Как отразить в учете расходы на рекламу (рекламные услуги сторонней организации), нормируемые для целей налогообложения прибыли

Договорная стоимость рекламных услуг, оказанных организации в сентябре, составила 354 000 руб. (в том числе НДС 54 000 руб.). Факт оказания услуг подтвержден актом приемки-сдачи оказанных услуг. Иные нормируемые рекламные расходы у организации до конца налогового периода отсутствуют.

Отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал, полугодие, девять месяцев. По данным налогового учета выручка по итогам девяти месяцев составила 10 000 000 руб., по итогам года — 15 000 000 руб.

Для целей налогового учета доходов и расходов применяется метод начисления.

Бухгалтерский учет

Затраты на рекламу включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (в качестве коммерческих расходов) в данном случае в размере кредиторской задолженности, определяемой исходя из договорной стоимости услуг, подлежащей уплате исполнителю (без учета НДС) (п. п. 5, 7, 6, 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются на дату подписания сторонами акта приемки-сдачи оказанных услуг, поскольку на эту дату выполняются условия для признания расходов, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99.

Бухгалтерские записи по отражению рассматриваемых операций производятся в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС, предъявленный исполнителем при оказании рекламных услуг, организация вправе принять к вычету в полной сумме на основании счета-фактуры, оформленного с соблюдением требований законодательства, при условии, что услуги приобретены для осуществления облагаемых НДС операций, приняты к учету, и при наличии соответствующих первичных документов (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль организаций

Расходы на рекламу учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

По общему правилу расходы на оплату услуг (в данном случае рекламных), оказанных сторонними организациями, признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации организацией понесены рекламные расходы, которые нормируются в целях налогообложения прибыли (т.е. расходы, не поименованные в абз. 2 — 4 п. 4 ст. 264 НК РФ). Указанные расходы, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

В данном случае предельная величина, предусмотренная для учета нормируемых рекламных расходов абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ, за отчетный период, в котором оказаны рекламные услуги (девять месяцев), составляет 100 000 руб. (10 000 000 руб. x 1%). Следовательно, по итогам девяти месяцев рекламные расходы признаются в сумме 100 000 руб.

Оставшаяся сумма осуществленных в сентябре рекламных расходов — 200 000 руб. (354 000 руб. — 54 000 руб. — 100 000 руб.) для целей налогообложения по итогам отчетного периода не учитывается (п. 44 ст. 270 НК РФ). Но может быть учтена по итогам налогового периода (года) при увеличении суммы выручки (что следует из совокупности абз. 5 п. 4 ст. 264, п. 7 ст. 274 НК РФ).

По итогам года сумма выручки увеличилась до 15 000 000 руб. Соответственно, исходя из абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ предельная величина нормируемых рекламных расходов, рассчитываемая по итогам налогового периода, составляет 150 000 руб. (15 000 000 руб. x 1%). Следовательно, организация вправе включить в состав расходов в налоговом учете в IV квартале еще 50 000 руб. (150 000 руб. — 100 000 руб.).

Таким образом, сверхнормативные рекламные расходы в сумме 150 000 руб. (354 000 руб. — 54 000 руб. — 100 000 руб. — 50 000 руб.) для целей налогообложения не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ).

Применение ПБУ 18/02

Поскольку расходы на рекламу признаются в бухгалтерском учете в полной сумме, а в налоговом — в пределах норматива, в учете организации возникают разницы, учитываемые в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденным Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

В данном случае по итогам девяти месяцев в учете организации возникают вычитаемая временная разница (ВВР) и соответствующий ей отложенный налоговый актив (ОНА), поскольку существует вероятность того, что организация получит налогооблагаемую прибыль по итогам налогового периода, и, соответственно, не принятые в этом отчетном периоде рекламные расходы будут учтены для целей налогообложения прибыли по итогам года. Это следует из п. п. 11, 14 ПБУ 18/02.

Указанные ВВР и ОНА уменьшаются при признании части рекламных расходов в налоговом учете по итогам года (п. 17 ПБУ 18/02).

В данном случае часть нормируемых расходов на рекламу не признается в налоговом учете ни по итогам налогового периода (года), ни в последующих отчетных периодах. В связи с этим оставшаяся сумма ОНА подлежит списанию с учета (аналогично порядку, предусмотренному п. 17 ПБУ 18/02 для списания ОНА, начисленного по выбывающему активу).

Обозначения аналитических счетов, используемые в таблице проводок

К балансовому счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»:

68-пр «Расчеты по налогу на прибыль»;

68-НДС «Расчеты по НДС».

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В сентябре
Отражены расходы на рекламу

(354 000 — 54 000)

44 60 300 000 Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Отражен НДС, предъявленный исполнителем 19 60 54 000 Счет-фактура
Принят к вычету предъявленный НДС 68-НДС 19 54 000 Счет-фактура
Перечислена плата исполнителю за рекламные услуги 60 51 354 000 Выписка банка по расчетному счету
Отражен ОНА

((300 000 — 100 000) x 20%)

09 68-пр 40 000 Бухгалтерская справка-расчет
В декабре
Уменьшен ОНА

(50 000 x 20%)

68-пр 09 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
Списан ОНА

(40 000 — 10 000)

99 09 30 000 Бухгалтерская справка

М.С.Радькова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code