ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ КУРСОВ

И.Н.Мещерякова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены проблемы студенческой мотивации, проведен анализ мотивации учебной деятельности студентов вуза, а также приведены результаты эмпирического исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мотивация, учебная деятельность, мотивация учебной деятельности, студенты- психологи.

 

Одной из центральных проблем современного образования является проблема формирования высокомотивированной личности студента, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях. Мотивация учебной деятельности студентов является необходимым условием для эффективного осуществления учебного процесса, так как именно отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента.

Мотивация учебной деятельности не является однородной, зависит от значительного числа факторов, включающих индивидуальные особенности учащихся, особенности ближайшей референтной группы, развития студенческого коллектива, тому подобных факторов. С другой стороны, представляя собой психическое явление, мотивация поведения человека всегда является отражением взглядов, установок, ценностных ориентаций той социальной группы, общности, которую представляет личность.

Процесс формирования структуры мотивов учебной деятельности студента начинается с первых дней пребывания его в вузе, но эффективность такого процесса может быть различной. В основном она зависит от того, насколько успешно, быстро вчерашний абитуриент адаптируется, преодолевает трудности, с которыми он неизбежно встречается, попадая в непривычную для него среду. Дидактическая новизна обучения в высшем учебном заведении состоит в использовании других, отличных от школы, форм и методов организации учебного процесса, включающих подачу нового материала, отчетность, контроль и тому подобное. В процессе постановки учебных целей студент обязан проявлять значительно большую самостоятельность, умение учесть и распределить время, оптимально организовать работу, и это не все учащиеся могут оперативно сделать.

Проблема создания психологами структуры учебной мотивации до сих пор не решена, так как в педагогике, педагогической психологии до настоящего времени отсутствует единое мнение относительно сущности мотива.

Е.П. Ильин под учебным мотивом понимает все факторы, вызывающие проявление учебной активности (потребности, цели, установки, чувства долга и так далее) [1].
В.И. Чирков главным признаком мотивированного поведения человека считает наличие намерения к выполнению деятельности [2]. Личность, в зависимости от характера этого намерения, может находиться в состоянии внешней или внутренней мотивированности, а также в состоянии амотивации.

В.Э. Мильман [3] выделяет различные мотивы учения у студентов:
— внутренние мотивы — познание нового и неизвестного, творческое развитие, совместное с другими и для других действия;
— внешние мотивы — учеба как привычное функционирование, учеба в качестве вынужденного долга, учеба для достижения лидерства и престижа, желание оказаться в центре внимания, учеба ради либерального вознаграждения, учеба для избегания неудач.

Проведенные исследования показывают, что познавательные, социальные мотивы, мотивы личного престижа, а также мотивы творческих и профессиональных достижений являются наиболее значимыми для успеваемости студентов в учебе. Мера
трудности и легкости учения, отношение к профессии, затраты времени на учение в значительной степени зависят от степени выраженности именно таких видов мотивации [4].

Проведенный анализ мотивации учебной деятельности позволяет сделать ряд выводов.
Мотивация представляет собой одну из фундаментальных проблем и в отечественной, и в зарубежной психологии. Её значимость для современной психологии обусловлена анализом побудительных сил деятельности человека, его поведения, источников активности человека.

Сложностью и многоаспектностью проблемы мотивации обусловлена множественность подходов к исследованию ее природы, структуры, самой сущности мотивации, к методам изучения мотивации как сложной системы, которая содержит определенные иерархизированные структуры. В данном случае структура представляется относительно устойчивым единством элементов, отношений элементов, целостности объекта, инвариантом системы. Важными также являются положения исследователей о структуре мотивационной сферы не как о статическом, застывшем образовании, а как о развивающемся, изменяющемся в процессе жизнедеятельности.

Мотивация учебной деятельности не является однородной, зависит от значительного числа факторов, включающих индивидуальные особенности учащихся, особенности ближайшей референтной группы, развития студенческого коллектива, тому подобных факторов. С другой стороны, представляя собой психическое явление, мотивация поведения человека всегда является отражением взглядов, установок, ценностных ориентаций той социальной группы, общности, представителем которой является личность.

При рассмотрении мотивации учебной деятельности необходимо учитывать, что понятие мотива тесно взаимосвязано с понятиями «цель», «потребность», они взаимодействуют в личности человека и поэтому получили обобщенное наименование «мотивационная сфера». Под этим термином в научной литературе подразумеваются все виды побуждений: интересы, цели, потребности, склонности, стимулы, установки мотивы.

Учебную мотивацию определяют как частный вид общего понятия «мотивация», которая включена в конкретную деятельность — учебную деятельность, деятельность учения в данном случае. Наравне с любым другим видом мотивации учебная мотивация характеризуется рядом специфических факторов, характерных для деятельности, в которую она включена. Учебная мотивация определяется образовательным учреждением и образовательной системой; построением образовательного процесса; личными особенностями обучающегося; субъективными особенностями педагога, во многом системой его отношения к предмету деятельности и ученику; спецификой учебного предмета.

Учебная мотивация наравне с другими видами мотиваций характеризуется направленностью, системностью, устойчивостью и динамичностью.

Целью нашего исследования выступало изучение особенностей мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов.

Базой эмпирического исследования выступил Воронежский государственный педагогический университет и Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института. Исследование проводилось с января по май 2015 года.
Выборку исследования составили шестьдесят студентов-психологов 1, 3, 5 курсов обучения психолого-педагогического факультета ВГПУ и гуманитарно-правового факультета ВФ МГЭИ (по 20 человек от каждого курса). Средний возраст испытуемых составил 19 лет.

Проанализировав данные, полученные с помощью методики изучения мотивов учебной деятельности студентов, модифицированной А.А. Реаном, В.А. Якуниным [5], можно заключить, что у студентов-психологов выделяется 5 ведущих мотивов учебной деятельности:
1. Стать высококвалифицированным специалистом — 68,8% .
2. Получить диплом — 64% .
3. Приобрести глубокие и прочные знания — 48%.
4. Получить интеллектуальное удовлетворение — 43,2%.
5. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности — 40% .

В целом картина выборов одинакова для студентов всех курсов. Мотивы: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» входят в пятерку значимых мотивов для студентов 1-5 курсов. Данные по методике представлены в таблице 6.
Следует отметить, что для студентов 1 курса значимым мотивом является желание добиться одобрения родителей и окружающих (50% студентов-первокурскников). Первокурсники являются студентами менее полугода, и воспоминания о выборе вуза, о вступительных испытаниях еще свежи. Поступление в вуз — это серьезный стресс для абитуриента, немаловажную роль здесь играет стремление оправдать надежды своих родителей, преподавателей, близких. Теперь, когда они являются студентами престижного вуза, многие из них задумываются над тем, что родители приложили много усилий, оплачивая услуги репетиторов или возмещая затраты на обучение. Отсюда и желание успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Этот мотив выбрали 50% первокурсников.

У студентов 3 курса в дополнение к трем выше- обозначенным появляется желание приобрести глубокие и прочные знания (55% испытуемых 3 курса). В пятом семестре изучаются дисциплины специализации, поэтому большое количество третьекурсников задумываются о том, что знания и умения, приобретаемые ими, безусловно, понадобятся в дальнейшем при трудоустройстве.

Студенты 3 и 5 курсов в качестве причин, побуждающих их учиться, выбирают также возможность получить интеллектуальное удовлетворение (60% и 65% соответственно). Студенты старших курсов задействованы в написании курсовых и научных работ, у них появляется сфера профессиональных интересов, поэтому возможность общаться с преподавателями-специалистами становится для студентов не только нужной, но и интересной.

Студенты 3 и 5 курсов выбрали мотив «Приобрести глубокие и прочные знания» (55% и 70% соответственно). 30% студентов 3 курса выбрали мотив «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». Возможно, что студенты 3 курса задумываются о трудоустройстве и получении диплома и поэтому отметки, которые будут во вкладыше к диплому, им становятся особенно важны. Для пятого курса это мотив тоже должен быть значим, однако большинство дисциплин уже пройдены и общая картина, или средний балл диплома, почти уже сформирована.

Интересно также отметить, что значимость мотива «Получить диплом» как причины, побуждающей к учебе для студентов 5 курса меньше, чем для студентов всех предыдущих курсов. Для студентов выпускного курса получение диплома становится уже безусловным фактом, поэтому теперь они больше задумываются о дальнейшем трудоустройстве и, как следствие, о получении глубоких знаний по специальности.

С помощью методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [6] нами были получены следующие результаты: 45% студентов 1 курса ориентированы на получение диплома, то есть для них в большей степени свойственно стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, а также стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов. 30% первокурсников хотят овладеть профессией, для них важно получить профессиональные знания и сформировать профессионально важные качества. И, наконец, лишь 25% студентов 1 курса ориентированы на приобретение знаний и демонстрируют любознательность.

В отличие от первокурсников у студентов- психологов 3 курса преобладает мотив к овладению профессией (40% студентов), а стремление получить диплом и приобрести знания имеют одинаковую выраженность. Данные типы мотивов характерны для 30% студентов 3 курса.

Рассмотрим результаты студентов-психологов 5 курса. Преобладающим мотивом является мотив овладения профессией, который выявлен у 45% студентов, т.е. для них важно овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Вторым по выраженности является мотив приобретения знаний, характерный для 35% студентов. И, наконец, наименее выражен у студентов пятикурсников мотив получения диплома, т.е. стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний. Преобладание мотивов по шкале «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею.

Анализируя средние значения показателей выраженности того или иного мотива, можно заключить, что мотив «Приобретение знаний» и мотив «Овладение профессией» сильнее всего выражены у студентов 5 курса, а мотив «Получение диплома» — у студентов 1 курса.

Таким образом, студенты-психологи старших курсов более отчетливо по сравнению со студентами первого курса понимают, что успешная учеба в вузе будет являться основой их становления как настоящих специалистов, а также что знания пригодятся для достижения материального благополучия. Стремление к овладению профессией и получению знаний сильнее выражено у студентов более старших курсов по сравнению с первокурсниками. А стремление студентов приобрести диплом при формальном усвоении знаний от первого к пятому курсу заметно снижается.

С нашей точки зрения, преподавателям вуза важно принять меры к усилению фактора мотивации, относящегося к межличностным взаимодействиям со студентами. Этого можно достичь, повысив разнообразие индивидуальных и групповых форм и методов учебной деятельности, таких как обучающие, научно-исследовательские, консультативные, а также использовать разнообразные модели педагогического общения.

Для повышения мотивации учебной деятельности учащихся, администрации вуза, факультетов необходимо, опираясь на политику университета как учреждения образования, более широко освещать цели и задачи учебной деятельности, способы улучшения материально-технических, санитарно- гигиенических и прочих условий учебной деятельности, совершенствовать систему межличностных отношений «администрация-преподаватели-студенты».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. — СПб. : Питер, 2006. — 512 с.
2. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 117-132.
3. Мильман, В. Э. Мотивация и творчество [Текст] / В.Э. Мильман. — М. : «Мирея и Ко», 2005. — 165 с.
4. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М. Якобсон. — М., 2006. — 361 с.
5. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография [Текст] / Н.Ц. Бадмаева. — Улан-Удэ, 2004. — 280 с.
6. Практикум по возрастной психологии / под ред. JI.A. Головей, Е.Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2002. — 694 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code