Модельный закон о просветительской деятельности (новая редакция)

Принят на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ

(Постановление N 44-11 от 20 мая 2016 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Закон определяет правовые, организационные и экономические основы просветительской деятельности, принципы государственной политики в сфере просветительской деятельности, общие правила функционирования системы просвещения и осуществления просветительской деятельности, а также правовое положение и взаимоотношения участников просветительской деятельности.

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере просветительской деятельности в связи с реализацией права каждого гражданина на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в области образования и созданием условий для реализации права на образование.

 

Статья 2. Основные понятия и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия и их определения:

просвещение — нестандартизированный процесс распространения достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей широких слоев населения;

просветительская деятельность — разновидность неформального образования; деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоев населения с использованием различных средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории, осуществляемая в интересах человека, семьи, общества и государства; создание условий для социализации личности, мотивации ее на развитие активной позиции в просветительской деятельности;

просветительское мероприятие — событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий, направленных на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учетом возрастных и образовательных особенностей, возможностей и способностей его участников; создание условий для социализации личности, мотивации ее на развитие активной позиции в просветительской деятельности;

просветительские учреждения, организации — учреждения, организации, основными целями которых являются разработка и реализация программ просвещения, создание условий для реализации просветительских проектов;

просветительское сообщество — особый тип добровольного объединения людей, мотивированных на участие в нем потребностью саморазвития и стремлением способствовать развитию гражданского общества;

программа просвещения — документ, устанавливающий объем, содержание и последовательность изложения сведений о социальных достижениях, достижениях науки и культуры, предлагаемых для распространения через средства массовой информации или для освоения конкретной аудиторией, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;

популяризация — распространение какого-либо знания среди представителей разных слоев населения, основанное на принципе общедоступности изложения информации;

непрерывное образование — пожизненный стадиальный процесс формирования научного мировоззрения и компетенций (в том числе социальных), ориентированный на поступательное развитие личности, ее творческого потенциала;

образование взрослых — составная часть непрерывного образования, решающая задачу содействия личностному развитию взрослого человека;

неформальное образование — вид непрерывного образования, максимально ориентированный на удовлетворение образовательных потребностей его индивидуальных и групповых субъектов, осуществляющийся за пределами формального образования, не предполагающий получения документов установленного образца.

 

Статья 3. Основные принципы просветительской деятельности

Принципы просветительской деятельности как части образования формируются исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе с учетом национальных особенностей и специфики процесса. К ним относятся:

— реализация права на получение доступа к достижениям науки и культуры, иным социально значимым сведениям в интересах человека, семьи, общества и государства как составляющей права человека на образование, свободу выбора его содержания и форм согласно потребностям и интересам;

— объективность информации, распространяемой посредством просветительской деятельности;

— широкая доступность информации, распространяемой посредством просветительской деятельности, ее адаптивность к уровню подготовки, особенностям развития, потребностям и интересам всех категорий населения;

— учет государственных интересов и особенностей национальной образовательной политики, сложившейся системы образования, координация с социально-культурным развитием общества;

— гуманистическая направленность просветительской деятельности, ориентация на общечеловеческие ценности, недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений, организаций, сообществ при сохранении мониторинга содержания и форм их деятельности со стороны общественных и государственных организаций;

— государственная поддержка просветительской деятельности, активное взаимодействие учреждений, имеющих отношение к ее организации, сочетание государственного и договорного регулирования;

— демократический характер управления просветительской деятельностью, обеспечение прав участия в нем всех участников процесса;

— создание благоприятных условий для координации национальной просветительской деятельности и сотрудничества с субъектами просветительской деятельности других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.

 

Статья 4. Цель, задачи, сфера действия Закона

  1. Настоящий Закон принимается в целях правового обеспечения просветительской деятельности, направленного на создание условий для ее развития. Целями правового регулирования отношений в сфере просветительской деятельности являются установление государственных гарантий прав и свобод человека, формирование механизмов их реализации, а также защита прав и интересов участников просветительской деятельности.
  2. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере просветительской деятельности являются:

1) обеспечение и защита права граждан на свободный доступ к достижениям науки и культуры, иным социально значимым сведениям;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития сферы просветительской деятельности;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников просветительской деятельности;

4) определение правового положения участников просветительской деятельности;

5) разграничение полномочий в сфере просветительской деятельности между центральными (национальными) и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, субъектами просветительской деятельности.

  1. Действие правовых норм, устанавливаемых настоящим Законом, распространяется на все расположенные на территории государства — участника СНГ учреждения, организации, сообщества, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все учреждения, организации, сообщества, тем или иным образом причастные к названной деятельности. Нормы, регулирующие отношения в сфере просветительской деятельности и содержащиеся в других нормативных правовых актах, должны соответствовать положениям настоящего Закона и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий прав и свобод граждан по сравнению с гарантиями, установленными им.

 

Глава 2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 5. Сфера просветительской деятельности

Сфера просветительской деятельности является специфической составной частью образовательного комплекса государства, ее основу составляет совокупность программ просвещения и просветительских проектов, а также учреждений, организаций, сообществ, обеспечивающих их разработку и реализацию. В сферу просветительской деятельности входят следующие типы учреждений, организаций и сообществ со свойственными каждому из них задачами:

— государственные и негосударственные органы управления центрального (национального), регионального и местного уровня, координирующие просветительскую деятельность и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные условия ее развития и эффективного функционирования;

— учреждения, создающие условия для развития просветительской деятельности на определенной территории;

— учреждения и организации различных правовых форм, работающие по проектам и программам просветительской направленности;

— средства массовой информации, включая интернет-сообщества, участвующие в просветительской деятельности;

— исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию государственной и региональной политики в сфере просветительской деятельности, а также по содержанию проектов и программ просвещения.

 

Статья 6. Социальные функции просветительской деятельности

В структуре образовательного комплекса государства сфера просветительской деятельности выполняет следующие функции:

— доведение социальных достижений, достижений науки и культуры до широких слоев населения;

— содействие системе образования в решении воспитательных задач, а также задач повышения уровня интеллектуального развития и адаптации населения к условиям современного информационного общества;

— развитие творческого потенциала и творческой активности населения, его готовности к восприятию инноваций;

— участие в обеспечении непрерывной социализации населения;

— консультирование с целью распространения функциональных знаний, необходимых гражданам в повседневной жизни;

— воспитание чувства гордости за современные отечественные социальные достижения, достижения науки и культуры.

 

Статья 7. Цели и задачи просветительской деятельности

Под целями просветительской деятельности понимаются соответствующие ее функциям представления о результатах, на достижение которых ориентируются все компоненты данной области образования. К ним относятся:

— распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоев населения с использованием различных средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории, в интересах человека, семьи, общества и государства;

— создание условий для социализации личности, мотивации ее на развитие активной позиции в просветительской деятельности.

Для достижения указанных целей выполняются следующие приоритетные задачи:

— активное использование мирового и отечественного социального, научного и культурного потенциала в процессе осуществления просветительской деятельности;

— своевременное информирование граждан о последних мировых и отечественных социальных достижениях, достижениях науки и культуры, а также разъяснение их сути;

— создание условий для формирования у граждан научного мировоззрения, умения объективно оценивать современные социальные, политические и культурные процессы;

— создание условий для формирования у граждан заинтересованности и потребности в личностном развитии;

— содействие активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе в общественных объединениях и движениях;

— содействие формированию конструктивного общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу социально-культурной жизни.

 

Статья 8. Направления просветительской деятельности

Основные направления просветительской деятельности определяются исходя из ее приоритетных задач. К ним относятся:

1) общеразвивающая деятельность, направленная на повышение эрудиции, интеллектуального и культурного уровня населения;

2) деятельность, ориентированная на решение проблем жизнедеятельности;

3) деятельность, направленная на информирование населения о наиболее значимых достижениях в различных сферах профессиональной деятельности и разъяснение сути этих достижений;

4) специализированные направления деятельности, предназначенные для работы с особыми категориями населения: пенсионерами, инвалидами, мигрантами, беженцами, военнослужащими, людьми с ограниченными возможностями здоровья, лицами, находящимися в местах заключения.

 

Глава 3. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 9. Понятие права на просвещение

Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из неотъемлемых прав личности, закрепляемых конституцией государства. Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с социальными достижениями, достижениями науки и культуры и свободного пользования ими. Реализация права граждан на просвещение обеспечивается посредством целенаправленной просветительской деятельности.

 

Статья 10. Всеобщность права на просвещение

Все граждане, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств, имеют право на просвещение, на пользование достижениями науки и культуры, а также на получение информации, затрагивающей их интересы. Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории государства.

 

Статья 11. Неотъемлемость права на просвещение

Право граждан на просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение.

 

Статья 12. Полномочия органов власти и управления по обеспечению права граждан на просвещение и просветительскую деятельность

Органы власти и управления всех уровней являются гарантами права граждан на просвещение на подведомственной им территории. Для обеспечения реализации этого права они предпринимают следующие действия:

— разрабатывают и проводят государственную политику в сфере просветительской деятельности;

— издают нормативные правовые акты, обеспечивающие развитие и эффективность просветительской деятельности, а также работу входящих в ее сферу учреждений и организаций;

— оказывают поддержку, в том числе финансовую, зарегистрированным в установленном порядке просветительским учреждениям, организациям, независимо от того, кто является их учредителем;

— осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права граждан на просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области;

— осуществляют мониторинг качества просветительской деятельности на той или иной территории и соответствия программ просвещения принципам этой деятельности.

 

Статья 13. Контроль за соблюдением права на просвещение и просветительскую деятельность

Контроль за исполнением нормативных правовых актов, обеспечивающих право граждан на просвещение, осуществляется центральными (национальными) и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями, профессиональными союзами и другими общественными организациями, имеющими правозащитные функции.

 

Глава 4. ПРОГРАММЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Статья 14. Принципы формирования программ просвещения

Программы просвещения разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

— целенаправленность (соответствие социальным функциям, целям и приоритетным задачам просветительской деятельности);

— адресность (учет специфики различных категорий населения, их интересов и познавательных потребностей);

— достоверность (соответствие предлагаемой в программах просветительской информации действительности);

— популярность (учет интеллектуальных возможностей различных категорий населения, способности представителей той или иной категории адекватно воспринять и освоить содержание программ просвещения);

— научность (соответствие программ просвещения современному уровню развития науки);

— учет многообразия интересов и потребностей населения в просветительской информации;

— учет особенностей региональной культуры и местных традиций;

— взаимосвязь и взаимодополняемость программ просвещения различной направленности;

— координация программ просвещения с программами системы образования.

 

Статья 15. Виды программ просвещения

Программы просвещения дифференцируются в зависимости от содержания, целей, задач и направлений просветительской деятельности.

Основные виды программ просвещения:

1) общеразвивающие, направленные на повышение эрудиции, интеллектуального уровня населения, информирующие о современных мировых и национальных социальных достижениях, достижениях науки и культуры;

2) отраслевые, способствующие решению проблем личностного развития и жизнедеятельности человека:

— политические, информирующие о современной международной обстановке, деятельности органов власти, общественных организаций и движений, а также разъясняющие их;

— экономические, информирующие о современной экономической обстановке, государственной политике в этой сфере и экономических достижениях, а также разъясняющие их;

— правовые, информирующие о современном законодательстве, разъясняющие его и ориентирующие в гражданских правах, свободах и обязанностях человека и способах их реализации;

— психолого-педагогические, информирующие о достижениях психологии и педагогики и ориентирующие в вопросах личностно-профессионального развития, культуры формирования семейных отношений, воспитания детей;

— медицинские, повышающие осведомленность о здоровом образе жизни и способах поддержания здоровья;

— экологические, информирующие о современной экологической обстановке, государственной и региональной политике в этой сфере и разъясняющие их, а также ориентирующие в способах сохранения нормальной экологии;

3) профессиональные, информирующие о наиболее значимых достижениях в различных сферах профессиональной деятельности и разъясняющие их.

4) специализированные, предназначенные для особых категорий населения: пенсионеров, инвалидов, мигрантов, беженцев, военнослужащих, людей с ограниченными возможностями здоровья и лиц, находящихся в местах заключения.

 

Статья 16. Просветительские проекты

Просветительские проекты включают в себя комплекс различных идей просвещения населения и планируемых действий по их реализации. В зависимости от выполняемых целей и задач просветительские проекты подразделяются на следующие виды:

— проекты, направленные на развитие просветительской деятельности по какой-либо актуальной тематике или проблеме;

— проекты, направленные на развитие просветительской деятельности на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

— проекты, предназначенные для лиц определенного возраста и социального статуса (учащихся, работающих, пенсионеров и других лиц);

— проекты, созданные самоорганизующейся группой лиц, заинтересованных в развитии просветительской деятельности, распространении информации.

Содержание просветительских проектов, их направленность и способы реализации должны соответствовать основным принципам просветительской деятельности.

 

Глава 5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, СООБЩЕСТВА

Статья 17. Типы просветительских учреждений, организаций, сообществ

В зависимости от разнообразия реализуемых программ просветительские учреждения, организации, сообщества подразделяются на:

— монопрофильные, реализующие одну или несколько программ одной направленности;

— многопрофильные, реализующие несколько программ различной направленности.

Просветительские учреждения, организации, сообщества функционируют как базовые институты сферы просветительской деятельности. С учетом конкретных обстоятельств они могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.

 

Статья 18. Право на просветительскую деятельность

Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения, организации, сообщества предоставляется организациям и отдельным гражданам, обладающим требуемыми квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач. Право на создание просветительских учреждений, организаций, сообществ имеют:

— центральные (национальные) и региональные органы государственной власти и управления;

— органы местного самоуправления;

— негосударственные организации и учреждения;

— учреждения системы образования;

— учреждения науки и научные сообщества;

— учреждения культуры и их объединения;

— творческие союзы деятелей культуры;

— общественные организации и общественные движения;

— средства массовой информации;

— профессиональные объединения;

— специалисты, востребованные каким-либо сообществом, если их деятельность не противоречит действующим законам.

 

Статья 19. Правовой статус просветительского учреждения, организации, сообщества

Просветительские учреждения, организации, сообщества могут функционировать и вступать в имущественные или иные отношения с другими учреждениями, организациями, сообществами как юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством государства. Создание и регистрация просветительских учреждений, организаций, сообществ осуществляется в установленном Законом порядке. Никому не может быть отказано в праве на создание просветительского учреждения, организации, сообщества и их регистрацию, за исключением случаев, предусмотренных законом государства по отношению к пропаганде насилия, расовой и религиозной вражды, социальной нетерпимости.

 

Статья 20. Права просветительских учреждений, организаций, сообществ

В целях содействия эффективному просвещению населения просветительским учреждениям, организациям, сообществам предоставляются права:

— на финансовую поддержку со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— на льготное пользование помещениями и необходимым оборудованием;

— на получение не облагаемого налогами дохода от платных мероприятий и от издательской деятельности;

— на льготное пользование эфирным временем в средствах массовой информации;

— на создание союзов, ассоциаций и иных объединений просветительских учреждений, организаций, сообществ.

— на учреждение печатного органа, отражающего их деятельность.

 

Статья 21. Объединения просветительских учреждений, организаций, сообществ

В целях координации деятельности и содействия эффективному просвещению населения просветительские учреждения, организации, сообщества создают союзы, ассоциации и другие добровольные объединения, формируемые по территориальному, тематическому и ведомственному признаку или по совокупности названных признаков. Союзы, ассоциации и другие добровольные объединения в лице их управленческих органов являются представителями входящих в них учреждений, организаций, сообществ при рассмотрении вопросов развития просвещения в органах законодательной и исполнительной власти, иных органах управления.

 

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 22. Понятие управления просветительской деятельностью

Под управлением просветительской деятельностью понимается осуществляемая на основе законодательства деятельность по разработке, принятию и исполнению решений, направленных на создание условий для обеспечения функционирования, развития, повышения эффективности данной области образования и ее обновления в соответствии с социокультурными и экономическими условиями.

 

Статья 23. Самоуправляемость просветительской деятельности

Просветительская деятельность является автономной саморазвивающейся, самоуправляющейся сферой, действующей в соответствии с законодательством и координирующей свою деятельность с органами государственной власти. Функционирование и развитие сферы просветительской деятельности диагностируется и регулируется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений, организаций, сообществ.

 

Статья 24. Государственно-общественный характер управления просветительской деятельностью

Управление сферой просветительской деятельности носит государственно-общественный характер. Его осуществляют представители учреждений, организаций, сообществ, заинтересованных в обеспечении функционирования и развития данной сферы, а также повышения эффективности просвещения населения.

Органы управления сферой просветительской деятельности взаимодействуют, выполняя свои специфические задачи для достижения общей цели, и предпринимают согласованные действия на всех уровнях (национальный, региональный, местный) и стадиях управленческой деятельности (целеполагание, разработка решений, принятие решений, реализация решений, оценка достигнутых результатов, анализ причин несовпадения результатов и целей, корректировка целей и способов их достижения).

В целях обеспечения государственно-общественного характера управления сферой просветительской деятельности устанавливается совместная компетенция органов управления. Совместную компетенцию составляет круг вопросов, по которым может быть принято только согласованное, одобренное всеми основными участниками процесса управления решение. К ним относятся:

— разработка общенациональной и региональной политики в области просветительской деятельности;

— формирование нормативно-правовой базы просветительской деятельности.

— развитие просветительской деятельности на определенной территории.

 

Статья 25. Принципы управления просветительской деятельностью

Управление сферой просветительской деятельности осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

— партнерство субъектов управленческой деятельности;

— направленность на достижение результатов, соответствующих функциям, целям и задачам просветительской деятельности;

— децентрализация или разграничение компетенций и полномочий субъектов управленческой вертикали и горизонтали (государственное и общественное управление);

— представленность в органах управления различных категорий и групп населения;

— демократичность процесса разработки и принятия решений;

— учет разнообразия потребностей и интересов населения;

— участие граждан в разработке и реализации программ просвещения и просветительских проектов.

 

Статья 26. Органы управления просветительской деятельностью

Под органами управления сферой просветительской деятельности понимаются учреждения, организации и отдельные лица, выполняющие задачи по обеспечению функционирования, развития и повышения эффективности сферы просветительской деятельности. В координации и оптимизации взаимодействия компонентов сферы просветительской деятельности принимают участие органы управления четырех основных типов:

— государственные, входящие в состав центральных и региональных органов исполнительной власти;

— местные, входящие в состав органов местного самоуправления;

— негосударственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и иных организаций, причастных к организации просвещения;

— общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан, неформальных сообществ.

Взаимодействие государственных, местных, негосударственных и общественных органов управления координируется национальным комитетом по просветительской деятельности и его территориальными подразделениями.

 

Статья 27. Государственные органы управления просветительской деятельностью

Государственными органами управления сферой просветительской деятельности являются подразделения центральных и региональных органов исполнительной власти, ответственные за успешное функционирование и развитие сферы просветительской деятельности. Решения государственных органов управления носят обязательный характер. Решение государственного органа управления не может быть принято без согласования с органами управления негосударственных и общественных организаций, в ведении которых находится просветительская деятельность. Разногласия между государственными и негосударственными органами управления устраняются в порядке, установленном законодательством.

Решения государственных органов управления нацелены на выполнение следующих задач:

— формирование и реализация национальной политики, направленной на создание условий для обеспечения функционирования, развития и повышения эффективности сферы просветительской деятельности;

— разработка и реализация системы мер по поддержке просветительской деятельности на определенной территории;

— финансовая поддержка просветительской деятельности;

— содействие конкретным учреждениям, организациям или сообществам, осуществляющим просветительскую деятельность.

Для оказания содействия выполнению названных задач в составе органов исполнительной власти и в рамках их бюджетного финансирования создаются следующие подразделения:

— комитет или комиссия по вопросам просветительской деятельности при парламенте;

— межведомственный государственный комитет просветительской деятельности при правительстве;

— комиссия по просветительской деятельности при представительном органе регионального субъекта управления;

— департамент по просветительской деятельности при администрации регионального органа управления;

— отделы просветительской деятельности при органах местного самоуправления.

Деятельность перечисленных подразделений регламентируется подзаконными актами, разработанными на основе законодательства государства.

 

Статья 28. Негосударственные органы управления сферой просветительской деятельности

Под негосударственными органами управления сферой просветительской деятельности понимаются субъекты управления, не имеющие полномочий принимать решения, обладающие обязательной юридической силой. Названные органы являются коллегиальными и формируются из представителей просветительских учреждений и организаций, а также из представителей всех иных субъектов просветительской деятельности. Норма представительства устанавливается положением об управленческом органе. К негосударственным органам управления относятся:

— национальный совет по просветительской деятельности;

— региональные советы по просветительской деятельности;

— неформализованные органы управления.

Основные задачи негосударственных органов управления связаны с их участием в разработке и проведении государственной политики в сфере просветительской деятельности. К ним относятся:

— разработка общей концепции просветительской деятельности;

— координация деятельности учреждений и организаций, совместно осуществляющих просветительские проекты;

— подготовка рекомендаций по формированию содержания программ просвещения и выбору способов их реализации;

— развитие сети просветительских учреждений.

Для выполнения названных задач негосударственным органам управления предоставляются следующие права:

— на участие в разработке и принятии государственных решений, касающихся обеспечения функционирования, развития и повышения эффективности сферы просветительской деятельности;

— на участие в экспертизе программ просвещения и просветительских проектов;

— на участие в решении вопросов о распределении финансовых средств и иных ресурсов, выделяемых на просветительскую деятельность;

— на представление интересов сферы просветительской деятельности в органах законодательной и исполнительной власти;

— на участие в разработке социальных программ и координации их с просветительской деятельностью;

— на консультативное участие в разработке нормативно-правовой базы просветительской деятельности.

 

Статья 29. Общественные органы управления просветительской деятельностью

К общественным органам управления сферой просветительской деятельности относятся субъекты управления, сформированные из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений, иных добровольных объединений и сообществ граждан. Основные задачи общественных органов управления вытекают из их роли как выразителей интересов и потребностей различных категорий населения и социальных групп. К ним относятся:

— разработка и реализация программ просвещения и просветительских проектов, отражающих целевые установки деятельности общественных организаций;

— проведение мероприятий по разъяснению целей и задач общественных организаций и привлечению новых субъектов просветительской деятельности;

— координация взаимодействия просветительских учреждений, организаций, сообществ, реализующих определенные (типовые, авторские) программы или проекты, разработанные неформальным сообществом, группой граждан. Общественные органы управления пользуются всеми правами, предусмотренными настоящим Законом для негосударственных органов управления.

 

Глава 7. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 30. Понятие национальной программы развития просветительской деятельности

Национальная программа развития просветительской деятельности (далее — национальная программа) является составной частью национальной программы развития образования и организационной основой реализации государственной политики в сфере просветительской деятельности.

 

Статья 31. Разработка и принятие национальной программы

Проект национальной программы разрабатывается специалистами в области просветительской деятельности и проходит научную и общественную экспертизу. Национальная программа принимается парламентом государства на основе проекта, представленного правительством. До вынесения проекта на рассмотрение парламента правительство должно получить заключение национального совета по просветительской деятельности, состоящего из представителей просветительских учреждений и организаций, общественности, а также деятелей науки и культуры.

 

Статья 32. Основное содержание национальной программы

Национальная программа определяет:

— цели и задачи просветительской деятельности;

— приоритетные направления развития просветительской деятельности;

— меры, направленные на повышение эффективности просветительской деятельности;

— общий объем бюджетного финансирования просветительской деятельности и иные источники финансовой поддержки;

— общую структуру расходов по отдельным направлениям, видам и формам просветительской деятельности;

— массовые просветительские проекты, подлежащие бюджетному финансированию.

 

Глава 8. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ, СООБЩЕСТВ)

Статья 33. Бюджет просветительских учреждений (организаций, сообществ)

Бюджет просветительского учреждения (организации, сообщества) состоит из денежных средств, предназначенных для разработки и реализации программ просвещения и просветительских проектов, и включает в себя следующие основные фонды:

— фонд оплаты труда преподавателей и специалистов, реализующих программы просвещения;

— фонд оплаты труда штатных и привлеченных работников;

— фонд поощрения волонтеров, иных представителей добровольческой деятельности;

— фонд оплаты аренды зданий и помещений;

— фонд средств для приобретения оборудования.

 

Статья 34. Источники финансирования

Просветительские учреждения (организации, сообщества) финансируются из следующих источников:

— государственный, региональный и местный бюджеты;

— средства, выделяемые учредителями;

— средства, получаемые от проведения платных мероприятий;

— доходы от издательской деятельности;

— доходы, полученные из иных законных источников.

 

Глава 9. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 35. Организация исследований

Просветительская деятельность осуществляется с учетом рекомендаций, выработанных учреждениями науки и иными исследовательскими центрами, занимающимися разработкой теоретических и прикладных вопросов функционирования, развития и повышения эффективности сферы просветительской деятельности.

 

Статья 36. Направления исследований

Исследования в сфере просветительской деятельности носят комплексный характер и ведутся в следующих основных направлениях:

— разработка концептуальных и дидактических основ просветительской деятельности;

— изучение динамики интересов и потребностей населения в сфере просвещения, а также возможностей их удовлетворения;

— обоснование содержания программ просвещения;

— планирование сети просветительских учреждений;

— правовое и ресурсное обеспечение сферы просветительской деятельности;

— мониторинг эффективности просветительской деятельности, просветительских проектов и мероприятий.

 

Статья 37. Координация исследований

Координация исследований, способствующая достижению их комплексности, осуществляется специализированными подразделениями национальной академии наук или национальной академии образования, а также их региональными филиалами и научно-практическими центрами, создаваемыми при департаментах образования, входящих в состав региональных органов исполнительной власти.

 

Глава 10. РАБОТНИКИ СФЕРЫ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 38. Состав работников сферы просветительской деятельности

К основным категориям работников сферы просветительской деятельности относятся:

— преподаватели, лекторы, телеведущие и другие специалисты, непосредственно участвующие в реализации программ просвещения, разработке и реализации просветительских проектов;

— организаторы просветительской деятельности, сотрудники и руководители просветительского учреждения или организации;

— работники органов государственной власти и управления, ответственные за функционирование, развитие и повышение эффективности сферы просветительской деятельности, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления сферой просветительской деятельности;

— сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования, развития и повышения эффективности сферы просветительской деятельности.

 

Статья 39. Подготовка работников сферы просветительской деятельности

Для подготовки работников сферы просветительской деятельности создаются учреждения или, в целях проведения курсов, временные сообщества, реализующие следующие типы образовательных программ:

— преподавательские: обучение деятелей науки и культуры, специалистов различного профиля эффективным приемам и методам популяризации социальных достижений, достижений науки и культуры;

— организаторские: обучение организаторов просветительской деятельности методам изучения интересов и потребностей населения в сфере просвещения, особенностям участия в разработке и реализации программ просвещения, просветительских проектов, подготовки просветительских мероприятий;

— управленческие: обучение руководителей и работников органов управления, направленное на освоение законодательства в области просветительской деятельности и процедуры участия в разработке и реализации государственной политики, а также на формирование компетентного и системного подхода к просвещению населения, управлению сферой просветительской деятельности;

— волонтерские: обучение желающих оказывать помощь в осуществлении просветительской деятельности на общественных началах.

 

Статья 40. Оплата труда работников сферы просветительской деятельности

Государство поддерживает развитие просветительской деятельности.

Механизмы финансирования просветительской деятельности, в том числе оплаты труда работников, определяются государством в соответствии с социально-экономическими условиями.

 

Глава 11. ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 41. Партнерство в сфере просветительской деятельности

Под партнерством в сфере просветительской деятельности государств — участников СНГ понимается объединение или совместная деятельность их соответствующих структур, дающая качественно новые, более широкие, возможности для просвещения населения и реализации права граждан на свободное пользование социальными достижениями, достижениями науки и культуры.

 

Статья 42. Цели партнерства

Партнерство в сфере просветительской деятельности осуществляется в целях создания комплекса благоприятных условий для использования гражданами каждого государства — участника СНГ достижений других государств в социальной сфере, в области науки и культуры.

 

Статья 43. Принципы партнерства

Партнерство в сфере просветительской деятельности осуществляется на основе следующих основных принципов, разделяемых государствами — участниками СНГ:

— признание права граждан на свободное пользование социальными достижениями, достижениями науки и культуры;

— единство в понимании основных целей просветительской деятельности;

— учет национальных и региональных особенностей;

— ориентация на формирование общего образовательного, информационного, культурного пространства СНГ.

 

Статья 44. Правовое обеспечение партнерства

Партнерство в сфере просветительской деятельности осуществляется на основе законодательства государств — участников СНГ, настоящего Закона, а также на основе межгосударственных соглашений о взаимодействии в области просвещения, предусматривающих согласованные действия по формированию общего образовательного, информационного, культурного пространства.

Решения по вопросам, связанным с партнерством в сфере просветительской деятельности, принимаются уставными органами СНГ и соответствующими органами отраслевого сотрудничества СНГ. Решения носят рекомендательный характер.

 

Статья 45. Основные направления совместной деятельности государств — участников СНГ в сфере просвещения

Государства — участники СНГ совершают согласованные действия для установления и упрочения связей между просветительскими учреждениями и организациями. Их совместная работа по повышению эффективности просветительской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

— создание на паритетных началах межгосударственных просветительских учреждений, организаций, сообществ;

— обмен информацией о положении дел в области просветительской деятельности и планируемых путях разрешения возникающих проблем;

— скоординированное использование электронных средств связи и массовой информации в просветительских целях;

— разработка и реализация просветительских программ, адресованных населению всех государств, входящих в СНГ;

— разработка и реализация совместных просветительских проектов;

— подготовка печатных, аудио- и видеоматериалов просветительской направленности;

— разработка и реализация исследовательских проектов, решающих задачу научного, ресурсного и законодательного обеспечения просветительской деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code