Признается ли физическое лицо налоговым агентом по НДС при реализации ему имущества, составляющего муниципальную казну

Индивидуальный предприниматель признан победителем в аукционе по приобретению недвижимости, составляющей муниципальную казну, у комитета по управлению муниципальным имуществом. На дату оплаты индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в ЕГРИП, в связи с чем оплату муниципального имущества перевел полностью, включая НДС. Правомерно ли требование комитета по управлению муниципальным имуществом к физическому лицу перечислить НДС в бюджет в качестве налогового агента (комитет планирует вернуть ранее полученный НДС как ошибочный платеж)? Является ли физическое лицо в данном случае налоговым агентом и может ли быть возложена ответственность на физическое лицо за неуплату НДС в бюджет?

 

При реализации физическому лицу, утратившему на дату оплаты статус индивидуального предпринимателя, муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, комитет по управлению муниципальным имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Поскольку в данном случае физическое лицо не является налоговым агентом, к нему не может быть применена ответственность за неуплату НДС в бюджет.

 

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения по НДС и освобождаемых от обложения НДС, установлен п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ и является исчерпывающим. Операции по реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего муниципального образования, в указанных нормах не предусмотрены.

Таким образом, операции по реализации указанного муниципального имущества подлежат обложению НДС.

В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества. При этом не признаются налоговыми агентами покупатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Учитывая названные положения НК РФ, при реализации на территории Российской Федерации указанного муниципального имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обязанность по исчислению и уплате НДС возникает у органов местного самоуправления, осуществляющих операции по реализации данного имущества. Такая же позиция отражена в разъяснениях финансового и налогового ведомств (Письма Минфина России от 16.02.2011 N 03-07-11/33, от 27.07.2012 N 03-07-11/198, от 31.05.2012 N 03-07-14/56, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@). Данный подход является устоявшимся также в судебной практике. Конституционный Суд РФ в Определении от 19.07.2016 N 1719-О со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 N 384-О, указал, что правовой статус органов местного самоуправления позволяет признавать их плательщиками НДС в отношении операций по реализации муниципального имущества, которое не закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, и, соответственно, возлагать на них обязанность по исчислению и уплате НДС, в случае если указанное имущество реализуется физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 08.04.2014 N 17383/13 по делу N А12-23300/2012 установил, что операции по реализации муниципального имущества не поименованы в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ в числе операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от НДС, а в связи с этим они должны облагаться НДС. Как отметил Президиум ВАС РФ, недопустима неуплата НДС в зависимости от того, каким именно лицом приобретается такое имущество, и комитет по управлению имуществом должен был расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет НДС.

Аналогичные выводы содержат Постановления Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11 по делу N А12-19210/2010, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.03.2016 по делу N А05-7950/2015, ФАС Дальневосточного округа от 11.03.2014 N Ф03-572/2014 по делу N А51-20952/2013.

Поскольку в рассматриваемой ситуации физическое лицо на дату оплаты прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, комитет по управлению муниципальным имуществом должен расчетным методом исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.02.2013 по делу N А67-4332/2012).

В силу абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не признается налоговым агентом при покупке муниципального имущества. Следовательно, к нему не может быть применена ответственность за неуплату данного налога в бюджет в качестве налогового агента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code