ЕС против Российской Федерации — Тарифная политика в сфере с/х и производства

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЗОР ПО ДЕЛУ DS485
ЕС ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ С/Х И ПРОИЗВОДСТВА

(31 октября 2014 года)
———————————
<*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

Урегулирование спора: спор DS485

Россия — тарифная политика в сфере с/х и производства

Ключевые факты

Краткое название
Заявитель: Европейский Союз
Ответчик: Российская Федерация
Третьи стороны: Австралия, Бразилия, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Индия, Япония, Корея, Молдова, Норвегия, Сингапур, Украина, Соединенные Штаты Америки
Соглашения, положения которых предположительно нарушены

(упоминаются в запросе на проведение консультаций):

ГАТТ 1994: Ст. II:1(a), II:1(b), VII

Соглашение об определении таможенной стоимости (Статья VII ГАТТ 1994): Ст. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Получение запроса на проведение консультаций: 31 октября 2014 г.
Доклад о заседании Третейской группы направлен: 12 августа 2016 г.

Обзор спора <1>

———————————

<1> Обзор по состоянию на 12 августа 2016 г.

 

Консультации

Жалоба со стороны Европейского Союза.

31 октября 2014 г. Европейский Союз запросил проведение консультаций с Россией по поводу тарифного режима в отношении некоторых товаров в сельском хозяйстве и промышленных секторах.

ЕС утверждает, что указанные меры противоречат:

Статьям II:1(a), II:1(b) и VII ГАТТ 1994;

Статьям с 1 по 7 и Приложению I Соглашения об определении таможенной стоимости.

6 ноября 2014 г. Украина направила запрос на присоединение к консультациям. 14 ноября 2014 г. Индонезия, Япония и Соединенные Штаты Америки также направили запросы на присоединение к консультациям.

26 февраля 2015 г. Европейский Союз направил запрос на учреждение третейской группы. На заседании 10 марта 2015 Орган по рассмотрению споров отложил учреждение третейской группы.

 

Процедуры в рамках третейской группы и Апелляционного органа.

На заседании 25 марта 2015 г. ОРС учредил третейскую группу. Бразилия, Канада, Чили, Китай, Колумбия, Индия, Япония, Корея, Молдавия, Норвегия, Украина и Соединенные Штаты Америки зарезервировали за собой права участия в качестве третьих сторон. Позднее Австралия и Сингапур также зарезервировали за собой это право.

8 июня 2015 г. Европейский Союз направил запрос Генеральному директору ВТО о создании третейской группы. 18 июня 2015 г. Генеральным директором была созвана третейская группа.

15 декабря 2015 г. председатель третейской группы проинформировал ОРС о том, что третейская группа выпустит итоговый доклад предположительно к середине апреля 2016 года в соответствии с графиком, принятым после проведения консультаций со сторонами.

12 августа 2016 г. доклад третейской группы был направлен членам ВТО.

 

Запрос консультации со стороны Европейского Союза.

 

Следующее сообщение, датированное 31 октября 2014 года, от делегации Европейского Союза к делегации Российской Федерации и Председателю Органа по разрешению споров направлено в соответствии со статьей 4.4 Договоренности о разрешении споров.

Мои власти поручили мне направить запрос на проведение консультаций с правительством Российской Федерации (России) в соответствии со статьями 1 и 4 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, статьей XXII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), а также статьей 19 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994 относительно тарифной политики России на определенные товары в сельском хозяйстве и промышленных секторах. Данные меры негативно влияют на экспорт этих товаров из Европейского Союза в Россию.

Россия налагает на ряд импортных товаров пошлины, которые несовместимы с Перечнем уступок и обязательств, который содержится в приложении к ГАТТ 1994 года (Перечень). В частности, Россия применяет пошлины, превышающие таможенные ставки, несколькими различными способами.

Во-первых, для некоторых товаров, в том числе бумаги и картона, применяются адвалорные ставки пошлины, как это предусмотрено в правовых документах, перечисленных ниже, которые превышают ставки таможенного тарифа. Например, для пяти тарифных позиций (4810 22 900 0, 4810 29 300 0, 4810 92 300 0, 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0) применяются пошлины в размере 15% или 10%, что явно превышает связанную ставку таможенного тарифа, которая установлена на уровне 5%.

Во-вторых, на определенные товары, в том числе пальмовое масло и его производные, холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры, такие инструменты предусматривают тип/структуру пошлины, которая отличается от типа/структуры пошлины, указанной в Перечне. Структура и дизайн отдельных элементов оказывает влияние на то, что они облагаются большими пошлинами по сравнению с теми, которые перечислены в Перечне на данные товары в случае, когда таможенная стоимость ниже определенного уровня. Например, это относится к следующим тарифным позициям: 1511 90 190 2, 1511 90 990 2 (пальмовое масло) и 8418108001, 8418102001, 8418211000 (холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры).

Кроме того, как оказалось, в отношении определенных товаров из Европейского Союза власти России не основывают свои оценки на фактической стоимости импортируемых товаров.

Россия вводит данные меры, в частности, путем принятия следующих документов:

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «утвержденный Постановлением N 54» следует читать «утвержденный Решением N 54».

 

— Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации, утвержденный Постановлением N 54 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. «Об общем таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации» (вступил в силу 23 августа 2012 г.), с поправками, внесенными последующими актами, в том числе, путем:

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 9 Совета» следует читать «Решение N 9 Коллегии».

 

— Решение N 9 Совета Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 г. «Об определении ввозных таможенных ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона»;

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 77 Совета» следует читать «Решение N 77 Коллегии».

 

— Решение N 77 Совета Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии»;

— Решение N 52 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 г. «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО».

Касательно каждого из документов, перечисленных выше, данный запрос также относится ко всем поправкам, заменам, исключениям, мерам по внедрению и другим связанным мерам, утвержденным Евразийской экономической комиссией и/или законодательными или исполнительными органами Российской Федерации.

Данные меры, применяемые Россией, несовместимы с обязательствами России в рамках некоторых соглашений, в частности:

— Статьей II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994;

— Статьей VII ГАТТ 1994;

— Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, статьями с 1 по 7 и Приложением I.

Данные меры ограничивают или вовсе аннулируют преимущества, получаемые ЕС прямо или косвенно в соответствии с данными соглашениями.

Европейский Союз оставляет за собой право рассмотреть в ходе консультаций дополнительные меры и требования, которые касаются вышеупомянутых вопросов.

Европейский Союз надеется получить ответ от России на просьбу о проведении консультаций и готов рассмотреть взаимно удобные сроки и место проведения консультаций.

 

Запрос Европейского Союза на учреждение третейской группы.

 

Следующее сообщение, датированное 26 февраля 2015 г., от делегации Европейского Союза направлено Председателю Органа по разрешению споров в соответствии со статьей 6.2 Договоренности о разрешении споров.

Мои власти поручили мне направить запрос на учреждение третейской группы, в соответствии со статьями 4 и 6 Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и статьей XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) в отношении тарифной политики Российской Федерации по определенным товарам в с/х и промышленном секторе.

31 октября 2014 г. Европейский Союз направил запрос на проведение консультаций с Россией, в соответствии со статьями 1 и 4 ДРС и статьей XXIII ГАТТ 1994.

Европейский Союз провел консультации с Россией 28 ноября 2014 г. К сожалению, в ходе консультации урегулировать спор не удалось.

В результате Европейский Союз просит учредить третейскую группу в соответствии со статьями 4 и 6 ДРС и статьей XXIII ГАТТ 1994 для рассмотрения данного вопроса на основе стандартного круга полномочий, как это предусмотрено в статье 7.1 ДРС.

Россия налагает на ряд импортных товаров пошлины, которые несовместимым с Перечнем уступок и обязательств, который содержится в приложении к ГАТТ 1994 года. В частности, Россия применяет пошлины, превышающие таможенные ставки, перечисленные в Перечне.

Во-первых, для некоторых товаров, в том числе бумаги и картона, применяются адвалорные ставки пошлины, как это предусмотрено в правовых документах, перечисленных ниже, которые превышают адвалорные ставки. Например, для пяти тарифных позиций (4810 22 900 0, 4810 29 300 0, 4810 92 300 0, 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0) применяются пошлины в размере 15% или 10%, что явно превышает связанную ставку таможенного тарифа, которая установлена на уровне 5%. Кроме того, по отношению к тарифной позиции 4810 92 100 0, несмотря на то что в настоящее время применяется ставка пошлины, равная связанной ставке (5%), юридические инструменты предусматривают ставки пошлины в размере 15% и, следовательно, превышают уровень, установленный на 1 января 2016 г. (шестая упоминаемая мера).

Во-вторых, на определенные товары, в том числе пальмовое масло и его производные, холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры, такие инструменты предусматривают тип/структуру пошлины, которая отличается от типа/структуры пошлины, указанной в Перечне. Структура и дизайн отдельных элементов оказывает влияние на то, что они облагаются большими пошлинами по сравнению с теми, которые перечислены в Перечне на данные товары в случае, когда таможенная стоимость ниже определенного уровня.

В некоторых случаях Россия применяет комбинированные ставки пошлины (сочетает в себе адвалорный и специфический принцип обложения, например, «3%, но не менее 0,09 евро/кг») в отношении товаров, для которых в Перечне предусмотрены адвалорные ставки (например, «3%»). В таких случаях специфический принцип обложения определяет минимальный размер пошлины, который будет взиматься. В результате пошлины устанавливаются сверх связанной ставки в тех случаях, когда таможенная стоимость товара ниже определенного уровня. Россия применяет данный подход к следующим тарифным позициям: 1511 90 190 2, 1511 90 990 2 (пальмовое масло) и 8418 10 200 1 (комбинированный холодильник — морозильные камеры). Данные пошлины применяются к трем упомянутым тарифным позициям и составляют седьмую, восьмую и девятую меру.

В некоторых других случаях Россия применяет комбинированные ставки пошлин (совмещая адвалорный и специфический принцип обложения, например, «16%, но не менее 0,156 евро/л») в отношении товаров, по которым в Перечне предусмотрена формула, которая требует от России более низкой ставки пошлины: либо размер, основанный на применении адвалорной ставки, либо комбинированную ставку (например, «16,7%; или 16%, но не менее 0,156 евро/л, что является наименьшим уровнем»). В результате налагаемые пошлины превышают связанные ставки в случаях, когда таможенная стоимость товара ниже определенного уровня. Россия применяет данный подход к следующим тарифным позициям: 8418 10 800 1 и 8418 21 100 0 (холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры). Данные пошлины применяются к двум упомянутым тарифным позициям и составляют десятую и одиннадцатую меры соответственно.

В отношении мер с седьмой по одиннадцатую, Россия не использует какой-либо механизм, такой как «потолок» уровня взимаемой пошлины, что не позволяет применяться адвалорным эквивалентам пошлин во избежание превышения уровня связанных ставок.

Кроме того, как оказалось, документы, перечисленные ниже, в отношении значительного числа тарифных позиций предусматривают тип/структуру пошлины, которые отличаются от типа/структуры пошлины, указанной в Перечне, таким образом, это ведет к применению завышенных пошлин по сравнению с перечисленными в Перечне на те товары, по которым таможенная стоимость ниже определенного уровня, одним из двух перечисленных выше способов (в отношении седьмой, восьмой, девятой, десятой и одиннадцатой меры) без предоставления механизма, который бы не позволял адвалорным эквивалентам применяемых пошлин превышать уровень связанных ставок. Этот общий подход составляет двенадцатую меру.

На основе информации, полученной в ходе консультаций, Европейский Союз понимает, что Россия вводит свои меры посредством следующих юридических документов <2>:

———————————

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «см Постановление N 112» следует читать «см Решение N 112».

 

<2> Европейский Союз понимает, что эти документы продолжают действовать в контексте Евразийского экономического союза. Европейский Союз также понимает, что после вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией единый таможенный тариф будет именоваться как «общий внешний тариф Евразийского экономического союза» (см Постановление N 112 Совета Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2014 г.). Данный запрос учитывает также все поправки, изменения, расширения, меры по введению в действие и иные связанные меры, которые станут следствием вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией.

 

— Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Казахстана и Российской Федерации, утвержденный Постановлением N 54 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. «Об общем таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстана и Российской Федерации» (вступил в силу 23 августа 2012 г.), с поправками, внесенными последующими актами, в том числе, путем:

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 9 Совета» следует читать «Решение N 9 Коллегии».

 

— Решение N 9 Совета Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 г. «Об определении ввозных таможенных ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона»;

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 77 Совета» следует читать «Решение N 77 Коллегии».

 

— Решение N 77 Совета Евразийской экономической комиссии от 26 мая 2014 г. «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии»;

— Решение N 52 Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 г. «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО»;

— Решение N 47 Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. «О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО»;

 

Примечание.

В тексте документа при переводе, видимо, допущена опечатка: вместо «Решение N 103 Совета» следует читать «Решение N 103 Коллегии».

 

— Решение N 103 Совета Евразийской экономической комиссии от 7 июля 2014 г. «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов шин и покрышек восстановленных и отдельных видов обуви в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и об одобрении проекта решения Совета Евразийской экономической комиссии».

Касательно каждого из документов, перечисленных выше, данный запрос также относится ко всем поправкам, заменам, исключениям, мерам по внедрению и другим связанным мерам, утвержденным Евразийской экономической комиссией и/или законодательными или исполнительными органами Российской Федерации.

Европейский Союз считает, что каждая из упомянутых мер не согласуется с обязательствами России в рамках следующих положений ВТО, а именно:

— Статья II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994, поскольку Россия предоставляет другим членам режим, который является менее благоприятным, чем тот, который предусмотрен в соответствующей части Перечня, приложенного к ГАТТ 1994; поскольку Россия не освобождает продукцию, которая произведена на территории государств-членов, при ввозе ее на территорию России от обычных таможенных пошлин, как это предусмотрено в Перечне; а также, потому что Россия не освобождает продукты от всех других пошлин или сборов любого рода, налагаемых в связи с импортом, сверх тех, которые уже налагаются по состоянию на дату заключения Соглашения, или тех, которые прямо или в обязательном порядке требуют обложения, исходя из действующего законодательства на территории импорта по состоянию на данную дату.

Эти меры негативно влияют на экспорт товаров из Европейского Союза в Россию, а также аннулируют или ограничивают преимущества, получаемые Европейским Союзом прямо или косвенно в соответствии с упомянутыми соглашениями.

 

Обзор ключевых заключений третейской группы.

 

Европейским Союзом была оспорена тарифная политика российских таможенных органов, которые на момент учреждения третейской группы требовали применения к импортируемым товарам определенных тарифных позиций в соответствии с единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (далее — ЕТТ). Товары, которые затронули данные требования, включают бумагу и картон, пальмовое масло и его производные, холодильники и комбинированные холодильники — морозильные камеры.

В частности, Европейским Союзом оспорено 12 мер. Первые одиннадцать мер касаются тарифной политики, которую российские таможенные органы на момент учреждения третейской группы проводили в отношении отдельных тарифных позиций. Двенадцатая мера, которую Европейский Союз назвал «систематическим изменением тарифа», предположительно заключается в общей практике тарифного регулирования в связи со значительным числом тарифных позиций в ЕТТ, что ведет к применению пошлин сверх связанных ставок таможенного тарифа, перечисленных в Перечне.

ЕС заявляет, что данные меры ведут или уже привели к моменту учреждения третейской группы к применению обычных таможенных пошлин сверх тех, что были установлены в Российском Перечне уступок, и вследствие этого вступают в противоречие со ст. II:1 (a) и (b) ГАТТ 1994.

Третейская группа установила:

— что упомянутые меры с первой по пятую, которые заключаются в применении адвалорных таможенных ставок вместо адвалорных связанных ставок, противоречат первому предложению статьи II:1(b), поскольку требуют применения обычных таможенных тарифов вместо тех, которые установлены Российским Перечнем;

— что шестая мера, которая состояла на момент учреждения третейской группы в применении адвалорной ставки пошлины, тогда как необходимо было применять адвалорную связанную пошлину начиная с 1 января 2016 г., на момент учреждения третейской группы противоречит первому предложению статьи II:1(b), поскольку она предусматривает с указанной даты применение обычной таможенной пошлины вместо тех, что установлены в Российском Перечне. Третейской группой также было установлено по жалобе ЕС, что шестая мера противоречит статье II:1(a) без привязки к противоречию первому предложению статьи II:1(b), поскольку предусматривает временное снижение тарифа между 20 апреля 2013 г. и 31 декабря 2015 г. включительно и в то же время устанавливает будущую ставку пошлины, которая придет на смену связанной ставке. Третейской группой установлено, что ЕС не выделил данное противоречие в отдельную жалобу. В частности, третейская группа установила, что ЕС не удалось обосновать утверждение, что шестая мера привела к недостаточной предсказуемости для продавцов товаров и, следовательно, к менее благоприятному отношению, чем предусмотрено в Российском Перечне;

— что седьмая и восьмая меры, которые заключаются на момент учреждения третейской группы в применении комбинированных ставок пошлины вместо адвалорных связанных ставок, на данный момент противоречат первому предложению статьи II:1(b), поскольку требуют применения обычных таможенных тарифов вместо тех, которые установлены в Перечне;

— что девятая мера, упоминаемая ЕС, с учетом изменений от 1 сентября 2015 г., и заключающаяся в применении комбинированной ставки пошлины вместо адвалорной связанной ставки, противоречит первому предложению статьи II:1(b), поскольку данная статья требует применения обычных таможенных пошлин вместо тех, что перечислены в Перечне;

— что десятая и одиннадцатая меры, которые заключаются на момент учреждения третейской группы в применении комбинированных ставок вместо комбинированных связанных ставок, противоречат первому предложению статьи II:1(b), поскольку в данных случаях необходимо применять обычные таможенные пошлины вместо тех, что указаны в Перечне;

— что в отношении двенадцатой меры ЕС не удалось обосновать свои требования о несоответствии статье II:1(a) и (b), поскольку ему не удалось доказать существование двенадцатой меры. В частности, третейской группой установлено, что ЕС не представил доказательств, достаточных для обоснования того, что предполагаемые меры применяются «систематически» либо что они представляют собой «общую» практику.

Третейской группой применялись правила судебной экономики в отношении соответствующих жалоб Европейского Союза на нарушение статьи II:1(a) по упомянутым мерам с первой по одиннадцатую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code