ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

А.А.Пенысова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается воспитательная система педагогического вуза с точки зрения современных педагогических исследований. Автор выделяет факторы, обуславливающие ее особенности в современных условиях, и делает вывод о том, что данная воспитательная система в первую очередь является профессионально-детерминированной.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитательная система, педагогический вуз, воспитательная система вуза.

 

Студенты — это тот социальный слои, который предназначен в скором будущем определять лицо страны. Именно в студенческой среде рождается новое поколение молодых людей, способных решать задачи возрождения России. «Из потерянного поколения через процесс духовной и исторической самоидентификации молодежь начинает превращаться в поколение россиян, которые по-новому мыслят, чувствуют исторические перемены и — главное — способны решать масштабные задачи» [1, с. 72].

В современных условиях, когда процесс обучения все более дистанцируется от непосредственного взаимодействия учителя с ребенком, все большую роль играет духовное богатство личности учителя. Духовное богатство — это важнейший внутренний ресурс педагогической деятельности, накопление которого требует помощи и поддержки со стороны преподавателей и вуза в целом в течение всех лет обучения.

Студенты педагогического вуза — это будущие учителя и их предназначение — воспитывать последующие поколения россиян — указывает на необходимость интенсивной подготовки к нему в стенах университета. Осознание студентами своего предназначения, формирование готовности к профессиональному «взращиванию» маленького человека в новых изменяющихся условиях, развитие творческого и интеллектуального потенциала, формирование способности к развитию и саморазвитию, в том числе нравственному, невозможно без системного подхода не только к обучению, но и к воспитанию студентов.

Современная социокультурная и образовательная ситуация, когда критериями эффективности работы вуза являются привлеченные средства, имеющиеся площади, публикационная активность преподавателей и т.д., характеризуется недооценкой его воспитывающих функций. Попытки поставить вуз, особенно педагогический, вне воспитательного процесса все более приходят в противоречие с педагогической теорией и образовательной практикой.

Ученые, изучающие проблему подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности, подчеркивают, что среди абитуриентов, поступающих в педагогический вуз в последние годы, велика доля учащихся, не имеющих выраженных профессиональных интересов. Т.Ю. Волгина пишет: «Результаты проведенного нами исследования показали, что только около 30% абитуриентов имеют интересы, связанные с будущей профессией» [2]. Формирование профессиональных интересов в педагогическом вузе на основе развития внутренней мотивации невозможно без внимательного отношения к вопросам воспитания будущего учителя и является важным условием профессиональной подготовки.

По своей сути воспитание в вузе — это процесс, обеспечивающий осмысление и упорядочивание жизненных смыслов, ценностей, профессиональных и личностных целей человека.

Актуальность осуществления профессионального воспитания в педагогическом вузе продиктована в первую очередь возрастающей потребностью нашей страны в грамотных, высококультурных педагогических кадрах.

Общество всегда предъявляло учительству высокую планку требовательности к «идеальности» и духовности образа представителя данной профессиональной группы. Отсюда и требования к воспитательной работе, осуществляемой в педвузе, имеют особый статус и реализуются через определенную стратегию программирования воспитательного процесса, направленную на развитие совершенной личности будущего педагога [3].

Представители научной школы В.А. Сластенина считают, что проблема профессиональной подготовки учителя является ключевой проблемой в педагогике. В связи с этим были сформулированы задачи, которые необходимо решать в образовательном процессе учреждений профессионального педагогического образования, а именно:
— «развитие у студентов интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей, осознание их самоценности;
— развитие рефлексивных и эмпатических способностей, интереса к учительской профессии и дисциплинам психолого-педагогического цикла;
— развитие профессионального образа «Я»;
— развитие позитивного принятия личности ребенка, осознание гуманистического потенциала педагогических стратегий;
— развитие познавательной самостоятельности, индивидуально-творческих возможностей студентов;
— развитие потребности в личностном и профессиональном самосовершенствовании;
— создание информационно-субъектного поля;
— актуализация педагогической рефлексии;
— развитие способности к самопроектированию жизненного и профессионального пути;
— формирование умений моделирования фрагментов профессионально-педагогической деятельности;
— активизация процессов самовыражения и самореализации студентов в учебно- профессиональной деятельности;
— развитие проектной культуры будущего учителя;
— стимулирование поиска индивидуального стиля и создания моделей будущей профессиональной деятельности студентов;
— совершенствование навыков практического жизнетворчества студентов;
— формирование потребностей в самоанализе и коррекции учебно-профессиональных и жизненных достижений» [4, с. 5].

Решение данных задач невозможно без активного использования ресурсов внеучебной деятельности педагогического вуза и внимательного отношения к проблеме воспитания студента на занятиях. Для этого необходим системный подход к решению проблемы.
Есть еще одна причина, по которой воспитательная система в педагогическом вузе необходима, она связана с особенностями контингента абитуриентов, поступающих в педагогический вуз. Нельзя быть уверенными в том, что молодой человек, избравший профессию учителя, в достаточной степени воспитан и обладает всеми необходимыми для педагогической профессии личностными и профессиональными качествами. Сегодня любой выпускник может стать студентом вуза, независимо от качества знаний. Р.П. Корсун подчеркивает, что «демографический кризис не оставляет возможности отбора потенциальной интеллектуальной элиты. Вузовская среда становится открытой для любого выпускника школы» [5].

Поскольку престиж педагогической профессии невысок, то студент педагогического вуза — чаще всего человек со средними знаниями и способностями, которые необходимо не просто развивать, а при этом формировать мотивацию к постоянному самообразованию и саморазвитию. Это возможно только при реализации системного подхода, едином комплексе мер в рамках учебного и внеучебного процессов.

Также стоит учитывать, что подавляющее большинство абитуриентов педагогического вуза — это выпускники сельских школ, удаленных от культурных центров, не имеющих условий для всестороннего общекультурного развития. И вуз в процессе обучения должен создать условия для наиболее полного культуроемкого их развития, саморазвития и самореализации. Возвращаясь в сельскую школу, выпускник педагогического вуза будет поставлен в ситуацию, при которой ему придется вести ряд предметов, не являющихся его основной специальностью. И здесь ему также понадобится широкий кругозор, установка на саморазвитие и умение не только грамотно организовать учебный процесс, но и мотивировать учащихся на самостоятельную работу.

Развитие столь широкого спектра способностей предполагает активное участие студентов в жизни вуза, его волонтерской и общественной деятельности, условия для которых могут быть созданы в процессе организации, развития и окончательного оформления воспитательной системы педагогического вуза.

Поэтому проблема разработки современных инновационных моделей воспитательных систем в педагогических вузах не вызывает сомнения.

Основные положения системного подхода к воспитанию и к организации и самоорганизации воспитательных систем разработаны в трудах Ю.П. Сокольникова, A.M. Сидоркина, Н.М. Таланчука, М.Ю. Устюжаниной и др. Закономерности становления и развития воспитательных систем исследуются в работах Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, С.Д. Полякова, H.JI. Селивановой, А.Г. Пашкова, Ю.С. Мануйлова и др.

Воспитательная система интересна исследователю в первую очередь не структурой, функциями, а своим результатом — развитием и продолжающимся саморазвитием ее субъектов. Воспитательная система педагогического вуза интересна своими особенностями, поскольку субъекты воспитательной системы — профессионалы или будущие профессионалы, способные впоследствии проектировать, моделировать воспитательные системы образовательных учреждений и разрабатывать концепции воспитательной системы с учетом специфики конкретных образовательных учреждений.
Воспитательная система среди представителей научной школы Л.И. Новиковой понимается как упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащегося [6; 7].

Также в педагогике имеются более узкие определения, относящиеся к воспитательной системе вуза, в том числе педагогического, и уточняющие определение Л.И. Новиковой с точки зрения особенностей воспитательной системы вуза.

Например, С.О. Грунина, анализируя аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педвуза, предлагает следующее определение воспитательной системы вуза: «Воспитательная система вуза должна представлять собой сложное, открытое, целостное, ценностно- ориентированное, целенаправленное, самоуправляемое и саморазвивающееся социально-педагогическое образование»[8].

Н.А. Нефедова под воспитательной системой вуза понимает «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания. Эта система включает определенное, необходимое и достаточное количество элементов (внеурочной воспитательной и образовательной направленности) и их взаимодействие, направленное на конечный результат воспитания личности и индивидуальности студента» [9].

З.Н. Калинина уточняет понятие и считает, что воспитательная система педагогического вуза — это «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания и профессиональной подготовки будущего учителя» [10].
В современной отечественной педагогике представлен целый ряд исследований, посвященных проблемам создания, функционирования, развития воспитательных систем высших учебных заведений (А.Ф. Шарафеева, С.И. Салимов, Т.И. Грозова, А.В. Пономарев, Е.В. Головнева, И.В. Сергиенко, Н.А. Нефедова, Г.А. Стрюкова и др.), а также проблемам профессионального развития и воспитания студента в стенах вуза (Б.Н. Боденко, Н.М. Борыт- ко, Н.О. Баюкова, А.В. Репринцев и др.), процессу построения воспитательной системы педагогического вуза (С.О. Грунина, З.Н. Калинина), моделированию воспитательного пространства факультета в условиях педагогического университета (А.В. Макухо).

Воспитательная система педагогического вуза в первую очередь является системой профессионально-ориентированной .

Г.А. Стрюкова в своей статье «Гуманистический потенциал профессионально детерминированной воспитательной системы» вводит понятие «профессионально-детерминированная воспитательная система», определяя ее как воспитательную систему закрытого учебного заведения, «функционирующего в жёстко заданных условиях, обусловленных его спецификой (профессионализацией), традициями и нормами профессионального воспитания» [11]. В связи с этим можно отметить, что воспитательная система педагогического вуза, с одной стороны, не может быть закрытой в силу специфики педагогической деятельности, основанной сегодня на взаимодействии школы, семьи, социума, с другой стороны — она должна быть детерминирована требованиями, предъявляемыми обществом к педагогической деятельности и личности учителя.

А.В. Пономаревым проведен организационно- концептуальный анализ воспитательных систем и концепций воспитательной деятельности 30 российских вузов, который выявил «традиционную двух- компонентность воспитательной системы (внеучебная и социальная деятельность); оторванность воспитательного процесса от инновационной образовательной деятельности вузов; декларативность концепций воспитательной работы» [12, с. 30].

Особенности воспитательной системы педагогического вуза пытается определить в своей работе В.В. Коробова [13]. Автор называет следующие черты воспитательной системы педагогического вуза: цели воспитания, возраст и социальный статус воспитанников, социальный статус профессорско- преподавательского состава, масштаб системы, частая сменяемость основного состава в связи с продолжительностью обучения, более сложный характер взаимосвязей внутри системы. В целом В.В. Коробова отмечает два вида особенностей — определяемые профессионально-педагогической направленностью и определяемые спецификой условий конкретного вуза [13]. Однако, формулируя особенности воспитательной системы педагогического вуза, В.В. Коробова не рассматривает их влияние на функционирование воспитательной системы в целом, ее развитие и эффективность.

Анализ публикаций, посвященных педагогическому образованию и педагогическим вузам, а также изучение опыта работы педагогических вузов позволяет утверждать, что особенности воспитательной системы педагогического вуза обусловлены следующими факторами:
— воспитание в вузе имеет, прежде всего, профессиональную направленность (А.В. Репринцев [14], Н.М. Борытко, Н.О. Баюкова [15]);
— преподаватель педагогического вуза является для студентов учителем и воспитателем, примером в их будущей педагогической профессии, его деятельность подвергается профессиональной критике и анализу со стороны студентов (С.И. Салимов [16], А.В. Морозов [17]);
— основным субъектом воспитания являются студенты — люди взрослые, самостоятельные, со сложившейся системой взглядов и ценностей, в большинстве определившиеся с профессиональным выбором, способные более глубоко анализировать окружающую среду, ее плюсы и минусы;
— студентам педагогического вуза самим предстоит решать задачу воспитания растущего человека и, следовательно, опыт, полученный в вузе, может быть использован в процессе организации воспитательной работы как профессиональной деятельности будущего учителя;
— к личностным и профессиональным качествам преподавателя педагогического вуза предъявляются более высокие требования со стороны общества, государства, микросоциума, поскольку обучение и воспитание — его основная профессия (в то время как преподаватель, например, медицинского вуза, прежде всего врач, и его основная работа — лечить, а не учить);
— педагогическая профессия предполагает наличие у выпускника вуза нравственных качеств, любви к детям, широкого гуманистического мировоззрения и кругозора, организаторских способностей, целеустремленности и активности, способности к творчеству, развитию и саморазвитию.

Таким образом, педагогическому вузу невозможно эффективно реализовать свою основную функцию — подготовку педагога, способного к реализации профессиональных задач — без грамотно организованной, гуманистической воспитательной системы, которая позволит молодому специалисту быть готовым к решению различных проблем в жизни ребенка, даст ему опыт организации социально-ценной деятельности детей, нацелит на решение задач воспитания.

Факторы, обусловливающие профессиональную ориентированность воспитательной системы педагогического вуза, рассматриваются многими исследователями. Однако особенности отдельных субъектов и компонентов воспитательной системы педагогического вуза по-прежнему нуждаются в изучении, обобщении и более детальном рассмотрении, поскольку именно с теоретического анализа особенностей структуры, целей, субъектов воспитательной системы, системообразующей деятельности начинается проектирование и моделирование такой воспитательной системы педагогического вуза, которая позволит его выпускникам соответствовать современным требованиям, предъявляемым к личностным и профессиональным качествам учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин, Г.Л. Философия образования [Текст] / Г.Л. Ильин — М. : Вузовская книга, 2002. — С. 72.
2. Волгина, Т.Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе:трудности, проблемы, пути их решения [Электронный ресурс] / Т.Ю. Волгина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». — Вып. 2007. — (www.omsk.edu).
3. Шарафеева, А.Ф. Приоритеты и технологии развития воспитательной системы в педагогическом вузе [Текст] / А.Ф. Шарафеева // ВЕСТНИК ТГГИУ. — 2007. — № 4(11).
4. Научная школа личностно-ориентированного профессионального образования В.А. Сластенина // Педагогическое образование и наука. — 2010. — № 8. — С. 4—10.
5. Корсун, Р.П. Внеучебная деятельность высшего учебного заведения как фактор социализации и развития [Текст] / Р.П. Корсун // Организация и развитие воспитательной работы в вузе : проблемы и перспективы : материалы Региональной научно-практической конференции, 24—25 ноября 2011 г. — Магадан : СВГУ, 2012. — С. 6.
6. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. — М., 1996.
7. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике [Текст] / Н.Л. Селиванова. — М. : УРАО ИТИП, 2010. — 168 с.
8. Грунина, С.О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педвуза [Текст] / С.О. Грунина // Вектор науки ТГУ. — 2(5). — 2011. — С. 73-76.
9. Нефедова, Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза [Текст] / Н.А. Нефедова // Вектор науки ТГУ. — 2012. — № 3. — С. 250-252.
10. Калинина, З.Н. Создание, функционирование и развитие воспитательной системы педагогического вуза : дис. … канд. пед. наук [Текст] / З.Н. Калинина. — Тула, 2004. — 245 с.
11. Стрюкова, Г.А. Гуманистический потенциал профессионально детерминированной воспитательной системы [Текст] / Г.А. Стрюкова // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8. — С. 61—64.
12. Пономарев, А.В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук : специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования [Текст] / А.В. Пономарев. — Екатеринбург, 2009. — 65 с.
13. Коробова, В.В. Особенности воспитательной системы педагогического вуза в современных условиях [Текст] / В.В. Коробова // Пути совершенствования и развития воспитательной системы вуза : материалы научно-практической конференции вузов Пермской области (18 ноября 2003 г.); отв. ред. В.В. Коробкова. — Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2003. — С. 66—69.
14. Репринцев, А.В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : автореф. дис. … на соиск. учен. степ. докт. пед. наук [Электронный ресурс] / А.В. Репринцев // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. — (http://www.dissercat.com/content/teoreticheskie-osnovy- professionalnogo-vospitaniya-budushchego-uchitelya#ixzz30klaUgJQ).
15. Баюкова, Н.О. Внеучебная воспитательная работа как фактор личностно-профессионального становления будущего педагога [Текст] / Н.О. Баюкова // Организация и развитие воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы : материалы региональной научно-практической конференции, 24—25 ноября 2011 г. — Магадан : СВГУ, 2012. — С. 18-20.
16. Салимов, И.С. Педагогические основы становления воспитательной системы в вузе (на материалах Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни) [Электронный ресурс] / И.С. Салимов. — (http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-stanovleniya- vospitatelnoi-sistemy-v-vuze#ixzz38emwlyNy).
17. Морозов, А.В. Креативность преподавателя высшей школы [Текст] / А.В. Морозов // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 3. — С. 64-68.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code