ЗАНЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

А.Ю.Илясова, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) — 2013

В статье даётся характеристика компетентностного подхода как одной из стратегий профессионального образования. Рассматриваются виды деятельности в направлении развития ключевых компетенций на занятиях по информатике.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, информатика, ключевые компетенции специалистов по физической культуре и спорту.

 

В начале третьего тысячелетия всё чаще говорят о качестве образования как важнейшем факторе устойчивого развития страны, её технологической, экономической, информационной и нравственной безопасности. Мировые интеграционные процессы, реагирование системы высшего образования на развитие наукоёмких технологий во всех областях производства, нестабильная ситуация в сфере занятости населения, возрастающая конкуренция и уровень требований работодателей, обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования практически во всех его отраслях. Ведь развивающемуся обществу нужны современно образованные специалисты.

А это означает, что система образования должна формировать такие новые качества специалиста, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Интерес к проблемам высшей школы предопределил понимание отечественной педагогической общественностью необходимости принятия компетентностного подхода к формированию специалиста как одной из стратегий профессионального образования.
Переход педагогики на другой язык и обсуждение компетентностей в сфере образования свидетельствуют, что образование признало значимость существования экономической действительности и ключевых рынков, а, в частности, рынка труда, так как компетентности — это единицы, прежде всего, рыночной, социально ориентированной экономики.

«Требования рынка жестки и вполне определены — нужны люди, не только и не столько знающие, сколько обладающие определённым набором компетентностей, необходимых для успешного освоения современных профессий. В современном мире знание само по себе перестаёт быть ценностью» [2].

«Компетентностный подход — это не дань моде, не «веяние Запада», а образование качественно нового уровня целостности, системности по сравнению с традиционным знаниево-предметным», — отмечает Сериков В.В. [1].

Согласно Лебедевой С.Е., «компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [3].
Перспективным компетентностное обучение является потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. «Компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является средством саморазвития индивида, обобщением личностного и деятельностного опыта», — отмечают Болотов В.А. и Сериков В.В. [1].

Соглашаясь с Хуторским А.В., считаем необходимым чётко понимать соотношения между «компетенциями» и «компетентностями». Термин «компетенция», применительно к образовательной области, «означает отчуждённое, заранее заданное специальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере». Под компетентностью будем понимать «совокупность личностных качеств ученика (ценностно- смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социальной и личностно-значимой сфере» [4].

Неотъемлемой составляющей модернизации образования в экономически развитых странах стало понятие «ключевые компетенции». И хотя на настоящий момент не сложилось общепринятого определения ключевых компетенций, тем не менее, общим для всех определений является понимание их как способности человека справляться с самыми различными задачами. К ключевым компетенциям специалистов по физической культуре и спорту можно отнести:

1. Ценностно-смысловые компетенции;
2. Общекультурные компетенции;
3. Учебно-познавательные компетенции;
4. Информационные компетенции;
5. Коммуникативные компетенции;
6. Социально-трудовые компетенции;
7. Компетенции личностного самосовершенствования [5].

Говоря о роли той или иной учебной дисциплины в формировании определённых ключевых компетенций, занятиям по информатике отводится главная роль для развития информационных компетенций, поскольку в самой сути этой науки уже заложена база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации и информационным процессам в разных сферах жизни.

Занятия по информатике принципиально отличаются от других учебных дисциплин наличием специальных технических средств (в первую очередь — персонального компьютера для каждого обучающегося, а также использование в учебном процессе мультимедийных устройств) и компьютерного класса, занятия в котором проводятся особенным образом: каждый обучаемый имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам. Кроме того, именно на занятиях по информатике активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личност- но-значимого продукта создаёт благоприятные условия для развития компетентности целеполагания и внедрения компетентностного подхода.

Рассмотрим некоторые виды деятельности, организуемые на занятиях по информатике, в направлении развития каждой из ключевых компетенций специалистов по физической культуре и спорту:

1. Ценностно-смысловые компетенции
— умение формулировать собственные учебные цели при создании проекта, при выборе темы доклада, при изучении темы и т.п.;
— умение принимать решение, брать ответственность на себя (принятие решения в нестандартной ситуации: сбой в работе системы, несанкционированный доступ к сети и т.п.);
— осуществление индивидуальной образовательной траектории.

2. Информационные компетенции
— получение технических навыков работы с компьютером как основным устройством обработки информации;
— умение осуществлять информационные процессы:
1. поиск информации;
2. извлечение информации с различных носителей;
3. систематизация, анализ и отбор информации (сортировка, фильтрация, проектирование баз данных, оформление запросов и т.д.);
4. технические навыки сохранения, удаления, копирования, перемещения, хранения информации и т.п.;
5. преобразование информации и др.;
— владение навыками работы с различными источниками информации (электронные учебники, Интернет-ресурсы и т.п.);
— критическое отношение к получаемой информации: умение выделять главное, оценивать степень достоверности и т. п.
— умение применять информационные и коммуникационные технологии для решения учебных и профессиональных задач.

3. Учебно-познавательные компетенции
— умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;
— умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат;
— умение работать со справочной литературой, инструкциями;
— умение оформлять результаты своей деятельности, представлять их на современном уровне (построение графиков и диаграмм, средства создания презентаций);
— создание целостной картины мира на основе собственного опыта.

4. Коммуникативные компетенции
— владение формами устной речи (монолог, диалог, полилог и т.п.);
— ведение диалога «человек»-«техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров системы и т.д.);
— умение представить себя устно и письменно, владение стилевыми приёмами оформления текста (электронная переписка, сетевой этикет, правила подачи информации в презентации и т. п.);
— владение телекоммуникационными технологиями для организации общения с удалёнными собеседниками;
— понимание факта многообразия языков, знакомство с системами кодирования и языками программирования;
— толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов (существование в сетевом сообществе и т.п.).

5. Общекультурные компетенции
— владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, художника и т. п.;
— понимание места данной науки в системе других наук, её истории и путей развития (эволюция вычислительной техники и т.д.).

6. Социально-трудовые компетенции
— осознание наличия определённых требований, анализ достоинств и недостатков аналогов продукта своей деятельности;
— владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений (виды лицензированного программного обеспечения, информационная безопасность, авторские права и
т.д.);
— изучение основ социальной информатики.

7. Личностного самосовершенствования компетенции
— создание комфортной здоровьесберегающей среды (знание правил ТБ, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером);
— создание условий для самопознания и самореализации (тестирование в режиме on-line, создание собственного сайта и т.д.);
— создание условий для получения знаний и навыков, выходящих за рамки преподаваемой темы (выбор литературы, курсов и т.п.);
— наличие способности действовать в собственных интересах, получать признание (участие в студенческих конференциях и конкурсах).

Подводя итог всему вышесказанному, заметим, что использование компетентностного подхода может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций высшего образования, ведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. Ведь «ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…», — именно так говорил Аристотель. И мы с ним полностью согласны.

Литература

1. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — 2003. — №10.
2. Ковалёва, Т.М. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление / Т.М. Ковалева. — Красноярск, 2003.
3. Лебедева, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедева // Школьные технологии. — 2004. — №5.
4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // ЦДО «Эйдос». — [http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.html]

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 1 (5) — 2013

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code