ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Н.В.Щиголева, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена анализу проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшей школе. В ней рассмотрены условия адаптации студентов первого курса в вузе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация студентов, адаптированностъ, социально-психологическая адаптация, культурно-образовательное пространство вуза.

 

Под адаптацией традиционно понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. Нас интересует второй вид. Это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладения социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере ее осуществления повышается адаптированность личности — степень приспособленности к условиям жизни и деятельности. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным и негативным результатам.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт — эмоциональная удовлетворенность; внешняя адекватность поведения — способность легко и точно выполнять условия среды. Адаптированность личности может быть внутренней, проявляющейся в перестройке функциональных структур и систем личности при определенной трансформации жизни и деятельности. Внешние формы поведения, деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, требованиям извне — происходит полная, генерализованная адаптация личности. При внешней адаптированности — поведенческой, при- способительской — личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате чего имеет место инструментальная адаптация личности. Ученые выделяют и смешанную адаптацию, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я», свою самостоятельность. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека условиям среды и деятельности в тех или иных обстоятельствах. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности. С помощью него ослабляется и устраняется внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми. Социально- психологическая адаптация выполняет кроме психологической защиты и такие функции: достижение оптимального равновесия в системе «личность — социальная среда»; максимальное проявление и развитие творческих возможностей и способностей личности, повышение ее социальной активности, регулирование общения и взаимоотношения.

Успешная адаптация проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Продолжительность процесса адаптации может быть ограничена несколькими днями или быть более длительной.

Характер адаптации зависит от нескольких факторов: возраста человека, состояния здоровья и уровня развития, биологического и социального анамнеза, особенностей высшей нервной системы, ее типа, тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей половых различий, уровня тренированности адаптационных механизмов.

Известно, что смена социальных условий представляет для человека значительные трудности. Эмоциональное напряженное состояние, так же, как и эмоциональное расслабление, хорошо знакомо любому человеку. Напряженность не обязательно связана с внешним миром. Она может возникать и при мысленном воспроизведении действий и их возможных последствий. Психическая напряженность может вырастать как бы из ничего, в условиях, когда не наблюдается никаких действий. Но ее последствия — реальные изменения в состоянии человека. Напряженность может быть связана с ожидаемой или актуализировавшейся неудачей, нехваткой чего-то, с неудовлетворенной потребностью, ощущением близкой опасности и т.п. Во всех этих случаях проявляется негативная напряженность.

Другой тип напряженности возникает, когда человек хочет и может достичь цели, ощущает ее близость, располагает для этого необходимыми средствами. В этом случае будут преобладать положительные эмоции в предчувствии счастливого финала. Такую напряженность можно считать позитивной.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что некоторая системность в работе вузов по социальной адаптации студенчества есть. Сегодня образовательные организации все больше обращаются к воспитанию личности на основе создания целостной системы адаптации. Комплексная программа адаптации первокурсников создается с учетом традиций вуза и включает в себя: воспитание корпоративной культуры, создание условий для адаптации первокурсников, разработку конкретных мероприятий. В ходе экспериментальной работы мы выявили проблемы, проясняющие картину трудностей адаптационного периода: 19% студентов первокурсников одной из трудностей считают насыщенность вузовской программы; 22% — указывают на недостаточность школьной подготовки, 10% — на неблагополучные жилищные условия, 23% — материальные условия, 19% — состояние здоровья, 5% — семейные обстоятельства.
Однако наибольшее значение в процессе адаптации сами студенты придают субъективным причинам: 58% студентов отметили неумение общаться и налаживать контакты с ровесниками и взрослыми людьми, 30% — неумение распределять время, 9% признались в недостаточной требовательности к себе, 7% — в слабых способностях, 6% — в недостаточном желании учиться. Анализируя эти трудности, можно отметить, что они носят социально- психологический характер.

Общая характеристика контингента обучающихся на 1 курсе факультета ФК и БЖ свидетельствует о том, что почти половина из обучающихся воспитывается в неполной или проблемной семье, подавляющее большинство студентов не проявляет особых учебных успехов, им жизненно необходимы дополнительные заработки. Это осложняет задачи обучения и воспитания молодежи. Социальная адаптация обучающихся, создание комфортной обстановки в университете, включение молодых людей в культурную среду, социальные структуры общества — важная и актуальная задача высшего профессионального заведения. Это своего рода функция «социального приюта». В условиях разнородного контингента студентов единственная эффективная педагогическая стратегия заключается в гибком персонифицированном подходе, преобладании методов личностно-ориентированного образования.

На занятиях по модулю «Психология» мы создаем условия для максимального раскрытия и развития каждым студентом своих потенциальных возможностей, ориентируем на участие в работе в органах самоуправления наибольшее количество студентов, оказываем помощь в создании атмосферы творческого подхода к любому делу (исходя из принципа «Каждое дело творчески и качественно, иначе зачем»). Психологическая помощь включает две составляющие: социально-психологическую поддержку и коррекцию межличностных отношений. Также мы выделяем кроме двух названных элементов третий компонент психологической помощи — диагностику. Для диагностики используем тесты на изучение осознанности жизненных целей, самооценки, выявление психологического возраста, учебной мотивации, определение уровня общительности, конфликтности личности и др.

Осуществляя образовательно-воспитательную работу со студентами, нацеленную на их успешную адаптацию в вузе, необходимо учитывать психологические последствия социокультурных трансформаций:
— компьютерная деятельность и использование мобильников в массовом масштабе меняет психомоторику детей, юношей;
— культуризация новых способов поиска информации. Умение поиска информации с использованием поисковых систем Интернета и других электронных форм информации (электронные учебники и пр.), становясь частью функциональной грамотности растущего человека, формирует новые типовые особенности «ручных» и «мыслительных» действий;
— развитие новых массовых умелостей: рисования, сочинения музыки, текстов, создание фильмов, проектирования и других с помощью интернет- средств;
— развитие полилингвистического сознания, объединяющего в новые психологические структуры освоение и использование естественного и «новых», «всемирных» языков (того же интернет- пиджина);
— новые основания для социальной категоризации, конкуренции, зависти, формирования образов Я и Других как следствие экспериментов и трансформаций с телесностью и доступностью этих экспериментов и т.д. [3, с. 24].

Понять и принять сегодняшних студентов — задача не простая для преподавателей. В вузы приходят поколения Y, Z. Это не просто интернет- поколение, это — сетевое поколение [1, с. 51]. Исследователи называют следующие их особенности: они обладают способностью к «многозначности»; они поняли, что получить доступ к данным важнее, чем их запомнить; они привыкли к тому, что информации слишком много, чтобы внимательно изучить ее всю, и важно уметь найти нужный сейчас кусок и суметь его использовать; телефонным разговорам они предпочитают обмен SMS и т.д. [2, с. 55].

Эффективным средством успешной адаптации студента является студенческая группа. Группа приобщает первокурсников к коллективной жизни, предоставляет новые условия жизнедеятельности и возможность становиться инициатором, автором и реализатором проектов.

Важным средством успешной адаптации в вузе является участие студентов в разнообразных студенческих объединениях. Их эффективность состоит в том, что процесс активного участия имеет воспитывающий и развивающий личность характер. Он позволят пройти начальный этап адаптации в позитивно-эмоциональном настрое. Через творческое участие в жизнедеятельности объединения студент становится автором своего саморазвития: вырабатываются жизненные смыслы, ценности нравственные идеалы. Коллективное творчество стимулирует развитие способностей, рост творческой индивидуальности, предоставляя благоприятные возможности для самоутверждения и самовоспитания.

Сложившиеся в вузе традиции: Посвящение в первокурсники, Школа актива, Школа старостата, Студенческая весна, встречи с выпускниками, студенческая научно-практическая конференция и др., — являются формами интеграции первокурсников в вузовское культурно-образовательное пространство.

В адаптации первокурсников большую роль играет система кураторства. Кураторы выполняют многообразные, разнообразные функции: информативная, коммуникативная, организующая, творческая, контролирующая и т.д. Куратор ориентирует студентов на освоение ими вузовских традиций, идеалов, ценностей. Формы работы кураторов также разнообразны: собрания, анкетирование, знакомство с нормативными документами вуза, выявление актива, лидеров, организация проектов и др.

В систему работы с первокурсниками по их адаптации в вузе мы включаем также конференцию по проблемам самостоятельной работы, знакомство с учебным планом, графиком учебного процесса. Кроме того, необходимо учитывать, что процесс адаптации первокурсников в вузе будет более эффективен при обеспечении целого ряда психолого- педагогических условий:
— гуманистической направленности образовательного процесса;
— свободного выбора студентами собственной деятельности при проектировании и конструировании учебного процесса;
— удовлетворении потребности студентов в самореализации и саморазвитии;
— постоянном учете в образовательном процессе индивидуально-личностных особенностей первокурсников и дифференцированной работе с ними;
— создания в образовательном процессе благоприятной атмосферы для свободной коммуникации и взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крысько, В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии [Текст] / В.Г. Крысько. — М.; СПб. : Питер, 2003. — 416 с.
2. Мирошкина, М.Р. X,Y,Z. Теория поколений. Новая система координат [Текст] / М.Р. Ми- рошкина // Вопросы воспитания. — 2014. — № 2/19. — С. 50—57.
3. Поляков, С.Д. Проблемы и перспективы социального воспитания 2013—2035 годов: опыт прогноза
[Текст] / С.Д. Поляков // Вопросы воспитания. — 2013. — № 4(17). — С. 20-27.
4. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии [Текст] / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. — 2007. — № 5(40). — С. 152-156.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code