Модельный закон о сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия

Принят на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ

(Постановление N 44-9 от 20 мая 2016 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СОХРАНЕНИИ, УСТОЙЧИВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Настоящий Закон устанавливает единый подход и порядок регулирования процессов сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия для удовлетворения продовольственных, рекреационных, социальных и иных потребностей человека с учетом интересов нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон определяет основы правовых, экономических и организационных отношений, возникающих в процессе сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, а также условия и порядок доступа к генетическим ресурсам, соответствующей неконфиденциальной информации и традиционным знаниям о них и регулирует распределение равных выгод от их использования.

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является обеспечение системного подхода к сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия, рациональному использованию биологических ресурсов и обеспечение способности объектов животного и растительного мира удовлетворять экономические, эстетические и иные потребности нынешнего и будущих поколений в соответствии с требованиями международных обязательств государства.

 

Статья 2. Область применения и распространения настоящего Закона

  1. Настоящий Закон применяется в отношении потенциальных и реальных угроз нанесения вреда компонентам биологического разнообразия в результате любой хозяйственной и иной деятельности.
  2. Настоящий Закон не применяется в отношении потенциальных и реальных угроз нанесения вреда компонентам биологического разнообразия, вызванных:

— форс-мажорными обстоятельствами (вооруженными конфликтами, природными явлениями непреодолимого характера);

— диффузным загрязнением окружающей среды от передвижных транспортных средств (за исключением случаев, при которых можно установить причинную связь между нанесением вреда компонентам биологического разнообразия и деятельностью отдельного хозяйствующего субъекта).

Настоящий Закон не применяется в отношении:

— рисков радиоактивного загрязнения окружающей среды или потенциальной угрозы такого загрязнения;

— нанесения вреда компонентам биологического разнообразия или потенциальной угрозы нанесения такого вреда вследствие аварийных ситуаций, ответственность за которые подпадает под действие любой из международных конвенций, принятых, ратифицированных и подписанных государством.

  1. Действие настоящего Закона распространяется на всю территорию государства, в том числе на внутренние водные объекты, включая внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону.
  2. Действие настоящего Закона не распространяется на виды деятельности, основной целью которых является обеспечение национальной и международной безопасности либо единственной целью которых является защита объектов охраны от природных катастроф.
  3. Положения настоящего Закона не затрагивают обязанности компетентных органов государственной власти соблюдать ограничения, накладываемые национальными нормативными правовыми актами, административными предписаниями и принятой законодательной практикой в отношении коммерческой конфиденциальности, интеллектуальной собственности и охраны общественных интересов.

 

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие термины и определения:

ассимиляционный потенциал экосистемы — способность экосистемы к устойчивости, нейтрализации негативных воздействий внешних возмущающих факторов (естественных и антропогенных), показатель максимальной вместимости количества загрязняющих веществ, которое может быть за единицу времени накоплено, разрушено и выведено за пределы экосистемы без нарушения ее нормальной деятельности;

биологические ресурсы — генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества;

биологическое разнообразие — вариабельность живых организмов из всех источников, включая наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; понятие включает разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем;

восстановление биологического разнообразия — восстановление для устойчивого существования и использования деградировавших экосистем и естественных мест обитания жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам — в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки;

вред компонентам биологического разнообразия — негативное изменение компонентов биологического разнообразия в результате воздействия на них загрязняющих веществ;

вред окружающей среде — негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;

генетически модифицированный организм — любой организм, за исключением человеческого, генетический материал которого был изменен иным, чем скрещивание и (или) естественная рекомбинация, путем;

генетические ресурсы — генетический материал, представляющий фактическую или потенциальную ценность;

инвазивный чужеродный вид — чужеродный вид, чья интродукция и (или) распространение угрожает биологическому разнообразию (видам, местообитаниям или экосистемам);

интродукция — прямое или опосредованное антропогенное перемещение чужеродного вида за пределы его естественного распространения (ареала);

компетентный орган — государственный орган, назначенный государством в качестве ответственного за выполнение функций, охватываемых настоящим Законом, и (или) орган, на который государство возлагает полномочия по принятию решений, касающихся сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

компоненты биологического разнообразия — живые организмы из всех источников, включая наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются;

компоненты окружающей природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

критические места обитания — территории, ареалы, в пределах которых обнаруживаются эндемичные, миграционные и исчезающие виды, обитающие в государстве, и (или) находящиеся под угрозой исчезновения биоценозы (экологические сообщества);

негативное воздействие на компоненты биологического разнообразия — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям компонентов биологического разнообразия;

особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушное пространство над ними с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение, для которых установлен особый режим охраны;

оценка воздействия на окружающую среду — вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления;

сохранение компонентов биологического разнообразия — сохранение компонентов биологического разнообразия, а также поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам — в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки;

сохранение компонентов биологического разнообразия в условиях ex-situ — сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания посредством переселения животных и пересадки растений из неблагоприятных условий среды в благоприятные, в том числе в ООПТ, зоопарки, ботанические сады, заповедники, центры спасения дикой природы;

традиционные знания — знания, приобретенные на основании опыта местным населением или локальными сообществами, накапливаемые с течением времени и передаваемые из поколения в поколение;

устойчивое использование биологического разнообразия — использование компонентов биологического разнообразия таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к его истощению, тем самым сохраняя способность биологического разнообразия удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений и отвечать их чаяниям;

чужеродный вид — вид организмов, вторгшихся самостоятельно или искусственно внедренных человеком в новую область обитания и закрепившихся в ней;

экологическая система (экосистема) — объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией;

экологическая экспертиза — установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий указанной деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий;

экологический вред — все негативные последствия, вызванные загрязнением и (или) утратой объектов окружающей среды в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающей негативное воздействие на объекты окружающей среды;

экологический ущерб — совокупность доказанных фактов причинения вреда объектам окружающей среды, представленных в официальных заключениях для подготовки принятия административных или судебных решений о наличии виновной и пострадавшей сторон, а также о формах (натуральной или денежной) и процедурах предоставления компенсаций виновной стороной юридическим или физическим лицам, признанным в качестве пострадавшей стороны;

экосистемные услуги — все материальные и нематериальные блага, которые люди получают от природы, в том числе выгоды, возникающие в результате использования экосистем.

 

Статья 4. Правовое регулирование отношений в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия основывается на национальном законодательстве, Конвенции о биологическом разнообразии, а также протоколах и других актах к ней, положениях настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, международных договоров и соглашений в области устойчивого использования, сохранения и восстановления биологического разнообразия.
  2. Отношения, возникающие в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, затрагивающие интересы других государств, международных организаций, союзов и объединений, регулируются международными конвенциями, международными договорами и соглашениями, принятыми, ратифицированными и подписанными государством.
  3. Правовое регулирование отношений в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия на землях сельскохозяйственного назначения регламентируется нормами модельного закона «Об экологическом агропроизводстве».

 

Статья 5. Основные принципы политики государства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

Политика государства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия основывается на следующих принципах:

— осуществление стратегии долгосрочного комплексного управления земельными, водными и живыми ресурсами, обеспечивающей сохранение, устойчивое использование и восстановление биологического разнообразия;

— использование наилучших доступных технологий и, при соответствующих обстоятельствах, традиционных знаний в качестве основы для принятия решений, влияющих на биологическое разнообразие и биологические ресурсы;

— поддержание высокого запаса устойчивости природных экосистем и природно-антропогенных систем, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия;

— системная последовательность действий по достижению важнейших стратегических ориентиров в сфере экологии на локальном, региональном и глобальном уровнях на основе современной методологии анализа природных рисков и оценки экологического ущерба;

— обоснованность и прозрачность управленческих решений в сфере экологии, открытость и доступность экологической информации;

— экологическая ориентированность роста экономики, признание значимости для общества жизнеобеспечивающих функций экосферы при соблюдении баланса потребностей настоящего и будущих поколений в благосостоянии и экологическом благополучии;

— стоимостная оценка биологического разнообразия и экосистемных услуг;

— распределение между всеми заинтересованными сторонами на справедливой основе затрат и выгод, связанных с устойчивым использованием биологического разнообразия и рациональным использованием биологических ресурсов;

— обеспечение условий непревышения критических уровней негативного воздействия на компоненты биологического разнообразия на основе оперативного регулирования производственных процессов, установления квот на негативное воздействие и их рыночного оборота;

— необходимая достаточность норм регулирования экономической деятельности по экологическим основаниям, их экономическая обоснованность и учет отдаленных экологических последствий;

— ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за ее экологические последствия, а также за экологические последствия деятельности лиц, правопреемниками которых они являются;

— учет позиции населения по общим и частным вопросам политики в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, информационная обеспеченность и открытость деятельности в области обеспечения экологической безопасности;

— признание значимой роли общественной и предпринимательской инициативы в реализации целей политики государства в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и необходимости ее поощрения, в том числе в инвестиционной сфере;

— учет трансграничного влияния хозяйственной и иной деятельности в макрорегиональном и глобальном масштабах, гармонизация норм и стандартов с учетом международной практики, сотрудничество в решении глобальных проблем;

— гуманное отношение к животным, включая оказание помощи животным в случае заболеваний, угрозы гибели при стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и вследствие других причин.

 

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Статья 6. Основные принципы государственного управления в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

Основными принципами государственного управления в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия являются:

— государственное регулирование и контроль в области использования биологических ресурсов, сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— осуществление пользования биологическими ресурсами в соответствии с принципами гуманности;

— отделение права пользования биологическими ресурсами от права пользования землей, лесами и другими природными ресурсами;

— обеспечение рационального и устойчивого использования биологических ресурсов;

— предотвращение утраты биологического разнообразия;

— обязательность проведения мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия;

— гласность, полнота и достоверность информации о состоянии биологического разнообразия;

— приоритет принципов международного права в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.

 

Статья 7. Полномочия органов государственной власти в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

К полномочиям органов государственной власти в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия относятся:

— формирование государственной стратегии и политики в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и обеспечение их реализации;

— установление государственной системы сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и утверждение органов ее управления для обеспечения реализации национальной стратегии и плана действий в данной области, а также определение компетенции указанных органов управления;

— разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, а также осуществление контроля и надзора за их исполнением;

— утверждение специальной государственной программы в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и обеспечение реализации ее мероприятий;

— обеспечение учета и составления реестров компонентов биологического разнообразия;

— формирование государственной системы мониторинга биотических компонентов окружающей природной среды и обеспечение функционирования такой системы;

— формирование консультативного комитета для проведения консультаций при разработке и реализации национальной стратегии и плана действий в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия при осуществлении общенациональной и международной координации деятельности в этой области;

— определение порядка доступа к генетическим ресурсам и механизма распределения выгод от их использования;

— определение порядка резервирования, в том числе для исключения из хозяйственного использования, приоритетных для сохранения естественных экосистем и биологического разнообразия территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью;

— организация выполнения обязательств государства по международным договорам в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— обеспечение организации и развития системы образования, воспитания в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— обеспечение включения требований сохранения биологического разнообразия в процедуры экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду;

— осуществление государственного контроля в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— осуществление иных предусмотренных национальным законодательством действий в сфере отношений, связанных с сохранением, устойчивым использованием и восстановлением биологического разнообразия.

 

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Органы местного самоуправления осуществляют реализацию положений настоящего Закона в пределах своих полномочий.
  2. Органы местного самоуправления уполномочены:

— определять потребности и возможности для проведения местных мероприятий, направленных на устойчивое использование биологических ресурсов и сохранение биологического разнообразия, и уведомлять о них компетентный орган;

— определять основные направления по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия на соответствующих территориях и утверждать программы в этой области;

— содействовать координации и реализации программ и мероприятий, направленных на поддержание устойчивого использования биологических ресурсов и сохранение биологического разнообразия;

— стимулировать и поддерживать коренные малочисленные народы и этнические общности в разработке и реализации местных планов или соглашений по сохранению биологического разнообразия;

— обеспечивать защиту и сохранение биологического разнообразия и биологических ресурсов посредством использования традиционных знаний;

— принимать обязательные правила по вопросам сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия на соответствующих территориях;

— совершенствовать систему ООПТ на местном уровне с учетом интересов местного населения;

— обеспечивать сохранение и восстановление ассимиляционного потенциала экосистем, ликвидацию экологического ущерба, включая рекультивацию земель, восстановление плодородия почв, защитных и средообразующих функций природных экосистем за пределами территории ООПТ;

— обеспечивать переход к повсеместной охране природы на основе разработки и нормативно-правового закрепления режимов природопользования, соответствующих условиям конкретных территорий;

— осуществлять экологическую реабилитацию природных территорий, поселений и производственных площадок;

— осуществлять контроль в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— организовывать разработку и реализацию программ и планов действий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия на соответствующих территориях;

— вносить предложения в компетентный орган по вопросам охраны компонентов окружающей природной среды, имеющих особую экологическую, историческую, научную и культурную ценность, а также об организации ООПТ;

— активно участвовать в консультационных процессах, связанных с принятием решений об устойчивом использовании биологических ресурсов и сохранении биологического разнообразия;

— осуществлять иные полномочия в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, предусмотренные законодательством государства.

 

Статья 9. Государственный контроль и надзор в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Государственный контроль и надзор в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия направлен на обеспечение соблюдения требований законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, в том числе общественными организациями.
  2. Государственный контроль и надзор в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия осуществляется органами государственной власти через специально уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством государства.

 

Статья 10. Участие граждан и юридических лиц, в том числе общественных организаций, в сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия

  1. Граждане и юридические лица, в том числе общественные организации, принимают участие в деятельности по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия в порядке, предусмотренном законодательством государства, и имеют право:

— получать от органов государственной власти соответствующую информацию о состоянии компонентов биологического разнообразия и степени их утраты;

— содействовать государственному мониторингу биотических компонентов окружающей природной среды, а также принимать непосредственное участие в этой деятельности;

— содействовать и принимать непосредственное участие в разработке и реализации государственных и научных программ в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— осуществлять общественный контроль за деятельностью в области сбора и сохранения биотических компонентов окружающей природной среды и пресекать не санкционированную в установленном порядке биоизыскательскую деятельность;

— давать рекомендации соответствующим государственным органам о целесообразности организации ООПТ для сохранения естественных экосистем;

— проводить мероприятия по совершенствованию системы ООПТ на национальном и региональных уровнях с учетом интересов местного населения, а также по сохранению и восстановлению ассимиляционного потенциала экосистем, ликвидации экологического ущерба, включая рекультивацию земель, восстановление плодородия почв, защитных и средообразующих функций природных экосистем за пределами ООПТ, экологическую реабилитацию природных территорий, поселений и производственных площадок;

— сотрудничать с компетентным органом и участвовать в механизмах консультаций с общественностью.

  1. Государство обеспечивает гражданам и юридическим лицам, в том числе общественным организациям, свободный доступ к информации о состоянии биологического разнообразия и биологических ресурсов, в частности к:

— рекомендациям консультативного комитета по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия;

— данным об инвентаризации биологического разнообразия;

— национальному каталогу биологического разнообразия;

— национальному каталогу чужеродных видов;

— планам в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— докладам о состоянии биологического разнообразия;

— информации о состоянии легальной и нелегальной торговли охраняемыми видами;

— материалам, полученным при проведении консультаций с общественностью;

— разрешениям, выданным в соответствии с настоящим Законом, включая всю документацию и информацию, представленную в приложениях к этим разрешениям;

— нормативным документам, разработанным в обеспечение настоящего Закона;

— иным видам информации о биологическом разнообразии.

  1. Граждане и юридические лица, в том числе общественные организации, обязаны:

— содействовать реализации положений настоящего Закона;

— информировать компетентный орган о любых известных фактах нарушения норм настоящего Закона и причинения вреда компонентам биологического разнообразия.

 

Статья 11. Участие коренных малочисленных народов и этнических общностей в сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия

  1. Использование компонентов биологического разнообразия, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни при использовании традиционных знаний осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам и этническим общностям, в соответствии с законодательством государства, а также обычаями коренных малочисленных народов и этнических общностей.
  2. Лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам и этническим общностям, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, могут пользоваться компонентами окружающей природной среды и компонентами биологического разнообразия для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
  3. Допускается пользование компонентами окружающей природной среды, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования и не приводит к утрате биологического разнообразия.

 

Статья 12. Органы государственного управления в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Государство в соответствии с национальным законодательством учреждает компетентный орган, имеющий территориальные отделения, либо возлагает функции компетентного органа на исполнительный орган государственной власти в области охраны окружающей среды.
  2. Правительство государства создает в структуре государственной системы сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия следующие консультативные органы, основные функции и права которых определяются специальными положениями и нормативными актами, предусмотренными национальным законодательством:

— консультативный комитет;

— специализированные консультативные советы экспертов и рабочие группы по приоритетным направлениям деятельности.

 

Статья 13. Консультативный комитет по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия

  1. Консультативный комитет по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия является межведомственным органом и создается для предоставления научно-технических консультаций по следующим вопросам:

— стратегии и методы сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, устойчивого и рационального использования биологических ресурсов;

— определение потребностей и приоритетов в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— оказание помощи в реализации каких-либо обязательств по настоящему Закону, включая подготовку и реализацию документов территориального планирования;

— идентификация экосистем и видов;

— мероприятия по устранению угроз биологическому разнообразию и биологическим ресурсам, включая чужеродные и инвазивные чужеродные виды;

— биологическая безопасность и доступ к генетическим ресурсам, справедливое и равноправное распределение выгод от применения генетических ресурсов.

  1. Консультативный комитет по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия проводит консультации по собственной инициативе или по запросу любого органа государственной власти.
  2. Консультативный комитет по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия состоит из национальных и международных научных и технических экспертов, назначаемых на основе их квалификации, опыта и знаний.
  3. Состав консультативного комитета по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия и порядок его деятельности устанавливаются правительством государства.

 

Статья 14. Научное обеспечение деятельности в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Государство способствует проведению научно-исследовательских работ в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия посредством:

— разработки стратегии и научно-технической политики, национальной программы в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, а также обеспечения их бюджетного финансирования;

— проведения общенациональной инвентаризации биологического разнообразия, научно-технического обеспечения создания и поддержания национального каталога биологического разнообразия;

— обеспечения финансовой поддержки выполнения различных государственных научно-технических и фундаментальных исследовательских программ в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, общей координации научной деятельности на национальном и международном уровнях;

— разработки и утверждения правил, положений и рекомендаций, а также методических указаний и других руководящих документов по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия;

— осуществления международной деятельности в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия и ее координации на национальном уровне.

  1. Научно-исследовательские программы, связанные с сохранением, устойчивым использованием и восстановлением биологического разнообразия, а также рациональным устойчивым использованием биологических ресурсов, должны стимулировать возрождение, укрепление и распространение традиционных знаний. Эти программы должны обеспечивать соблюдение прав коренных малочисленных народов и этнических общностей.
  2. Если научные исследования предусматривают доступ к генетическим ресурсам и соответствующим традиционным знаниям либо к биологическим ресурсам на частных или государственных землях, то к заявке на получение разрешения на проведение таких научных исследований должно быть приложено задокументированное согласие коренных малочисленных народов, этнических общностей или владельца земли. Регулирование доступа к генетическим ресурсам регламентируется нормами специального национального закона.
  3. Государство содействует международному научно-техническому сотрудничеству в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, при необходимости — через соответствующие международные и национальные учреждения.

 

Статья 15. Информационное и образовательное обеспечение деятельности в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Государство способствует проведению мероприятий информационного и образовательного характера для создания благоприятных условий развития всех направлений деятельности в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.
  2. Государство разрабатывает и реализует учебные программы по развитию знаний в областях, связанных с сохранением, устойчивым использованием и восстановлением биологического разнообразия на территории государства.
  3. Государство обеспечивает подготовку учебных материалов о биологическом разнообразии и их включение в соответствующие образовательные учебные программы на различных уровнях обучения, в том числе на уровне начальной школы. Учебные материалы должны также способствовать изучению традиционных знаний в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, рационального и устойчивого использования биологических ресурсов.
  4. Государство способствует проведению мероприятий, направленных на повышение уровня экологической сознательности общества и его осведомленности о значении и роли биологического разнообразия и экосистемных услуг в жизнеобеспечении населения и улучшении благосостояния, путем пропаганды через средства массовой информации и с использованием образовательных программ.
  5. Государство разрабатывает и реализует политику и программы по обеспечению широкого информирования общественности о ценности и необходимости сохранения биологического разнообразия и имеющихся угрозах, рациональном устойчивом использовании биологических ресурсов, о роли и участии коренных малочисленных народов и этнических общностей.

 

Статья 16. Экономическое регулирование сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия

  1. Государство создает необходимые экономические условия для участия представителей государственного и частного секторов экономики, общественных объединений и организаций, коренных малочисленных народов и этнических общностей в сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия.
  2. Экономические механизмы сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия являются составной частью экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования и определяются настоящим Законом и национальным законодательством.
  3. Государство способствует проведению исследований по стоимостной оценке биологического разнообразия и экосистемных услуг, принимая во внимание экономическую ценность (стоимость) биологического разнообразия, представляющую собой стоимость прямого или косвенного использования биологического разнообразия (туризм, рекреационная деятельность, научные исследования, устойчивые охота и рыболовство, сбор даров леса и т.д., функции и ассимиляционный потенциал экосистем, потенциальные выгоды от использования биологического разнообразия в будущем) и стоимость неиспользования (этическая, культурная ценность, наблюдение за мигрирующими видами, обеспечение охраны генофонда и т.д.).
  4. Государство разрабатывает нормативные документы, устанавливающие принципы и методы, которые будут использоваться при стоимостной оценке биологического разнообразия, экосистемных услуг и биологических ресурсов, служащей для:

— включения стоимости биологического разнообразия, экосистемных услуг и биологических ресурсов в систему национальных счетов;

— определения величины сборов или налогов, взимаемых в соответствии с настоящим Законом;

— определения административных штрафов, взимаемых в соответствии с настоящим Законом;

— определения величины денежной компенсации, подлежащей выплате за экологический ущерб, в том числе причиненный биологическому разнообразию, экосистемам и биологическим ресурсам.

  1. Государство поэтапно включает в систему национальных счетов стоимость биологического разнообразия, экосистемных услуг и биологических ресурсов, а также затраты, связанные с восстановлением и сохранением биологического разнообразия и экосистем.
  2. Экономическое стимулирование физических и юридических лиц, активно участвующих в сохранении и восстановлении биологического разнообразия, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете, местных бюджетах, специальных фондах, а также за счет других законно полученных средств.
  3. Экономическими механизмами сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия, а также экосистемных услуг являются:

— финансирование государственных и территориальных программ и мероприятий в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия;

— введение платы за посещение национальных парков и иных объектов, имеющих повышенную рекреационную привлекательность;

— установление платежей в возмещение вреда компонентам биологического разнообразия вследствие нарушения природоохранного законодательства;

— установление компенсационных платежей в возмещение вреда компонентам биологического разнообразия и окружающей среде разрешенной деятельностью;

— установление различного рода целевых выплат, субсидий и кредитов на деятельность, связанную с воспроизводством ценных биологических ресурсов и объектов;

— установление льготного налогообложения деятельности, направленной на восстановление численности редких видов животных, развитие различных форм рекреационного использования природных территорий, восстановление лесной и другой ценной растительности;

— введение системы налогообложения хозяйственной деятельности, стимулирующей применение технологий, сохраняющих или восстанавливающих биологические ресурсы и объекты живой природы;

— проведение (на стадии экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду) обязательной стоимостной оценки экологического ущерба, который может возникнуть в результате реализации тех или иных видов деятельности, а также принятие решений о начале данной деятельности только после установления размера обязательных компенсационных платежей в возмещение причиняемого экологического вреда;

— дифференциация платы за доступ к генетическим ресурсам в зависимости от их последующего использования: некоммерческого (не связанного с извлечением выгоды — в научных, образовательных, санитарных целях) и коммерческого (передачи генетических материалов биотехнологическим компаниям для создания коммерческих продуктов);

— развитие системы экологического страхования с учетом риска для биологического разнообразия;

— введение системы страховых платежей для хозяйствующих субъектов, находящихся вблизи или на территории ООПТ;

— обязательное страхование особо ценных биологических объектов и земель, на которых они расположены, в целях принятия превентивных мер по их охране, снижению вероятности уничтожения в аварийных ситуациях и созданию финансовых резервов для восстановления в случае их порчи или причинения им вреда;

— развитие систем экологической сертификации и лицензирования с учетом показателей биологического разнообразия;

— предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, реинвестирующим прибыль на осуществление мероприятий по сохранению, устойчивому использованию и восстановлению биологического разнообразия, производящим природоохранную технику, технологии, оказывающим экологические услуги, занимающимся экологической рекламой;

— установление штрафных санкций, применяемых в административном порядке к нарушителям природоохранного законодательства;

— установление штрафных санкций за несоблюдение экологических требований, принимаемых на себя природопользователями при заключении договоров аренды земли или договоров на иные виды природопользования;

— развитие механизма торговли квотами на допустимое экологическое воздействие;

— установление оплачиваемых квот на определенные виды использования или неиспользования биологических природных ресурсов и объектов в тех или иных целях, включая квоты на международном уровне;

— использование в налоговой системе рентных платежей;

— реализация принципа полного возмещения всех затрат, связанных с восстановлением биологических ресурсов при изъятии лесных земель;

— введение платы за нарушение установленных регламентов и режимов, а также требований и ограничений при земле- и природопользовании;

— другие экономические механизмы, предусмотренные национальным законодательством.

  1. Экономическими механизмами сохранения редких видов являются:

— ограничение (запрещение) посредством платежей (штрафов) и субсидий хозяйственной деятельности человека, негативно воздействующей на редкие виды и их местообитание, в том числе чрезмерного использования (добывание, сбор, охота, браконьерство), загрязнения окружающей природной среды в местах обитания редких видов и торговли редкими видами и продукции из них;

— стимулирование контролируемой платной рекреационной деятельности (туризм, экологические тропы и т.д.), связанной с наблюдением за редкими видами и их поведением в местах их обитания или размещения (зоопарки, аквариумы, океанариумы и т.п.);

— выпуск природоохранных облигаций, создание системы страхования редких видов, использование компенсаций (льгот) частным или коллективным землепользователям за охрану редких видов;

— стимулирование контролируемой коммерческой деятельности в национальных парках, вокруг охраняемых природных территорий;

— другие экономические механизмы, предусмотренные национальным законодательством.

  1. Экономические механизмы, связанные с использованием непосредственно биологических ресурсов, предусматривают включение в систему платежей:

— земельного налога за земли лесного фонда;

— земельного налога за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей;

— земельного налога на оленьи пастбища;

— арендной платы за земельные участки, предоставляемые в краткосрочное или долгосрочное пользование на ООПТ, территориях, имеющих рекреационное, социально-эстетическое и экологическое значение;

— арендной платы за предоставление в краткосрочное или долгосрочное пользование участков лесного фонда для осуществления одного или нескольких видов лесопользования, определенных национальным законодательством;

— арендной платы за предоставление территорий для ведения охотничьего хозяйства;

— платы за перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства;

— платы за пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания;

— платы за лицензии на добычу охотничьих животных;

— оплаты квот на добычу водных биоресурсов;

— оплаты разрешений на вырубку деревьев и кустарников в городах;

— других платежей и налогов, предусмотренных национальным законодательством.

  1. Экономические механизмы сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия предусматривают коррекцию системы платежей и штрафов за сверхнормативное или незаконное воздействие на природу, предполагающую включение в сумму штрафа оценок как прямого экологического ущерба, нанесенного в том числе биологическому разнообразию и экосистемам, так и его последствий.

11. Экономические механизмы сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия предусматривают использование наилучших доступных технологий при осуществлении хозяйственной деятельности.

1   2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code