию проектов, которые могут негативно повлиять на экосистемы.

 

Статья 28. Сохранение биологического разнообразия и биологических ресурсов на частных землях за пределами национальной системы особо охраняемых природных территорий

  1. Государство стимулирует и поддерживает инициативы и мероприятия по сохранению биологического разнообразия и биологических ресурсов на частных землях, в том числе посредством заключения соглашений для оказания помощи частным лицам.
  2. Государство может оказывать финансовую и техническую поддержку любым частным лицам по их просьбе, если земля, которая находится в их собственности, имеет высокую природоохранную ценность, в том числе:

— содержит или представляет среду обитания для одного или нескольких охраняемых видов;

— является коридором для передвижения видов между областями их обитания;

— находится вблизи территории одной или нескольких ООПТ;

— является пригодной для реабилитации и восстановления, чтобы впоследствии выполнять одну или более из указанных выше функций.

  1. Государство осуществляет регулярный мониторинг любых инициатив или мероприятий, которым была оказана поддержка в соответствии с настоящей статьей, и использует результаты этого мониторинга в процессе принятия решений о будущих инициативах и мероприятиях, предусмотренных настоящей статьей.

 

Статья 29. Реабилитация и восстановление нарушенных экосистем

  1. Государство осуществляет деятельность по реабилитации и восстановлению нарушенных экосистем, в том числе экосистем, которые:

— содержат или представляют собой среду обитания для одного или нескольких охраняемых видов;

— являются коридором для передвижения видов между областями обитания;

— примыкают к одной или нескольким ООПТ.

  1. Государство стимулирует участие государственных учреждений, национальных и международных неправительственных организаций, научных институтов и частных организаций в проведении реабилитационных и восстановительных мероприятий на государственных и частных землях, в том числе посредством использования механизма совместных партнерств и соглашений.

 

Статья 30. Защита и сохранение охраняемых видов

  1. В государстве запрещаются любые способы уничтожения охраняемых видов и причинения им вреда, а также любые виды деятельности, нарушающие нормальную жизнедеятельность охраняемых видов в периоды их размножения, выкармливания детенышей, миграции и зимовки либо приводящие к разорению гнезд и нор.
  2. Государство может выдать разрешение на изъятие образцов охраняемых видов для проведения научных исследований на ООПТ или за их пределами только после документального подтверждения того, что изъятый образец или образцы не будут угрожать выживанию видов.
  3. Хозяйственное использование охраняемых видов запрещено, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.
  4. Государство определяет охраняемые виды, которые требуют немедленных действий по сохранению их охранного статуса, а также разрабатывает и реализует планы восстановления этих видов.
  5. В планах сохранения охраняемых видов идентифицируются существующие и потенциальные угрозы для видов, критические места их обитания и потребности в их сохранении, в том числе определяются мероприятия на ООПТ и за их пределами.
  6. Планы сохранения охраняемых видов разрабатываются и реализуются во взаимосвязи с планами управления ООПТ.
  7. Планы сохранения охраняемых видов в соответствии с настоящей статьей должны быть доступны общественности.
  8. Государство разрабатывает правила или методические рекомендации для подготовки и реализации планов сохранения охраняемых видов.

 

Статья 31. Защита и сохранение критических мест обитания

  1. Государство разрабатывает и реализует план по идентификации критических мест обитания, предусматривающий их включение в национальную систему ООПТ в соответствии с действующим законодательством, ведение регистра критических мест обитания.
  2. В регистр критических мест обитания вносятся места обитания (ареалы, территории), идентифицированные государством в качестве критических мест обитания.

При рассмотрении вопроса о включении в регистр мест обитания учитывается потенциальная выгода от их сохранения и использования.

Регистр критических мест обитания должен быть доступен общественности для ознакомления.

  1. Государство организует разработку научных рекомендаций по определению критических мест обитания.
  2. Продажа или аренда земель, в пределах которых обнаруживаются эндемичные, миграционные и исчезающие виды или биоценозы, находящиеся под угрозой исчезновения, осуществляется только с согласия государства на основе договора (соглашения), предусматривающего проведение мероприятий по защите критических мест обитания, а также связывающего правопреемников покупателя или арендатора этим же условием.

 

Статья 32. Организация обращения с неохраняемыми видами

  1. Ловля (изъятие) неохраняемых видов допускается на основании соответствующих лицензий, разрешений, планов управления или других разрешений для использования биологических ресурсов в соответствии с национальным законодательством.
  2. Выдача лицензий, разрешений, планов управления или других форм разрешений на осуществление использования неохраняемых видов осуществляется в зависимости от условий по обеспечению поддержания благоприятного природоохранного статуса вида.
  3. Государство разрабатывает и реализует планы устойчивого использования всех неохраняемых видов.
  4. Государство разрабатывает нормативные документы, устанавливающие ограничения на деятельность или реализацию проектов, которые могут негативно сказаться на состоянии неохраняемых видов, в целях обеспечения их устойчивого использования.

 

Статья 33. Организация торговли охраняемыми видами

  1. Правила внутренней и внешней торговли охраняемыми видами, а также условия транспортирования, хранения или владения живыми или мертвыми особями охраняемых видов определяются национальным законодательством.
  2. Государство разрабатывает нормативные документы по созданию системы выдачи разрешений, регулирующих международную торговлю видами, охраняемыми в рамках международных соглашений.
  3. Государство несет ответственность за состояние легальной и нелегальной торговли образцами видов, охраняемых на национальном и международном уровнях.

 

Статья 34. Сохранение компонентов биологического разнообразия в условиях ex-situ

  1. Государство оказывает финансовую или иную поддержку для сохранения компонентов биологического разнообразия в условиях ex-situ, в том числе в ООПТ, зоопарках, ботанических садах, заповедниках, центрах спасения дикой природы, учитывая их значимость для образовательных процессов и туризма.
  2. Органы управления ООПТ, зоопарками, ботаническими садами, заповедниками, центрами спасения дикой природы и другими организациями, на территории которых осуществляется сохранение компонентов биологического разнообразия в условиях ex-situ, регулярно представляют данные и информацию об охраняемых видах животных и растений в компетентный орган.
  3. Мероприятия по сохранению биологического разнообразия в условиях ex-situ реализуются государственными или частными организациями, а также в рамках соглашений и проводятся в соответствии с настоящим Законом.
  4. Государство разрабатывает нормативные документы по сохранению компонентов биологического разнообразия в условиях ex-situ.

 

Статья 35. Организация деятельности с биологическими ресурсами

  1. Государство может выдать разрешение любому физическому или юридическому лицу, которое подало заявку на доступ к биологическим ресурсам и связанным с ними знаниями для научных исследований или коммерческого использования.

Условия выдачи разрешения могут включать конкретные мероприятия по охране биологических ресурсов, к которым предоставляется доступ.

  1. Государство принимает необходимые меры для ограничения или запрета доступа к исчезающим биологическим таксонам, эндемичным и редким видам.
  2. Государство принимает необходимые меры для ограничения или запрета доступа к биологическим ресурсам, если доступ приводит:

— к негативному воздействию на условия жизни местных жителей;

— к неблагоприятным экологическим воздействиям, которые будет трудно контролировать и корректировать;

— к генетической эрозии или влиянию на функционирование экосистем.

  1. Государство принимает необходимые меры для ограничения или запрета доступа к биологическим ресурсам, если их использование осуществляется в целях, противоречащих национальным интересам и (или) международным соглашениям, заключенным государством.

 

Статья 36. Организация обращения с чужеродными видами

  1. Государство организует научные исследования для идентификации:

— чужеродных видов, инвазивные свойства которых неизвестны или плохо изучены;

— национальных видов, которые могут быть чужеродными за пределами их распространения внутри государства и передвижение которых внутри государства подлежит контролю.

  1. Государство использует информацию, полученную в результате исследований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для разработки и ведения перечней чужеродных видов и реализации стратегии управления чужеродными видами, а также регулирования путей их перемещения.

 

Статья 37. Организация обращения с инвазивными чужеродными видами

  1. Государство разрабатывает и реализует стратегию обращения с инвазивными чужеродными видами, которая включает в себя:

— идентификацию инвазивных чужеродных видов и реализацию профилактических мер по их искоренению (уничтожению);

— идентификацию путей попадания инвазивных чужеродных видов на территорию государства;

— классификацию инвазивных чужеродных видов по их приоритетности для государства;

— методы контроля и ограничения риска непреднамеренной интродукции;

— стимулы для участия населения в искоренении (уничтожении) инвазивных чужеродных видов и обеспечении контроля над ними;

— мероприятия по предупреждению и сокращению негативного воздействия инвазивных чужеродных видов на популяции местных видов и экосистем.

  1. Контроль и искоренение (уничтожение) инвазивных чужеродных видов должны осуществляться способами, не наносящими вреда или наносящими минимальный вред местным видам и среде их обитания, биологическому разнообразию, биологическим ресурсам и окружающей среде.
  2. Стратегии контроля и искоренения (уничтожения) инвазивных чужеродных видов должны быть включены в планы управления ООПТ.
  3. При реализации положений настоящей статьи уполномоченный государственной орган в области использования биологических ресурсов сотрудничает с другими соответствующими государственными и частными организациями, в том числе с государственными учреждениями, несущими ответственность за развитие сельского хозяйства, охрану окружающей среды, проведение карантинных мероприятий, а также с научно-исследовательскими учреждениями.
  4. Консультативный комитет по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия оказывает консультативную помощь для реализации положений настоящей статьи.
  5. Государство разрабатывает нормативные документы по обращению с инвазивными чужеродными видами.

 

Статья 38. Ограничение деятельности в отношении чужеродных видов

  1. Деятельность в отношении чужеродных видов, если на нее не выдано разрешение государства, запрещена.
  2. Государство может выдать заинтересованному лицу разрешение на деятельность в отношении чужеродных видов только после оценки потенциального воздействия данного вида деятельности на биологическое разнообразие и биологические ресурсы и связанных с ним рисков.
  3. Если инвазия чужеродных видов возникла в результате деятельности физического лица, сопровождавшейся нарушениями положений настоящего Закона, национального законодательства в сфере сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, государство может привлечь данное физическое лицо к правовой ответственности в соответствии с национальным законодательством за убытки, причиненные государству.
  4. Разрешение государства на деятельность с чужеродными видами не может быть предоставлено для интродукции любых чужеродных видов на ООПТ.

 

Статья 39. Организация деятельности, связанной с генетическими ресурсами

  1. Государство обеспечивает разработку и выполнение законов и иных нормативных актов для регулирования деятельности, связанной с генетическими ресурсами, включая организацию доступа к генетическим ресурсам и их производным, традиционным знаниям в этой области, справедливого распределения выгод от их применения, в том числе посредством установления разрешительной системы.
  2. Доступ к генетическим ресурсам регулируется на основе предварительного обоснованного согласия договаривающейся стороны, предоставляющей такие ресурсы, если эта сторона не решит иначе.

При использовании традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами, должно быть получено предварительное обоснованное согласие коренных малочисленных народов и этнических общностей, являющихся носителями этих знаний.

  1. Государство, разрабатывая нормативные акты, регулирующие доступ к генетическим ресурсам, принимает во внимание:

— значение традиционных знаний и видов деятельности, связанных с использованием генетических ресурсов;

— обязательность проведения надлежащих процедур для получения свободного и предварительного обоснованного согласия коренных малочисленных народов и этнических общностей, которые владеют традиционными знаниями, связанными с генетическими ресурсами, на основе соблюдения традиций и культурных обычаев и традиционных механизмов принятия решений;

— необходимость обеспечения справедливого и равноправного распределения выгод от использования генетических ресурсов и их производных.

 

Статья 40. Организация деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами

  1. Регулирование деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами, регламентируется специальным законом, который должен учитывать принцип предосторожности и быть совместимым с международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными и подписанными государством.
  2. До принятия специального закона для регулирования деятельности, связанной с генетически модифицированными организмами, любая деятельность, связанная с генетически модифицированными организмами, на территории государства запрещена в целях предотвращения вреда здоровью человека, компонентам биологического разнообразия в настоящем и будущем.

 

Статья 41. Организация деятельности, направленной на снижение последствий влияния изменения климата на состояние биологического разнообразия и биологических ресурсов

  1. Государство идентифицирует виды хозяйственной деятельности, которые способствуют изменению климата, разрабатывает и реализует мероприятия по предотвращению и сокращению последствий такой хозяйственной деятельности.
  2. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на смягчение последствий влияния изменения климата на биологическое разнообразие, в том числе:

— мероприятия по смягчению последствий хозяйственной деятельности, влияющей на изменение климата;

— мероприятия, стимулирующие устойчивость и адаптацию местных сообществ, экосистем и видов к последствиям изменения климата.

 

Статья 42. Обязательность возмещения вреда, нанесенного компонентам биологического разнообразия

  1. Хозяйствующие субъекты, причинившие вред компонентам биологического разнообразия, обязаны его устранить в соответствии с настоящим Законом и законодательными актами государства, в том числе с использованием механизмов обязательного экологического страхования.
  2. Хозяйствующий субъект, причинивший вред компонентам биологического разнообразия, вправе добровольно устранить нанесенный вред либо компенсировать его иным, предусмотренным национальным законодательством, способом.
  3. Устранение вреда компонентам биологического разнообразия может осуществляться по согласию сторон или по решению суда в натуральной либо денежной форме за счет собственных средств хозяйствующего субъекта, причинившего вред компонентам биологического разнообразия, или с помощью страховых выплат.
  4. Если на момент предъявления исковых требований не представляется возможным исчерпывающе определить объем затрат на проведение восстановительных мероприятий, то размер причиненных убытков может быть исчислен по специальным таксам и методикам и впоследствии уточнен окончательно после завершения всего комплекса восстановительных работ.
  5. В случае возникновения потенциальной угрозы нанесения вреда компонентам биологического разнообразия хозяйствующие субъекты обязаны без промедления осуществить необходимые мероприятия.
  6. Хозяйствующие субъекты, деятельность которых является реально или потенциально опасной для компонентов биологического разнообразия, обязаны:

— обеспечить финансирование проведения мероприятий и ликвидации вреда компонентам биологического разнообразия;

— страховать свою ответственность за нанесение экологического вреда.

 

Глава 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 43. Принципы международного сотрудничества в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Государство осуществляет международное сотрудничество в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  2. Государство осуществляет международное сотрудничество в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия с целью создания механизма консультаций и диалога между заинтересованными государственными органами, интенсификации сотрудничества, нацеленного на сближение национального и международного законодательства, а также с целью:

— использования высоких стандартов качества окружающей среды;

— применения политики развития экологически чистого производства и использования ресурсосберегающих технологий;

— содействия применению экономических инструментов для снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье людей;

— обмена экологической информацией и просвещения населения.

  1. Международное сотрудничество может включать реализацию межгосударственной целевой программы в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.
  2. Государственные, частные и общественные организации, связанные с деятельностью по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия, другие заинтересованные физические и юридические лица, а также представители коренных малочисленных народов и этнических общностей вправе участвовать в международных программах и проектах в данной области в рамках национального законодательства.
  3. Государственные, частные и общественные организации, связанные с деятельностью по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия, другие заинтересованные физические и юридические лица, а также представители коренных малочисленных народов и этнических общностей вправе устанавливать связи с международными организациями, занимающимися сохранением, устойчивым использованием и восстановлением биологического разнообразия, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами и технологиями.

 

Статья 44. Соотношение международных договоров и нормативных правовых актов государства о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия

  1. Государство признает приоритет действующих принципов и норм международного права о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия.
  2. Нормы права о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия, содержащиеся в международных договорах государства, вступивших в силу, являются частью действующего национального законодательства о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание нового внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие государства на обязательность для него выполнения соответствующего международного договора.

 

Статья 45. Требования к заключению международных договоров в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

Международные договоры государства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором государства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для реализации положений международного договора.

 

Статья 46. Требования к регулированию вредных трансграничных воздействий на биологическое разнообразие сопредельных территорий

  1. Государство принимает все надлежащие меры по предотвращению вредного трансграничного воздействия на биологическое разнообразие сопредельных территорий, а также по его уменьшению и контролю над ним в соответствии с международными договорами, конвенциями, к которым присоединилось государство.
  2. В целях предотвращения трансграничного переноса загрязнений водных объектов государство:

— принимает меры по предотвращению, ограничению и сокращению загрязнения водных объектов, находящихся в пределах районов международных водных бассейнов;

— воздерживается от действий или бездействия, которые могут привести к ухудшению гидрологического и гидрохимического режима международного водного бассейна и состояния связанных с ним экосистем;

— гармонизирует в рамках двусторонних и многосторонних международных соглашений государственные нормативы качества вод, уровни допустимого воздействия на международные водные бассейны и связанные с ними экосистемы, ограничивает сбросы и осуществляет контроль трансграничного переноса загрязнений.

  1. В целях предотвращения трансграничного воздушного переноса загрязнений государство обеспечивает проведение мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами в области охраны атмосферного воздуха.
  2. Если возникает опасность негативного трансграничного воздействия на компоненты биологического разнообразия сопредельных территорий, либо стало известно о проектировании и (или) эксплуатации объекта хозяйственной деятельности, работа которого с высокой степенью вероятности может привести к значительному негативному воздействию на компоненты биологического разнообразия сопредельной территории, либо по требованию государственного органа в области охраны окружающей среды сопредельной территории государство направляет информацию об этом государственному органу в области охраны окружающей среды сопредельной территории и одновременно доводит эту информацию до сведения общественности. Такая информация используется в качестве основы для консультаций, которые могут проводиться в рамках двусторонних соглашений между сопредельными территориями на обоюдной и равноправной основе.

 

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

Нарушение законодательства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия влечет за собой административную, уголовную и иную ответственность.

Виды ответственности за нарушение законодательства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия устанавливаются национальным законодательством.

 

Статья 48. Национальное законодательство в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

Национальное законодательство в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия включает в себя:

— законы, разработанные с учетом принципов, изложенных в настоящем Законе;

— нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и учитывающие национальные, исторические и культурные особенности государства.

Действующие принципы и нормы международного права применяются в соответствии с особенностями национальной правовой системы при регулировании отношений в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.

 

Статья 49. Соотношение настоящего Закона с национальным законодательством

Настоящий Закон является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.

1   2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code